Газета «Военно-промышленный курьер». №16 (680) 26 апреля - 2 мая 2017 года - page 8

В аэропорту «Пудун» (Шанхай) проведена серия пробегов
по полосе нового среднемагистрального узкофюзеляжного
пассажирского самолета китайской разработки С919.
18 апреля был получен сертификат летной годности от Феде-
рального Авиационного агентства США, а 19-го летный экземпляр
С919 успешно выполнил полет по кругу, рапортуют китайские
СМИ. Обозначение модели самолета следует расшифровывать
следующим образом: первая цифра 9 – срок разработки и дости-
жения летной годности, 19 обозначает максимальное количество
пассажиров – 190 при одноклассной компоновке. В состав
испытательных групп входили специалисты АН КНР, Академии
технических наук, Управления гражданской авиации, а также
представители подрядных организаций. Следует отметить, что
самолет является примером кооперации китайских, американских,
немецких и французских компаний. В строительстве С919 ис-
пользуются следующие компоненты иностранного производства:
двигатель LEAP-X1C (CFM International), вспомогательная силовая
установка Honeywell, системы связи и навигации Rockwell Collins,
система управления полетом Parker Aerospace, панель приборов
Eaton Corporation, гондола двигателя и система реверса Nexcelle,
шасси Liebherr-Aerospace, шины Michelin. К настоящему времени
компания – производитель самолета – Commercial Aircraft
Corporation of China подписала контракты на поставку 570 само-
летов для национальных и зарубежных авиаперевозчиков.
Максим КАЗАНИН
КИТАЙСКИЙ «КОНСТРУКТОР»
РАЗБЕЖАЛСЯ В АМЕРИКУ
militaryparitet.com
08
«ОБОРОНКА»
ТЕНДЕНЦИИ
№ 16 (680) 26 апреля–2 мая 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Президент осмотрел музейную экспозицию нацио-
нального парка «Русская Арктика», ознакомился с техно-
логией изучения вечной мерзлоты, пообщался со специа-
листами, исследующими высокоширотную территорию,
принял участие в запуске метеорологического зонда, ра-
ботающего на базе системы ГЛОНАСС. А на самом се-
верном объекте Министерства обороны глава государства
дал указание правительству ускорить подготовку про-
граммы социально-экономического развития региона и
поставил триединую задачу обеспечения безопасности в
Арктике: армии и флоту, пограничникам, спасателям.
Разумеется, Вооруженные Силы защищают северные рубе-
жи нашей Родины. Десантники проводят учения на островах и
акватории, подводники давно освоили «подледное патрулиро-
вание». Но сейчас арктическая компонента обороны страны
становится комплексной, си-
стемной. Для чего и нужны
боевые ледоколы, отметил
главнокомандующий ВМФ
России адмирал Владимир
Королев: «Мы сегодня имеем
хорошую школу подводного
плавания. У нас есть летчики,
которые могут прекрасно ле-
тать в этих районах, в том
числе и приполюсных. Есть
атомный флот. Но до сих пор
не было надводных кораблей,
которые могли бы служить в
этих районах».
Проект 23550, по словам
главкома, сконструирован по
модульному принципу и
предназначен решать задачи как боевой патрульный корабль,
как ледокол, как судно поисково-спасательного обеспечения
и как исследовательская платформа для работы в Арктике.
Головной образец нарекли в честь Ивана Папанина – ле-
гендарного начальника первой в мире дрейфующей станции
«Северный полюс-1». Так сложилось, что самые удачные годы
освоения Арктики заканчиваются на цифру 7. В 1937-м стар-
товала папанинская эпопея. Высадку полярников на льдину
обеспечила первая высокоширотная воздушная экспедиция
«Север». В том же году экипаж под командованием Валерия
Чкалова совершил беспрецедентный беспосадочный перелет
из Москвы в США через Северный полюс. В 1977-м атом-
ный ледокол «Арктика» первым из надводных судов достиг
макушки Земли. А нынче, в 2017-м мы стали свидетелями
рождения семейства ледоколов ВМФ.
Многофункциональный патрульный корабль проекта
23550 «Иван Папанин», спроектированный конструктор-
ским бюро «Алмаз», чуть короче фрегата (100 метров), но
вдвое больше по водоизмещению (около 8500 тонн). Он
будет способен преодолевать полутораметровые льды и раз-
вивать скорость до 16 узлов. Вооружен автоматической ар-
тиллерийской установкой АК-176МА, но главное оружие –
два вертолета, два скоростных боевых катера типа «Раптор» и
беспилотники. Помимо штатного экипажа из 50 моряков
может взять на борт еще столько же десантников. Автоном-
ность – 60 суток. Район пла-
вания неограниченный.
