Книга «Расплетин» в серии «Жизнь замечательных людей». Во второй главе вы узнаете о первых серьёзных успехах, о создании советских телевизоров и о надписях на футбольных майках
Едва приехав, Расплетин устроился на радиозавод имени Коминтерна. 14 февраля 1930 года стало его первым днём работы. Александр Львович Минц, научный руководитель завода, как и со всеми новыми сотрудниками, провёл с ним беседу, в один день решив все проблемы Расплетина – и с работой, и с жильём, временно разрешив ему пожить на заводе.
Работать он начал в кварцевой лаборатории П. П. Куровского. А в 1932 году женился на Ольге Тверитиной. В конце того же года у них родился сын Виктор. А в 1938 году они развелись. Вероятно, одной из причин могла стать чрезмерная увлечённость Расплетина работой. Однако даже разведясь, они поддерживали хорошие отношения. В июле 1942 года Ольга умерла.
Летом 1930 года он поступил на вечернее отделение Ленинградского электрослаботочного техникума. Снял маленькую квартирку под Ленинградом, в Лигово, куда к нему вскоре переехали мать и брат.
Первые успехи
К концу 1930 года Расплетин выпустил свои первые отчёты о работе в лаборатории: «Разработка кварцевых пластин для коротковолновых передатчиков и технология их изготовления» и «Особенности использования светящегося пьезорезонатора».
28 февраля 1931 года А. Л. Минца арестовали. Несмотря на свой молодой возраст – 35 лет, он к тому времени уже был ведущим специалистом в области радиотехники и связи. Через несколько месяцев, 13 июля того же года, Минца освободили – только благодаря хлопотам Орджоникидзе, которому учёный был нужен для развёртывания строительства мощных радиостанций и производства телевизоров. И в конце 1931 года Минц продемонстрировал вместе со своим коллегой Брейтбартом опытный телевизионной передатчик Б-2. Фактически это была телевизионная приставка к радиоприёмнику. На Расплетина это произвело большое впечатление.
И уже 3 мая 1932 года ленинградская газета сообщила о введении в строй нового средства связи – телевидения. Ознакомившись с разработками в области механического телевидения, Расплетин предложил такую схему телевизора, которую сможет построить любой квалифицированный радиолюбитель. Он стал своим не только в лаборатории Куровского, но и в лаборатории телевидения.
Однако в это время трагически погибает брат Расплетина. А мать идёт работать санитаркой в больницу.
Параллельно с разработкой технологии изготовления кварцевых пластин Расплетин занялся созданием аппаратуры для измерения частоты. Совместно с другими учёными ему удалось сконструировать высокоточные механические часы. Их точность хода была выше, чем у эталонных часов Главной палаты мер и весов.
Это был настоящий успех и удача.
Занятие короткими волнами.
Не забывал Александр и о своей любви к коротким волнам. Он вступил в Военно-коротковолновый отряд (ВКВО). Работал консультантом-коротковолновиком в опытной радиолаборатории (ОРЛ). Именно здесь выпускали радиооборудование для ледоколов «Красин», «Челюскин», «Ермак», «Садко».
Здесь же создавалась радиостанция для экспедиции Папанина-Кренкеля на Северный полюс. Расплетин не участвовал непосредственно в её создании, но участвовал в её лабораторных испытаниях, за что потом получил денежную премию.
В условиях бурно развивающегося телевидения А. Л. Минц организовал у себя на заводе лабораторию телевидения.
Телевизионные разработки в ЦРЛ
В лаборатории телевидения (или дальновидения, как его тогда иногда называли) Расплетин руководил разработкой телевизоров с зеркальным винтом и с линзовым диском. Он был требовательным руководителем, не терпевшим работы в стиле «тяп-ляп».
Увлечённый экспериментами и поисками, молодой учёный не замечал бытовых проблем. Пиджаки и брюки в то время «ударники труда» приобретали по специально выданным ордерам. Но никого это не смущало. Поэтому, когда однажды Расплетин, задумавшись, прислонился к газосветной лампе так, что прожёг пиджак, широкая дыра между лопатками не стала огорчением. На другой день Александр пришёл на работу в пиджаке с латкой из ткани другого цвета. А с внутренней стороны заплатки красовалась латинскими буквами фамилия Raspletin. Так «родились» надписи на хоккейных свитерах и футбольных майках.
