Журнал «Воздушно-космическая сфера». №3 (92) сентябрь 2017 года - page 85

83
Воздушно-космическая сфера №3(92) сентябрь 2017
менного напыления оксида алюминия на по-
верхность медных трубок. Это обеспечивает
электрическую изоляцию трубок от нихромо-
вой спирали и лучшую теплопроводность, пре-
дохраняя нихром от прогорания. Внутри бака
установлен датчик давления с выводами через
нижнее днище, который отделен перегородкой
от резинового эластичного мешка. Мешок кре-
пится через штуцер к верхней части бака. Все
соединения герметизируются.
Приборный отсек содержит релейный модуль,
датчики (акселерометр, гироскоп, компас, дат-
чик температуры и давления). Данные с датчи-
ков сохраняются на плату с помощью SD-card.
Вся сохраненная на карту информация транс-
лируется с помощью передатчика по радиока-
налу (433 МГц) на приемник, размещенный на
стратостате. На аппарат «Метелица» установлен
bluetooth-модуль для получения телеметрии пе-
ред стартом на наземные средства регистрации
с целью проверки готовности систем, запуска
алгоритма программы и возможности останов-
ки выполнения программы перед стартом.
Всю бортовую аппаратуру обеспечивает пита-
нием LiPo-аккумулятор напряжением 11,1 В и
емкостью 1000 мАч, расположенный в аккуму-
ляторном отсеке. Питание контроллера обес-
печивают два LiPo-аккумулятора по 3,7 В емко-
стью 700 мАч.
Навигационный блок представляет собой
устройство для спутникового отслеживания объ-
ектов по технологии GPS/GLONASS, необходимо-
го для поиска «Метелицы» после приземления.
Система спасения
Для обеспечения безопасного приземления и
сохранностиприборовна аппарате «Метелица»
предусмотрена система спасения. В первона-
чальном варианте система спасения состояла
из парашюта, расположенного в парашютном
контейнере и вводимого в действие вышиб-
ным зарядом. Парашютная схема обладает ря-
дом недостатков, связанных с затруднениями
введения парашютной системы в работу при
выбросе парашюта с быстровращающегося объ-
екта, поэтому было принято решение отказать-
ся от парашюта в пользу авторотации.
При такой схеме авторотации винт состоит из
четырех лопастей, сложенных вдоль корпуса и
раскрывающихся после проведения экспери-
мента. Конструкция системы такова, что обе-
спечивает не только раскрытие лопастей, но и
разворот их на заданный угол атаки при помо-
щи специального штока. Необходимость скла-
дывания лопастей вдоль корпуса обусловлена
тем, что лопасти не должны создавать возму-
щения потока и влиять на аэродинамические
характеристики аппарата в целях соблюдения
условий эксперимента.
В 2015 году в рамках студенческих соревно-
ваний «CanSat в России», проводимых НИИ ЯФ
МГУ, был осуществлен первый пробный полет
«Метелицы» с подъемом на высоту 29 км.
Рис. 4.
Двигательный отсек
Рис. 5.
Конструкция авторотационной системы
спасения аппарата
Сопла
Топливная трубка
Лопасть
Шток
Фланец
Двигатель-редуктор
Нагреваемый участок
1...,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84 86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,...124
Powered by FlippingBook