– Ваша работа в коллегии Военно-промышленной
комиссии началась…
– С постановки задач. Вице-премьер – председатель
коллегии Военно-промышленной комиссии Российской
Федерации Дмитрий Рогозин сформулировал три основ-
ных направления. Первое – развитие боевой экипировки.
С учетом опыта, полученного при формировании Сил
специальных операций, до этого я 30 лет прослужил в ар-
мейском спецназе, и было предложено реализовать нако-
пленный багаж в перспективных разработках.
Второе направление оказалось абсолютно новым для
многих и в коллегии, и в Вооруженных Силах: координи-
ровать развитие фактически новой отрасли – военной и
специальной робототехники. И третье направление связа-
но с обеспечением жизни и здоровья наших военнослужа-
щих, продлением «золотого часа».
Когда начали анализировать состояние дел и решали,
как спланировать работу, поняли, что направления взаи-
моувязаны. Их основная задача – сохранить жизнь и здо-
ровье военнослужащих и обеспечить эффективное выпол-
нение ими боевых задач.
– Что в этой формуле первично?
– Серьезная моральная дилемма определить, что важ-
нее: выполнить задачу или остаться живым. Первое для
меня – главное. Если боец уже в заданном районе и полу-
чил приказ, то обязан сделать все для того, чтобы была
исполнена вторая, третья, четвертая задачи, сколько бы
их ни было поставлено. Но не любой ценой, а благодаря
знаниям, умению, навыкам и применению технических
средств, которые позволят человеку остаться живым.
Исходя из опыта конфликтов, где мне довелось уча-
ствовать, одно из главных направлений было разорвать
дистанцию с противником. Это можно решить тем, что
чуть раньше и дальше его обнаружить, меньше потратить
боеприпасов, точнее попасть в цель. Осведомленность об
обстановке на поле боя, в других условиях – основная
проблема, с которой предстояло справиться.
– Но в спецназе всегда решали эти задачи.
– Выстрелить из бесшумного пистолета или бросить
нож – проверенные, но не самые надежные способы. Поэ-
тому задумались над тем, как выполнить те же задачи, но
с помощью науки и техники.
Немало взяли из спорта высших достижений – для обе-
спечения работы человека в экстремальных условиях многое
делается, под нужды атлетов подстраивается промышлен-
ность. Постарались отыскать перспективные наработки в об-
ласти оптики, спортивного стрелкового оружия, транспорт-
ных средств. Адаптировали их для нужд Вооруженных Сил.
– Кто определяет приоритеты?
– Опираться на мнение одного получившего полно-
мочия человека было бы неправильно. Когда обсуждали
способы решения поставленных задач, сформировали не
советы, как это принято в коллегии Военно-промышленной
комиссии, а лаборатории – межведомственные рабочие
группы, в которые не только приглашены представители
федеральных органов исполнительной власти, госзаказчи-
ков, но и введено правило – на совещаниях по соответ-
ствующей тематике присутствуют действующие офицеры.
Чтобы те могли дать свое видение.
– Что в итоге?
– Мы столкнулись с достаточно жесткими дискуссия-
ми, когда армейский капитан заявлял конструктору, что
его винтовка, мягко говоря, не соответствует требованиям
военных. При этом мнение свое обосновывал: нужны, ска-
жем, тактический телескопический приклад, возможность
двухтемповой стрельбы, перезарядка, как у спортивного
оружия, прицелы сеткой не в первой, а во второй фокаль-
ной плоскости. И приходилось убеждать конструктора, что
разработка будет более эффективно и надежно применять-
ся, если он учтет потребности практиков.
Если говорить о боевой экипировке, она состоит из 59
элементов, из систем поражения, защиты, энергообеспече-
ния, связи, разведки. По каждому направлению назначили
главного конструктора и сформировали соответствующие
экспертные группы, которые в плановом порядке обсужда-
ют текущее состояние дел, векторы развития и определяют,
куда двигаться дальше. И эти же эксперты помогают нам
формулировать
задачи
на
проведение
научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ. До
2020 года личный состав ВС России будет обеспечен бое-
вой экипировкой второго поколения. Сегодня ведется
научно-исследовательская работа «Ратник-3».
– Как часто собираются эксперты?
– Как правило, не реже раза в месяц, но при необходи-
мости могут и чаще. Наличие экспертного сообщества
позволяет найти решение между соблазном «оказать по-
мощь другу», загрузив заказом его завод, и поиском кол-
лектива разработчиков, способных своевременно и каче-
ственно выполнить задачу. Очень сложно бывает, когда
разработчик что-то не довел до ума, потом на выставке
показал в свете софитов свой образец, блестящий и краси-
вый, и затем убеждает, что это лучший экземпляр… Поэ-
тому мы ввели в практику совещания «в поле».
– Как это было в 2014 году, когда решили посмотреть
роботов на полигоне в Красноармейске?
– Да. Тогда пригласили разработчиков наземной и мор-
ской робототехники, БЛА. Это была серьезная встряска
для всех: большинство беспилотных систем там вообще не
взлетели, оказались неадаптированными для действия «в
поле». Из наземной техники поехали два-три образца.
– После этого и родилась программа «Роботиза-
ция-2025»?
– Да. Стало понятно, что у нас разработчики констру-
ируют то, что считают нужным или что умеют. Комплекс-
ного и системного взгляда на развитие робототехнических
средств в Вооруженных Силах не было.
В Минобороны сформировали сначала концепцию
развития и применения этих комплексов в ВС РФ, на ее
основании разработана и утверждена целевая программа,
где сформулированы основные взгляды на робототехнику.
Появились ясные ориентиры, увязанные с формами и
способами применения войск: например, как быстро и с
какой достоверностью, на каких дальностях и в каких
условиях робот должен обнаруживать цели, с какой веро-
ятностью их поражать, с какой скоростью и на какие рас-
стояния перемещаться и так далее.
Выводы, сделанные по итогам мероприятий в 2014
году, позволили систематизировать работу и получить ре-
зультаты, которые мы видим сегодня. Встряска помогла
понять, как сообща двигаться дальше. В части, касающейся
робототехники, одним из первых шагов стал указ президен-
та РФ о создании Национального центра развития техноло-
гий и базовых элементов робототехники, специалисты ко-
торого в составе Фонда перспективных исследований зани-
маются обобщением и анализом передовых мировых раз-
работок, помогают формулировать задания и предложения
заказчикам, в каком направлении отрасли двигаться даль-
ше. Хочется отметить, что этим же указом робототехниче-
ские комплексы (системы) военного, специального и двой-
ного назначения внесены в перечень приоритетных направ-
лений развития науки, технологий и техники в России.
– По какому принципу строится работа вашего центра?
– Пошли по уже проверенному пути – сформировали
совет головных разработчиков, куда вошли и перспектив-
ные потребители, практики от Вооруженных Сил, МЧС,
ФСБ, Росатома, Роскосмоса, других заинтересованных ве-
домств, где применяют роботов, и главные конструкторы.
В состав экспертного совета пригласили ведущих специа-
листов и ученых, понимающих толк в робототехнике, ее
ключевых компонентах. Все это пошло на пользу делу: за-
казчики формулируют требования, что бы они хотели по-
лучить, эксперты говорят, возможно ли это реализовать,
сколько потребуется времени на разработку, или предла-
гают использовать уже имеющиеся ресурсы.
Разработали типовую схему деления роботов: разбили их
на подсистемы, учитывающие все необходимые составные
части. Образно говоря – на кубики: навигация, движение,
управление, энергообеспечение, разведка, поражение. Из
этих подсистем и собирается необходимый робокомплект.
Эксперты обсуждают текущее состояние каждой под-
системы, потребности, ищут способы, как их развивать
дальше. Из этого вытекают задачи для промышленности,
Минобрнауки – чтобы вузы включались в проблему, РАН
– чтобы провели исследования в нужном направлении.
Ставим вопросы перед Минпромторгом и Минобороны
о необходимости соответствующих НИОКР.
Принципиально важно: опора на «полевых» экспертов и
академических специалистов, работающих вместе, позволи-
ла сегодня получить БЛА, замечательно себя зарекомендо-
вавшие при выполнении боевых задач, наземные и морские
РТК. И этот путь мы проделали всего за несколько лет.
Наземные робототехнические комплексы прошли
опытную эксплуатацию в Сирии. Один из удачных приме-
ров – «Нерехта», изделие Завода имени Дегтярева, создан-
ное при научно-техническом сопровождении ФПИ. Были
задействованы лучшие разработчики каналов связи и
управления, специалисты в области навигации. Все передо-
вые наработки, существовавшие в то время, ковровцы су-
АКТИВЫ
№ 9 (722) 6–12 марта 2018 года
06
«ОБОРОНКА»
ТЕНДЕНЦИИ
Боевым роботам
помогут найти себя
«на гражданке»
В новом веке в западных армиях получили
широчайшее развитие беспилотные
летательные аппараты, боевые роботы.
Мы отставали. Однако сегодня роботы
и БЛА отечественного производства
мало в чем уступают западным аналогам,
а во многом и превосходят их. О том,
как этого достигли, «ВПК» рассказал член
коллегии Военно-промышленной комиссии
Олег МАРТЬЯНОВ.
Но реальный уровень их совокуп-
ного финансирования, по имеющим-
ся данным, составляет максимум 60
процентов от требуемого, а при огра-
ниченности финансовых ресурсов го-
сударства и задействованных в ОПК
российских банков этот показатель и
к середине 2020-х едва ли достигнет
80 процентов.
Напомним, что только за первую
половину 90-х резкое (более чем в
семь раз) сокращение оборонного за-
каза повлекло за собой потерю около
300 современных технологий, из ко-
торых порядка половины включали
разработку и производство продук-
ции двойного и гражданского назна-
чения. Но и в тот период, и сегодня
расчетная прибыль от производства
условной единицы военной продук-
ции с учетом доходов от ее экспорта
минимум на треть выше, чем граж-
данской. Стало быть, в конверсион-
ном контексте оборонным предприя-
тиям к 2025–2030 годам нужно в
разы увеличивать производство и
сбыт гражданских товаров, чтобы
компенсировать выпадающие доходы
от высокорентабельной ПВН. Но
переориентация наряду с длительны-
ми технологическими сроками впря-
мую зависит как от реального финан-
сирования, так и от спроса.
Что касается трендов в финанси-
ровании российской «оборонки» с ее
конверсионной составляющей, по
данным «Блумберга» (Bloomberg),
из-за растущего санкционного давле-
ния «Кремль рассматривает идею от-
каза от услуг двух крупнейших банков
страны – Сбербанка и ВТБ для фи-
нансирования ОПК». Притом что
большую часть расходов по кредито-
ванию программ дооснащения обо-
ронных предприятий берут на себя
именно крупные банки – только за
прошлый год объем предоставлен-
ных ими средств составил 197 мил-
лиардов рублей.
МОЖЕМ МНОГОЕ,
НУЖНО БОЛЬШЕ
Между тем конверсия продолжа-
ет развиваться. Скажем, Станкомаш
еще в июне 1992 года одним из пер-
вых в стране освоил производство
полного ассортимента для обустрой-
ства нефтяных и газовых скважин.
Сохранив научно-технический, фи-
нансовый и кадровый потенциал,
предприятие в кратчайшие сроки
вошло в первую пятерку производи-
телей этого оборудования в России.
Концерн «Техмаш» увеличивает
выпуск разнообразного гражданско-
го ассортимента, включая мебель,
химпродукцию, оборудование для
отраслей пищепрома. Завод имени
Серго (Татарстан) наладил выпуск
холодильного и смежного оборудо-
вания различного предназначения.
Ижмаш (концерн «Калашников»)
развивает производство граждан-
ских и «двойных» беспилотников,
продукции судостроения, а НИИ
прикладной химии – производство
спасательных и сигнальных средств.
ЦНИИ «Буревестник» налаживает
изготовление оборудования для авто-
матизированной сортировки и ути-
лизации твердых бытовых отходов –
на НИОКР по такой технике запла-
нировано 1,5 миллиарда рублей и
уже имеются договоренности с инве-
сторами, а серийное производство
намечено с 2019 года. Холдинг КРЭТ,
сохраняя серийный выпуск новейших
бортовых комплексов «Президент-С»,
создал и планирует ввести в серию
CardioMarker – ультрасовременный
прибор для мониторинга организма.
