319
огневое и радиоэлектронное подавление средств ПВО противника, а также
уничтожение других наземных и воздушных целей. Они подразделяются на
многоцелевые и специализированные ударные БЛА многоразового и однора-
зового использования. Основными из них сегодня являются: Reaper, Hunter,
Fire Scout (США), Eitan (Израиль), Sperwer (Франция), Mantis (Великобри-
тания). Их дальнейшее развитие связано с увеличением радиуса действия,
высоты и продолжительности полета, массы боевой нагрузки, применением
бортовой аппаратуры и вооружения модульной конструкции.
При рассмотрении вопросов развития СВКН большое внимание было
уделено состоянию и развитию авиационного высокоточного оружия, кото-
рое является основным видом вооружения самолетов боевой авиации. Отли-
чительной особенностью ВТО является наличие командной, автономной или
комбинированной систем наведения, осуществляющих управление траекто-
рией полета к цели и обеспечивающих заданную вероятность ее поражения.
Безусловно, дальнейшее развитие СВКН связано с созданием гиперзву-
ковых летательных аппаратов. Их разработка представляет сложную науч-
но-техническую проблему, прежде всего, в области аэродинамики, силовых
установок и топлива, систем наведения и управления полетом, конструкци-
онных материалов и теплозащитных покрытий.
Разработка гиперзвуковых самолетов многоразового применения в на-
стоящее время находится на этапе исследования концепций. В США они про-
водятся в рамках проекта FALCON по программе HCV, в соответствии с кото-
рой предполагается к 2025 году создать многоразовый гиперзвуковой ЛА. Он
будет являться носителем средств доставки к цели боевых грузов в виде ави-
абомб, ракет «воздух–воздух», автономных авиационных самонаводящихся
боеприпасов и планирующей платформы CAY. Этот самолет должен взлетать
с ВПП длиной до 3000 м, осуществлять полет на высотах 35–70 км при скоро-
сти М-10.
Дальнейшим развитием программы HCV должен стать гиперзвуковой
воздушно-космический самолет (воздушно-космическая система) с числа-
ми полета от 5 до 25 М и высотами 150–1000 км. Предполагается, что дан-
ная система будет решать транспортные задачи (вывод полезной нагрузки на
орбиту), ведение разведки из космоса, проведение инспекции орбитальных
объектов, а также будет способна наносить удары из космоса ракетами «кос-
мос–земля» и «космос–воздух». Кроме того, в качестве полезной нагрузки
может быть использована универсальная планирующая платформа CAV. При
благоприятных условиях появление таких самолетов и систем возможно не
ранее 2030–2035 годов.
Развитие космических средств военного назначения будет определяться
их возрастающей ролью в обеспечении боевых действий группировками вой