Газета «Военно-промышленный курьер». №47 (662). 7-13 декабря 2016 года - page 9

09
Андрей
ФРОЛОВ,
главный
редактор
журнала
«Экспорт
вооружений»
Известно, что 16 июня 2016 года был
подписан протокол о намерениях, на кото-
ром поставили подписи министр обороны
Катара Халид бин Мухаммад аль-Аттия и его
итальянская коллега Роберта Пинотти. Ого-
варивалась поставка семи боевых кораблей. А
именно: четырех корветов на базе проекта
Baynunah, двух океанских патрульных и одно-
го универсального корабля-дока. Катарцы
назвали эту программу Protector.
29 июня коммерческий директор концер-
на MBDA Антонио Перфетти подписал с глав-
нокомандующим ВМС Катара генерал-
майором Мохаммедом Нассером Аль Мохан-
нади контракт на поставку вооружений для пе-
речисленных кораблей на 1,1 миллиарда евро.
Общая стоимость сделки достигла почти
пяти миллиардов евро. Это довольно боль-
шая сумма для подобного рода контрактов,
она для сравнения эквивалентна трети фран-
цузского оружейного экспорта за 2015 год.
На сегодня о сделке известно следующее.
Итальянцы должны поставить петростейту
четыре корвета, на вооружении которых име-
ется восемь ПКР MBDA Exocet MM40 Block
3, корабельный ЗРК с
16 Aster 30 Block 1 (с
возможностями приме-
нения против баллисти-
ческих ракет), система
ПВО RAM, торпеды,
76-мм АУ, 20-мм артил-
лерийские установки,
вертолет.
Радиоэлек-
тронные системы (РЛС,
ГАС, РЭБ) будут постав-
лены компанией Selex,
входящей в оружейный
холдинг Leonardo. Па-
трульные корабли при
длине 60 метров будут
оснащены ЗРК с ракета-
миMica с вертикальным
пуском. Спроектирова-
ны по типу Falaj-2 (два
таких корабля поставлены итальянцами ОАЭ в
2010-м). Проект УДК разработан на базе
Kalaat Beni Abbes, построенного по заказу
ВМС Алжира и оснащенного ЗРК с ракетами
Aster. Поставки должны начаться с 2022 года,
то есть к моменту проведения в Дохе чемпио-
ната мира по футболу. Интересно отметить,
что контрактами с итальянцами предусматри-
вается 15-летний срок обслуживания кораблей,
включая подготовку экипажей.
Этими закупками Катар создает ВМФ,
способный действовать в океане. Сейчас у
Дохи весьма скромный флот, состоящий из
патрульных кораблей и катеров.
За этой довольно привычной для оружей-
ного рынка картиной, которая ничем особен-
ным не выделяется среди других крупных
контрактов, прячется скрытая часть. Именно
она позволяет думать о том, что самые круп-
ные расходы как раз не показываются на глаза
наблюдателям.
Стоимость вооружения примерно соот-
ветствует тем контрактам, которые MBDA
подписывала раньше в Азии и на Ближнем
Востоке. Кроме того, участие Франции в кон-
церне MBDA, который будет осуществлять
поставки ракет Mica VL и Exocet, делает «раз-
мазывание» бюджета непростой задачей для
итальянцев. То есть возможность завысить
расходы следует искать непосредственно в
кораблестроительной части.
Если провести анализ предыдущих сделок
с боевыми кораблями, можно обнаружить
следующее. Стоимость УДК Kalaat Beni
Abbes для Алжира составила 420 миллионов
евро, сам контракт был подписан в 2011 году.
Два патрульных Falaj-2 для ОАЭ стоили 200
миллионов евро, притом что общая сумма
включала стоимость передачи лицензии на
строительство, чего нет в катарском случае.
Что касается четырех корветов, которые
являются модернизированным вариантом
Abu-Dhabi, поставленных ОАЭ, с увеличен-
ной длиной, стоимость одного эмиратского
образца без вооружения составила 92 мил-
лиона евро, а в общей сложности порядка
110 миллионов евро без учета боекомплекта.
Считается, что заказанные корабли основы-
ваются на разработанном Fincantieri проекте
Multipurpose Corvette стандартным водоиз-
мещением 2400 тонн и длиной 104 метра.
