Будни и праздники хиринского храма
Дела благодатные
Несмотря на то, что во многих сёлах Шатковского района есть собственные святыни, многие верующие предпочитают окормляться* именно здесь, в Хирино. Их привлекает и необычная для сельской местности архитектура храма, и особая атмосфера чуда и единения, которая установилась здесь с того момента, как храм всем миром начали поднимать из руин. Тогда каждый старался внести посильную лепту: жители помогали расчищать неф перед реставрацией, отмывали всё после окончания работ, сажали цветы и облагораживали окружающую территорию.
Каждый из прихожан считает чудом то, что храм был возрождён так быстро – менее чем за три года, и говорит, что нашёл здесь всё, что ищут обычно в доме Божием – покой и благодать.
Так и повелось со времён реставрации храма: накануне праздников или важных событий прихожане со всех сёл приходят, чтобы помочь в приготовлениях.
Например, каждую весну и осень здесь случается переезд. В холодное время года службы совершаются в нижнем приделе храма, а летом – в верхнем. Вот и приходится «переезжать» со всей церковной утварью с первого этажа наверх и обратно. После трудов все собираются тут же, за большим столом с домашней выпечкой, вареньем, соленьями и другими угощениями.
Перед большими праздниками царит особенное оживление. В такие дни здесь бывают даже гости из Москвы, Арзамаса и Нижнего Новгорода, потому готовятся к ним со всей тщательностью.
В храме два престола. Главный, посвящённый Иоанну, Крестителю Господню, расположен в нижнем приделе.
Престол в верхнем приделе освящён в честь чудотворной иконы Богородицы Живоносный источник. Так когда-то пожелал храмостроитель – один из помещиков Путятиных, владеющих этими местами. Он окормлялся в Саровской пустыни, где была церковь, освящённая одновременно в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи и иконы Живоносный источник. И Путятин захотел возвести такую же на родной земле.
Увы, чудесный храм, построенный в первой половине XVIII столетия, в 30-е годы XX века был закрыт и вскоре превратился почти в развалины. Лишь в 2012 году здесь наконец начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся 13 сентября 2014 года.
В 2016 году благодаря стараниям нынешнего ктитора** храма Игоря Ашурбейли Хирино обрело ещё одну святыню – ковчег с частицей мощей Иоанна Предтечи, привезённый из Ватикана.
У хиринского храма два престольных праздника – весенний и осенний. День чудотворной иконы Божией матери Живоносный источник отмечается в пятницу Светлой седмицы (пасхальной недели), а великий праздник Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи 11 сентября.
В сентябре же широко отмечается годовщина со дня окончания восстановительных работ в храме. Праздничную Литургию служит сам митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
«Даст Господь благодать – и любой день может стать праздником»
В приходской совет храма входит десять человек самых неравнодушных и преданных делу служения при храме. Активное участие в формировании совета принимала Вера Ваняшева – библиотекарь из Хирино, которую с полным правом можно назвать летописцем села. Она отлично знала историю этих мест и всех жителей в нескольких поколениях. Весною 2017 года Веры Александровны не стало.
Помощницу батюшки зовут Надежда. Она работает на добровольных началах и с большой самоотдачей. На входе в храм есть объявление с номером её телефона. Так что, если кому-то захочется войти в храм в день, когда службы нет, звоните Надежде – она обязательно откликнется, прибежит, всё покажет.
Самого батюшку – настоятеля храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи иерея Виктора Новикова прихожане очень любят и поддерживают. Считают, что он настоящий священник, каких не так много: от него исходит настоящая благодать. И в самом деле, батюшка служит с умилением, глаза его сияют добром и умиротворением, поэтому не приходится удивляться тому, с каким доверием относятся к нему его подопечные.
– Всё зависит от Господа: даст благодать – и любой день может стать праздником, – считает отец Виктор.
Рукоположён он был всего два года назад.
– Но воцерковился давно. Лет с тридцати шёл к этому, – рассказывает батюшка. – Последние восемь лет перед рукоположением пел на клиросе, каждый воскресный день и праздник ходил в храм, очень серьёзно относился к духовной жизни. Тогда я хорошо понял это выражение: ищите прежде Царства Небесного, а остальное приложится.
– Отец Виктор, почувствовали ли Вы какие-то внутренние изменения после того, как стали священником? Многие говорят о том, что когда начинаешь жить полноценной духовной жизнью, весь мир вокруг меняется…
– У меня, знаете, такая скорбь была поначалу… Вроде как на крыльях летаешь, и в то же время весь мир вдруг стал чужим. Как попадаю в город – супермаркеты, суета... Кажется, что всё только ненужное вокруг совершается. Отторжение было. Хотелось спрятаться.
Мне один человек тогда сказал: это же Голгофа, и зачем ты избрал её? Вскоре я осознал правоту его слов.
Получается, что сначала Господь даёт благодать, и потом начинается серьёзная внутренняя борьба с бесовскими помыслами, с телом, главное – с привычками. Представьте, я 20 с лишним лет занимался мебелью, был дизайнером. По привычке идеи и проекты всплывают в голове…
– Но это же творчество!
– Так и творчество тоже мешает. Мечтательность, воображение уводят разум совсем в другую сторону. Это мост для бесов. Сам того не замечая, в мыслях возвращаешься к прежней работе, к прежней жизни. Только молитвой спасаешься. Благодать возвращается и снова отходит. Это во мне живёт, и я с этим воюю.
– Как складываются Ваши отношения с прихожанами? Чувствуете ли этот приход уже своим, родным?
– Слава Богу, хорошие отношения. Уже всех, кто постоянно бывает, знаю. Со всех окрестных населённых пунктов к нам приходят. Больше всего из Светлогорска. Ведь сам по себе храм – жемчужина нашей епархии и по внутреннему убранству, и по архитектуре: форма креста, наружные галереи со всех сторон. Я знаю, что таких храмов в России единицы. Мы очень благодарны Игорю Рауфовичу Ашурбейли за то, что он эту жемчужину возродил, подарил всем нам.
– Батюшка, вот на исповеди люди часто открывают Вам самые тёмные стороны своей души, самые нелицеприятные свои поступки. Ведь психологически, наверное, это очень тяжело выслушивать. Как можно потом смотреть на этих людей, зная о них всё самое плохое?
– Видно, священнику дан такой дар – забывать. Я не то что специально забываю, так Господь устраивает. Я вижу человека, а не его поступки, в которых он исповедался и покаялся, ведь он исповедует грехи свои Господу, а я только свидетель. Молюсь, чтобы Господь указал мне, как помочь человеку. Порой приходится кого-то обличить и наставить, а кого-то утешить.
Какие у нас основные грехи? Тщеславие, сребролюбие, чревоугодие. Корень всех бед чаще всего именно в этих грехах. И вот пытаешься указать человеку средство против них, ищешь для него ответ. Бог даст – отвечу, не даст – не получится подсказать.
В нашем служении, как в иконописи например, не нужно выражать своего «Я», привносить ничего своего. Ты просто передаёшь Слова Священного писания, святых отцов. Тут даже нельзя вкладывать своих эмоций. Люди сами должны почувствовать весь духовный смысл, спасительную силу этих слов. А иначе получится, что ты собой пытаешься Бога затмить. Зачем? Это же всё не твоё…
***
* Под окормлением подразумевается поддержание и сопровождение человека в его вере, духовной жизни.
** Ктитор – человек, который на свои средства строит или восстанавливает и содержит храм. Ныне традиции ктиторства в России возрождаются.
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.