09
«ОБОРОНКА»
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Сергей ЧЕРКАСОВ
Прения о том, каким будет новый
бомбардировщик, в прошлом, но об-
щественность продолжает терзаться
вопросом: а получит ли дальняя авиа-
ция страны в 2020-х годах именно ту
машину, что нужна?
Военные заявляют о высоких тре-
бованиях к новому изделию и одно-
временно намекают на откровенную
отсталость будущего бомбардировщи-
ка. Дескать, Ту-160 является шедев-
ром, превзойти который до сих пор не
удалось никому, только он уж очень
дорогой. Новый самолет собираются
сделать дешевле, но более массовым.
То есть разрекламированный
ПАК ДА, надежда нашей стратегиче-
ской авиации, не только не сможет
превзойти советский Ту-160, разрабо-
танный в 70-х годах, но перед ним
даже не ставится такой задачи. Не яв-
ляется ли это шагом назад?
Дозвуковой стратегический бомбар-
дировщик-ракетоносец на страже России
во второй четверти XXI века. Нужен ли
нам такой самолет? И не означает ли это
заката эры сверхзвуковых бомбардиров-
щиков, но только в нашей стране?
«МЕДВЕДИ» НЕ СТАРЕЮТ
В начале 50-х годов был разработан
дальний бомбардировщик Ту-95 «Мед-
ведь», которому судьба уготовила стать
стратегическим ракетоносцем. Это по-
следнее авиационное детище, созданное
по приказу товарища Сталина. Мог ли
он тогда знать, что крылатый страж со-
ветской державы будет стоять на посту и
через шесть десятков лет, охраняя уже
другую страну?
Турбовинтовой ракетоносец в XXI
веке выглядит анархизмом. А ведь
Ту-95 является самым бы-
стрым в своем классе, облада-
ет самыми мощными ТВД и
поставил рекорд беспосадоч-
ного полета – 30 тысяч кило-
метров за 43 часа. Между тем
кажется, что он слишком стар
для того, чтобы быть эффек-
тивным.
Да, максимальная ско-
рость «Медведя» – чуть
больше 800 километров в
час, а практической дально-
стью 10 500 километров уже
никого не удивить. У ровесни-
ка Ту-95 – американского тур-
бореактивного Б-52 «Страто-
фортресс» аналогичные ха-
рактеристики выше.
Однако сегодняшний «Медведь»
несколько отличается от заказанного
в 50-е годы Сталиным. Самолет мо-
дернизировали еще в 80-е. Тогда он
получил новое крыло и стабилизатор,
полностью обновленное бортовое ра-
диоэлектронное оборудование. В ре-
зультате «Медведь» может нести на
борту крылатые ракеты Х-55. В 2013
году самолет снова модернизировали,
уже под стратегические Х-101.
Теперь, чтобы отстреляться по
целям, «Медведю» и близко не нужно
подходить к зоне действия вражеской
ПВО, радиус ракеты 4500 километров
это позволяет.
Максимальная боевая нагрузка
Ту-95 составляет 20 тонн, что только
на две тонны меньше, чем у амери-
канского Б-52.
Рев «Медведя» разносится далеко.
Его слышно даже под водой. Это не
самое хорошее качество для самолета
в век стелс-технологий. Однако шум-
ные турбовинтовые двигатели неза-
метны для американских военных
спутников SBIRS в отличие от круп-
ных турбореактивных, благодаря ко-
торым Пентагон имеет возможность
отслеживать полет стратегических
бомбардировщиков по выхлопу.
Кроме того, Ту-95 экономнее расхо-
дует топливо, а его двигатели отличаются
более высоким ресурсом даже по сравне-
нию с современными конкурентами.
Выходит, «Медведь» демонстриру-
ет отличные боевые качества, необхо-
димые сегодня для доставки крылатых
ракет большой дальности: экономич-
ный, вместительный, незаметный для
спутников и достаточно простой в об-
служивании. Поэтому ему пророчат
долгий век – до 2040-х годов с поэтап-
ной модернизацией под новое воору-
жение, которое еще разрабатывается.
А там кто знает, может, он успеет от-
праздновать и столетнийюбилей перед
уходом на заслуженный отдых.
Сейчас у нас 60 Ту-95МС. Все
«Медведи» модернизируются до вер-
сии Ту-95МСМ.
НЕСТРАТЕГИЧЕСКИЙ
БОМБАРДИРОВЩИК
Ту-22М – первый советский сверх-
звуковой бомбардировщик-ракетоносец с
крылом изменяемой стреловидности,
созданный еще в конце 60-х годов. По-
началу работы над ним велись в инициа-
тивном порядке – до Хрущева сложно
было донести, что ракеты не панацея от
вражеского нападения. Проект удалось
«протащить» как модернизацию уже
имевшегося на вооружении Ту-22, а не
как новую разработку.
Задача нового ракетоносца состо-
яла в том, чтобы пройдя большую
часть пути на дозвуковой скорости,
на конечном этапе маршрута взло-
мать противовоздушную оборону
противника на сверхзвуке.
Ту-22М – сложный самолет, разра-
ботка и строительство которого подтолк
нули военно-промышленный сектор
СССР к новым техническим решениям.
Сейчас идет модернизация версии Ту-
22М3, предложенной в 1977 году, до Ту-
22М3М. Главная цель – дать самолету
возможность использовать принятые на
вооружение современные ракеты.
Меж тем сегодня этот бомбарди-
ровщик оказывается в странном по-
ложении. С одной стороны, его мак-
симальная боевая нагрузка 24 тонны
лишь немного больше, чем у Ту-95,
при этом, несмотря на сверхзвуковую
скорость 2300 километров в час на
потолке полета, он поражается даже
устаревшими советскими ЗРК, не го-
воря уже о современных американ-
ских «Пэтриотах», а на малой высоте,
возможно, даже ПЗРК «Стингер».
Ту-22М – более сложная и дорогая
машина, чем Ту-95. А область приме-
нения серьезно ограничивается и даль-
ностью полета шесть тысяч километ-
ров, что не позволяет Ту-22М считать
стратегическим бомбардировщиком.
В общем и целом сегодня, в XXI
веке Ту-22М выглядит еще более стран-
но, чем турбовинтовой «Медведь». Его
единственное эффективное примене-
ние против серьезного противника воз-
можно после модернизации до Ту-
22М3М с применением ракет высокой
дальности, таких как крылатая Х-101 и
противокорабельная Х-35.
На ходу 63 Ту-22М двух модифи-
каций, из которых как минимум 30
единиц проходят модернизацию до
Ту-22М3М.
ПТИЦА БОЛЬШОГО ПОЛЕТА
«Белый лебедь» Ту-160 – подлин-
ное величие советской империи, тор-
жество ее научно-технической мысли.
Он и поныне остается самым круп-
ным, мощным за всю историю сверх-
звуковой авиации, самым тяжелым
боевым самолетом, самым скорост-
ным бомбардировщиком. Шедевр –
больше сказать нечего.
Его не в состоянии догнать новый
F-35, за ним едва поспевает F-22, но
только если с него снять ограничения, и
лишь старенький F-15 может тягаться в
скорости с Ту-160. Однако «Белый ле-
бедь» – птица иного полета, на своей ра-
бочей высоте он властвует бесконтроль-
но и не потерпит конкурентов.
Создавали его, как растят ребен-
ка, почти два десятилетия, в 70–80-х
годах. Но из планируемой сотни са-
молетов построили только 35 машин,
из которых к распаду СССР 19 нахо-
дились на территории независимой
Украины. Жизнь с мачехой оказалась
несладкой, и вернуть в Россию уда-
лось только восемь машин, осталь-
ные были распилены на металлолом.
Сейчас в строю одиннадцать Ту-
160 и четыре модернизированных Ту-
160М. Предполагается, что к 2020
году количество прошедших модер-
низацию ракетоносцев достигнет де-
сяти единиц.
Но что еще важнее – производ-
ственные мощности Казанского авиа-
ционного завода готовы к серийному
производству пятидесяти новых са-
молетов по доработанному проекту
Ту-160М2. Сейчас идет постройка
обновленного «Белого лебедя». Ко-
нечно, впереди долгие испытания,
улучшения, первые полеты и, воз-
можно, новые корректировки, но на-
чать серийное производство плани-
руется в 2020–2021 годах.
Ту-160 задумывался как стратеги-
ческий ракетоносец. Эту функцию он
выполняет и сейчас, но, кроме ядер-
ных, носит и крылатые ракеты. К
тому же Ту-160 способен с высокой
точностью высыпать на головы вра-
гов по 45 тонн бомб за заход.
Крыло изменяемой стреловидно-
сти в зависимости от задачи дает про-
стор применения как на бреющем до-
звуковом полете у земли, так и на
сверхзвуке в высоте.
ТРИ ОДИНАКОВЫХ ПО СУТИ
Итого в настоящий момент у нас
три разных самолета дальней авиации.
Вооружение Ту-95МСМ: свобод-
нопадающие бомбы калибром до 9
тонн при общей загрузке до 12 тонн.
В грузовом отсеке и на внешних пи-
лонах шестнадцать ракет Х-55 даль-
ностью действия 2500–3500 киломе-
тров, масса боевой части – 410 кило-
граммов. Или ядерные Х-555. На
внешних пилонах крепятся до вось-
ми КР Х-101 с предполагаемой даль-
ностью пуска 450–5500 километров,
массой боевой части 400
килограммов. Или же ядер-
ные Х-102.
Ту-22М3М несет свобод-
нопадающие бомбы, вклю-
чая высокоточные, и мор-
ские мины общим весом 24
тонны, КР Х-55 и Х-101 и
их ядерные варианты. Плюс
всю номенклатуру совре-
менных ПКР: Х-31, Х-35,
Х-38, Х-41.
Ту-160М берет на борт
45 тонн разных бомб, 12
ракет Х-55 и некоторое ко-
личество Х-101 или же их
ядерный вариант. Кроме
того, самолет может нести
24 аэробаллистических гиперзвуко-
вых Х-15.
Все три носителя одинаково ста-
раются держаться как можно дальше
от зоны вражеской ПВО и отличают-
ся в большей степени скоростью и
дальностью, нежели вооружением.
Не многовато ли «лошадок» для
одних и тех же боеприпасов?
ПОЛЕТ БЕЗ ГРАНИЦ
Перед 23 февраля прошли сооб-
щения о том, что в России создается
сверхдальняя авиационная ракета
класса «воздух-поверхность» Х-БД
для стратегических ракетоносцев.
Академик РАН Евгений Федосов, ру-
ководитель Государственного научно-
исследовательского института авиа-
ционных систем, в котором разраба-
тывают новинку, пояснил: «Известно,
что ее предшественница – ракета
Х-101 с обычным зарядом имеет
дальность три тысячи километров. У
новой ракеты дальность будет значи-
тельно больше». Между тем министр
обороны Сергей Шойгу говорил, что
самолеты стратегической авиации в
реальной боевой обстановке впервые
применили новые ракеты воздушно-
го базирования Х-101 с дальностью
действия до 4500 километров. Или
даже 5500 километров, по данным
РИА «Новости».
Таким образом, трудно судить, на-
сколько велика будет дальность новой
ракеты Х-БД. В зарубежных изданиях
уже звучит цифра 10 тысяч километров,
но получена она, судя по всему, баналь-
ным умножением на два.
Интересную фразу обронил глав-
нокомандующий
ВКС
России
генерал-полковник Виктор Бондарев:
«ПАК ДА будет нести ракеты с искус-
ственным интеллектом и дальностью
полета до семи тысяч километров».
Вполне возможно, речь идет о Х-БД.
Как видим, налицо стремление
конструкторов разработать более
длиннорукую ракету.
САМОЛЕТ ИЛИ РАКЕТА?
Даже дальность пять тысяч кило-
метров позволяет ракетоносцам нане-
сти удар по объектам, находящимся в
глубине территории противника, и
при этом не попасть в зону действия
не только вражеской ПВО, но и ис-
требителей. Сбить же семиметровую
ракету гораздо сложнее, чем монстра
с размахом крыльев почти 54 метра.
