Газета «Военно-промышленный курьер». №5 (669) 8-14 февраля 2017 года - page 7

Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)
АО «ГРЦ Макеева» занимается разработкой сухопутных и морских
ракетных комплексов. Проект «Корона» начат инженерами ГРЦ в 1992
году. В настоящее время предприятие проводит инициативные работы
по этой теме без внешнего финансирования и государственной под-
держки.
Специалисты всего мира давно ищут решение проблемы снижения
стоимости космических запусков. Предпосылкой для этого является соз-
дание многоразовой системы с возвращаемыми ступенями.
РН «Корона» разрабатывается на базе современных и перспективных
технологий с учетом отечественного и зарубежного опыта. Ракета-
носитель является одноступенчатой, имеет стартовую массу 280–290
тонн и рассчитана на полезные грузы массой до семи тонн при традици-
онном использовании или до 12 тонн по специальной схеме выведения
на низкие околоземные орбиты (с территории России – до 6 и до 11 тонн
соответственно). На всех двигателях РН «Корона» использует высокоэнер-
гетические компоненты топлива – кислород и водород, то есть является
экологически чистой, и не имеет отделяемых элементов. С применением
многоразовых разгонных блоков обеспечивается выведение на орбиты с на-
клонением до 110° до высот 10 тысяч километров и возвращение с них при
необходимости.
Для запуска и посадки используются упрощенные стартовые сооруже-
ния. Время подготовки к очередному пуску – около суток. По мнению
разработчиков, ракета-носитель может применяться в интересах пилоти-
руемой космонавтики при строительстве модульных орбитальных стан-
ций, для доставки грузов к ним или на МКС.
При разработке основных агрегатов РН «Корона» используется мо-
дульный принцип. Основной конструкционный материал – углепла-
стик. Эффективность его применения подтверждена такими разра-
ботками отечественной авиационной промышленности, как вертолет
Ка-52, самолет МС-21. Возможность употребления углепластика для
одноступенчатых ракет-носителей подтверждена рядом проектно-
конструкторских работ.
По классу «Корона» близка к РН «Союз» или Falcon 9, а по эконо-
мической эффективности может превзойти американского конкурен-
та благодаря принятым конструктивно-компоновочным решениям,
использованию нетрадиционных конструкционных материалов и мо-
дульному маршевому двигателю внешнего расширения. Двигатель с
центральным телом в отличие от традиционных эффективен во всем
диапазоне высот, что и делает оптимальным его применение на одно-
ступенчатых ракетах-носителях.
Стоит отметить, что если РН «Корона» будет создана в ближай-
шее время, то может стать первой космической одноступенчатой
ракетой-носителем. В случае успешного завершения проекта это по-
зволит существенно снизить стоимость вывода полезных грузов в
космос, сделает запуски доступнее.
Алена НАДЕЖДИНА
27 сентября на очередном международном астро-
навтическом конгрессе IAC-2016 в Гвадалахаре (Мек-
сика) состоялась церемония подписания контракта
между группой компаний, занимавшихся реализацией
программы «Морской старт», которые являются «доч-
ками» и «внучками» ракетно-космической корпора-
ции «Энергия», и S7 Group на предмет купли-продажи
сборочно-командного судна проекта Sea Launch
Commander и пусковой плавучей платформы Odyssey
с установленным на них пусковым оборудованием, на-
земного оборудования в базовом порту Лонг-Бич
(США), а также товарного знака Sea Launch.
Следом за сообщением о сделке последовали заяв-
ления заинтересованных лиц – главы РКК «Энергия»
Владимира Солнцева, генерального директора S7
Group Владислава Филева («Стартовый номер 7»,
«ВПК», № 38, 2016) и руководителя госкорпорации
«Роскосмос» Игоря Комарова. Они изложили свое ви-
дение будущего проекта «Морской старт», который не
так давно был назван Всемирным банком «наиболее
успешным международным коммерческим проектом
в мире».
30 сентября на встрече с президентом Владими-
ром Путиным Игорь Комаров доложил о продаже
«Морского старта» российскому инвестору – компа-
нии S7. Тогда было сказано следующее: «Это закроет
существенную часть убытков, которые сейчас есть у
«Энергии» в размере 19 миллиардов рублей от работы
по «Морскому старту», накопившихся за последние
годы. Были проблемы, связанные с иском «Боинга»
2015 года на 330 миллионов долларов – около 20
миллиардов рублей, с риском прерывания контракта
по «Морскому старту»... Летом РКК «Энергия» под-
писала соглашение, которое регулирует эти вопросы
на принципах, что средства будут возвращаться не
деньгами, а из будущего совместного бизнеса. И под-
писали соглашение о стратегическом сотрудничестве
с этой компанией в сфере пилотируемой космонавти-
ки, организации коммерческих полетов, исследовании
дальнего космоса, в сфере стыковочных систем и дру-
гих направлений, в частности солнечных батарей, соз-
дании СП. Есть уверенность, что до конца года мы
закроем эту проблему без дополнительного финанси-
рования, за счет контрактов и развития бизнеса».
Таким образом, хотя сумма сделки по продаже
«Морского старта» не называлась (по имеющейся ин-
формации, она составляет 6,5 миллиарда рублей), из
слов главы Роскосмоса следует: плавучий космодром
был приобретен менее чем за 300 миллионов долла-
ров, притом что согласно западным оценкам его стои-
мость – два миллиарда.
О возможных перспективах уникального проекта
есть что сказать и бывшему президенту, генеральному
конструктору РКК «Энергия» Виталию Лопоте. Он
считает: «Проблемы «Морского старта» будут закры-
ваться многие годы, особенно с учетом того, что не
принято решение относительно создания под него
российской ракеты-носителя, а не за два месяца, как
утверждал руководитель Роскосмоса. Ни одного ре-
ального действия ни по сверхтяжелому носителю, ни
по созданию ракет-носителей на базе 800-тонных дви-
гателей РД-179/171 на сегодня не предпринималось».
По поводу судебных разбирательств с «Боингом»
Лопота полагает следующее: «То, что с «Боингом»
нужно находить общие решения, – правильный путь.
Долги, приписанные американской компанией «Энер-
гии», – это необоснованные траты, которые появились
по вине «Боинга» и не согласовывались с партнерами
по «Морскому старту». Они были справедливо закры-
ты решениями стокгольмского и американского
судов. В результате коллегиально продуманной орга-
низационной, дипломатической и юридической ра-
боты РКК «Энергия» в 2010 году удалось взять под
контроль компанию «Си Ланч» (95 процентов акти-
вов), включая морской космодром и инфраструктуру
в базовом порту Лонг-Бич, Калифорния. Приобрете-
ние компании «Си Ланч» было единственным сцена-
рием минимизации для
России финансовых ри-
сков, сформированных в
предшествовавшие пе-
риоды (около 700 милли-
онов долларов) и недопу-
щения банкротства ОАО
«РКК «Энергия» в 2010 и
в последующие годы».
Со своей стороны
Владислав Филев, совла-
делец S7 и номинальный
новый хозяин «Морско-
го старта», заявлял о не-
желании выводить пла-
вучий космодром из
США в Россию, утверж-
дая, что речь идет о «не-
транспортабельном боль-
ном». Другая версия –
находящиеся в США активы космодрома будет легче
перепродать, если возникнет такая задача. Тем более
что Роскосмос уже получил разрешение осуществить
два ближайших запуска «Зенита» при наличии необхо-
димой матчасти не с «Морского старта», а с его двой-
ника – «Наземного старта» на Байконуре. Это тоже
подтверждает предположение, что «Морской старт» в
ближайшее время вряд ли будет использоваться Рос-
сией по прямому назначению.
При этом Виталий Лопота уверен, что комплекс
вполне работоспособен: «Космодром был законсерви-
рован в 2014 году с условием шестимесячной готов-
ности к следующему пуску. Его технические системы
находятся в работоспособном состоянии. Необходимо
только перед следующим пуском провести соответ-
ствующие технические регламенты со стартовым ком-
плексом и морским сегментом. Филев и РКК «Энер-
гия» ничего сделать не смогут, если Роскосмос опера-
тивно не примет правильных решений по созданию
сверхтяжелого носителя, по воспроизводству моду-
лей, на базе которых будут создаваться ракеты-
носители для «Морского старта». Надеяться на укра-
инскую сторону можно, но в нынешней ситуации это
очень слабая позиция. Мы можем быстро сделать
свою ракету-носитель, причем более мощную. В Рос-
сии ее реально создать максимум за два года».
Отметим, что Владимир Солнцев, фактически по-
вторяя идеи Лопоты о создании линейки ракет-
носителей на базе «Энергии-1К» с 800-тонным двига-
телем РД-170/171, говорит о пятилетнем сроке. Вита-
лий Лопота напомнил, что в 2009–2013 годах этот
вопрос тщательно прорабатывался. «Тогда мы (РКК
«Энергия») предлагали создать стратегически необхо-
димую сверхтяжелую ракету-носитель грузоподъем-
ностью 75–80 тонн к 2018 году», – отметил бывший
главный конструктор. Но в Роскосмосе были опреде-
лены другие приоритеты.
На пресс-конференции, состоявшейся в конце сен-
тября, Владислав Филев отвел «Морскому старту» 15
лет жизни, за которые планировалось выполнить с
него до 90 пусков. У Виталия Лопоты несколько иные
оценки, более оптимистичные. Он уверен: «Ресурс
аналогичных судов – не менее 50 лет. В течение по-
следних 15 лет проходила неинтенсивная эксплуата-
ция космодрома с соблюдением соответствующих не-
обходимых регламентов и выполнением текущих ре-
монтов. Далее будет проводиться аттестация оборудо-
вания и систем с соответствующим продлением его
ресурса или частичной заменой. Поэтому можно оце-
нить возможный период эксплуатации «Морского
старта» не менее чем в
30 лет, в течение кото-
рых было бы необходи-
мо подготовить новый
проект и создать подоб-
ный космодром следую-
щего поколения».
Возвращаясь к не-
объявленной цене сдел-
ки, Лопота напоминает:
«Есть оценка «Морского
старта», которую в 2014
году официально сдела-
ла NRS, одна из круп-
нейших
независимых
международных консал-
тинговых компаний в
области авиации и кос-
моса, – два миллиарда
долларов». Хотя называ-
лись и другие суммы. Есть оценка комплекса как ме-
таллолома, сделанная по заказу «Боинга» в 2009 году
(шесть миллионов долларов), и как непрофильного
актива (стартовая платформа – 90 миллионов долла-
ров, как простая самоходная, сборочно-командное
судно – 20 миллионов).
Выходит, что сделка между РКК «Энергия» и S7
по купле-продаже морского космодрома практически
демпинговая. Потому нельзя отмахнуться от очевид-
ного вопроса, не является ли контракт, заключенный
в Гвадалахаре, всего лишь началом пути «Морского
старта» к неизвестному иностранному заказчику, на-
пример из Австралии, Китая (с Украиной), США или
Южной Кореи?
НЕЛЕГКИЙ «ЛАНЧ»
ДЛЯ КОГО КУПЛЕН ПЛАВУЧИЙ КОСМОДРОМ?
Уникальный космодром, с которым связывались определенные надежды
на его использование в перспективных космических программах России, может оказаться
в руках владельца, ранее не имевшего ничего общего с космической деятельностью.
К настоящему времени по программе «Морской
старт» выполнено 36 пусков ракет «Зенит-3SL», в том
числе 33 успешных.
Пуски ракет «Зенит-3SL» с плавучей платформы
из экваториальной части Тихого океана осуществля-
лись международным консорциумом «Морской старт»,
созданным в 1995 году. В 2010-м после реорганизации
95 процентов акций компании принадлежали Energia
Overseas Limited (EOL) – «внучке» РКК «Энергия», три
процента – американской компании «Боинг», два про-
цента – норвежской компании Aker Solutions. Штаб-
квартира консорциума до последнего времени находи-
лась в швейцарском Ньоне.
РН «Зенит-3SL» состоит из двухступенчатой раке-
ты «Зенит-2S» разработки ГКБ «Южное» (Украина) и
разгонного блока ДМ-SL разработки и производства
РКК «Энергия» (Королев, Московская область).
СПРАВКА «ВПК»
МНОГОРАЗОВАЯ «КОРОНА»
РАКЕТА ИЗ МИАССА
ПОЛУЧИТ УПРОЩЕННЫЙ СТАРТ
И КОНСТРУКЦИЮ ИЗ УГЛЕПЛАСТИКА
На прошедших в Москве Королевских чтениях специалисты
АО «ГРЦ Макеева» (Миасс) представили статью о создании
многоразовой возвращаемой ракеты-носителя «Корона».
Им на смену приходят водолазы в костюмах «мокрого» типа.
Специалисты-подводники обследуют миноискателем дно бассейна
в поисках заряда и, обнаружив его, поднимают на поверхность с
помощью специального мешка, наполненного сжатым воздухом.
Так можно «вылавливать» предметы весом по 50 килограммов.
Как рассказал начальник инженерно-технического отделения
ОМОНа на транспорте Иван Гусев, у подводных бойцов спецназа
широкая зона ответственности. Они осматривают суда, когда про-
водятся литерные мероприятия – обследуют дно каналов и рек. В
Северобайкальске, на базе ФСВНГ гвардейцы ежегодно подтверж-
дают свою квалификацию «взрывотехник-водолаз».
Московский ОМОН богат спортивными талантами. Здесь слу-
жит 31 мастер спорта, в том числе 9 «международников», 118 к. м. с.
Отряды ОМОНа и СОБРа регулярно привлекаются к охране об-
щественного порядка. При этом, подчеркнул Сергей Меликов, задача
Росгвардии не в том, чтобы разгонять водометами несанкционирован-
ные митинги и «придавливать кого-то щитами». Главное – обеспечить
безопасность граждан и «предотвратить негативные условия, при кото-
рых массовое недовольство может выплеснуться на уровень массового
неповиновения и нарушения закона».
В Росгвардии весьма внимательно изучили украинский опыт. За
людьми, которые выходят с протестом на улицы, стоит, как правило,
группа кукловодов, которая системно ведет деструктивную работу
для того, чтобы спровоцировать беспорядки. Не знающих об этих
тайных операциях манифестантов фактически подставляют. «Мы
должны локализовать ситуацию, изъять зачинщиков и заставить их
отвечать перед законом», – пояснил генерал-полковник.
Чтобы лучше контролировать обстановку при охране массовых ме-
роприятий, в Росгвардии намерены использовать дирижабли. По словам
Меликова, применение воздушных комплексов для ведомства – дело
новое, но без подобного технического оснащения сегодня не обойтись.
Отвечая вопрос о том, насколько подразделения Росгвардии
готовы к предстоящим играм Кубка конфедерации, чемпионату
мира по футболу, XIX Всемирному фестивалю молодежи и студен-
тов, Сергей Меликов отметил, что создан оперативный штаб, ко-
торый как раз этим активно занимается. Федеральная служба про-
должит отрабатывать тактику, которая уже была опробована на
Олимпиаде в Сочи, при проведении международных саммитов в
Санкт-Петербурге, Уфе, на Дальнем Востоке.
Фото Сергея КАРПАЧЕВА
niceimage.ru
07
«ОБОРОНКА»
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
АКТИВЫ
Период эксплуатации
«Морского старта»
можно оценить в 30 лет,
в течение которых
необходимо создать
подобный космодром
следующего поколения
ицом
Тайник с наркотиками найден
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook