ЗАКЛЮЧЕНИЕ
324
ненные Штаты и Япония, третьим государством будет в одном случае Респу-
блика Корея, а в другом – Австралия.
Российская Федерация также развивает свою систему воздушно-косми-
ческой обороны. В ее развитии достигнуты определенные успехи. Имеются
и трудности, прежде всего, организационного характера, которые крайне от-
рицательно сказываются на создании самой системы ВКО.
Существует необходимость дальнейшей интеграции работ в области
ВКО для защиты и снижения ракетных угроз. В книге рассмотрены опыт
и уроки организации совместных работ России и наиболее развитых го-
сударств мира. В практике совместной деятельности специалистов России
с коллегами развитых зарубежных государств достаточно много примеров
эффективной деятельности по решению тех или иных сложных проблем,
в том числе и в области отдельных подсистем воздушно-космической обо-
роны. Вместе с тем объективности ради следует подчеркнуть, что трудно-
сти в переговорах России с США и НАТО о взаимодействии в области ПРО
как важнейшем компоненте воздушно-космической обороны во многом за-
висят от подходов к оценке стратегической стабильности на современном
этапе.
Решению этих проблем призваны помочь совместные работы, которые
позволят снизить уровень недоверия и в конечном итоге повысить уровень
стратегической стабильности в мире. Среди возможных направлений со-
вместной деятельности по интеграции средств и систем ВКО России и наибо-
лее развитых зарубежных государств могут быть:
• создание совместного Центра обмена данными от систем раннего пред-
упреждения и уведомлениями о пусках ракет;
• создание совместной противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО);
• развитие российско-американского проекта «Рамос»;
• развитие инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве.
Идея сотрудничества в сфере информационных обменов о пусках ракет
является конструктивной и может быть востребована в интересах повыше-
ния эффективности противоракетной и в целом воздушно-космической обо-
роны России и передовых зарубежных государств.
Противоракетная оборона также может стать областью совместной дея-
тельности. Сотрудничество России с зарубежными государствами в интере-
сах интеграции противоракетных систем, и прежде всего ПРО в Европе, при-
обретает первостепенное значение. Создание совместной ЕвроПРО можно
осуществлять, наращивая взаимодействие компонентов системы ВКО России
с элементами ПРО США и НАТО.
К развитию российско-американского проекта «Рамос» возможно вер-
нуться уже на новом качественном витке развития технологий, что действи-