Газета «Военно-промышленный курьер». №12 (725) 27 марта - 2 апреля 2018 года - page 11

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
11
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
В конце ХIX века центром притяжения интересов ми-
ровых держав был Дальний Восток, особенно ослаблен-
ный Китай. Потерпев поражение в войне 1894–1895
годов с японцами, власти Поднебесной уступили агрессо-
ру Ляодунский полуостров и Порт-Артур.
В результате совместного нажима на Токио России, Гер-
мании и Франции японцы возвратили Порт-Артур китайцам.
С XVII века единственной коммуникацией, связываю-
щей Россию с Дальним Востоком и Тихим океаном, был
Амур: летом на судах, зимой санным путем по льду. Толь-
ко в 1902 году заработала Транссибирская магистраль.
Петербург остро нуждался в незамерзающих портах-ба-
зах на Дальнем Востоке. Российские дипломаты доби-
лись соглашения с Китаем и 15 (27) марта 1898 года в
Пекине состоялось подписание Конвенции № 48 о Ляо-
дунском полуострове. В документе девять статей. В вось-
мой оговаривалось привязать Порт-Артур и Дальний к
КВЖД (Китайско-восточной железной дороге). Они отда-
вались России в аренду на 25 лет, но предполагалась
пролонгация конвенции.
Это были закрытые военные порты, куда разрешался
заход только русским и китайским судам. Базирование
эскадры в Порт-Артуре позволяло Петербургу контроли-
ровать морские коммуникации в
северной части Желтого моря, а по
большому счету во всей прилегаю-
щей акватории Тихого океана.
Усиление позиций России вы-
звало недовольство на Западе.
Подстрекаемая Британией и ее со-
юзниками, Япония развязала про-
тив нас войну и выиграла ее, не-
смотря на геройство русских сол-
дат и матросов.
Поражение обернулось поте-
рей Ляодунского полуострова. По
Портсмутскому мирному договору
арендные права на эту территорию, в частности на
Порт-Артур, переходили к Японии. По истечении 25-лет-
него срока, в 1923 году Токио отказался возвращать по-
луостров владельцам. И по 1945-й Порт-Артур был ос-
новной японской базой при подготовке нападений на
страны региона.
Вадим
КУЛИНЧЕНКО
80 ЛЕТ НАЗАД РККА ПРИМЕРИЛА
НОВЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР
Март
ИСТОРИЯ
манского влияния, ни зависимости
Ирака от Великобритании. В конченом
счете с началом Второй мировой Реза-
хан объявил нейтралитет. Но сохранить
его оказалось невозможно. Во-первых,
Берлин планировал втянуть Иран в
войну, заменив шаха на более сговорчи-
вого правителя и поставив под контроль
персидскую нефть. Об этом были осве-
домлены и в Лондоне, и в Москве, а тут
еще на беду в апреле 1941-го в сосед-
нем Ираке была предпринята попытка
профашистского переворота, подавлен-
ная англичанами, спустя четыре месяца
оккупировавшими вместе с Красной ар-
мией Иран. Реза-хан лишился трона и
отправился в ЮАР, где и отошел в мир
иной спустя три года. Как написал исто-
рик Петр Мультатули: «До конца своих
дней он (
Реза-хан.
И. Х.
) любил наи-
зусть цитировать Пушкина и накрывал-
ся вместо одеяла николаевской русской
шинелью».
