Митрополит Рязанский и Михайловский Марк о зарубежном паломничестве. Посещение святых мест в странах с инославным населением. Часть 5
Особенно богата христианскими памятниками Турецкая Республика – наследница Османской империи, в XV веке утвердившейся на территории древней Византии.
Отношение к христианству во всех этих государствах обусловлено различными духовными, культурными и историческими предпосылками и в большинстве случаев является лояльным. Однако паломник здесь может столкнуться и с проявлениями экстремизма и нетерпимости как современными, так и относящимися к далёкому прошлому. Пример этому в той же Турции являют лики святых на фресках христианских храмов раннего Средневековья, умышленно изуродованные мусульманами на основании коранического запрета на изображение живых.
Так, например, в храме Святителя Николая в Мирах Ликийских некоторые местные гиды убеждают паломников в том, что мощи Угодника Божия покоятся прямо здесь, под одной из колон древней церкви, и спокойно наблюдают, как туристы усаживаются на алтарь храма, где служил святитель, чтобы сфотографироваться.
При этом монастырь Святой Екатерины на Синае охраняют арабы-мусульмане, которые внимательно следят, чтобы никто из туристов не прошёл в обитель в неподобающем виде: в шортах или с голыми плечами. Всем раздают накидки, платки и разного рода тряпицы и ни за что Вас не пропустят в открытых одеждах, если Вы всё это на себя не наденете.
Монастырь Святой Екатерины – прекрасный пример христианской святыни, которую почитают народы других вероисповеданий. Удивительно, но, несмотря на то что земля, на которой находится обитель, много раз меняла своих земных «хозяев», монастырь никогда не был осквернён или разграблен. Так, по местному преданию сам основатель ислама Мухаммед был покровителем обители, когда Синайский полуостров завоевали арабы. Здесь, на территории монастыря, даже построили мечеть, спасшую обитель от нападения тех же мусульман.
Во времена Крестовых походов в монастыре уже стоял католический храм и был создан рыцарский орден Святой Екатерины. Символично, но даже в XVI веке, когда Египет был покорён Османской империей, особое положение архиепископа Синая было сохранено, и султан не вмешивался в дела монастыря. В свою очередь, завоевав Египет в ХVIII веке, Наполеон приказал восстановить повреждённую часть обители и, говоря современным языком, профинансировал все ремонтно-реставрационные работы.
Отправляясь в чужую страну, православный паломник должен всегда помнить, что он невольно становится представителем Руси и Русской Православной Церкви в другом государстве и должен с честью нести своё звание – гражданина и земного, и небесного Отечества, не забывая при этом, что он всё же в гостях.
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.