Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 140-141

136
ДИСКУССИЯ
АСТРОНОМИЯ
ВОЗВРАЩАЕТСЯ
В ШКОЛУ
ПРЕДМЕТ «АСТРОНОМИЯ» СНОВА
ВЕРНЕТСЯ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ.
ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ЭТОМ СТАЛО
ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ПУБЛИЧНЫХ
ВЫСКАЗЫВАНИЙ НОВОГО МИНИСТРА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОЛЬГИ
ВАСИЛЬЕВОЙ И, ВОЗМОЖНО,
ПОДВЕЛО ЧЕРТУ ПОД МНОГОЛЕТНЕЙ
БОРЬБОЙ УЧЕНЫХ, КОСМОНАВТОВ
И НЕРАВНОДУШНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ ЭТОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В ШКОЛЬНЫЙ КУРС.
Текст: Максим ФАЛИЛЕЕВ
ВЕРНУТЬ В МАССЫ
АСТРОНОМИЧЕСКУЮ
ГРАМОТНОСТЬ!
Астрономия как отдельный предмет
отсутствовала в школе почти 10 лет,
с 2008 года. Это серьезный срок, за кото-
рый успело вырасти целое поколение,
слабо представляющее себе устройство
Солнечной системы.
Так, по данным опроса ВЦИОМ, уже
в 2005 году почти треть россиян заяви-
ла, что не Земля вращается вокруг Солн-
ца, а наоборот – Солнце вокруг нашей
планеты. Для страны, запустившей
первый искусственный спутник Земли
и первого космонавта, подобный уро-
137
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
вень астрономической грамотности
недопустим, считает Анатолий Че-
репащук, директор Государственного
астрономического института имени
П. К. Штернберга (ГАИШ МГУ): «Да,
многие западные страны отдельно-
го предмета „Астрономия“ в школе
не имеют. Но они и не открывали че-
ловечеству дорогу в космос. И поэто-
му, конечно, им все равно. Но ведь
наши-то чиновники при этом твер-
дят о патриотическом воспитании
молодежи…»
КТО И КАК БУДЕТ
УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ
АСТРОНОМИИ
Однако, чтобы вернуть астрономию
в школу, надо решить ряд серьез-
ных задач. Учебники, написанные
несколько лет назад, устарели. Наука
шагнула далеко вперед, открытия
в области астрономии и астрофизи-
ки происходят едва ли не ежемесяч-
но. Нет и учителей – в пединститутах
перестали готовить специалистов.
Чтобы подготовить преподавателей
астрономии, потребуется не один год.
И еще – чтобы вернуть урок астроно-
мии в школьную программу, необхо-
димо убрать из нее какой-то другой
предмет.
По мнению ученых, вводить астро-
номию в 11-м классе (как это было в Со-
ветском Союзе) не совсем правильно.
Когда все мысли школьников и их ро-
дителей связаны с ЕГЭ и поступлени-
ем, вузы, как правило, уже выбраны,
мало кто решится и успеет всерьез по-
грузиться в астрономию или смежные
науки, и потому разумнее вводить ее
не в выпускных классах, а раньше.
Иначе возвращение астрономии ока-
жется в лучшем случае популизмом,
а в худшем – профанацией.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ
КАРТИНА МИРА
Те немногие преподаватели, кото-
рые и сегодня занимаются с детьми
астрономией, отмечают наиболь-
ший интерес к предмету в возрасте
с 5-го по 7-й класс. Благодаря изуче-
нию астрономии, уверяют учителя,
школьники подтягиваются и по всем
остальным предметам. Для правиль-
ного понимания астрономии учени-
ку необходимы знания физики, мате-
матики, химии и даже биологии. Это
хорошо согласуется с главной задачей
астрономии – формировать у ребенка
научную картину мира. Астрономия,
безусловно, нужна, но как предмет,
интегрированный в разные курсы:
в окружающий мир, природоведе-
ние, географию и физику.
Сегодня же системного курса в рам-
ках школьной программы нет, а раз-
битое по возрастам и предметам
преподавание астрономии дает уче-
никам разрозненные сведения, в ре-
зультате чего у ребенка не складывает-
ся научная картина мира – то, что мы
и называем мировоззрением.
Выход из сложившейся ситуации
может быть в изменении самой си-
стемы преподавания, считает извест-
ный астрофизик и популяризатор
науки Сергей Попов: «С точки зрения
школы, астрономия, действитель-
но – особая наука. Она, с одной сто-
роны, везде „подходит“, с другой сто-
роны – не подходит никуда. И эту ее
междисциплинарность необходимо
использовать. Сейчас очень большое
значение приобретает так называе-
мая „проектная деятельность“. Нам
обещают, что портфолио ученика
будет накапливаться и учитывать-
ся наряду с результатами ЕГЭ при
поступлении в институты, и астро-
номические проекты в этом смысле
идеальны. Они подходят и истории,
и географии, и химии, и литерату-
ре, и, конечно же, физике. Поэтому
все апологеты астрономии, на мой
взгляд, должны собраться и напи-
сать книжку: „164 идеи проектов для
школьных работ по астрономии“ на-
пример. И уже тогда эти идеи проек-
тов могут быть во что-то воплощены.
Учителю останется только направлять
ребенка».
Впрочем, до окончательной победы
над невежеством и мракобесием пока
далеко. Обещание нового министра –
лишь первыйшаг на пути к восстанов-
лению престижа точных наук. Самое
главное – всесторонняя поддержка на-
учного и профессионального сообще-
ства, готового поддержать нового ми-
нистра в ее начинаниях.
Сергей Попов, астрофизик
и популяризатор науки
Анатолий Черепащук,
директор Государственного
астрономического институ-
та имени П. К. Штернберга
(ГАИШ МГУ)
1...,120-121,122-123,124-125,126-127,128-129,130-131,132-133,134-135,136-137,138-139 142-143,144-145,146-147,148-149,150-151,152-153,154-155,156-157,158-159,160-161,...166
Powered by FlippingBook