Еслипроанализировать среднююстоимость
тяжелых корветов, которые присутствуют на
рынке (без учета Алжира, чьи MEKO А200АN
тоже являются «перепроданными»), можно
увидеть, что цена одного – 180–250 миллионов
евро максимум (последний случай имеет место
в отношении корветов проекта 10514 компа-
нии Damen, которые строятся в Индонезии,
они имеют длину, сравнимую с катарским за-
казом и вооружены Exocet и Mica VL). Пред-
положив, что цена укрупненного Abu-Dhabi
составляет 250 миллионов евро (то есть вдвое
дороже поставленных в ОАЭ), получаем
общую стоимость всего контракта миллиард
евро. То есть в конечном счете программа
Protector должна стоить 1,62 миллиарда евро
(420 млн плюс 200 млн плюс 1 млрд), макси-
мум два миллиарда с учетом дополнительных
расходов для модифицированного варианта
корвета. Разница в 1,8миллиарда евро не может
приходиться исключительно на стоимость об-
служивания и ремонта в течение 15 лет.
Получается: пакет контрактов Protector
по своей стоимости представляет собой опре-
деленную аномалию. Огромная сумма, кото-
рую невозможно идентифицировать и объяс-
нить на основании
имеющихся в откры-
том доступе данных, за-
ставляет сделать пред-
положение об откатах
(на политическом уров-
не в Италии) или взят-
ках (в Катаре).
Коммерческие связи
между Дохой и Римом
весьма обширны. Эми-
рат уже инвестировал на
Апеннинах порядка 150
миллиардов евро через
фонд Qia. Итальянская
компания Salini-Impregilo
ведет строительство мет-
ро в Дохе в преддверии
чемпионата мира по
футболу 2022 года. В
целом можно констатировать, что двусторон-
ние экономические связи последовательно
укрепляются. На начало 2016 года число со-
вместных предприятий, которые вели работу
в эмирате, превысило 200 субъектов.
По имеющейся информации, финансовую
схему оружейного контракта разработала ка-
тарская компания Yousef Group, которая ведет
бизнес в различных сферах и отраслях. Ее воз-
главляет Мохаммед Халифа бин Юсеф Аль
Сувайди, ранее служивший в Генеральном
штабе, а затем был вторым человеком при
дворе наследного принца (шейха Халифы).
После этого он стал делать дипломатическую
карьеру, находился на ответственных постах в
Министерстве иностранных дел страны, после
чего ушел в финансовую сферу, где также за-
нимал солидные должности.
Для откатов были созданы и другие меха-
низмы. Среди них компания Gulf Helicopter,
которая занимается ремонтом вертолетов и по
странному стечению обстоятельств принадле-
жит семье начальника главного штаба ВМС
Аль Моханнади. Она очень тесно связана с
AugustaWestland, а также эксплуатирует не-
сколько вертолетов ее производства (AW189 и
AW139). С 2008 года Gulf Helicopter зависит
от Gulf International Services, в свою очередь
принадлежащей компании Qatar Petroleum.
Другим потенциальным каналом для пе-
ревода средств может выступать итальянский
проект подводного археологического музея в
Катаре, весьма интересный эмиру. Проект
разрабатывают Bluimage Productions и PRAS
Technica Edilizia. А строительство будет ве-
стись при помощи итальянских компаний
Leonardo и Fincantieri, то есть тех самых, ко-
торые вовлечены в программу Protector.
«ОБОРОНКА»
ЦЕНА ВОПРОСА
Петр ЧЕРКАШИН,
полковник в отставке
В ближайшие десять лет ведущие
производителитанковзападныхстран
будут устанавливать трехкаскадные
электромагнитные пушки, спаренные
с основным вооружением, а вместо
башенного зенитного пулемета – ла-
зерную установку.
Кроме того, необходимо прогно-
зировать возможности промышлен-
ности по восполнению боевых по-
терь бронированной техники. Это
подталкивает нас к пониманию, что
проектирование и производство
средств поражения должны идти с
минимальными затратами в крат-
чайшие сроки. В основу внедрения
новшеств
ложатся
принцип
стоимость-эффективность и воз-
можность обеспечения принимае-
мых на вооружение образцов мате-
риалами для массового производ-
ства в военное время.