Сурового шаха сменил сын – Мо-
хаммед Реза Пехлеви. Получивший
европейское образование, увлекав-
шийся авиацией, а главное – слывший
в глазах как иранской элиты, так и со-
ветских и западных дипломатов чело-
веком нерешительным, новый прави-
тель, как многим казалось, станет
марионеткой в руках Лондона и Мо-
сквы. Мохаммед Реза действительно
вынужденно присоединился к анти-
гитлеровской коалиции и в 1943-м
объявил войну Германии. Однако по-
степенно ситуация менялась. В 1949
году шаха едва не убил стрелявший в
него коммунист – член Народной пар-
тии Ирана. Партия была разгромлена,
власть монарха укреплена. Да и сам
правитель шаг за шагом демонстри-
ровал наряду со стремлением к еди-
ноличной власти желание продолжать
выбранный отцом курс на модерниза-
цию. Без нефтедолларов это пред-
ставлялось трудной задачей. А на
иранское черное золото уже с вожде-
лением смотрели американцы, гото-
вые потеснить британцев. Разумеет-
ся, для контроля над сырьевыми ре-
сурсами страны нужно было иметь
карманного правителя, однако тако-
вым не был ни Пехлеви, ни ставший в
1951-м премьер-министром Мохам-
мед Мосаддык, разделявший выбран-
ный повелителем курс. При этом, по
словам ираниста Игоря Панкратенко,
на первых порах правительство уму-
дрялось управлять государством
практически без привлечения нефтя-
ных доходов. Но так продолжалось не-
долго: пробыв меньше года в кресле
премьера, Мосаддык национализиро-
вал нефтяные запасы страны, отпра-
вил британских специалистов на бе-
рега Туманного Альбиона, а в ответ на
протесты Лондона попросту разорвал
с ним дипотношения. В Вашингтоне
не то чтобы сочувствовали распадав-
шейся империи, но понимали, что
строптивый премьер вряд ли предо-
ставит нефтяные скважины в распо-
ряжение США. К сожалению для Бе-
лого дома, поступить с Ираном так,
как спустя полвека с Ираком, Югосла-
вией и Ливией, в 50-е не представля-
лось возможным, поэтому ЦРУ иници-
ировало переворот против несговор-
чивого премьера. Для Мосаддыка си-
туацию усугубил его конфликт с
шахом: премьер полагал, что монарх
в Иране должен сидеть на троне, но не
вмешиваться в управление. Реза Пех-
леви подобную точку зрения не разде-
лял, хотя ему пришлось на время по-
кинуть страну.
СВЕРГНУТ ЗА СВЕТСКОСТЬ
После свержения Мосаддыка шах
оказался, на первый взгляд, всецело
зависим от США, целью которых была
эксплуатация природных и сырьевых
ресурсов Ирана.
Однако, с одной стороны, пытался
лавировать между преданностью за-
океанскому сюзерену (а у США нет со-
юзников, есть только вассалы), с дру-
гой – последовательно осуществлял
курс, целью которого было добавить к
своей державе приставку «сверх». Ре-
зультат оказался впечатляющ во мно-
гом благодаря сотрудничеству Тегера-
на с соцстранами. С помощью СССР, в
котором, к слову, шах побывал триж-
ды, был построен Исфаханский метал-
лургический комбинат, а оружие Пех-
леви закупал не только в Штатах, но и
в СССР. Благодаря нефтедолларам в
70-е военные расходы страны увеличи-
лись в 20 раз. Панкратенко на этот
счет приводит следующие данные: «В
период 50–70-х годов на нужды армии
расходовались совершенно потрясаю-
щие цифры – от 25 до 30 процентов
государственного бюджета, а числен-
ность армии превышала 400 тысяч че-
ловек».
Как результат к концу правления
Пехлеви ракетная система ПВО
Ирана уступала только советской и
американской. Вертолетный парк пре-
взошел натовский (без учета амери-
канского). В те годы в Штатах обуча-
лись около трех тысяч иранских офи-
церов. Помимо США, Пехлеви отправ-
лял будущую военную элиту учиться в
Великобританию да и на военных со-
ветников не скупился – к 1979-му их в
Иране находилось, если принимать в
расчет технических специалистов,
около восьми тысяч.
Но главное, на мой взгляд, дости-
жение Пехлеви в том, что ему удалось
остановить утечку мозгов из страны –
данную проблему, увы, пока не реши-
ло наше руководство. Словом, осу-
ществляя политику модернизации,
шах был на пути к тому, чтобы превра-
тить Иран в сильнейшее государство
на Ближнем Востоке, но допустил се-
рьезнейшую
ошибку,
стоившую
трона: пытался сочетать модерниза-
цию с вестернизацией сознания иран-
цев. «Белая революция» и без того
была крайне противоречивым внутри-
политическим курсом. В мусульман-
ской стране Пехлеви проводил в сущ-
ности антиисламскую политику.