Право на строительство
ледового дозорного завоевано
по итогам конкурса. «Адми-
ралтейские верфи всегда были
площадкой для строительства
высокотехнологичных науко-
емких кораблей нового типа, и
нынешняя закладка является
наглядным
продолжением
этой традиции. У нас нет со-
мнений, что новый корабль
«Иван Папанин» будет по-
строен в контрактные сроки и
с высоким качеством», – заве-
рил «ВПК» заместитель гене-
рального директора АО «Ад-
миралтейские верфи» Андрей Быстров. В ближайшее время
планируется заложить еще один патрульный корабль ле-
дового класса, который назовут в честь знаменитого по-
лярника Николая Зубова. Оба заступят на боевое дежур-
ство после 2020 года. А в ближайшие месяцы Военно-
морскому флоту будет передан дизель-электроход ледово-
го класса «Илья Муромец».
В нынешнем году, по словам адмирала Королева,
ВМФ России пополнится 40 новыми боевыми кораблями
и судами обеспечения.
ПОЛЯРНЫЙ
ПАТРУЛЬ
Планируется заложить
еще один патрульный корабль
ледового класса,
который назовут в честь
знаменитого полярника
Николая Зубова
Начало на стр. 01
topwar.ru
Павел ИВАНОВ
Перспективный
российский
атомный авианосец, призванный за-
менить «Кузнецова», пока в тумане.
Поэтому неудивительно, что как
только ТАВКР после первого боево-
го похода пошел к родным берегам,
в СМИ появились сообщения о
предстоящем ремонте флагмана.
После прихода корабля в Мурманск,
по данным«Военно-промышленного
курьера», на его борту побывала спе-
циальная комиссия. Она оценила
объем работ и их стоимость.
Задача стоит большая: не просто
отремонтировать крейсер, но и про-
вести полноценную модернизацию,
такую, чтобы «Адмирал Кузнецов»
смог прослужить десятки лет, обла-
дая при этом мощным ударным по-
тенциалом.
По предварительным данным, все
обходилось более чем в 65 миллиардов
рублей. Из них 30 миллиардов выделя-
лись
на
проведение
опытно-
конструкторских работ. Но сейчас поя-
вилось сообщение, что фи-
нансирование значительно
сократят. Как указывают
неназванные источники, ас-
сигнуется 40 миллиардов
рублей.
ПРОБЛЕМЫ ГИГАНТА
Идеи модернизировать
«Адмирала Кузнецова» на-
чали появляться у военных
моряков и кораблестроите-
лей еще в начале 2000-х.
Но дальше проектов дело
не пошло, поскольку требовались
серьезные затраты на проведение не-
обходимых работ и отсутствовало
подходящее место, где их можно
полноценно провести.
«Адмирал Кузнецов» – самый
большой корабль в российскомВМФ.
Размеры не позволяют ему базиро-
ваться в Североморске. Поэтому
основное время ТАВКР стоит в Мур-
манске «у стенки» судоремонтного за-
вода. Там же осуществляется поддер-
жание его технической готовности.
Сложности с полноценным ре-
монтом сказалась и на боевой служ-
бе единственного российского авиа-
носца. До недавнего времени ко-
рабль раз в год отправлялся в даль-
ний поход: пройдя из Мурманска и
подымив вдоль европейских бере-
гов, через Гибралтар и Средиземное
море, «Адмирал Кузнецов» отмечал-
ся в районе Тартуса. «Оттолкнув-
шись» от сирийского берега, авиано-
сец с сопровождением возвращался
домой. Такой поход занимал не-
сколько месяцев. В перерывах между
«ближневосточными турами» ко-
рабль изредка выбирался на неделю
для учений в районе полигонов Се-
верного флота. Как говорят моряки,
«ходил по местным помойкам».
Конечно, для флагмана россий-
ского Военно-морского флота такой
режим нельзя назвать хорошим. Но
увеличить количество боевых служб
можно было лишь после полноцен-
ного среднего ремонта. Фактически
это по силам только северодвинско-
му Севмашу, для чего корабль надо
завести в бассейн предприятия. Но
как раз с этим серьезные технические
трудности. Для такой операции тре-
буется расширить ворота – «Адми-
рал Кузнецов» просто не проходит
через них. Достаточно вспомнить,
как заводили в бассейн Севмаша
более «худой» индийский авианосец
«Викрамадитья»: сложнейшая про-
водка потребовала максимальной от-
дачи всех участников. Корабль про-
шел, но между его бортами и стенка-
ми было всего несколько метров.
Малейшая ошибка, и не избежать
самых печальных последствий.
Поэтому еще недавно в калькуля-
цию на модернизацию «Кузнецова» в
обязательном порядке включались
земляные работы на Севмаше. Ведь
без бассейна кораблестроительного
завода не удастся провести ремонт и
модернизацию двигательной уста-
новки, заменить систему аэрофини-
шеров. Сомнительно, что получится
поменять и радиолокационные ком-
плексы корабля, элементы системы
ПВО, обновить ангарную палубу.
Но если недавние сообщения о
ремонте «Кузнецова» верны, то про-
водить его планируют на 82-м СРЗ.
В Рослякове стоит уникальный пла-
вучий док ПД-50. Его размеры по-
зволяют завести туда не только под-
водные лодки, но и крупные кораб-
ли, такие как ТАВКР «Адмирал Куз-
нецов» и атомный ракетный крейсер
«Петр Великий».
При этом в главном командова-
нии ВМФ России не скрывают, что
на заводе можно провести только до-
ковый ремонт – то есть корпусные
работы и покраску, заменить донно-
забортную арматуру. Сейчас на авиа-
несущем крейсере планируют отре-
монтировать электромеханическую
часть, главную двигательную установ-
ку,
модернизировать
взлетно-
посадочный комплекс. Вооружение
авианосца должно пополниться пуско-
выми установками ракет «Калибр-НК»
и «Оникс».
Все работы рассчитаны на два с
лишним года. Как их провести в
узком плавучем доке – большой во-
прос. Нужны мощные стационарные
подъемные краны, подъездные желез-
нодорожные пути. Ведь для модерни-
зации придется вскрывать корпус ко-
рабля, вытаскивать узлы и агрегаты,
вес которых достигает сотен тонн.
Потом подвозить новое оборудова-
ние, ставить на место снятые меха-
низмы и заделывать корпус.
ЛУЧШЕЕ – ВРАГ ХОРОШЕГО
Между тем выбор 82-го СРЗ объ-
ясняется тем, что сейчас Севмаш
выполняет сложнейшую корабле-
строительную программу. На заводе
строятся атомные ракетоносцы про-
ектов «Борей» и многоцелевые
«Ясени». А в бассейне уже стоит на
модернизации крейсер «Адмирал
Лазарев» (проект 11442 «Орлан-М»).
Несмотря на циклопические разме-
ры заводского бассейна, обоим крей-
серам там не поместиться.
И ждать вывода «Орлана-М» не
получится. Российский авианосец
уже исчерпал заложенный ресурс.
По данным «ВПК», перед прошло-
годним боевым походом корабль по-
сетила специальная комиссия кораб-
лестроителей. Она продлила пас-
портный срок службы ТАВКР «со
скрипом».
Сумма в 40 миллиардов рублей
говорит о том, что в ходе ремонта ко-
раблестроители, как смогут, поменя-
ют движительно-рулевой
комплекс. Там, где не надо
вскрывать корпус, заменят
отдельные узлы силовой
установки и частично – по-
садочную систему. Но глав-
ный «удар» придется на ра-
кетный комплекс. Устано-
вить универсальные пуско-
вые установки не бог весть
какая проблема, они отно-
сительно невелики. Совре-
менная технология позво-
ляет отказаться от полного
демонтажа старых ПУ противокора-
бельных ракет «Гранит».
Сомнительно, что в ходе ремонта
получится радикально поменять ра-
диолокационную группу «Адмирала
Кузнецова». Ведь нужно серьезно «пе-
рекроить» надстройку корабля, а в
плавучем доке это вряд ли получится.
Избранным объемом работ и
объясняется снижение стоимости
модернизации «Адмирала Кузнецо-
ва» с 65 до 40 миллиардов рублей.
Но что в итоге получит наш ВМФ?
Несомненно, ударные возможно-
сти ТАВКР значительно вырастут.
Сочетание авиагруппы Су-33 и МиГ-
29КР плюс вооружение «Калибрами»
и «Ониксами» дают кораблю уни-
кальную возможность по проекции
силы вдали от российских берегов.
Но главными проблемами «Ад-
мирала Кузнецова» были его ГЭУ и
топливные цистерны. Провести их
полноценный ремонт вряд ли полу-
чится, можно только говорить о вос-
становлении технической готовно-
сти. Надолго ли ее хватит, остается
большим вопросом.
После докового ремонта
ударные возможности
«Адмирала Кузнецова»
значительно вырастут
Скрип
авианосца
Новые силы «Адмирал Кузнецов»
получит благодаря «Калибрам»,
энергетическая установка
может и подождать
Ремонт единственного российского тяжелого авианесущего
крейсера «Адмирал Кузнецов» – одна из важнейших задач
для военного флота РФ и судостроителей. Несколько лет
назад ТАВКР не воспринимался жизненно необходимым
для ВМФ России, но после успешного боевого похода
к берегам Сирии поддержание корабля в рабочем состоянии,
его модернизация вошли в приоритет.
Подробности
реклама
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook