05
АРМИЯ
реклама
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
Греческая армия продолжает комплек-
товаться срочниками, а по количеству
боевой техники занимает в НАТО третье
место после США и Турции. Впрочем,
значительная часть ВВТ сильно устарела,
а крайне тяжелое экономическое положе-
ние страны не позволяет провести обнов-
ление, даже несмотря на наличие доста-
точно мощного ВПК. Стоит отметить,
что сегодня Греция – единственная страна
НАТО, приобретающая значительное ко-
личество боевой техники и вооружения в
России.
Сухопутные войска имеют в своем со-
ставе два армейских корпуса (АК) и два
командования.
4-й АК входит в состав 1-й полевой
армии (ПА), наиболее сильного объедине-
ния ВС Греции, отвечающего за оборону
северных и восточных границ страны. Он
включает три дивизии: 12 и 16-ю мотопе-
хотные, 20-ю бронетанковую, а также 29 и
50-ю мотопехотные бригады, 1-й полк
РСЗО, 1-й полк связи, разведки и РЭБ.
Кроме 4-го АК, в составе 1-й ПА име-
ются 1-я пехотная (бригады 1-я ВДВ, 32-я
морской пехоты, 71-я аэромобильная, 1-я
армейской авиации) и 2-я мотопехотная
дивизии (бригады 33 и 34-я мотопехот-
ные, 24-я бронетанковая).
3-й АК представляет собой СБР для
действий в составе сил НАТО. В его со-
ставе 8, 9, 10, 15-я пехотные, 3-я связи
бригады, 1-й пехотный полк и ряд мелких
подразделений различного назначения.
Командование внутренних областей и
островов отвечает за оборону территорий
в Эгейском море, в его составе так назы-
ваемая 5-я дивизия (фактически аэромо-
бильная бригада) на Крите и отдельные
гарнизоны в размере рот или батальонов.
Командование поддержки отвечает за
тыловое обеспечение.
Танковый парк включает 353 совре-
менных немецких «Леопард-2», 526 ста-
рых немецких «Леопард-1А5», 503 совсем
древних американских М48А5 и 240
М60А3. Имеется 243 французских БРМ
VBL, 379 советских (из бывшей ГДР)
БМП-1, 1384 американских БТР М113 и
491 собственный БТР «Леонидас», кото-
рый производился по австрийской лицен-
зии. На вооружении состоят 420 САУ
М109 (США), 25 новейших немецких
САУ PzH-2000, 12 старых американских
САУ М107 и 145 М110. Буксируемые
орудия столь же разновозрастные. Поми-
мо 263 старых американских М101, это
253 М114А1 того же происхождения и 18
итальянских М-56. Количество миноме-
тов превышает 5 тысяч. Имеется 116
РСЗО RM-70 из бывшей ЧССР и 36 аме-
риканских MLRS. ПТРК: 196 российских
«Корнетов», установленных на джипах, и
262 «Фагота», 696 американских «Тоу» (из
них 330 самоходных М901) и 332 фран-
цузских «Милана» (42 на «Хаммере»).
Войсковая ПВО включает 7 батарей
американского ЗРК «Усовершенствован-
ный Хок» (42 ПУ) и 104 ЗРК малой даль-
ности: 21 российский «Тор-М1», 29 совет-
ских «Оса-АКМ», 54 немецких ASRAD
(по 8 «Стингеров» на «Хаммере»). Кроме
того, имеется 476 ПЗРК «Стингер» и
более 800 зенитных орудий: 523 советских
ЗУ-23-2, 285 немецких Rh-202, 17 соб-
ственных «Артемис».
Армейская авиация включает 3 амери-
канских легких транспортных самолета
C-12R и 29-36 U-17A, 28 боевых АН-64
«Апач», около 150 многоцелевых и транс-
портных вертолетов (1 «Белл-212», 11–15
AB-206B, до 26 AB-205, до 70 UH-1H, 17
NH-90TTH, 21 CH-47D), от 17 до 20
учебных NH-300С.
