№ 14 (727) 10–16 апреля 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
«ОБОРОНКА»
08
Алексей
ПЕСКОВ
Основные проекты Госпрограммы разви-
тия авиационной промышленности в части
самолетостроения – это МС-21, SSJ 100 и его
дальнейшее развитие SSJ 75, Ил-114, Ил-96-
400М, Л-410 и широкофюзеляжный дальне-
магистральный самолет, который предстоит
построить в содружестве с КНР. В вертолето-
строении все закручивается на сертифика-
ционные мероприятия с Ми-38, Ка-62, Ми-
171А2 и «Ансат».
МС-21 находится в завершающей ста-
дии. Окончание его сертификационных ис-
пытаний запланировано на 2019 год. До
этого предстоит совершить около тысячи по-
летов на четырех воздушных судах. Пока
МС-21 сертифицируется с двигателями Pratt
& Whitney, но с 2019-го в работу включится
отечественный ПД-14.
Ил-114-300 в настоящее время нахо-
дится в стадии разработки на базе преды-
дущих версий – Ил-114 и Ил-114-100. Он
призван заменить на местных и региональ-
ных воздушных линиях такие машины, как
ATR-72, ATR-42 и Bombardier Q400. На него
будет устанавливаться двигатель ТВ-7-
117СТ, который сейчас сертифицируется.
Он мощнее, чем ТВ-7-117СМ, что позволит
обеспечить более короткие взлет и посад-
ку. Серийное производство двигателя ожи-
дается к 2023 году.
Во исполнение указаний президента РФ
проводится работа по модернизации Ил-96.
На базе модификации Ил-96-300 в течение
трех лет, из которых полтора года уже прош-
ли, должен быть создан дальнемагистраль-
ный Ил-96-400М. Он рассчитан на 350 мест
в двухклассной компоновке (326 эконом и
24 бизнес). На него ставятся двигатели ПС-
90А1, потому по удельному расходу топлива
машина несколько проигрывает зарубеж-
ным аналогам, но это единственный на се-
годня российский проект, который в случае
введения жесткого санкционного режима и
прочих неприятностей способен обеспечить
массовую перевозку пассажиров на терри-
тории страны.
Решение о создании широкофюзеляж-
ного дальнемагистрального самолета было
принято в 2014 году, долго оформлялось,
но в 2017-м ОАК и COMAC создали со-
вместное предприятие CRAIC. Уже опреде-
лен облик самолета, изучены рыночные по-
требности и конкурентоспособность. В раз-
мерности он будет от 250 до 320 мест, дви-
гателем для этой машины станет
перспективный ПД-35.
Согласно поручению президента РФ на
площадях Уральского завода гражданской
авиации организовано сборочное производ-
ство самолета Л-410 с последующей локали-
зацией согласно политике импортозамеще-
ния. К 2020 году она должна составить не
менее 70 процентов, но уже сейчас бортовое
и радиолокационное оборудование для само-
летов, производимых для Минобороны, раз-
работано и изготавливается российским по-
ставщиком – РПКБ. На очереди установка
отечественного двигателя ВК-800 и нашей
же мотогондолы. По сути Л-410 полностью
импортозаместим. Планируются работы по
увеличению дальности этой машины с 1500
до 2500 километров.
В развитии вертолетной техники одна из
важнейших задач – ее адаптация для эксплу-
атации в арктических условиях. Заказчики
наиболее заинтересованы в машинах сред-
него класса со взлетной массой до 10 тонн.
Это Ми-17, Ми-8 с модификациями, в пер-
спективе – Ми-38. «Вертолеты России» ведут
активную работу и уже в этом году мы полу-
чим расширение границ сертификата в части
минусовых температур. Другим востребован-
ным для работы в условиях Крайнего Севера
типом являются машины со взлетной массой
до девяти тонн. В настоящий момент у нас
такие отсутствуют, потому потенциальные
заказчики
планируют
использовать
AgustaWestland AW189. В перспективе – в
случае соответствия реальных характери-
стик заявленным – можно в этом сегменте
рассматривать вертолет Ка-62, сертифика-
ционные испытания которого должны быть
завершены в ближайшее время.