Кроме того, ракета способна вы-
держивать большие конструктивные
перегрузки, нежели самолет, а значит,
с большей эффективностью уклонит-
ся от атак противника. Она много-
кратно дешевле ракетоносца и риско-
вать ею гораздо разумнее. И главное
– ракета необитаема, значит, при по-
ражении потеряем только несколько
миллионов рублей, а не бесценную
человеческую жизнь. Таким образом,
задачу прорыва вражеской ПВО
можно снять с ракетоносцев и возло-
жить на КР большой дальности.
МНОГОЛИКИЙ ПАК ДА
ПАК ДА заменит со временем все
три самолета дальней авиации. Это
стремление понятно, ведь цель у них,
в общем, одна – доставить ракету до
точки пуска. Обслуживание же одно-
го самолета несравненно дешевле,
чем трех различных.
При этом ПАК ДА должен выпол-
нять и задачиТу-95 – сбрасывать бомбы
на дозвуковой скорости. То есть быть
либо многофункциональным самоле-
том с крылом изменяемой стреловид-
ности, либо дозвуковым. В первом слу-
чае мы опять получаем Ту-160М2, поэ-
тому Минобороны выбрало второй ва-
риант, что гораздо дешевле.
Вместо сверхзвука перед разра-
ботчиками были поставлены другие
задачи, реализация которых в ПАК
ДА даст старт иной ветке развития
бомбардировщиков, отличной от не-
превзойденного Ту-160, но, возмож-
но, не менее технологичной.
При создании нового бомбарди-
ровщика-ракетоносца упор будет
сделан на невидимость для враже-
ских радаров. Более чем резонно для
тихохода.
Дальний перехватчик? Казалось
бы, что может перехватить дозвуко-
вой самолет? Однако благодаря боль-
шому запасу топлива он способен ча-
сами находиться в небе, патрулируя
свою зону, которая ограничена толь-
ко дальностью ракет класса «воздух-
воздух». При наличии мощного рада-
ра ПАК ДА получит преимущество
перед не только вражескими бомбар-
дировщиками, но и более быстрым
многофункциональным самолетом,
поскольку сможет действовать из-за
пределов его видимости.
Платформа для запуска космиче-
ских спутников? Идея запускать
сверхмалые космические аппараты с
помощью КР, которую в свою оче-
редь несет самолет, не нова. Экспери-
менты были удачными. Низкая око-
лоземная орбита начинается со 160
километров, а реактивный ракетоно-
сец может легко подняться на 20 ки-
лометров и даже выше. Основные
плюсы такого подхода – более низкая
стоимость по сравнению с космиче-
ской ракетой и оперативность. А где
запуск обычного КА, там и спутника-
перехватчика.
ПАК ДА, похоже, станет действи-
тельно многофункциональным само-
летом, чьи возможности выйдут за
рамки привычного «бомбить и запу-
скать ракеты». За счет отказа от сверх-
звука и как следствие меньшей стои-
мости, нежели Ту-160, в Минобороны
хотят получить возможность развер-
нуть массовое производство и поста-
вить на службу десятки новых машин.
Если военные правы в расчетах и нам
действительно нужна крылатая плат-
форма для запуска дальних ракет, патру-
лирования границы да вывода спутни-
ков на орбиту – прекрасно. Дешево и
массово – мечта не только генерала,
но и налогоплательщика.
А если нет, то обновленные Ту-
160М2 будут стоять на страже Роди-
ны еще минимум лет 30, всегда гото-
вые доказать свою непревзойден-
ность.
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
у
ПАК
ованная тайна
Перспективный
проект
комплекса
дальней
авиации
может
оказаться
крылатой
платформой
Новый стратегический бомбардировщик призван заменить
весьма разношерстный парк крылатых машин. Защита
аванпроекта прошла, в 2019-м ожидается первый полет,
а к 2025 году планируется принять ПАК ДА на вооружение.
Ту-160 остается шедевром,
превзойти который
удастся нескоро.
Новый бомбардировщик
будет более дешевым
и массовым
реклама
i.ytimg.com
Цена вопроса