1933 год стал в ЦРЛ годом подведения итогов в области разработки механического телевидения с предельно достигнутой по тому времени высокой чёткостью и началом работ в области электронного телевидения. Расплетин получил несколько авторских свидетельств на изобретения «Устройств для синхронизации в дальновидении».
Квартирный вопрос
Кстати, благодаря этим авторским свидетельствам Расплетину удалось решить жилищный вопрос. Конечно, с подачи товарищей – сам Александр готов был продолжать тратить время на езду в Лигово. Коллеги и друзья вручили Расплетину справку, и вскоре он поселился на Лесном проспекте.
А затем выяснилось, что в соседнем доме живёт другой известный учёный – Игорь Васильевич Курчатов.
Электронное телевидение
В ЦРЛ был изобретён первый электронный телевизор. Он не имел радиоприёмника, а подключался к выходу специального устройства. В августе 1934 года ЦРЛ посетил Сергей Киров. Расплетин рассказывал ему о необходимости развития электронного ТВ, и Киров уехал весьма вдохновлённый, обещая содействие. Весть о его убийстве опечалила всю лабораторию.
Расплетин и его коллеги продолжали свои разработки. Отечественное телевидение выходило на новый качественный уровень, для электронного вещания была создана научная и техническая база.
В марте-декабре 1934 года сотрудники ЦРЛ выполняли разработки однострочного иконоскопа. В сентябре этого года лабораторию посетил Владимир Козьмич Зворыкин, произведший переворот в области телевидения. О наших достижениях (скромных в то время) ему рассказывал Расплетин. Впоследствии он отмечал, что Зворыкин не позволил себе ни одного колкого слова, ни пренебрежения, а внимательно слушал и задавал вопросы.
В то время многие разработки в СССР и за рубежом шли параллельно. Так, пока патентовал своё изобретение Леонид Кубецкий, пришло известие, что такое же устройство придумал американец Фарнсворт.
ВНИИ телевидения
В 1935 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения – НИИ-8. Через год после этого сюда была переведена группа Расплетина. Они занимались созданием телевизоров ВРК. В итоге в 1937 – 1938 годах в экспериментальных мастерских института было выпущено 20 телевизоров.
В сентябре 1937 года была организована первая в нашей стране публичная демонстрация высококачественного телевизионного изображения. Перед ней инженеры Расплетин и Товбин прочли лекции.
В то время Расплетин сотрудничал с Гиршем Брауде, создателем знаменитой «трубки Брауде».
Расплетин подключился к созданию дешёвого, простого и экономичного телевизора, который могут смотреть несколько зрителей (а не один). И на 5-й Всесоюзной заочной радиовыставке он получил первую премию (1500 рублей) за представленный малоламповый катодный телевизор. Эта конструкция превзошла даже созданный в Германии усилиями шести фирм телеприёмник Е-1. Однако вскоре Расплетин отказался от идеи упрощения схем телевизоров массового назначения, считая, что оно не должно идти в ущерб качеству изображения.
Телевизор с большим экраном
В предвоенные годы остро встала проблема создания телевизоров для массового зрителя. Уже была создана группа специалистов для разработки видеокомплекса Дворца Советов (его должны были воздвигнуть вместо взорванного храма Христа Спасителя). Расплетин был старшим инженером в лаборатории Евгения Фридберга.
Одним из дипломников, пришедших работать под руководством Расплетина, был Иван Завгороднев.
В итоге задание было выполнено. Впервые в СССР были представлены ТЭ-1 (телевизор экранный) с выносным экраном 1 х 1,2 метра и ТЭ-2 с экраном 2 х 3 метра. До этого существовали приёмники ТК-1 с экраном 18 х 24 см. Новые же телевизоры одновременно могли смотреть до 100 – 150 человек. Экраны предполагалось установить в специальных павильонах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Между прочим, сегодня многие не знают, что в парке культуры и отдыха имени Горького перед войной был устроен Телевизионный театр. Многие москвичи покупали билеты и шли смотреть 30-минутные программы, показываемые на большом экране ТЭ-2.