Хорошие перспективы имеет производ-
ство малых вертолетов со взлетной массой
до четырех тонн – «Ансат» и Ка-226. Сейчас
эти модели совершенствуются и модернизи-
руются.
В программе развития санитарной авиа-
ции наиболее широко используются «Ансат»
и Ми-8, патронируемые Минздравом РФ. 29
машин уже поставлены, 31 – в планах.
Ведутся работы по модернизации борто-
вого радиоэлектронного оборудования. Соз-
дается новая аппаратура, построенная на
основе интегральной модульной авионики,
позволяющая наращивать функции в зависи-
мости от конкретных требований. Разработ-
ки уже внедряются в МС-21 и будут приме-
няться в SSJ 75.
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
В ПОЛЕТ
ПО НАКАТАННОЙ
БУДУЩЕЕ ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗОК
ЗА Ил-96 И Л-410
На совместном заседании Экспертного совета при Комитете
ГД по экономической политике и Комитета по авиационной
промышленности Союза машиностроителей России директор
профильного департамента Минпромторга Равиль Хакимов
изложил основные направления работы отрасли в ближайшие
годы. Сенсаций не прозвучало.
МОНИТОРИНГ
menstois.ru
Так или иначе в упомянутой под-
программе реальная ситуация оха-
рактеризована объективно: россий-
ский потенциал в области добычи и
переработки
соответствующего
сырья «достаточно высок, что опре-
деляется значительной минерально-
сырьевой базой и наличием действу-
ющего производственного РЗМ-
комплекса». Но там же отмечаются
«отсутствие действующих произ-
водств глубокой переработки РЗМ-
сырья с высокой добавленной стои-
мостью (индивидуальные оксиды
РЗМ, металлы и сплавы), технологи-
ческое отставание от КНР, США, Ка-
нады, Бразилии и других производи-
телей, значительное сокращение на-
учного потенциала в области добычи,
переработки и использования РЗМ».
КТО ДОКАТИЛСЯ, КТО ВОСПРЯЛ
В отличие от 25 последних совет-
ских лет, когда доля импорта в сово-
купном объеме потребления РЗМС и
продуктов их переработки не превы-
шала 25 процентов, к настоящему вре-
мени этот показатель по РФ превыша-
ет 75 процентов. Одна из причин – по-
теря производственно-сырьевой базы
в других союзных республиках, на ко-
торую приходилось до трети объема
общего выпуска этой продукции. И
хотя РФ, по оценкам ЮКТАД, ЮНИДО
и Геологической службы США, распо-
лагает примерно четвертью общеми-
ровой сырьевой базы по РЗМ, доля
страны в мировой табели о рангах по
добыче и переработке РЗМС к настоя-
щему времени составляет менее 10
процентов. И это против 13–15 процен-
тов в СССР, где отрасль активно раз-
вивалась еще с середины 30-х годов.
Причем уже тогда с акцентом на пере-
работку сырья.
Спад начался в середины 80-х,
когда резко ускорилось падение произ-
водства и сбыта в высокотехнологич-
ных отраслях, особенно в «оборонке».
Но уже с начала того десятилетия рос
импорт полуфабрикатов и готовой
РЗМС-продукции из КНР, «братских» и
развивающихся стран. Известные поли-
тические изменения и очевидные эко-
номические последствия второй поло-
вины 80-х годов, особенно для ВПК и
«двойных» производств, лишь усилили
вышеупомянутый тренд («Рудный
выбор», «ВПК», № 11, 2018). А КНР, где
государство с начала 70-х прямо и кос-
венно стимулирует поэтапное индустри-
альное освоение РЗМС-сектора, уже к
концу 90-х годов выдвинулась на пер-
вые роли по производству и экспорту
этой продукции. За последние 20 лет
объемы ее выпуска и экспорта выросли
более чем вдвое. И на мировом рынке
доля КНР к 2018 году превысила 60 про-
центов против 15 в начале 90-х. Причем
минимум половина китайского экспорта
этого профиля приходится на Россию.
По многим оценкам, КНР осваива-
ет до трети промышленных запасов
РЗМС в Африке и около 15 процентов
– в Центральной и Южной Америке,
почти столько же в Канаде, а также в
Австралии и Океании, около 25 про-
центов – в Южной, Юго-Восточной
Азии и на Среднем Востоке. И это при-
том что промышленные запасы КНР по
РЗМС ныне достигают 40 процентов от
общемировых.
Основные области использования
РЗМС – производство магнитов, акку-
муляторных и им подобных сплавов,
катализаторов для глубокой перера-
ботки промышленного и энергетиче-
ского сырья, изготовление элементов
для электроники, станко- и приборо-
строения, телекоммуникаций, произ-
водства оптоволоконных изделий.
Очевидно, что РЗМС остается крайне
востребованной продукцией и в «обо-
ронке», «двойных» секторах. Отрасль
закономерно все активнее развивает-
ся в Австралии, Бразилии, Вьетнаме,
Индии, Малайзии, ЮАР и других стра-
нах на базе крупных местных ресурсов
и долгосрочных концессий в Африке,
Центральной и Южной Америке.
ЧТО ИМЕЕМ – ПРОДАЕМ
Пока единственный действующий
источник РЗМ-сырья в нашей стране –
лопаритовые руды в Мурманской обла-
сти. Получаемый на Ловозерском
ГОКе концентрат поступает на гидро-
металлургическую переработку на Со-
ликамский магниевый завод (Перм-
ский край), но почти весь готовый про-
дукт направляется на экспорт. Что ка-
сается, например, ниобия и смежного
тантал-ниобия, в его промышленных
запасах доля Бразилии достигает 50
процентов, РФ – около 15 процентов,
КНР – 10 процентов. В производстве
же основного продукта его переработ-
ки – феррониобия, широко востребо-
ванного в основном в ОПК и «двой-
ных» отраслях, доминирует опять-таки
Бразилия (свыше 60%).
С литием схожая ситуация. Хотя в
промышленных мировых запасах доля
РФ составляет почти 15 процентов, его
добыча у нас фактически прекращена с
начала 90-х годов. А сырье и полуфабри-
каты из него уже традиционно ввозятся
из КНР, Чили, Бразилии, Боливии. Глав-
ные потребители – Красноярский хими-
ко-металлургический завод и Новоси-
бирский завод химконцентратов.
Аналогичная ситуация со смежным
сырьевым продуктом – бериллием.
Доля России в его общемировых запа-
сах – свыше 40 процентов. Крупные
промышленные объемы этой продук-
ции ныне обеспечивает Ульбинский
металлургический завод в Казахстане,
контролируя к настоящему времени
около 20 процентов мирового рынка. В
постсоветской России бериллиевое
сырье почти не производится.
В начале 2010-х корпорацией «Ме-
таллы Восточной Сибири» вместе с
Роснано и Томским политехническим
университетом заявлялось о проекте
восстановления добычи на Ермаков-
ском месторождении (Бурятия), пре-
рванной в 1988 году, с производитель-
ностью по руде в 25–30 тысяч тонн в
год. Но точные сроки реализации про-
екта официально не объявлены. Рос-
сия ввозит почти весь ассортимент бе-
риллиевой продукции, при этом из
Китая – свыше трети. Кстати, в ОПК и
«двойных» отраслях сосредоточено
минимум 35 процентов спроса на нее.
Еще 40 лет назад Китай осознал,
какими богатствами располагает, и
начал быстро развивать добычу РЗЭ.
Как заявил в 1991 году Дэн Сяопин,
если на Ближнем Востоке – нефть, то в
Китае – редкоземельные элементы.
Увеличение
производственных
мощностей по РЗЭ стало возможным
только благодаря значительной и по-
стоянной поддержке правительства –
по сути госсубсидиям. Это позволило
даже нерентабельным компаниям экс-
портировать РЗЭ по искусственно низ-
ким ценам. И вскоре большая часть
некитайских производителей РЗЭ,
включая американцев, была вынужде-
на полностью выйти из бизнеса.
Ныне многие страны начали осоз-
навать, что расчет на поставку РЗЭ ис-
ключительно из Китая противоречит их
национальным интересам. Настала
пора задуматься над этим и нам.
Е
сли
на
Б
лижнем
В
остоке
–
нефть
,
то
в
К
итае
–
редкоземельные
элементы
,
заявил
Д
эн
С
яопин
РЗМС широко используются в производственной цепочке средне-
го-высокого переделов (полуфабрикат-готовая продукция) в ОПК и от-
раслях двойного назначения.
ГЛАВНЫЕ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ РЗМС
Лантан (La) – гибридные двигатели, сплавы легких и др. металлов
Тербий (Tb) – постоянные магниты и изделия с магнитными свойствами
Церий (Се) – автокатализаторы, сплавы различных металлов
Диспрозий (Dy) – магниты и гибридные двигатели
Празеодимий (Pr) – магниты
Эрбий (Er), Неодим (Nd) – автокатализаторы, жесткие диски для
лэптопов, гибридные техника и топливо
Иттрий (Y) – флуоресцентные лампы, ферросплавы
Самарий (Sm) – магниты и магнитосодержащие изделия
Гольмий (Но) – лазерная техника и ее комплектующие, цветное вы-
сокопрочное стекло
Тулий (Tu) – рентгеновская/лазерная техника
Лютеций (Lu) – катализаторы ракетного и традиционного топлива
Иттербий (Yb) – лазерная техника с комплектующими, металло-
сплавы
Гадолиний (Gd) – магниты, теле- и радиолокация, навигационные
устройства
Кобальто-самарий (Cо-Sm) – создание сильных магнитов, аэро-
космическое оборудование, приборы для измерения энергоемкости,
миниатюрные электронные устройства, устройства для удержания
плазмы, магнитные подшипники, акустическая техника
Железо-бор (Fe-B) – компоненты изделий электротехники и
электроники
Бериллий (Ве) – отражатели и замедлители нейтронов, в смеси с
альфа-радионуклидами – ампульные нейтронные источники
Тантал (Та), его изотопы, оскиды, карбиды и бериллиды – сверх-
проводящие элементы (криотроны и др.), жаропрочные сплавы, броне-
техника, поглотители/источники гамма-излучения, электролитические
конденсаторы, форсунки/сопла ракет, технологии ударно-поворотного
бурения
Гафний (Hf) – компоненты атомного оружия с минимальным радио-
активным заражением, регулирующие стержни атомных реакторов,
метастабильный изомер гафния – лазерная техника
Совместно цирконий (Zr) и гафний (Hf) – новый класс высокопроч-
ных композитов и полимеров
Литий (Li), его оксиды и изотопы – лазерная и рентгеновская техни-
ка (в том числе дефектоскопия), смешанные полимеры, высокопрочные
алюминийсодержащие сплавы, аноды химических источников тока,
полупроводники для термопреобразователей
На основе Nd, Y, Sm, Er, Eu и Fe-B получают высокопрочные сплавы
с рекордно высокими магнитными свойствами. Монокристаллические
соединения большинства видов РЗМС применяются для создания ла-
зерных, других оптико-активных и нелинейных элементов в военной и
«двойной» оптоэлектронике.
СПРАВКА «ВПК»
РЕДКИЕ
ЭЛЕМЕНТЫ
Начало на стр. 01
ТЕНДЕНЦИИ
news.ykt.ru