Газета «Военно-промышленный курьер». №21 (685) 7 - 13 июня 2017 года - page 8

discred.ru
Российская компания S7 Sea Launch
заключила контракт с украинским пред-
приятием «Южмаш» (Днепропетровск)
на закупку 12 ракет-носителей «Зенит»
для пусков по программам «Морской
старт» и «Наземный старт». Сейчас
в производстве находятся две ракеты
модификаций «Зенит-3SL» и «Зенит-
3SLБ».
Ранее гендиректор РКК «Энергия»
Владимир Солнцев обещал, что пред-
приятие создаст для плавучего космо-
дрома российскую ракету на замену
украинских «Зенитов», напоминает РИА
«Новости». А глава Роскосмоса Игорь
Комаров говорил, что после 2022 года
с «Морского старта» будет запускаться
новая отечественная ракета среднего
класса «Союз-5». Руководство Южмаша
выразило надежду, что с подписанием
контракта сделан большой шаг в
преодолении глубокого кризиса, в кото-
ром пребывало предприятие с 2013 года
и который стал следствием обвального
сокращения объемов производства.
Контракт был заключен еще 28 апреля,
однако информация о нем появилась
на сайте ЮМЗ только сейчас. Сообща-
ется, что портфель заказов Южмаша
на ближайшие годы превышает 350
миллионов долларов, среди основных
заказчиков – компании из США, Италии,
Индии и Южной Кореи. Напомним, что
минувшей осенью S7 Group объявила
о подписании контракта, предусма-
тривавшего покупку имущественного
комплекса «Морской старт». Предметом
сделки являются корабль Sea Launch
Commander, платформа Odyssey с
установленным на них оборудованием
ракетного сегмента, наземное оборудо-
вание в базовом порту Лонг-Бич (США)
и интеллектуальные права, принад-
лежащие компании Sea Launch, включая
товарный знак. В планах компании – со-
вершение до 70 коммерческих пусков в
течение 15 лет (подробнее – «Нелегкий
«ланч», «ВПК», № 5, 2017).
ЮЖМАШ СПАСЕН ЗАКАЗАМИ
ДЛЯ ПЛАВУЧЕГО КОСМОДРОМА
08
«ОБОРОНКА»
ТЕНДЕНЦИИ
№ 21 (685) 7–13 июня 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
реклама
По словам начальника Управления перспективных
межвидовых исследований и специальных проектов МО
РФ Сергея Панкова, открытие ОКР по разработке высо-
котехнологичных образцов с незрелым заделом приводит
к увеличению сроков их создания в 1,9 раза, повышает
стоимость разработки в среднем на 40 процентов, а за-
купки финальных образцов – на 20 процентов по сравне-
нию с первичной оценкой.
В связи с этим разработаны и утверждены норматив-
ные правовые документы по формированию НТЗ (в ГПВ
на период до 2025 года), Концепция создания НТЗ для
перспективных вооружения и военной техники. «Эти до-
кументы позволяют нам с оптимизмом смотреть в буду-
щее», – считает Панков.
Но стратегическая ошибка в том, что решение при-
кладных проблем нередко возлагается на занятые фунда-
ментальной наукой институты. Необходимо четкое разде-
ление. Целеполагание, направленное прежде всего на соз-
дание конечных продуктов и вообще процесс внедрения
технологий, – это ответственность прикладников, а она, к
сожалению, размазана. «Часть институтов акционирова-
на, многие являются частными, – говорит генеральный
директор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Ан-
дрей Дутов. – Напомню, что в советское время было 68
государственных научных центров, обслуживавших все
значимые отрасли экономики. И сегодня надо четко опре-
делить роль прикладной науки и организаций промыш-
ленности на разных этапах жизненного цикла».
Разумеется, на стадии НИР основная роль принадле-
жит научным центрам. Но получение конкретного про-
дукта, которое планируется с горизонтом в пять лет, – за-
дача, связанная с организацией производства, ускорением
ОКР. По мнению Дутова, промышленники должны уча-
ствовать в создании прогнозов, подсказывать состав про-
дуктовых линеек, вести маркетинговые исследования и
самое главное – честно говорить о своих возможностях,
поскольку процесс реструктуризации, обновления мощ-
ностей достаточно сложный и долгий.
На первом этапе главенствующая роль все же принад-
лежит научным центрам. Лидер меняется только на стадии
ОКР, после чего научные центры могут следить за тем,
чтобы технологии были реализованы в полном объеме.
В то же время организации промышленности должны
участвовать в формировании прогнозов и планов, а стра-
тегия научно-технологического развития – согласовы-
ваться с политикой развития корпораций, их перспектив-
ными продуктовыми рядами.
НА ЗАМЕТКУ АВИАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
В системе прогнозирования и стратегического плани-
рования реализуются формирование требований к пер-
спективным технологиям (форсайт спроса), оценка воз-
можностей технологического развития, ряд других направ-
лений. На примере Минобо-
роны РФ видно, как хочется
получить объект с высоки-
ми характеристиками, уни-
версальный, но это не всегда
выходит. В некоторых слу-
чаях надо быстро перехо-
дить на выпуск новых образ-
цов ВВСТ, а не модернизи-
ровать старое.
Китай отстает от нас по
некоторым
технологиче-
ским параметрам на три –
пять лет. Но способен до-
гнать. Поэтому продукт
должен быть принципиаль-
но новым – как минимум на
10–15 процентов лучше
предыдущего либо сделан
быстрее на три – пять лет.
В авиастроении важней-
шие НИР принципиально
новых технологий сегодня,
как полагают эксперты, с точки зрения образцов заверше-
ны. По сути идет глубокая модернизация прежних заде-
лов. Почему никто серьезно не вкладывается в разработку
новых? Все ждут технологической революции 2025–2030
годов, чтобы создавать уже принципиально иные образцы
продукции.
При прогнозировании крайне важно использовать ме-
тодики оценки влияния новых технологий на параметры
перспективных изделий различных классов и назначений.
После чего моделируется их использование в составе
парка Вооруженных Сил, рассчитывается уровень харак-
теристик, достижимый не в лабораторных условиях или
проекте, а в производстве и эксплуатации.
Создана и начала работать Авиационная коллегия
при правительстве РФ. Ее основные рабочие группы воз-
главят эксплуатанты. Чем важен такой подход? Чтобы
получить не отдельные характеристики и облик изделий,
а конечный результат. Скажем, из-за низкой серийности
нашей авиатехники ее послепродажное обслуживание
экономически нецелесообразно. Выпущено 87 самоле-
тов «Сухой Суперджет 100». Это не та серия, при кото-
рой производство запчастей может быть отдельным биз-
несом. К тому же, как недавно стало известно, машина
требует доработок. Сколько же еще потребуется вло-
жить в нее средств после стольких лет создания? Авиаци-
онная коллегия при правительстве РФ должна ответить
и на этот вопрос.
Технологии, отобранные по итогам проблемно ориен-
тированных НИР, надо развивать в составе комплексных
проектов. Речь о междисциплинарности и межотраслевой
синергии, направленных на увеличение серийности. Для
России это основная проблема. Получаем продукт, имею-
щий значительную серию. Он становится драйвером и
катализатором продвижения самого проекта.
«Сама система управления не связана с тем, что кто-то
более умный сидит и рулит этим процессом, – отмечает
Андрей Дутов. – Важно понимать, что это основа для ра-
боты научно-технических советов, которые есть на уровне
лаборатории, отделения, института, каких-то более круп-
ных объединений. На сегодня мы четко понимаем, что
именно такая система оценки технологий и развития при-
водит к полному взаимопониманию в правительстве с
контрольными и надзорными органами, что мы идем к
правильным целям».
КОНКУРЕНЦИЯ С ИНТЕГРАЦИЕЙ
Пока же наблюдаем разобщенность в исследованиях и
разработках, которые ведутся еще и при дефиците средств.
В смежных отраслях схожие научные проблемы, но в каж-
дой пытаются создать свой центр компетенций. Хотя го-
раздо эффективнее сделать межотраслевые.
Сейчас в правительстве по поручению президента
формулируется единая программа НИОКР. Но даже на-
учно обоснованная и наце-
ленная на результат система
управления созданиемновых
технологий сама собой не
решит всех проблем разви-
тия промышленности. Вы-
ход – в межотраслевой инте-
грации, поиске возможно-
стей применения новых
технологий в нескольких
областях со схожими требо-
ваниями к технологиям.
Авиапром здесь выступает
лидером, поскольку пара-
метры физических процес-
сов – экстремальные, уров-
ни безопасности и эколо-
гичности – наиболее жест-
кие. Есть перспективы
применения этих техноло-
гий на других направлениях
– в транспортном и энерге-
тическом машиностроении,
там, где идут серьезные серийные тиражи. Тем самым за-
траты на прикладные исследования и разработки могут
распределиться на эти объемы, что резко сократит из-
держки.
Заместитель
председателя
коллегии
Военно-
промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, выступая
на конференции «Управление созданием научно-
технического задела в жизненном цикле высокотехноло-
гичной продукции-2017», отметил важность обсуждав-
шейся проблемы. По его словам, ряд вопросов требует
дальнейшей проработки в экспертном сообществе. В пер-
вую очередь это касается расчета стоимости жизненного
цикла. Бочкарев подчеркнул, что следует детальнее рас-
смотреть проблемы внедрения и практического использо-
вания новых подходов и методологий, обсудить и вырабо-
тать эффективный типовой контракт жизненного цикла.
Для разработки соответствующих стандартов будет созда-
на рабочая группа при Научно-техническом совете
Военно-промышленной комиссии РФ.
Есть перспективы
применения
промышленных
авиационных технологий
в других областях
машиностроения,
где серьезные
серийные тиражи
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
ПЕРЕБОР ТЕХНОЛОГИЙ
Начало на стр. 01
Kremlin.ru
Владимир Путин обсудил состояние российской науки с
академиками РАН. Он напомнил, что в прошлом году была
принята стратегия научно-технологического развития РФ.
«Одна из важных задач в этой связи – насытить утвержден-
ную стратегию конкретными проектами, направлениями
исследования и так далее», – заявил глава государства,
подчеркнув, что особую роль играют междисциплинарные
исследования. Решение реформировать Академию наук –
шаг в этом направлении. Нужно подумать, как нам изме-
нить административную структуру РАН, сделать более эф-
фективной, приспособленной к решению сегодняшних
задач, обозначил повестку президент, «чтобы у нас акаде-
мия была именно штабом исследования, определения пер-
спектив развития науки».
НОВЫЙ КУРС
РАН СТАНЕТ ШТАБОМ
На комбинате ПО «Маяк»
разрабатывается проект
строительства нового ком-
плекса остекловывания. Он
будет включать несколько
плавителей нового типа.
Пуск планируется осуще-
ствить в 2022–2023 годах.
В конце декабря 2016 года
на «Маяке», а точнее – на
радиохимическом заводе
комбината был произведен
пуск новой электропечи
ЭП-500/5, переводящей
жидкие высокоактивные
отходы в стекломассу.
За пять месяцев новая
электропечь перевела в
безопасное состояние
уже 15 миллионов кюри
активности. Для сравне-
ния: выброс при аварии
на Чернобыльской АЭС
составил 60 миллионов
кюри. Напомним, что
высокоактивные отходы,
образующиеся на радио-
химическом заводе в про-
цессе переработки отрабо-
танных тепловыделяющих
элементов, передаются на
комплекс остекловывания,
запущенный в промыш-
ленную эксплуатацию 30
лет назад. До 2010 года
на заводе поочередно
работали четыре электро-
печи, которые перевели
в безопасное состояние
640 миллионов кюри
активности. Начало работы
новой печи стало одним
из важнейших этапов
развития системы обра-
щения с радиоактивными
отходами на «Маяке». В
2016-м было переработано
свыше 300 тонн топлива и
рециклируемых ядерных
материалов. Сейчас
мощности предприятия
рассчитаны на ежегодные
объемы ОЯТ до 400 тонн.
А бесперебойная работа
электропечи ЭП-500/5
позволит достичь новых
рубежей. Эксплуатация
хранилища, которое специ-
ально расширено в связи с
вводом в работу ЭП-500/5,
рассчитана на девять лет.
Сегодня оно заполнено на
65 процентов. Запас по
свободным ячейкам позво-
ляет предприятию работать
даже с перекрытием шести-
летнего проектного срока
работы электропечи.
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
РАДИАЦИЯ СТЕКЛЕНЕЕТ
ТОЛЬКО ОТ ВИДА ПЕЧИ
nuclearcask.ru
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook