Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна – покровители науки и искусства
Николай Николаевич Лисовой, заместитель председателя ИППО, доктор исторических наук, Главный научный сотрудник ИРИ РАН:
При содействии Игоря Рауфовича Ашурбейли издаётся серия книг «Россия в Святой Земле». Сколько книг планируется выпустить? Столько, на сколько сил хватит, на сколько жизни хватит... На самом деле по решению Совета Императорского Православного Палестинского Общества, по соглашению и по великодушию Игоря Рауфовича Ашурбейли мы приступили к осуществлению огромного научно-издательского проекта. Прежде всего мы издаём трёхтомник документов «Россия в Святой земле». Первый том уже вышел. Он посвящён и августейшему паломничеству на Святую Землю, и работе дипломатов на Ближнем Востоке, и деятельности Палестинского комитета, который действовал с 1859 года, и Палестинской комиссии при Министерстве иностранных дел 1864 года.
Второй том, который сейчас сдаётся в типографию, полностью посвящён русской духовной миссии в Иерусалиме, начиная с Порфирия Успенского, который был создателем и первым начальником русской духовной миссии, и всем выдающимся деятелям Русской Палестины. Самый большой раздел будет про архимандрита Антонина Капустина, который почти 30 лет был начальником русской духовной миссии, и которого мы по праву называем отцом Русской Палестины.
Третий том, который мы издадим весной, будет полностью посвящён истории Палестинского общества с 1882 до 1917 года. Если Игорь Рауфович, как говорят верующие, «потерпит на нас» ещё чуток, мы сделаем и четвёртый том: «Русское достояние в ХХ веке».
Далее начинается издание ещё одного трёхтомника – Энциклопедии Русской Палестины. Том первый, который тоже уже готов, – это биобиблиографический словарь, содержащий полторы тысячи имён. Например, Александр III: что он сделал для Святой Земли. Тот же Антонин, на букву «А». Тот же, скажем, Якуб Халеби, драгоман русской духовной миссии в Иерусалиме. Второй том будет посвящён учреждениям Русской Палестины: что делало там Палестинское общество, что такое Палестинская комиссия, что такое Палестинский комитет, учреждённый ещё Александром II. Третий том будет библиографическим: в нём будет собрано всё, что напечатано на русском языке по Святой Земле.
И, наконец, заключительный том – то, о чём больше всего мечтает Игорь Рауфович (да и я тоже): сделать большого формата альбом, который назывался бы «Сокровища Русской Палестины». Это будет иллюстративный ряд – на хорошей бумаге, с хорошими фотографиями. Выпускает все эти книги издательство Индрик, специализирующееся на издании научной литературы.
Владыка Савва, епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:
Я рад принимать участие в этих замечательных чтениях, посвящённых Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елисавете Феодоровне как покровителям науки и искусства. Хорошего и Сергеем Александровичем, и инокиней Елисаветой было сделано много. Одно только Императорское Православное Палестинское Общество, одни только здания, приобретённые на Святой Земле, для того чтобы поддержать паломников, – это говорит о многом. О том, что Великому князю Сергею Александровичу были не безразличны жизнь и условия существования паломников.
А вы знаете, что в те времена означало паломничество на Святую Землю? Это был мученический, исповеднический подвиг. Это сейчас мы с вами можем передвигаться на разных видах транспорта, которые нас в одночасье могут перенести в любой участок нашей необъятной Земли. А в то время это было связано с мученичеством. Каждый паломник, отправляясь на Святую Землю, не знал, вернётся ли он здоровым, да и вообще будет ли он жить – на пути его были и разбойники, которые могли ограбить, и многочисленные болезни. Зная все эти тяготы паломнической жизни, Великий князь Сергей Александрович основал Императорское Православное Палестинское Общество, задачей которого было помогать паломникам посещать Святую Землю, пробиваться к тем драгоценным местам, где ступала нога Господа нашего Иисуса Христа.
Если говорить о Великой княгине Елисавете Феодоровне, инокине Елисавете, – посмотрите на её жизнь. Её жизнь связана с милосердием, она заботилась о сиротах, обо всех малоимущих людях. Их с супругом жизнь была посвящена ближнему, и одни только их дела и поступки, которые мы с вами изучаем, говорят о них как о людях большой души, можно сказать, святой души. Не случайно инокиня Елисавета стала среди сонма святых.