На фотографиях из Тегерана тех
лет молодые люди, одетые по послед-
ней моде, отплясывающие на дискоте-
ках, точно такие же, как их сверстники
в Париже или Нью-Йорке. Отсюда де-
лается вывод: Иран был вполне евро-
пеизирован, а Хомейни вернул его в
эпоху Средневековья. Это не совсем
так. На фотографиях только верхушка
айсберга. Подавляющая часть населе-
ния, в том числе и образованная, при-
держивалась мусульманской системы
ценностей и была настроена антиза-
падно. Недаром среди тех, кто высту-
пил против шаха в 1979-м, оказались
студенты – будущая интеллектуальная
элита, благодаря ей современный
Иран добился впечатляющих успехов в
военно-научной сфере.
Отдельная тема – взаимоотноше-
ния Пехлеви с шиитским духовен-
ством. Безусловно, шах был национа-
листом и патриотом, время от време-
ни использовавшим происламскую
риторику. Но не более, ибо, как писа-
ла одна из ведущих отечественных
иранистов Елена Дорошенко: «С мо-
мента проведения социально-эконо-
мических преобразований в Иране
шахский режим находился в непре-
кращавшейся конфронтации с шиит-
ским духовенством».
Таким образом, монарх, как мне
представляется, не пытался служить
религии полумесяца, а старался ин-
терпретировать ее в своих интере-
сах. Что касается националистиче-
ских идей, то они, как писал Мутахха-
ри, противоречат основам мусуль-
манского
учения.
А
именно
национализм стал идеологическим
фундаментом шахского Ирана.
Чем судьба Мохаммеда Резы Пех-
леви весьма поучительна для нас? И
мы, и Иран, и Китай, и Северная
Корея – чужие на празднике жизни,
устроенном евро-атлантической циви-
лизацией для себя. Готовы ли мы сми-
риться с этим? Названные страны –
нет. Что касается России, то не берусь
сказать, но полагаю, читатели согла-
сятся: одна из главных задач прези-
дента – создание новой элиты, обра-
зованной, но не космополитичной,
равно как и не номинально традицио-
налистской, дабы не повторить ни
ему, ни его преемнику судьбу иран-
ского шаха, чьи ошибки учло руковод-
ство современного Ирана, отказавше-
еся от двух крайностей – неудачного
эксперимента с вестернизацией и
полного разрыва с достижениями за-
падной цивилизации.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия
этой статьи
НИКОЛАЕВСКОЙ ШИНЕЛЬЮ
Р
езультат
оказался
впечатляющ
,
во многом
благодаря
сотрудничеству
Т
егерана
с
соцстранами
Еще в классах Артур ознакомился с социалистической литературой. Позже в
воспоминаниях писал, что ему временами поручалась мелкая работа городской
организации как по распространению прокламаций, так и по хранению литературы.
В 1903-м выпускника Адамса послали на практику в минные мастерские
судостроительного завода в Николаеве. Уезжая, он получил в кронштадтской
парторганизации условия явки, чтобы связаться с ячейкой РСДРП на новом
месте. Прибытие на завод совпало с началом всеобщей стачки, охватившей юг
России. Артур активно участвовал в событиях, за что был уволен.
Переехал в соседний Херсон, где некоторое время работал в мастерских,
затем стал техником-практикантом на судне, чистящем дно устья Днепра. Рево-
люционной деятельности Адамс не оставил и попал под арест за распростране-
ние прокламаций. Был жестоко бит полицейскими, почти всю жизнь у него силь-
но болел позвоночник. При обыске обнаружили пропагандистские материалы,
печать и книжку для сбора денег в пользу партии. Это грозило сроком.
До суда Адамса больше года продержали в тюрьме, в сентябре 1905-го его
приговорили к вечной ссылке, но по возрасту заменили ее шестью годами за-
ключения в тюремной крепости.
Революция 1905 года вынудила царское правительство пойти на уступки, в
стране объявили широкую амнистию, под которую попал и Адамс. Поскольку он
числился по жандармскому учету как участник революционных бунтов, при-
шлось перебраться в Финляндию, где находили убежище многие российские
социал-демократы. Средств на жизнь не было, поэтому, используя фальшивый
паспорт, полученный с помощью партийных связей, Адамс устроился на работу
в финское отделение Всеобщей компании электричества. В монтажной бригаде
этой фирмы работал в Александрии и Каире, затем в Милане, больше полугода
прожил в Буэнос-Айресе, где его арестовали за участие в забастовках и воору-
женных столкновениях с полицией. В тюрьму не попал, но из страны выслали.
Как позже вспоминал разведчик, в США въехал, предъявив свидетельство о
рождении, выданное шведскими властями, что оказалось достаточным для та-
мошней миграционной службы. Быстро нашел работу: вначале на судостроитель-
ной верфи, затем на заводе электрических машин. Жизнь эмигранта легкой не
была – приходилось учиться и работать, но Адамс поставил цель и добился свое-
го – получил специальность инженера-конструктора. Стал гражданином Канады,
что еще больше закрепило его положение. С 1913 по 1919 год выходец из России
с канадским паспортом работал на нескольких крупных предприятиях: «Рессель»
в Торонто и заводе Форда в Детройте, инструментальном заводе Блайера.
Шла Первая мировая, Адамса призвали в американскую армию. Он служил
в технической службе командования сухопутных войск США, затем его, дипло-
мированного специалиста, направили на курсы офицеров национального резер-
ва. После окончания выпускникам присваивали офицерские звания. Адамс, по-
казавший высокие результаты в учебе, стал капитаном, через некоторое время
получил майора.
После окончания войны в Европе демобилизовался. Русский отдел амери-
канской компартии, членом которой Адамс был с 1918 года, рекомендовал его
на работу в представительство РСФСР в США, неофициально называвшееся
«Миссией Мартенса», поскольку дипотношения между странами не были уста-
новлены. Людвиг Мартенс и его сотрудники собирали техническую информа-
цию, необходимую для создания и развития современной промышленности в
советской России, искали высококлассных технических специалистов, имевших
желание поработать в РСФСР.
Для Адамса это была верная возможность вернуться на Родину, где победи-
ла революция, за которую он боролся. Артура назначили заведующим техотде-
лом, он отбирал перспективные проекты, которые можно было реализовать в
народном хозяйстве Советского государства.
Именно в Америке Адамс женился. В 1918 году в редакции журнала Soviet
Russia он познакомился с машинисткой Доротеей Кин, дочерью иммигранта из
России, профессора Бостонского университета.
ОТЕЦ СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА
В 1921 году Адамсу разрешили вернуться в РСФСР. Поселившись в Петро-
граде, он встал на учет в местную парторганизацию как бывший член РСДРП.
Во время Кронштадтского восстания участвовал в боях с мятежниками.
С учетом инженерного образования и большого практического опыта Адам-
са назначили директором АМО (Автомобильное московское общество). Завод
того времени – ремонтное предприятие. Автотрест ВСНХ требовал от Адамса
превратить его в полноценное производство, начав с агрегатов и узлов, для по-
следующей сборки грузовиков, копирующих западные образцы. Инженеру, ра-
ботавшему у Форда, не удалось наладить в СССР передовое автомобилестрое-
ние. Он столкнулся с непониманием подчиненных, низкой трудовой дисципли-
ной набранного по деревням персонала. В итоге к 1923 году сумели выпустить
несколько трехтонных грузовиков, а Адамс написал заявление об уходе. Однако
о первом директоре на заводе не забыли, в музее ЗИЛа висит его портрет.
Карьера инженера с зарубежным дипломом продолжилась на других ответ-
ственных постах, молодой советской республике не хватало подготовленных
технических кадров. Работал в Центральном управлении государственных авто-
мобильных заводов СССР, затем членом правления Авиатреста, поскольку там
не было специалистов по двигателестроению. В 1931 году Адамса назначили
помощником начальника Глававиапрома ВСНХ СССР.
Он неоднократно бывал за рубежом, преимущественно в США, налаживал
сотрудничество в автомобильной и авиастроительной отраслях. Используя пре-
дыдущий опыт, обладая высокой коммуникабельностью и деловой хваткой,
Адамс привозил из командировок ценную для страны техническую документа-
цию. Это было известно в Разведывательном управлении Красной армии, там
присматривались к специалисту с высшим инженерным образованием, свобод-
но владеющему несколькими языками.
Начальник Разведупра Ян Берзин лично подбирал кадры для нелегальной рабо-
ты за рубежом. Он познакомился с Адамсом в 1924-м, когда попросил того проанали-
зировать западные специализированные журналы и составить отчет о последних
технических новинках. Документ был подготовлен быстро и содержал полезные све-
дения. Глава военной разведки решил пригласить Адамса перейти в Разведыватель-
ное управление РККА и готовить к специальной командировке. И тот, уже отпраздно-
вавший пятидесятилетие, занимавший высокий пост, соответствующий по совре-
менным понятиям рангу замминистра, принял неожиданное предложение.
Окончание следует
120 ЛЕТ НАЗАД РОССИЯ
ПОЛУЧИЛА В АРЕНДУ ПОРТ-АРТУР И ДАЛЬНИЙ
27
марта
Б
азирование
эскадры
в
П
орт
ртуре
позволяло
П
етербургу
контролировать
коммуникации
во
всей
западной
части
Т
ихого
океана
Панама была введена постановлением Совнаркома
как головной убор, носимый при летней форме одежды лич-
ным составом всех категорий, проходящим службу в райо-
нах с жарким климатом, в первую очередь в Среднеазиат-
ском, Северо-Кавказском, Закавказском военных округах и
крымских частях Одесского военного округа. Панаму носи-
ли советские бойцы и командиры – участники боев на Хал-
хин-Голе. Ею пользовался и сам командующий 1-й армей-
ской группой комдив (затем комкор) Георгий Жуков.
Как рассказывал автору этих строк его отец, во
время войны окончивший ускоренный курс Бакинского
пехотного училища, иногда эту панаму называли вороши-
ловкой – по фамилии наркома обороны, при котором она
появилась.
Изготавливалась панама из х/б защитного цвета (в
автобронетанковых войсках вместо хаки был принят
стальной) и имела мягкий колпак с вентиляционными от-
верстиями и простроченные довольно широкие жестко-
ватые поля. На колпак, как правило, нашивалась боль-
шая матерчатая звезда (соответственно цвету петлиц –
красный, черный, синий, голубой), на которой закрепля-
лась
штатная
эмалированная
красноармейская
звездочка. В послевоенный период, когда пошив панам
возобновился, нашивные звезды-подкладки отменили, а
матерчатый подбородный ремешок заменили на изготав-
ливаемый из клеенчатого материала.
У солдат и курсантов военных училищ особым
шиком (как правило, неодобряемым командирами и
особенно политработниками) считалось носить панаму
по-ковбойски – с подогнутыми с боков полями. Это,
кстати, нивелировало суть головного убора, открывая
уши жгучему южному солнцу. Иногда колпак несколько
подбивался сверху, в результате чего панама действи-
тельно начинала походить на щегольскую шляпу войск
северян периода Гражданской войны в США. У автора о
панаме (именно такой, в неуставной модификации) со-
хранились самые теплые воспоминания. В ней он при-
нимал военную присягу на сборах, завершающих обуче-
ние на военной кафедре вуза.
Армейские панамы при летнем облегченном обмун-
дировании образца 1969 года носили наши военнослу-
жащие (в том числе спецназовцы) в Афганистане. Из-
вестна и панама кремового цвета,
которая полагалась военнослужа-
щим береговых частей ВМФ, рас-
квартированных в жарких районах.
Она входила в состав введенной в
1965 году облегченной формы
офицеров, старшин и матросов.
Однако «береговая» флотская па-
нама распространения не получи-
ла. Зато на кораблях прижилась
синяя тропическая пилотка со
съемным солнцезащитным ко-
зырьком, носимая при синих же
шортах. А введенные еще в 1961-м
и положенные к ношению вместе с обычными армейски-
ми панамами экзотические для Советской армии сол-
датские шорты («штаники Малиновского», как называл
их один ветеран вещевой службы) и рубашки с коротким
рукавом (все цвета хаки) так и не стали предметами ши-
рокого обсуждения местного населения и агентуры за-
рубежных разведок.
Константин
ЧУПРИН
У
солдат
и
курсантов
военных
училищ
считалось
особым шиком
носить
панаму
по
-
ковбойски
с
подогнутыми
с
боков
полями
ГЕОРГИЙ ЖУКОВ (СПРАВА)
НА ХАЛХИН-ГОЛЕ
gagdaily.com
hvylya.net
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12
Powered by FlippingBook