Сделаем вывод: нужен прин-
ципиально иной подход к проек-
тированию ББМ, которые долж-
ны прийти на смену танкам и
БМП. Традиционная схема ком-
поновки исчерпала возможности
совершенствования,
поэтому
разумно переходить на гибриды
боевых машин, соединить в них
преимущества танка и БМП.
Танко-пехотный огневой ком-
плекс (ТПОК) будет отличаться
тем, что пехотное отделение и
вооружение БМП (БТР) будут
размещены в передней части кор-
пуса, что даст стрелкам широкий
обзор и позволит без спешивания
обстреливать разведанные огне-
вые точки как в наступлении, так
и в обороне. Большие преимуще-
ства получают подразделения,
вооруженные ТПОК, и во встреч-
ном бою.
Башня с пушкой смещается на
место силового отделения, двига-
тель и топливные баки выносятся
за пределы корпуса. Рано или
поздно к этому придем, так как
необходимо будет найти место для
монтажа импульсного генератора
электромагнитной пушки. В пер-
вом варианте вооружение ТПОК
может состоять из 125-мм пушки,
трех 12,7-мм пулеметов, двух
АГС-30, четырех 7,62-мм ПК и
автоматической пушки. Экипаж
– девять человек.
Рота, оснащенная ТПОК, по
своим огневым возможностям
будет превосходить современную
мср вдвое-втрое. Плюс ко всему
отпадет необходимость в произ-
водстве БМП тяжелого класса.
Танко-пехотные огневые ком-
плексы должны стать основной
боевой машиной мобильных сил
Сухопутных войск. Они, имея
такую технику, изменят и тактику.
Особое внимание при созда-
нии новых машин будет уделять-
ся повышению уровня их защи-
щенности. Опыт показывает: уве-
личение толщины брони, приме-
нение композитов, использование
динамической и активной защи-
ты не дают гарантии от пораже-
ния противотанковыми средства-
ми. Некоторые системы стоят
очень дорого, затраты на них эк-
вивалентны трети стоимости бое-
вой машины. В частности, актив-
ная защита танка может быть по-
давлена средствами РЭБ, кроме
того, она небезопасна для лично-
го состава, находящегося в непо-
средственной близости от ББМ,
на которые установлена. И не
факт, что система способна пере-
хватить снаряд, летящий со ско-
ростью 1200–1500 метров в се-
кунду. Но всякие предложения
по внедрению других систем за-
щиты танков встречаются в
штыки, заинтересованные лица,
используя государственный ре-
сурс, налагают запрет на их изго-
товление и испытание. Как пред-
ставляется, целесообразно соз-
дать механическое устройство
искусственного рикошета. Оно
просто в изготовлении, требует
минимума затрат, а его система
управления не подвержена внеш-
нему воздействию.
Конечно, было бы ошибкой
считать, что соединения и части,
оснащенные ТПОК, всесильны.
Для их поддержки необходима
легкая пехота. Организационно в
структуре батальонных тактиче-
ских групп, оснащенных ТПОК,
она должна играть в бою актив-
ную самостоятельную роль. Лег-
кая пехота мобильных сил должна
иметь на вооружении мини-
броневездеход (МБВ) с экипажем
из трех человек. МБВ следует при-
способить для монтажа крупнока-
либерного пулемета, 7,62-мм ПК,
АГС-30, ПТУР «Корнет», безот-
катного орудия, 20-ствольной
57-мм реактивной установки. Во-
оружение должно использоваться
как с борта машины, так и с грун-
та. При серийном производстве
МБВ можно уложиться в пять
миллионов рублей за единицу.
Для сравнения: БТР-82 и -90
стоят 25 миллионов. За эти деньги
можно изготовить четыре-пять
МБТ, которые понесут вооруже-
ния в четыре-пять раз больше,
чем БТР, и смогут вести обстрел
объектов противника без спеши-
вания. Таким образом, БТГ долж-
на состоять из двух рот ТПОК по
13 машин каждая и роты на 15
МБВ. Исходя из этого определя-
ется структура полка, дивизии.
Мобильные силы компактны,
следовательно, хорошо управляе-
мы при различных видах боя. В
дополнение ко всему стоимость
комплекта ОБТ «Армата» и тяже-
лых БМП «Курганец» приближа-
ется к миллиарду рублей, а цена
ТПОК может составить 250–300
миллионов. ББМ мобильной ди-
визии будут в два раза дешевле, а
спектр выполняемых ими задач
расширится.
ГИБРИДЫ
ПРОТИВ
«АРМАТЫ»
ПОРА МЕНЯТЬ ПОДХОД
К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БРОНЕТЕХНИКИ
Лучшие умы
страны работают
над совершенствованием
боевых свойств
бронетанковой техники,
идет дискуссия о подходах
к формированию облика
машин будущего.
Но есть серьезные
ошибки в изысканиях.
Единая платформа
для всего спектра боевых
бронированных машин
(ББМ) на первый взгляд
вроде бы хороша, но в ней
нет места для дальнейшего
развития.
Сергей ЧЕРКАСОВ
Разрабатывать планы по защи-
те Родины на все случаи жизни и
складировать их в сверхсекретные
папки – дело посильное, но как
быть с техникой? Как сделать вер-
ный выбор в направлении разра-
ботки? Что принимать на воору-
жение?
Ответ напрашивается сам
собой: у Российской армии долж-
ны быть самые разнообразные ин-
струменты победы: танк превос-
ходства, танк-рабочая лошадка и
даже легкий танк, БМП тяжелая,
БМП легкая и даже колесная, раз-
нообразные бронетранспортеры.
И все это с традиционным
пулеметно-пушечным, противо-
танковым и противовоздушным
ракетным вооружением.
Как с таким подходом не опо-
рожнить государственную казну?
Ведь денег всегда не хватает. Даже
американцам с их 596 миллиар-
дами долларов военного бюджета
приходится закрывать перспек-
тивные проекты. Что же делать
нам с 66 миллиардами долларов,
кои страна сумела выделить на
Вооруженные Силы?
Ответ очевиден – экономить
и включать мозги.
Сегодня при разработке оте-
чественного вооружения КБ ру-
ководствуются четырьмя прин-
ципами: модульность, унифика-
ция, единство платформ и цен-
ность жизни солдата.
Использование боевого моду-
ля позволяет изолировать от эки-
пажа выступающую на корпусе
машины башню как наиболее уяз-
вимую часть.
Есть у нас боевой модуль
«Бумеранг-БМ», отличная безэки-
пажная система. Вооружен до
зубов. 30-мм автоматическая
пушка способна «выплюнуть»
пять сотен патронов меньше, чем
за минуту, без перерыва на охлаж-
дение. Эффективно поражает
легкобронированную технику с
полутора километров, а воздуш-
ные дозвуковые цели – на рассто-
янии два километра. В боеуклад-
ке модуля – 160 бронебойных
подкалиберных снарядов и 340
осколочно-фугасных для пора-
жения живой силы противника
на дистанции до четырех кило-
метров. Четыре пусковые уста-
новки с ПТУР «Корнет» – для
уничтожения тяжелобронирован-
ной техники противника на даль-
ности до восьми километров.
Противотанковый комплекс по-
зволяет выпускать две ракеты с
минимальной задержкой для пре-
одоления КАЗ. Глубина бронепро-
бития – 1200–1300 миллиметров
за динамической защитой. Пере-
заряжаются пусковые установки
вручную и, судя по всему, вне боя.
7,62-мм пулемет Калашникова
танковый модернизированный
позволяет прицельно уничтожать
живую силу противника на дис-
танции в полтора километра. Бо-
екомплект – две тысячи патро-
нов. Система управления огнем
имеет богатые возможности: са-
мостоятельно искать любые цели,
вести огонь по двум из них одно-
временно и т. п. Отличный бое-
вой модуль, совместивший в себе
разнообразное мощное вооруже-
ние, богатый набор прицельных
устройств и современную систе-
му управления огнем.
Обратим внимание еще на
одну прекрасную особенность
«Бумеранга-БМ»: он по большей
части собран из готовых компо-
нентов, что лучшим образом ска-
зывается на стоимости.
Есть другой боевой модуль –
АУ220М «Байкал». В его состав
входит 57-мм пушка, за основу
которой взято орудие ЗАК С-60.
Максимальная дальность – 12
километров, скорострельность –
до 120 выстрелов в минуту. Эта
пушка может пробивать броню
любой современной боевой ма-
шины за исключением основных
танков. Есть тот же модернизи-
рованный ПКТ. Боевой модуль
бронирован по периметру от вы-
стрелов 7,62-мм пулемета и в лоб
от 30-мм орудия.
Теперь посмотрим, на какую
технику устанавливаются эти мо-
дули. Ими вооружаются боевые
машины пехоты Т-15, К-17, Б-11
и не только.
Т-15 – БМП на тяжелой плат-
форме «Армата». Это 50-тонная
первоклассно защищенная боевая
машина пехоты с десантным от-
делением и скоростью 40–50 ки-
лометров в час. При наличии уже
собранного корпуса мы получаем
машины с различными возмож-
ностями, используя боевые моду-
ли «Бумеранг-БМ» или «Байкал».
При этом сама «Армата» уже по-
служила базой для танка Т-14,
ТБМП Т-15 и еще станет мате-
рью для ряда боевых машин. Ко-
нечно, они серьезно друг от друга
отличаются, но имеют единую гу-
сеничную платформу, что позво-
ляет удешевить и производство,
и последующий ремонт.
Б-11 – БМП на средней гусе-
ничной
платформе
«Курга-
нец-24». Это боевая машина пехо-
ты, близкая к классическим пока-
зателям защищенности. Вес – 24
тонны, десантное отделение – на
восемь бойцов, а скорость – уже
примерно 90 километров в час
плюс возможность плавать. И на
нее тоже может быть установлен
любой из двух модулей. На базе
платформы планируется создание,
кроме БМП, бронетранспортера
и, возможно, других машин.
К-17 – БМП на базе колесной
платформы «Бумеранг». Эта ма-
шина – новшество для нашей
армии. Массой в солидные 25
тонн, она развивает скорость за
100 километров в час и имеет
больший по сравнению с гусе-
ничными собратьями запас хода.
При установке любого из двух
боевых модулей мы получаем
БМП с различными характери-
стиками. На этом колесном
шасси будет создан еще и броне-
транспортер.
Любой армии для сухопутных
сил необходимо как минимум
три вида боевых машин: броне-
транспортер, БМП, танк. Что се-
годня имеем мы?
Три различные платформы:
тяжелую гусеничную «Армата»,
среднюю гусеничную «Курга-
нец-24» и среднюю колесную «Бу-
меранг». На каждой из них созда-
ется несколько типов машин, что
позволяет в какой-то степени уде-
шевить как разработку, так и по-
следующее производство. При
использовании двух боевых моду-
лей и трех базовых машин мы по-
лучаем шесть БМП, отличаю-
щихся как по характеристикам
защиты, подвижности, так и по
огневой мощи.
Шесть моделей БМП – от тя-
желой до колесной – весьма раз-
нообразный ассортимент за
скромные деньги.
Важная деталь: модульность и
унификация позволяют создавать
уникальные предложения. Ска-
жем, африканские страны, где
преобладают твердые почвы,
будут счастливы купить колесную
БМП с хорошим вооружением.
Естественно, после того как мы
насытим техникой собственные
Вооруженные Силы и будет при-
нято соответствующее решение.
Кто-то скажет, что шесть
БМП – это излишне расточитель-
но. Я считаю, что дело не ограни-
чивается двумя модулями – «Бай-
кал» и «Бумеранг-БМ» и при ис-
пользовании третьего мы полу-
чим уже девять машин.
Вкладываться в армию в мир-
ное время всегда дорого. Но еще
дороже обходятся вложения в нее
в военное время.
ТАНКИ ИЗ КУБИКОВ
РЕВОЛЮЦИЯ БОЕВЫХ МОДУЛЕЙ
СОВЕРШАЕТСЯ ЗА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ
Что выплеснет военно-тактическая мысль на поля сражений в XXI веке, одному богу
Аресу известно. Мы должны быть готовы ко всему.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
sites.wrk.ru
render.ru
КОРВЕТ
С ОТКАТОМ
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ 2022 ГОДА
НАЧАЛ РАЗДАЧУ ПРИЗОВ
Контракты на поставку вооружений представляют собой айсберг.
На поверхности только верхушка, но самое интересное в той части,
которая не видна. Нечто подобное имеет место в случае контракта
на поставку вооружений между Катаром и Италией.
Огромная сумма,
необъяснимая
на основании
доступных данных,
наводит на мысль
об откатах
или взятках
balancer.ru
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook