Аэропорт может и должен стать не только транс
портным, но и общественно-деловым центром, соз
дающим рабочие места, помогающим бизнесу, удо
влетворяющим социально-бытовые, культурно-
просветительские, досуговые потребности, то есть
стать интегральным терминалом. Кроме того, на вос
станавливаемую сеть местных воздушных линий
(МВЛ) сможет опереться принятая в 2016 году про
грамма развития в России санитарной авиации.
Соответственно возникают вопросы развития на
земной инфраструктуры – не только ВПП, но и все
возможных вспомогательных сооружений, обеспечи
вающих техническое обслуживание летного парка,
хранение материальных ценностей и автотракторной
техники, прием и обслуживание пассажиров.
На государственном и региональном уровнях за
дача реновации или восстановления системы МВЛ
понимается и находит воплощение в практических
документах. Так, например, разработана и утвержде
на «Концепция развития малой авиации на террито
рии Ростовской области до 2030 года». Очевидно,
что государство не может взять на себя полное фи
нансирование таких программ, а для частного капи
тала нужна понятная доходность проектов.
В качестве вариантов минимизации затрат и уско
рения темпов строительства, повышения окупаемо
сти целесообразно рассматривать технологии быстро
возводимых сооружений. Реально задача может быть
решена несколькими способами.
Первый из них предполагает поставку на объект
полнокомплектных зданий, изготовленных в завод
ских условиях («Секция реалистов», «ВПК», № 5,
2017). Это рациональный способ ускорения строи
тельства требуемых объектов наземной инфраструк
туры. У авторов имеется опыт сотрудничества с ком
панией, поставлявшей жилые дома в Мордовию после
пожаров 2010 года. Здание было привезено из Ярос
лавской области, смонтировано с подключением к
внешним инженерным сетям и проведением необхо
димого минимума благоустройства придомового
участка за 20 с небольшим календарных дней, при
этом цена метра общей площади оказалась значитель
но ниже, чем у зданий, возведенных рядом, а эксплуа
тационные характеристики выше.
Есть и другой путь, нестандартный, когда завод
выезжает на стройплощадку и, используя завезенные
материалы, на месте промышленным способом про
изводит и монтирует требуемые здания.
Идея арочного каркасного строительства доста
точно стара. Изначально для таких зданий использо
вались легкие металлические конструкции. По техно
логии вначале формировался каркас, на который
потом монтировалось внешнее покрытие – как пра
вило, из листовой стали. Такие здания, обычно име
нуемые ангарами, весьма трудоемки из-за большого
количества болтовых или сварных соединений и не
достаточно герметичны даже при условии очень ка
чественного монтажа. С выходом на рынок множе
ства технологий быстровозводимых зданий ангары
становились все менее конкурентоспособны, однако
сама идея арочного строительства вполне продук
тивна.
Это было успешно доказано американцами, кото
рые еще в середине прошлого века нашли решение по
№ 34 (698) 6–12 сентября 2017 года
НА СТАТЬЮ «ДАЙТЕ АРМИИ ГАЗ» (№ 26, 2017)
НА статью «Эх, тачанка–египтянка» (№ 29, 2017)
НА СТАТЬЮ «Танк в помощь» (№№ 16–17, 2017)
Предлагаю еще раз обсудить возмож
ности боевой машины поддержки танков
(БМПТ) и представляю на обсуждение
свой вариант.
БМПТ предназначена для поражения
танкоопасных средств противника и ог
невой поддержки своих подразделений.
Она способна бороться с любыми бро
нированными целями, отражать атаки
вертолетов и низколетящих самолетов,
уничтожать укрепления.
Состав вооружения БМПТ «Терми
натор»:
– две 30-мм автоматические пушки
2А42 с боекомплектом 900 выстрелов;
– 7,62-мм пулемет ПКТ с боеком
плектом 2000 патронов;
– четыре ПТУР «Атака-Т»;
– два 30-мм автоматических гранато
мета АГ-17Д с боекомплектом 600 вы
стрелов;
– СУО «Рамка».
Дополнительно – система
902Б «Туча».
Установленные в корпусе ма
шины в надгусеничных полках
два 30-мм автоматических грана
томета АГ-17Д управляются
двумя операторами дистанцион
но. Углы наведения гранатометов
составляют 6 градусов в сторону
продольной оси машины и 28
градусов в сторону борта. Угол возвыше
ния – 25, снижения – 5 градусов. Опера
тор установки использует комбиниро
ванный прицел ПНК-4 «Агат-МП» со
стабилизированным полем зрения в вер
тикальной плоскости.
Опыт Второй мировой войны пока
зал, что применение курсового вооруже
ния в боевых условиях малоэффективно
и ведет только к повышенному расходу
боеприпасов. Несмотря на то, что в дан
ной установке применен стабилизатор в
вертикальной плоскости, углы наведения
остаются ограниченными, появляются
большие мертвые зоны. Данный недо
статок можно устранить только манев
ром машины, приводящим к тому, что
противнику подставляется менее защи
щенный борт. К тому же в боевых усло
виях, например при преодолении мин
ного поля или других заграждений, такой
маневр невозможен. Соответственно
гранатометы будут применяться эпизо
дически, их огневая эффективность
ограниченна. В обороне, когда машина
находится в окопе, возможности АГ-17
еще меньше, поскольку мертвые зоны
увеличиваются.
Гранатомет изолирован от наводчика,
поэтому для заряжания и устранения не
исправностей необходимо выходить за
пределы броневого корпуса и прекра
щать работу основного блока оружия. В
бою это само по себе ведет к потерям в
экипаже. Кроме того, введение двух гра
натометчиков создает проблему с их
подготовкой, а наличие двух прицелов
ПНК-4 и стабилизатора вооружения для
управления АГ-17 увеличивает стои
мость машины.
Боевым модулем БМПТ является вы
несенный комплекс вооружения на пол
ноповоротном бронированном компарт
менте. В пулестойком контейнере нахо
дятся две автоматические 30-мм пушки
2А42. Сами по себе они, как и пулемет
ПКТ, надежные, проверенные в боевых
действиях, нареканий не вызывают. Одна
ко вынесенное вооружение затрудняет его
обслуживание и загрузку боекомплекта. В
бою для выполнения данных работ необ
ходимо покидать машину, что опять-таки
большой риск. Защиты оружие боевого
модуля фактически не имеет, хотя эта ма
шина, действуя под огнем противника,
должна выполнять функции телохраните
ля танка.
Угол возвышения основного блока
оружия – 45 градусов, что недостаточно,
как показал опыт Афганистана и Чечни.
И одного ПКТ явно мало.
Для борьбы с танками и другими вы
сокозащищенными целями БМПТ осна
щена ПТРК «Атака-Т» с дальностью
стрельбы до шести километров. Ракеты
установлены открыто в штатных ТПК.
Сверхзвуковая скорость полета ПТУР в
комплексе с полуавтоматической систе
мой управления в лазерном луче не
оставляет противнику шансов принять
какие-либо меры противодействия после
ее пуска по цели.
Комплекс 9К120 хорошо себя зареко
мендовал в авиации, однако имеет ряд не
достатков при применении на БМПТ. Его
массогабаритные характеристики завыше
ны, при этом используется только четыре
ПТУР, что для такой машины явно недо
статочно. ПТРК абсолютно не защищен
от средств поражения, в ходе боя он будет
выведен из строя в первые же минуты. По
скольку он мало применяется в Сухопут
ных войсках (только в противотанковых
дивизионах), необходимо введение в штат
подразделения специалистов по техниче
скому обслуживанию с соответствующей
контрольно-проверочной аппаратурой, а
это дополнительные затраты. На танках
Т-72 и Т-90 применяется ракета 9К119
«Свирь» калибра 125 миллиметров, соот
ветственно в танковых подразделениях
появятся две ракеты, абсолютно разные, не
взаимозаменяемые.
Система управления огнем БМПТ
позволяет командиру машины осущест
влять точное целеуказание наводчику,
полностью дублировать его функции,
включая наведение ракеты, благодаря
информационно-управляющей системе
оперативно обмениваться данными с
другими боевыми машинами и полу
чать подробные сведения о техническом
состоянии БМПТ. Однако и здесь есть
недостаток: головка командирского
прицела расположена слишком высоко
и не имеет защиты в отличие от прице
ла наводчика.
Базовым шасси для БМПТ является
танк Т-72 или Т-90, что говорит само за
себя. Машина находится в эксплуатации
более 40 лет и в обсуждении не нуждает
ся. Однако в отличие от танка БМПТ не
имеет комплекта ОПВТ, а значит, у нее
нет возможности вместе форсировать
водную преграду и одновременно с
основными силами вступить в бой на
противоположном берегу.
Предлагаю перейти к рассмотрению
моего варианта БМПТ. Все достаточно
просто: берется башня танка, из нее изы
мается штатное вооружение и устанавли
вается новое. Причем то, которое уже
давно используется в войсках и провере
но временем.
Предлагаю разместить в башне на
месте 125-мм пушки следующий блок
оружия:
– 30-мм 6-ствольный корабельный
автомат, адаптированный под боевое от
деление танка;
– спаренную установку из двух ПКТ
и двух гранатометов АГ-17 – по блоку
ПКТ и АГ-17 слева и справа от авто
мата;
– девять ПТУР 9К119, состоящих на
вооружении Т-72 и Т-90, разместить в
корме боевого отделения, а пусковую
установку расположить в его центре (как
вариант возможно использовать ПТРК
«Корнет»);
– боекомплект к 30-мм автомату, пуле
метам ПКТ и гранатометам АГ-17 разме
стить на днище боевого отделения
на месте вращающегося транспор
тера.
Данный комплекс вооруже
ния позволяет выполнять следу
ющие задачи:
– на дистанции до 2000 мет
ров вывести из строя любой бро
необъект, включая ОБТ, гаранти
рованно поражать танки ПТУР
на дальности до 5000 метров;
– эффективно поражать низ
колетящие воздушные цели на дозвуко
вых скоростях и расстоянии до 1500 мет
ров;
– уничтожать транспортные и огне
вые средства, живую силу противника на
дальностях до 4000 метров.
12,7-мм пулемет НСВТ размешается
на командирской башне и предназначен
для самообороны. Основным недостат
ком вышеуказанного боевого модуля яв
ляется то, что при стрельбе из
6-ствольного 30-мм автомата выделяет
ся большое количество пороховых газов.
Чтобы вовремя их удалять, необходимо
установить герметичные перегородки и
дополнительную вытяжную вентиляцию.
Это технически несложно, правда, будет
затруднен доступ к блоку оружия.
В результате получаем:
– все вооружение размещено в башне,
надежно защищено и обслуживается на
водчиком и командиром машины, тогда
как в БМПТ этим заняты четыре члена
экипажа;
– установленное вооружение давно
применяется в ВС СССР и РФ, провере
но временем в боевых условиях;
– боекомплект размещен в боевом
отделении, имеет достаточный запас,
легко загружается в машину.
Владимир НЕМИНОВИЧ
ДУЭЛЬ
С «ТЕРМИНАТОРОМ»
С ТАНКОМ ЖИТЬ – ТАНКОМ БЫТЬ
Как видно из имеющей рекламный харак
тер статьи, уважаемый автор – горячий патри
от ВАЗа и автомобиля «Нива». Сразу вспоми
нается сценка из «Трех товарищей» Э.М. Ре
марка, где Готфрид Ленц рекламирует «Кадил
лак», а товарищи оценили его «статью», как
«рекламу путевок на курорт или крема для
дам». Привлекли «Голос народа» – Юппа, слу
жащего мастерской Кестера, подростка. Раз
решите его «голосом» спросить: «А разве
«Нива» – это военная, командирская машина?
А есть ли у нее самоблокирующий дифферен
циал (повышенного трения, кулачковый), ле
бедка? А может ли она преодолевать канавы
(окоп полного профиля с бруствером и тра
версой шириной 1200 мм), плавать? А как на
счет системы регулирования давления
в шинах? Что с маскировочными свойствами
на местности? Несущая способность?».
Больше положительных ответов на эти
вопросы дает автомобиль ЛуАЗ‑967 М,
о котором автор как бывший замминистра
Минавтопрома должен знать (к сожалению,
теперь это иномарка, но определенное коли
чество их на складах МО РФ имеется). ЛуАЗ
имеет лебедку, может преодолевать канавы
(по бортам а/м закреплены прогоны колей
ного моста), плавает, малозаметен на мест
ности и чем-то напоминает «Виллис». Он
задуман как транспортер переднего края
(ТПК) для эвакуации раненых. Грузоподъ
емность ~ 450 килограммов (как у «Нивы»):
водитель-санитар,
медсестра-фельдшер,
двое носилок с тяжелоранеными бойцами.
Но рамная конструкция шасси имеет несу
щую способность ~ в 2–2,5 раза выше грузо
подъемности.
В 1981 году нас, группу конструкторов
из разных КБ, представитель ВПК при ЦК
и Совмине СССР повез на Дмитровский по
лигон Минавтопрома, где нам показали,
в том числе в действии, автомобили, на ко
торых требовалось разместить разное воору
жение (по нашему КБ это был 30‑мм АГС‑17
«Пламя»). Выбор был ограниченный:
ЛуАЗ‑967 М, УАЗ‑469, «Нива». Последняя
сразу же отпала из-за невозможности сде
лать в крыше кузова люк для вооружения
без заметного снижения несущей способно
сти безрамного шасси. По заказу МО наше
КБ свою задачу выполнило. Опытный обра
зец ЛуАЗ проходил и войсковые испытания
в составе десантно-штурмовой группы
(11 человек) с большим перемещением
в пространстве на вертолетной подвеске при
решении учебно-боевой задачи. После ее
выполнения вся группа разместилась на ав
томобиле со словами «Лучше тихо ехать,
чем быстро идти» и благополучно прибыла
к месту сбора, значительно перекрыв норма
тивы.
Безусловно, компактный военный автомо
биль необходим, но разработчиком должно
быть обладающее соответствующим опытом
КБ. АвтоВАЗ такого не имеет да и по части
создания легковых авто не блещет.
Позвольте напомнить, что «за речкой» та
кими автомобилями интересуются даже в лег
кобронированном исполнении и с мотоци
клетным мотором БМВ К‑1300 (до 173 л. с.),
то есть подход к решению задачи многоплано
вый и разумный, а не однобокий, как у нас.
Кстати, о неприспособленности ВАЗа к вы
полнению оборонных заказов высказывались
еще при запуске его производства. Это завод
одного автомобиля («Фиат‑124» – лучшего
в мире в то время). О качестве «копейки»
после окончания итальянских заготовок для ее
производства говорить не приходится.
P. S.
Горьковский автозавод еще до Вели
кой Отечественной освоил выпуск полнопри
водныхМ‑1 (4х4), на которых и ездил во время
войны комсостав (преимущественно высший,
так как автомобиль достаточно комфортабе
лен). Имеется довоенное фото, где
конструктор-испытатель А. Грачев на базе от
дыха автозаводцев «Стригино» «взбирается»
на этой эмке по крутой деревянной лестнице
вверх. Так что в названии статьи слово «ГАЗ»
применено прямо в точку.
СОГНУТЬ АЭРОПОРТ
Волынские «Виллисы
»
На ниве АвтоВАЗа командирскую машину не собрать
БМПТ не имеет оборудования
для подводного вождения, а значит,
у нее нет возможности форсировать
реки вместе с танками
На статью «Бесполетные регионы» (№ 25, 2017)
Скорость – слишком слабая
защита
«Эскадрон» чьих-то мыслей
шальных
ДЛЯ ВОССОЗДАНИЯ НАЗЕМНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
МЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ПРИГОДИТСЯ ОПЫТ
АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ
tanktastic.ru
yandex.ru
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Определенное количество монтажных комплектов АГС-17
было изготовлено и находится на складах МО
Опять реклама, на этот раз – багги «Эска
дрон». Зацепила фраза: «130 км/час по бездо
рожью – это не шутки». Автор понимает, что
он написал? Он хотя бы раз участвовал в мото-
или автокроссе? У меня стаж вождения
с 1953 года. Во время учебы в МВТУ занимал
ся мотокроссом. И летать иногда, конечно, от
деляясь от мотоцикла (своеобразный прием,
как страховка от травм при падении), прихо
дилось даже при меньших скоростях.
О скорости как защите. При фронталь
ном перемещении цели ее скорость не имеет
значения, и она поражается элементарно
любым видом оружия. При фланговом дви
жении (к стрелку бортом) при правильно вы
бранном упреждении (а этому учат) сложнее,
но все равно достаточно легко. Чем дальше
от стрелка цель, тем легче ее поразить. Один
фронтовик рассказывал мне, как они ловили
третьим выстрелом из миномета немецких
мотоциклистов прямым попаданием. Теперь
только в страшном сне можно представить
себе, что при этом получалось.
Если учесть, что у багги за счет открытого
двигателя имеется приличное тепловое излу
чение, то при применении по цели ПЗРК
с головкой самонаведения в ИК-канале багги
не отвертится.
Повторюсь: компактный военный авто
мобиль – дело серьезное. Экспромтами тут
не возьмешь.
Владислав МЕЛЕШИН,
инженер-механик, конструктор, начальник
сектора КБ точного машиностроения
им. А. Э. Нудельмана
ОТКЛИКИ
все номера «впк» – на сайте vpk-news.ru