В апреле 1939 года Расплетин перешёл старшим инженером лаборатории в НИИ-9 – закрытый оборонный институт. Вскоре сотрудники выбрали его руководителем лаборатории – за профессионализм, работоспособность и одновременно лёгкий нрав и жизнерадостность.
Обстановка в лаборатории была весёлая, доброжелательная. В ней царили талантливый стихоплёт Коля Курчев, молодой щёголь Саша Эмдин, Павел Трифонов («агентство Трифони»), неизменно сообщавший международные новости. А тех, кто неудачно что-то сделал или сказал, награждали именем Лука. Это было равноценно замечанию.
Довоенные разработки телевизоров
В 1937 году под руководством А. Расплетина и В. Кенигсона начались разработки настольного индивидуального телевизора ТИ-1. Работа шла довольно медленно: не было специального оборудования, нужных ламп, постоянно менялись схемы и т. п.
В 1941 году Расплетин представил доработанную схему одного из лабораторных макетов телевизора.
17ТН-1 с диаметром экрана 17 сантиметров и размером изображения 10 на 13 см – такова была модель телевизора, которую до войны успели выпустить на ленинградском заводе «Радист» в количестве около 2 тысяч штук. И это был уже второй этап развития отечественного телевидения. Кстати, эта модель стала прародительницей самого массового телевизора КВН-49.
Однако дальнейшие работы по развитию телепроизводства в нашей стране были прерваны с началом войны.
Учёба в ЛЭТИ. Знакомство с А. И. Бергом
Годы учёбы в Ленинградском электротехническом институте были для Расплетина временем всестороннего изучения самых разных направлений в радиотехнике и электронике. А также годами общения с крупнейшими специалистами: В. П. Вологдиным, А. А. Шапошниковым, В. И. Сифоровым, А. И. Бергом. В феврале 1936 года Расплетин защитил диплом по специальности «Радиотехника».
А. И. Берг поощрял усилия Расплетина в пропаганде телевидения среди радиолюбителей. И уже в те годы, ещё до официального получения высшего образования, молодой Александр Андреевич слыл одним из ведущих специалистов в области телевидения.
В феврале 1936 года Расплетин защитил дипломную работу по специальности «Радиотехника» на отлично. Тема его дипломной работы звучала так: «Электрические схемы развёртки и синхронизации в аппарате высококачественного телевидения». Ему была присвоена квалификация инженера-электрика.
Сразу же по окончании института Расплетина зачислили на кафедру преподавателем, он начал читать лекции. Но в марте 1938 года его освободили от преподавательской работы. Дело в том, что молодой преподаватель так творчески читал свои лекции, что Берг часто ставил его другим в пример, вызывая зависть недоброжелателей. В итоге, когда в декабре 1937 года Берга арестовали, от Расплетина предпочли избавиться. Учёный устроился читать лекции в Институт повышения квалификации инженерно-технических работников (ИПК ИТР).
Первые контакты с военными заказчиками
Исследования, проводившиеся в 1933 – 1934 годах в ЦРЛ по радиообнаружению самолётов, стали фактическим началом советской радиолокационной техники. Расплетина рекомендовали как одарённого и инициативного специалиста, а также как надёжного в деловом плане человека (исследования были засекречены).
В 1935 году была создана первая отечественная РЛС, принятая на вооружение войсками ПВО, – «Ревень» (РУС-1), а затем и РУС-2, создание которой было отмечено присуждением Сталинской премии.
После знакомства с достижениями отечественной радиолокации, ещё до войны, Расплетин высказал идею соединения радиолокации с телевидением. Это было претворено в жизнь значительно позже.
В 1938 году Расплетин приступает к созданию аппаратуры телевизионной авиационной разведки по теме «Звезда» (далее – «Доломит»). Разработка системы авиаразведки с помощью телевидения успешно продвигалась. А затем настало 22 июня 1941 года…
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.