Алексей ПЕСКОВ
Большинство фрагментов сгорело в атмосфере. Космический грузовик должен
был доставить к МКС топливо, воду и сжатые газы, а также оранжерею «Лада-2», в
которой планировалось впервые вырастить на орбите сладкий перец, и скафандр
новой модификации «Орлан-МКС», оснащенный автоматической системой терморе-
гулирования. Кроме того, грузовик вез фрукты к новогоднему столу на МКС. Всего в
«багажнике» находилось более 2,5 тонны.
Пуск ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-
04», как сообщил Роскосмос, был застрахован на 2,135 миллиарда рублей. В настоящее
время работает Межведомственная аварийная комиссия. Оглашение итогов ожидается
после 20 декабря. Что касается возможных причин, то вначале грешили на нештатную
работу двигателей третьей ступени «Союза-У». Выдвигались версии о некачественной
сборке, прогаре камер сгорания, повреждениях сварного шва. Но подобные эксцессы в
работе двигателя должны были зафиксироваться телеметрией, а до 383-й секунды по-
лета, когда данные перестали поступать, все шло штатно. Текущая версия: отделение
произошло и уже после этого на самом «Прогрессе» возникла нештатная ситуация.
О возможных последствиях аварии «Военно-промышленному курьеру» рассказал ис-
полнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса Сергей
Крикалев: «Подобная авария считается рассмотренной нештатной ситуацией и вся про-
грамма строится таким образом, чтобы неприбытие любого аппарата не оказывало крити-
ческого влияния на запланированные работы. Любая потеря – что было с блоком «Сиг-
нус», что с взорвавшимся в свое время «Дрэгоном» – приводит к изменению программы,
но она и создается, как у нас говорят, в расчете на пропущенный цикл. То есть если что-то
не пришло в назначенное время, у экипажа МКС должно хватить запасов кислорода,
воды, пищи и вообще всего жизненно необходимого на борту до запланированного при-
хода следующего транспортного средства. Конечно, если случится несколько аварий под-
ряд, это уже будет нерасчетная нештатная ситуация, но единичное ЧП в любом случае
не должно приводить к катастрофическим последствиям. Более того, как только случи-
лась авария с «Прогрессом», с нами связались американцы: ребята, мы понимаем вашу
проблему и вы нас не раз выручали, так что мы готовы уложить в ближайшие запланиро-
ванные корабли что-то из вашего оборудования. Более того, они даже готовы подвинуть
дату запуска, если возникнет какая-то задержка с доставкой нашей части груза. Они как
настоящие партнеры делают шаги нам навстречу, чтобы помочь выбраться из сложив-
шейся ситуации. Это хорошая традиция в наших отношениях. После аварии шаттла мы
переориентировали всю программу доставки экипажей на наши «Союзы». Были случаи,
когда они нас просили что-то загрузить на «Прогрессы». Это делается и без всяких аварий
– если что-то нужно доставить на орбиту побыстрее. И мы, и американцы можем ориен-
тироваться на тот «грузовик», который идет на станцию раньше».
Как сообщает НАСА, ближайший пуск к станции запланирован на 9 декабря. К
МКС отправится грузовик «Конотори-6» Японского аэрокосмического агентства.
Запущенный 1 декабря к МКС грузовой космический корабль
«Прогресс-МС-04» потерпел аварию на высоте 190 километров
над безлюдной гористой местностью в Туве.
НОВОГОДНИЕ ДЕЛИКАТЕСЫ
НА ОРБИТУ ДОСТАВЯТ ЯПОНЦЫ
ru.wikipedia.org
«БАЕ СИСТЕМС»
ГОТОВА ВЗЯТЬ
ПОД СВОЕ КРЫЛО
13 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
Крупное вложение в аэро-
космическую промышлен-
ность Великобритании сде-
лала компания ВАЕ Systems.
На создание академии с
новым учебным центром
вблизи авиастроительного
центра в Ланкашире ассиг-
новано 15,6 миллиона фун-
тов стерлингов. Помимо со-
трудников компании здесь
будут получать практические
навыки выпускники и сту-
денты военных и граждан-
ских вузов. В ближайшие 40
лет курсы обучения и повы-
шения квалификации прой-
дут по меньшей мере 13
тысяч человек.
Построено 26 учебных ка-
бинетов, есть макеты произ-
водственных объектов ВАЕ
Systems. В начале 2017 года
планируется разместить в ан-
гаре центра полноразмерный
макет самолета Hawk, чтобы
студенты понимали, насколь-
ко сложна технически его
сборка. Кроме того, в акаде-
мии будут получать новые
компетенции машиностроите-
ли и работники обрабатываю-
щей промышленности северо-
запада Англии.
МАРШРУТЫ ВДОЛЬ
СЕКТОРА ГАЗА
«ПРОТАПТЫВАЮТ»
БЕСПИЛОТНИКИ
Беспилотные
машины
«Сегев», применяемые Арми-
ей обороны Израиля на грани-
це с сектором Газа, специали-
сты корпорации-разработчика
«Элбит» оснастили дистан-
ционно-управляемыми боевы-
ми модулями и автономными
инерциальными навигацион-
ными системами. Беспилотник
создан на базе пикапа «Форд»
F-350. Оператор управляет ма-
шиной с дистанционного пункта
управления, оборудованного
педалями и автомобильным
рулем. Военнослужащему до-
статочно нанести на электрон-
ную карту точку назначения и
передать ее координаты – ма-
шина сама прибудет туда. Если
на пути встретится препят-
ствие, она остановится в ожи-
дании команды оператора.
Роты беспилотных наземных
машин «Сегев» находятся на
вооружении с 2015 года.
Источник:
ПРЕССА
Французская
корпорация Thales
передала Бразилии спутник
военной связи SGDC.
Запустить космический
аппарат планируется
в июле 2017 года
с космодрома Куру
во Французской Гвиане.
Спутник будет также
предоставлять услуги
связи и гражданским
компаниям
army-technology.com
08
«ОБОРОНКА»
БЕЗОПАСНОСТЬ
№ 47 (662) 7–13 декабря 2016 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
Завершение консервации Карачая
стало историческим для комбината
«Маяк», региона и атомной отрасли со-
бытием, позволяющим говорить о ре-
шении одной из важнейших проблем,
которые остались в наследство от со-
ветского атомного проекта. Помогла
федеральная целевая программа «Обе-
спечение ядерной и радиационной
безопасности на 2008 год и на период
до 2015 года».
ЧАСОВЫЕ МЕРТВОЙ ВОДЫ
За подземным контуром вод, со-
стоянием элементов засыпки следит
серьезная система мониторинга, и на-
блюдение это специалистам «Маяка»,
профильных научных организаций
предстоит вести еще несколько деся-
тилетий. Карачай, который может
служить классическим примером
пункта размещения особых радиоак-
тивных отходов, будет существовать
многие сотни лет. Специальными ис-
следованиями доказано, что такой
могильник безопаснее оставить там,
где он есть сейчас, нежели заниматься
извлечением и перезахоронением
опасных фракций в другое место.
«Прошел год, засыпанный водоем
никаких сюрпризов не преподнес, – от-
мечает Дмитрий Соловьев, исполняю-
щий обязанности начальника службы
экологии ПО «Маяк». – Мы установи-
ли 1090 знаков, по которым делают от-
метки – есть движение грунта или нет.
Обработанные данные станут основой
для построения 3D-модели процессов,
происходящих под несколькими слоя-
ми засыпки. В каждой такой точке до-
полнительно проводится еще и мони-
торинг мощности дозы в зависимости
от усадки грунта и уровня воды в за-
крытой части акватории».
На изучении миграции подземных
вод изначально были сконцентрирова-
ны усилия специалистов «Гидроспец-
геологии», «Маяка», Академии наук
СССР (а затем РАН), ведущих мате-
матиков и программистов Физико-
энергетического института из Обнин-
ска. Совместно создавалась трехмер-
ная модель, позволившая спрогнози-
ровать динамику процессов на
столетия вперед.
«Все наши усилия направлены сей-
час на то, чтобы обосновать следую-
щие стадии консервации Карачая и
перевода его в новый юридический
статус – «пункт захоронения», – гово-
рит Юрий Мокров, советник гене-
рального директора ПО «Маяк» по
науке и экологии. – Эта процедура
займет несколько лет. После чего и
водоем, и прилегающая к нему терри-
тория, как того требует законодатель-
ство, будут переданы в эксплуатацию
Национальному оператору по обра-
щению с радиоактивными отходами.
Специалисты «Маяка» занимаются
обоснованием различных аспектов
безопасности водоема. Это работа,
аналогов которой сегодня в мире нет.
За первые десять месяцев мониторин-
га после закрытия акватории Карачая
зафиксировано снижение выпадения
радионуклидов на поверхность, а уро-
вень подземных вод водоема находит-
ся на регламентных отметках и не вы-
зывает опасений. Это привело к даль-
нейшему улучшению радиационной
обстановки в районе предприятия и
близлежащих населенных пунктов».
ИСТОРИЯ ЯДЕРНОГО БОЛОТА
Что такое Карачай? Водоем В-9,
сформированный в 1951 году на месте
бывшего бессточного болота, – по-
верхностное хранилище среднеактив-
ных жидких радиоактивных отходов.
Его эксплуатация продолжалась 64
года. В Карачай были сброшены отхо-
ды ядерного оружейного производства
в несколько сот миллионов Кюри. С
начала эксплуатации водоема В-9 его
уровень поднимался, площадь аквато-
рии постоянно увеличивалась. Из-
вестная природно-техногенная авария
1967 года (ветровой разнос донных
отложений), к счастью, не привела к
серьезным радиационным последстви-
ям для населения и окружающей
среды, но показала потенциальную
опасность повторения подобного в бу-
дущем при аномальных метеорологи-
ческих условиях. После этого инци-
дента правительство СССР приняло
решение о ликвидации Карачая.
В течение 1967–1971 годов были
засыпаны оголенные ранее затопляе-
мые участки и мелководья, проведена
рекультивация территорий вокруг
озера. До середины 70-х продолжалась
ликвидация последствий аварийной
ситуации, велось обустройство бере-
гов, были начаты опытные работы по
засыпке акватории. К середине 80-х
эту технологию окончательно отлади-
ли. Водоем решено было засыпать
скальным грунтом с применением
специальных конструкций – полых бе-
тонных блоков, позволяющих локали-
зовать донные отложения. В настоя-
щее время в Карачае надежно изоли-
ровано более 200 тысяч кубометров
высокоактивных техногенных илов и
образующих ложе водоема суглинков.
Впрочем, история водоема В-9 на
этом не заканчивается. За ним, как
уже говорилось, будут следить деся-
тилетия.
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Год назад на промышленной площадке ПО «Маяк»
завершились работы по ликвидации открытой акватории
промышленного водоема В-9 – озера Карачай. Представители
средств массовой информации засвидетельствовали укладку
последних полых бетонных блоков на дно водоема и то,
как поверхность была засыпана скальным грунтом.
Челябинская область известна самым значительным скоплением очагов радио-
активности. В 1949 году здесь запустили первый в стране промышленный комплекс
получения плутония, создано производственное объединение «Маяк». Жесткие
сроки ввода ядерных мощностей в эксплуатацию почти при полном отсутствии си-
стем радиационного и технологического контроля привели в 1949–1956 годах к
сбросу в реку Теча огромного количества жидких радиоактивных отходов.
В сентябре 1957 года на «Маяке» произошел взрыв, в результате образова-
лось радиоактивное облако, накрывшее территорию Челябинской, Свердловской
и Тюменской областей.
С начала 50-х отходы стали также сбрасывать в мелководное заболоченное
озеро Карачай.
РЕТРОСПЕКТИВА
КАРАЧАЙ, КАРАЧАЙ…
НАСЛЕДСТВО
В МИЛЛИОН КЮРИ
ПРОБЛЕМЫ, КОТОРУЮ НЕ СМОГ РЕШИТЬ
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, БОЛЬШЕ НЕТ
ПО «Маяк»
ДЕТАЛИ
КОСМОНАВТЫ
БЕЗ ПЕРЦА