ВВС имеют в составе три командова-
ния: тактическое (все боевые самолеты и
наземная ПВО), учебное, поддерж-
ки (транспортная и вспомогательная
авиация).
Наиболее современные истребители
ВВС Греции – 44 французских «Мираж-
2000» и 154 американских F-16. Остают-
ся на вооружении старые американские:
33 истребителя F-4Е и 13 разведчиков
RF-4Е. Имеется 22 польских легких раз-
ведчика М-18, 4 бразильских самолета
ДРЛО ЕМВ-145, 46 транспортных разно-
го происхождения, 91 американский учеб-
ный самолет, до 30 вертолетов.
Наземная ПВО включает 6 батарей
американской ЗРС «Пэтриот» (36 ПУ), 1
дивизион формально принадлежащей
Кипру российской ЗРС С-300ПС (12
ПУ), 33 ЗРК малой дальности: 9 фран-
цузских «Кроталь», 4 российских «Тор-
М1», 20 итальянских «Скайгард-
Спарроу». Насчитывается около 400 зе-
нитных орудий: 24 швейцарских GDF,
38 собственных «Артемис», 326 немец-
ких Rh202.
ВМС имеют в своем составе 4 новей-
шие ПЛ немецкого проекта 214. В строю
находятся также 3 ПЛ проекта 209/1100
и 4 проекта 209/1200. Имеется 9 фрега-
тов «Элли» (голландские «Кортенаэр») и 4
«Гидра» (немецкий проект МЕКО2000),
10 корветов, представляющих три моди-
фикации датского проекта «Оспри-55» (2
«Арматолос», 2 «Касос», 4 «Мачитис») и 2
«Толми» (американские «Эшвилл»).
Из 7 новейших ракетных катеров типа
«Роусен» только 5 введены в строй, осталь-
ные остаются на верфи. Имеются старые
ракетные катера: 4 «Ласкос» и 5 «Кавалу-
дис» (модификации французского проек-
та «Комбатант-3»), 3 «Вотсис» (немецкие
проекта 148). Остаются на вооружении
старые сторожевые (бывшие торпедные)
катера: 4 «Андромеда» (норвежские
«Тьельд»), 2 «Келефтис Стаму». В составе
флота 2 английских тральщика «Хант» и 2
американских «Оспри».
Десантные силы включают 5 ТДК
собственной постройки типа «Ясон» и 4
российских ДКВП проекта 12322
«Зубр». Морская авиация располагает
18 американскими противолодочными
вертолетами.
Иностранных войск на территории
Греции нет.
В целом ВС Греции весьма велики, но
архаичны, плохо обучены и недофинанси-
рованы. Поэтому очень сложно оценить
их реальный потенциал. Можно с боль-
шой долей уверенности сказать, что он за-
метно ниже потенциала ВС Турции, одна-
ко вероятность войны между соседями
все же невелика.
АРМИЯ ГРЕЦИИ СУЩЕСТВУЕТ РАДИ ОДНОГО ПРОТИВНИКА
Являясь членом НАТО, Греция в качестве единственного вероятного
противника рассматривает союзника по альянсу – Турцию
(«Ограниченный имперский контингент», «ВПК», № 46, 2016).
И в связи с перманентным ожиданием агрессии выбивается
из общей тенденции значительного сокращения ВС
и отказа от призыва.
Албания
после окончания Второй миро-
вой войны прошла крайне сложный истори-
ческий путь. В начале 60-х она переориенти-
ровалась с СССР на Китай, но затем поссори-
лась и с ним. Пыталась обороняться одновре-
менно от Варшавского договора и НАТО
собственными силами. Крайне примитивные
и архаичные албанские ВС были практически
полностью уничтожены собственным населе-
нием во время бунта 1997 года. В 2009-м Ал-
бания вступила в НАТО, но это мало повлияло
на развитие ее ВС. Сейчас в них остается
крайне незначительное количество очень
старой советской и китайской техники и не-
много более новой западной.
Сухопутные войска – единственный вид
ВС. В их составе 4 бригады – СБР, авиацион-
ная (бывшие ВВС), морская (бывшие ВМС),
поддержки. Плюс полк коммандос. На воору-
жении числится до 40 китайских танков Туре
59 (копия советских Т-55), до 86 китайских
БТР YW-531 и 50 американских бронеавтомо-
билей МаххРrо, которые используются в Аф-
ганистане, 18 буксируемых орудий Туре 66
производства КНР. Минометы: 259 82-мм ки-
тайских, 538 советских М-120 (120 мм) и до
100 М-43 (160 мм). Зенитные орудия – совет-
ские: 25 61-К и 17 С-60. Американские броне-
автомобили являются по сути не боевыми
машинами, а транспортными средствами. Вся
остальная техника скорее всего полностью
небоеспособна и числится в сухопутных вой-
сках чисто формально.
Черногория
последней из республик быв-
шей Югославии получила независимость, это
произошло в 2006-м. Хотя она находится в
весьма неспокойном регионе, руководство
страны не видит особого смысла в наличии
крупных ВС. Они являются чисто символиче-
скими. Большую часть вооружений, достав-
шихся стране от бывшей общей с Сербией
армии, она продала Белграду.
Руководство НАТО и самой Черногории
сумело затянуть страну в альянс, хотя цен-
ность этого партнерства нулевая. Но брюс-
сельским бюрократам очень важны, во-
первых, сам процесс, во-вторых, контроль, а
чиновникам Подгорицы очень хочется изо-
бразить вхождение в «семью цивилизован-
ных народов». Место Черногории в этой
семье очень четко указал ее премьер-
министру американский президент Трамп в
ходе осмотра новой штаб-квартиры НАТО,
убрав того с дороги, словно путающегося под
ногами котенка.
Сухопутные войска имеют в составе две
бригады – легкую пехотную и спецназа. На
вооружении до 5 советских БРДМ-2, 5 югос-
лавских БТР BOV-1, 13 советских гаубиц (1
М-46, 12 Д-30), 32 120-мм и 76 82-мм мино-
метов, 18 югославских РСЗО М63 и М94, 127
советских ПТРК (до 10 «Малютка» на БТР
BOV-1, 71 «Фагот», 19 «Конкурс», 27
«Штурм»). Возможно, часть этого оружия
уже продана.
ВВС страны имеют на хранении 4 юго-
славских штурмовика G-4 и 3 учебных са-
молета UTVA-75, а также 1 вертолет Ми-8. В
строю находится лишь 2 американских лег-
ких транспортных самолета (1 «Цесс-
на-421», 1 «Лирджет-45») и до 13 боевых
вертолетов французского производства
«Газель» четырех модификаций. В авиации
МВД имеется 2 легких штурмовика амери-
канского производства АТ-802F, созданных
на основе сельскохозяйственного самолета
«Цессна-802» (они так и называются – «Эйр
трактор», то есть «Воздушный трактор»), 2
легких польских самолета М-18 и 1 РА-42
(производства США).
Поскольку Сербия не имеет выхода к
морю, Черногория получила все ВМС бывшей
Югославии, кроме той их части, что в 1991-м
досталась Хорватии. Сегодня в строю 2 фре-
гата типа «Котор», построенных по лицензии
в Югославии по советскому проекту 1159, и 2
ракетных катера «Кончар». По-видимому,
большая часть перечисленных боевых единиц
также будет продана.
Разумеется, ВС Черногории в их нынеш-
нем виде не обеспечивают обороноспособ-
ность страны. В ближайшей перспективе это
не имеет значения, однако в дальнейшем
сложно предсказать, как далеко зайдут амби-
ции Албании и родственного ей криминаль-
ного образования Косово, поэтому Черного-
рии может все же понадобиться нормальная
армия. Тем более что НАТО спасать страну от
собственных порождений совершенно точно
не будет.
ДЕТАЛИ
ТРАКТОРНЫЕ ВОЙСКА
СТРАШНЫЙ СОН
ЯНЫЧАРА
РЕАЛИИ
Extravital.net
Flymetothemoontravel.com
тагона, Мэттис и аль-Атыйя обсудили взаимные интересы в об-
ласти безопасности, включая ход операций против ИГ и важность
деэскалации напряженности между Катаром и рядом арабских
стран, чтобы все партнеры в регионе Персидского залива смогли
сосредоточиться на достижении общих целей.
Точное количество F-15, которые США готовы поставить Дохе,
в сообщении Пентагона не указывается. Агентство «Блумберг»
ранее передавало, что речь идет о 36 самолетах. При этом 18
ноября 2016 года стало известно о продаже США Катару 72 ис-
требителей F-15QA и сопутствующего оборудования и вооруже-
ния на 21,1 миллиарда долларов. Не исключено, что мы наблюда-
ем объяснение реальной природы конфликта в ССАГПЗ, спрово-
цированного президентом Трампом в ходе майского визита в Эр-
Рияд. Восстановление прежнего уровня доверия между Америкой
и аравийскими монархиями – большая проблема. Верить Штатам,
объявляющим Катар государством – спонсором терроризма, что
подразумевает внесение его в «черный список» Минюста США, а
затем продающих ему оружие, сложно. В Эр-Рияде пока делают
хорошую мину при плохой игре из-за антииранской риторики
Трампа, но очевидно, что КСА до конца своему партнеру не дове-
ряет вследствие его прагматичности, которая хороша для бизнес-
мена, но не для президента.
Сделав ставку на реанимацию альянса с КСА и союзниками по
противостоянию с Катаром, среди которых ОАЭ и АРЕ таковыми
можно считать чисто ситуативно, Вашингтон не решал вопрос
создания «ближневосточного НАТО». Действующая администра-
ция США умеет просчитывать инвестиционные риски и осознает
утопичность этой идеи. Помимо противоречий между потенци-
альными партнерами по такому альянсу никто из них (кроме АРЕ
и Иордании) не обладает серьезным боевым потенциалом. Это не
Израиль, не шахский Иран с третьей по численности армией мира
и не Турция времен правления военных. Искать эффективных ре-
гиональных военных партнеров в данной ситуации США не при-
ходится. Вашингтон предложил сделку: ужесточение антииран-
ской позиции и гарантии безопасности от внешнего вмешатель-
ства, взамен чего аравийские монархии начинают безальтерна-
тивно от европейских поставщиков закупать американское
оружие в гигантских размерах. Дань в виде оборонных заказов в
обмен на безопасность. Понятная схема, если не считать, что в
атаку на монархии Аравийского полуострова пойдут не армии, а
немногочисленные группы партизан из Йемена и Ирака, против
которых американские войска бессильны.
Катар, до последнего момента выбиравший между француз-
скими и американскими военными самолетами, на фоне кризиса
решился на откровенную взятку американцам. Эмирату не нужно
столько машин. В Йемене их было всего шесть в составе аравий-
ской коалиции и столько же в Ливии при свержении Каддафи.
Когда стало ясно, что французские конкуренты устранены, Госде-
партамент начал консультации по умиротворению конфликтую-
щих аравийских монархий. США помимо финансовой выгоды
демонстрируют потенциал посредника: они стимулировали кри-
зис и сами его загасили, хотя принципиальные разногласия между
Катаром, КСА, АРЕ и ОАЭ никуда не делись. При этом Трамп не
только заставил Катар отойти от спонсирования Демократической
партии и ограничил приток денег из аравийских монархий в кассу
демократов, но и приглушил оппозицию в Республиканской пар-
тии в лице сенатора Маккейна и его круга, которых спонсирует
Эр-Рияд. О переходе на сторону Трампа большей части американ-
ского ВПК говорить излишне.
Что до обсуждения «совместной борьбы» США и Катара с тер-
роризмом, давление на Доху как одного из главных спонсоров ИГ
имеет и практическое значение. Американцам нужна помощь ка-
тарцев даже не в том, чтобы заставить сторонников ИГ выйти из
Мосула и Ракки, а в том, чтобы отряды суннитов не тревожили
американский контингент террористическими атаками после того,
как эти города формально перейдут под контроль Багдада или
союзников США в Сирии. Хотя и вопрос выхода сторонников ИГ
из Ракки сейчас решается. С Ираком сложнее, там гарантии спо-
койствия не смогут дать даже в Дохе, пока Багдад не пойдет на
реальное встраивание суннитов во власть. А в Сирии эта задача по
плечу Дохе (и Анкаре), и она сейчас начнет решаться.
Главное для США при посредничестве Катара – перебросить
сторонников ИГ под Пальмиру и Дейр эз-Зор (американцы не
возражают, если его возьмет ИГ, затем уступив лояльной США
оппозиции), создать условия для контроля этой провинции и
подготовки операции на юге Сирии, где установление широкой
зоны безопасности по всей границе согласовано с Амманом. Без
спокойствия на севере и гарантий от вылазок ИГ на юге (осо-
бенно на границе между Ираком, Иорданией и Сирией) амери-
канцы не смогут в полной мере реализовать план создания двух
оплотов в Сирии, откуда будет идти экспансия оппозиции внутрь
страны. Вашингтон старается реализовать в САР старую идею о
создании зон безопасности с фактическим бесполетным режи-
мом. Они создаются не для того, чтобы разделить Сирию по
конфессиональному признаку. Главной задачей любой админи-
страции в Вашингтоне будет смена режима Башара Асада. С уче-
том связи Дамаска и Москвы это становится безальтернативным
приоритетом. Отстранение от власти Асада для Штатов – ин-
струмент выдавливания из Сирии России и Ирана.
Кто придет Асаду на смену, для Вашингтона не так важно,
поскольку американцы через приручение Эр-Рияда и Дохи –
основных спонсоров исламистского терроризма – формируют
новый инструмент влияния на джихадистский сегмент мусуль-
манского мира. То есть стараются возродить афганский меха-
низм воздействия на ситуацию времен присутствия в этой стра-
не СССР, через «исламский фактор». Через него надеются и
контролировать сирийскую оппозицию после смены режима, в
том числе через Доху.
Таковы достаточно простые и прозрачные схемы в основе
новой политики США на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Проводить ее без вовлечения в американскую орбиту влияния
КСА и Катара невозможно. Отсюда корни нынешнего скандала
внутри ССАГПЗ, антииранская риторика и как итог – встраивание
аравийских монархий в американскую политику. При этом Эр-
Рияд и Доха имеют немалый опыт общения с президентами США
и знакомы с концепциями американской внешней политики, кото-
рые не оставляют им иной роли. Но это никогда не мешало ре-
шать собственные проблемы, игнорируя пожелания Вашингтона,
и вряд ли помешает в будущем, что бы они внешне ни демонстри-
ровали. В Белом доме это осознают явно не в полной мере...
В БОРЬБЕ ЗА НАТО
одного из комитетов Парламентской
ассамблеи НАТО заявил о том, что
согласно социологическим опросам
подавляющее большинство населе-
ния поддерживает вступление в
альянс. Примерно то же самое в тече-
ние весьма длительного времени го-
ворилось и в Черногории. При этом
подробности социологических опро-
сов было решено не разглашать.
Из уст многих выступавших зву-
чало: Россия препятствует расшире-
нию НАТО, что проявилось в «по-
пытке государственного переворота»
в Черногории. На церемонии завер-
шения процедуры принятия этой
страны в альянс глава ассамблеи
Паоло Алли констатировал: «Это
важный шаг для НАТО, результат
усилий интегрировать Западные Бал-
каны в нашу общую зону мира, ста-
бильности и процветания. Кроме
того, вступление Черногории посы-
лает четкий сигнал всем странам, ко-
торые стремятся присоединиться к
НАТО: дверь действительно откры-
та. Никакое внешнее давление не
может воспрепятствовать тому, чтобы
кандидаты достигали своей цели –
членства».
Схожей риторикой запомнился
выступавший на Парламентской ас-
самблее спикер Верховной рады Ан-
дрей Парубий: «И Украина, и Грузия
будут членами НАТО потому, что
этого хотят. И Россия не сможет им
помешать».
А после данного заявления демон-
стративно отказался отвечать на во-
просы российских СМИ на пресс-
конференции.
Parliament.ge