Уральский
оптико-механический
завод, входящий в холдинг «Швабе»,
наращивает производство медтехни-
ки для перинатальных центров,
оптического и звукозаписывающего
оборудования.
По данным Ростеха, во входящих
в госкорпорацию «Росэлектронике»,
«Швабе» и «Автоматике» идет в рост
выпуск гражданской продукции по
пяти направлениям – промышлен-
ный интернет вещей, защищенные
системы хранения данных, телемеди-
цина, умный город и робототехника.
На этих предприятиях долю означен-
ной продукции в структуре выручки
к 2025 году планируют довести до 60
процентов.
И все же, как считает первый
вице-президент Российского союза
инженеров Иван Андриевский,
успешных примеров конверсии пока
не так много. В том числе потому,
что под гражданской продукцией
предприятия ОПК порой понимают
достаточно специфические товары,
не имеющие отношения к повседнев-
ному потребительскому спросу. К
примеру, ОСК числит гражданскими
суда и ледоколы невоенного профи-
ля. Впрочем, многие оборонные
предприятия выпускают граждан-
скую продукцию не потому, что хотят
заработать на продажах населению и
бизнесу, а по указке сверху. При таком
отношении трудно добиться подлин-
ной вовлеченности в процесс. Есть и
ограничения, накладываемые уста-
ревшими оборудованием и техноло-
гическими схемами.
Директор Института народно-
хозяйственного
прогнозирования
РАН академик Виктор Ивантер уве-
рен, что на гражданские направления
способны ускоренно переформатиро-
ваться, и это уже происходит, ОАК,
ОДК, ОСК, «Вертолеты России»,
«Швабе», «Алмаз-Антей». Они нара-
щивают долю гражданских самоле-
тов, вертолетов, двигателей, судов,
телекоммуникационного, медицин-
ского оборудования, которая уже
сейчас достигает 20–25 процентов.
Многие другие эксперты отмеча-
ют, что через Фонд развития про-
мышленности кредиты на конверсию
выдаются всего под один процент в
первые три и под пять процентов в
последующие годы. Российский экс-
портный центр все активнее помога-
ет продвигать конверсионную про-
дукцию на международных выстав-
ках. Но комплексная реализация
стратегии опять же зависит от мно-
жества взаимосвязанных факторов
финансового, технологического, гео-
графического, геополитического по-
рядка и от потребительской конъ-
юнктуры.
ГОСУДАРСТВО И КАЧЕСТВО
Схожие проблемы с середины
80-х годов пришлось решать Китаю.
Но тамошняя конверсия выстраива-
лась на основе тщательно прорабо-
танной по регионам и отраслям дол-
госрочной госпрограммы подобно
аналогичной советской, реализован-
ной в первое послевоенное десятиле-
тие. Причем и в СССР того времени,
и в КНР неукоснительно выполняли
рекомендацию Сталина: «Нам требу-
ются не рекорды темпов роста, а рост
качества в этих темпах».
Примечательно, что уже к сере-
дине 90-х свыше двух миллионов че-
ловек – половина личного состава
сухопутных войск НОАК – стали ра-
бочими и инженерами в конверсион-
ных производствах. На них очень бы-
стро отладили выпуск фото-, радио- и
телеаппаратуры,
микроавтобусов,
авиатехники для сельского и лесного
хозяйства, биогазовых установок и
двигателей, мотоциклетной техники,
велосипедов. Параллельно было рас-
секречено свыше 2200 передовых во-
енных НИОКР для использования в
гражданском секторе. Уже к 1997 году
китайский ОПК серийно выпускал
почти 20 тысяч видов гражданской
продукции, причем 65 процентов ас-
сортимента составляли экспортно
ориентированные промышленные
товары. А к началу 2010-х доля «граж-
данки» и товаров двойного назначе-
ния в валовой продукции ОПК КНР
достигла почти 70 процентов против
20 в середине 70-х годов.
В современных же условиях на-
блюдается тенденция к тому, чтобы
новые промышленные технологии,
внедряемые в гражданские, двой-
ные и бывшие военные производ-
ства, содержали в себе возможности
ускоренной реконверсии. Особенно
это характерно для судо- и энергома-
шиностроения, телерадиоэлектро-
ники КНР.
И в КНР, и в ЮАР использовался
успешный опыт советской послево-
енной конверсии, разработанной и
реализованной под патронатом госу-
дарства по окончании Великой Оте-
чественной. В составе Госплана СССР
еще 9 июня 1945 года была образова-
на особая комиссия, которой поруча-
лось рассмотрение проектов специа-
лизации заводов вооружения, бое-
припасов, танковых и авиационных,
освобождаемых полностью или ча-
стично от выпуска военной продук-
ции. Основная цель начавшейся еще
в конце 1944 года конверсии, как от-
мечал тогдашний глава Госплана
Максим Сабуров, решалась тремя
основными вариантами. Наименее
затратный: завод не менял профиля,
продолжая выпускать те же изделия,
но уже и по заказам гражданских нар-
коматов. В объеме конверсии доля
такого сегмента достигала почти 40
процентов. «Смешанный» вариант:
предприятие продолжало поставки
в Вооруженные Силы, но 20–35 про-
центов его мощностей переводилось
на выпуск разнообразной граждан-
ской продукции. Доля этого сегмен-
та составляла около 35 процентов.
Третий вариант: полное освобожде-
ние предприятия от военного обре-
менения.
К 1948 году было принято свыше
15 правительственных постановле-
ний о конверсии, предусматривав-
ших, во-первых, восстановление
прежней или развитие новой специа-
лизации оборонных предприятий с
подробными предписаниями по
большинству видов продукции. Во-
вторых, для каждой подотрасли вво-
дились нормативы по мощностям во-
енного и двойного назначения.
В-третьих, запускалась схема-шахматка
производителей-потребителей кон-
версионной продукции по всей терри-
тории СССР. Эти предписания рас-
пространялись на три вышеупомяну-
тых варианта конверсионных меро-
приятий,
охватывали
систему
подготовки профильных кадров и
полностью финансировались госу-
дарством, расходы которого в озна-
ченной сфере за 1946–1953 годы воз-
росли более чем втрое.
Комплексные
конверсионные
меры первого послевоенного десяти-
летия оказались весьма продуктив-
ными. В конце ноября 1951 года Ста-
лин на совещании глав правительств
стран – союзников СССР заявил:
«Нужно
учитывать
ухудшение
военно-политической ситуации для
СССР и стран народной демократии.
Но потребности населения в обыч-
ной продукции быстро растут, что
нельзя игнорировать. Поэтому тре-
буются такие программы по произ-
водству современных видов вооруже-
ний, которые могли бы выполняться
без крупного ущерба гражданским
производствам. И которые можно
было бы в наименьшие сроки перево-
дить, полностью или частично, на
выпуск обычной продукции или нао-
борот».
Сегодня на разработке и осущест-
влении конверсионных программ в
России сказывается комплекс как эко-
номических и технологических, так и
геополитических факторов. Не ис-
ключено, что оптимальным вариан-
том в связи с усилением военно-
политического прессинга на Россию
может стать тот, о котором говорил
Сталин в 1951-м. И реализуемый в
КНР с начала 2010-х.
МЕЧИ НА ОРАЛА
Стоимость валовой гражданской и военной продукции
по отдельным наркоматам/отраслям (в сопоставимых ценах),
1951 год к 1946 году (уровень 1946-го = 100%)*
Авиапром
гражданская
460
военная
310
Вооружения
гражданская
175
военная
130
Сельхозмаш
гражданская
170
военная
77
Судпром
гражданская
250
военная
290
Трансмаш
гражданская
410
военная
87
Химпром
гражданская
265
военная
180
*
По данным госплановой комиссии при Совете министров СССР. В 1946–1954
годах цены на все составляющие конверсионного, оборонного и двойного
производства оставались стабильными
Отцы
«Федора»
Начало на стр. 01
arsenal-otechestva.ru