Сегодняшнее утро для меня – действительно великая честь и событие. Пусть Господь поможет нам узнать что-то новое, принять какие-то мудрые решения, а самое главное – чтобы наш с вами взгляд не был испорчен, чтобы мы друг в друге видели только самое хорошее и доброе, ведь Господь нас к этому призывает.
Владимир Фотиевич Козлов, кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой РГГУ:
Для нас очень важна детализация, изучение земной жизни преподобной мученицы Елисаветы Феодоровны. Когда мы говорим о её наследии, мы чаще всего имеем в виду её огромные заслуги в деле открытия Марфо-Мариинской обители, в деле помощи во время русско-японской и Первой мировой войн, мы говорим о её руководстве Императорским Православным Палестинским Обществом, о мученическом подвиге, о храмах, о монастырях-обителях. Но пришло время – и этим уже серьёзно занимаются – когда нужно детально изучать в архивах, в литературе, в периодической печати те крохи, которые могут ещё более расширить наше представление о громадной роли Елисаветы Феодоровны в истории и культуре Москвы. Пришло время активно изучать такой малодоступный источник, как московскую периодику, которая имеет огромное значение для изучения каждодневной жизни, для составления биографической летописи. Елисавета Феодоровна принимала участие в самых разных мероприятиях и влияла на жизнь православной Москвы, культурной Москвы, Москвы театральной, художественной, Москвы искусства, Москвы благотворительной, медицинской, если хотите.
Как правило, мы черпаем сведения из двух газет: «Московские ведомости» ( консервативная, право-монархическая газета) и «Новости дня». Часто обходят «Московские церковные ведомости», «Русские ведомости», «Голос Москвы», «Московский листок», до 1911 года возглавляемый Николаем Ивановичем Пастуховым, человеком из простого сословия, выпускавшийся в двух лицах, – выходило ещё и иллюстрированное прибавление к «Московскому листку». Это самая лучшая летопись в течение 20 лет в Москве. Важно вспомнить газету «Русское слово», иллюстрированным приложением к которой была газета «Искры», – это очень важный источник для изучения визуальной истории Москвы, визуальной биографии Елисаветы Феодоровны и Сергея Александровича. Нужны люди, которые будут просматривать эти материалы в контексте уже известных нам сюжетов. На многих фотографиях можно разглядеть незабываемый образ Елисаветы Феодоровны и Сергея Александровича до 1905 года.
Елисавета Феодоровна принимала активное участие во многих выставках, в посещении музеев, учебных заведений – это и есть её покровительство Москвы. Несколько раз в течение года она бывала в Строгановском училище, посещала благотворительные спектакли, благотворительные ярмарки и базары, пестовала Иверскую общину сестёр милосердия в Замоскворечье. В русско-японскую войну и в Первую мировую она внесла гигантский вклад в заботу о раненых. Занималась строительством храмов, посвящённых памяти Сергея Александровича. Я призываю всех, кто занимается изучением жизни Елисаветы Феодоровны, обращать внимание на эту микроисторию – посещение школ, гимназий, храмов, больниц, монастырей.
Денис Борисович Солодовников, директор Общества-Фонда памяти Великого князя Сергея Александровича:
С каждым годом мы с вами становимся невольными очевидцами того, как буквально из небытия лет двадцатого века рождается и растёт светлая память великокняжеской четы. Ещё, казалось бы, недавно по благословению Русской Православной церкви Елисавету Феодоровну причислили к лику святых. Но супруга её, Сергея Александровича, старались как бы не вспоминать, умалчивали о нём. И только немногие буквально проповедовали личность Сергея Александровича. Среди этих ревнителей Великого князя мы видим и покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, и ушедшего от нас наместника Новоспасского монастыря архиепископа Костромского и Галичского Алексия Фролова, и ещё некоторых архиереев, священников, историков, и обычных людей, которые духом своим воспылали ревностью к правде. Ныне, благодаря труду и молитвам этих людей, личность Великого князя буквально распахнулась своей красотой и широтой, подвигнув многих учёных, писателей, историков на новые труды. Из года в год мы открываем всё новые стороны неоткрытого, неизученного, интересного и полезного для современной истории России. Великий князь вдруг открылся нам, подобно той сокровищнице, из которой мы, живущие ныне, выносим старое и новое.
Пользуясь случаем, хотел бы передать низкий поклон как тем, кто трудился над этой выставкой, так и тем, кто предоставил ей свои экспонаты. И, конечно, огромное спасибо всем организациям, государственным и церковным, при чьей поддержке всё это свершилось.
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.