Сергей Нерсесов: «Мы изучаем тактико-технические характеристики авиации, чтобы помешать ей работать на наших просторах»
– Рады видеть Вас на МАКСе, Сергей Суренович! Какие впечатления от авиасалона?
– МАКС – это мероприятие, на котором страна демонстрирует свои возможности. В мире всего пять государств, которые могут создавать авиационную технику, и Россия – один из лидеров в этой пятёрке. Наш форум – это демонстрация силы и мощи. Наш НИИ – производитель современной элементной базы, а также акустоэлектроники, пьезотехники и пьезоматериалов, которые применяются в том числе и в авиастроении. Элементы, которые мы изготавливаем, являются важной составной частью как авиационных, так и зенитных комплексов. И в первую очередь мы изучаем ТТХ авиации, ведь необходимо понимать, что же нужно делать, чтобы помешать ей работать на наших просторах.
– Всем ли типам современных самолётов способна противостоять техника вашего предприятия?
– Самые современные самолёты – это F-22, F-35, и они доступны той технике, которой мы располагаем. Наша современная акустоэлектроника, работающая в составе зенитных комплексов, обеспечивает достаточное целеуказание. Эти самолёты, имеющие репутацию самолётов-невидимок, вполне доступны для наших комплексов.
– Какие предприятия в России могут конкурировать с «НИИ «Элпа»?
– Мы единственные, кто одновременно разрабатывает самые современные, самые совершенные по своим функциональным способностям материалы и ведёт их синтез. Более того, мы на основе этих материалов создаём уже непосредственно устройства, и эти устройства работают в диапазоне температур до 900 градусов. Такими возможностями на сегодня не обладает ни одно российское предприятие, да и в мире, пожалуй, максимум одна компания имеет такие характеристики. Мы поставляем свои образцы для предприятий Росатома, но интересны и для других специалистов в сфере управления двигателями, потому что температуры там достаточно высокие, а сенсорные датчики, которые мы разрабатываем, способны работать именно в этом допуске.
На нашем стенде на МАКС представлены пьезоплатформы, которые мы задумывали вместе со специалистами КБ-1, нашим партнёром по Ассоциации ВПК. Наши пьезоплатформы полностью удовлетворяют всем требованиям и дают возможность уйти от поставок из-за рубежа. Это то самое импортозамещение, которое мы создали в тиши кабинетов, работая с конструкторами и потребителями. Надеюсь, что уже в 2016 году мы полностью закроем наш рынок от зарубежных закупок стратегически важных узлов.
– Когда же вы предвосхитили необходимость импортозамещения?
– Лозунг-то объявили сейчас, а мы практически этим занимаемся с 2008 года. Именно тогда наш главный акционер обеспечил нам все условия для того, чтобы мы в условиях кризиса начали создавать свою технологическую платформу. За эти 7 лет мы внедрили аппаратуру, массу устройств, создали новую технологию. Мы на 50% обновили парк оборудования. И это дало возможность создать новую физику управления теми процессами, которые требуются в роботостроении, в авиастроении, в ракетостроении. За нами не успевают даже многие конструкторы, которые привыкли работать старыми приёмами, наработанными ещё в советский период. Но нам удалось надломить сопротивление конструкторской школы и дать возможность пользоваться новыми принципами, новыми образцами. За 7 лет мы утроили объёмы своих поставок.
– Сегодня многие предприятия ОПК являются негосударственными. В чём преимущество частного управления?
– Я работал и в чисто государственных структурах, и, как сейчас, в частной компании. Мне кажется, что гораздо удобнее работать именно в частной структуре. Конечно, здесь нужно договариваться с главными акционерами, но количество этих управляющих лиц ограничено, с ними всегда можно найти понимание, их можно убедить и сделать своими сторонниками. Когда ты чётко знаешь, за что работаешь, знаешь, чего хочет главный акционер, можно работать устойчиво, уверенно, можно горы свернуть!
– Нет ли у Вас опасений, что в связи с наращиванием военного производства разработки двойного назначения останутся за бортом?
– Нет, ни в коем случае. Для того чтобы выйти на оборонные поставки, нужно порядка трёх лет: пока разработаешь изделие, пока проведёшь все квалификационные испытания, а потом испытания в составе комплекса, – это долгий, трудоёмкий путь. А когда ты работаешь на гражданскую тематику, уже через год можешь получить результат и отзывы. Наше направление эффективно используется и в медицинской технике, и в роботостроении, и в автостроении. В частности, актюаторы, которые мы сегодня ставим в комплексы вооружения, изначально задумывались для систем впрыска топлива дизельных двигателей! К сожалению, наши автомобилестроители до сих пор используют старые принципы – руки у них не дошли до передовых технологий, но свою обкатку мы провели именно на этих устройствах. Весь Запад уже ездит на этой технологии, а наши специалисты с АвтоВАЗа пока раздумывают, зачем это ставить.
– Что для вашего предприятия значит МАКС-2015?
– Эффект от наших вложений в стенд на авиасалоне будет оценён только через полгода. В ближайшее время мы проведём анализ своей работы, распишем, с кем мы проработали надёжно, с кем только познакомились. Но уже сегодня можно сказать, что тот задел, который мы создали в последние два года, получил очень приятную оценку, интерес проявлен. Я вижу интерес в глазах инженеров и конструкторов, вижу, что они заинтересованы. А в двух случаях я видел просто восторг – люди не могли поверить, что всё это делается в России! Теперь дело за менеджерами, задача которых – оценить перспективы и заключить договоры.
– О каких разработках идёт речь?
– О тех же актюаторах – об устройствах, которые обеспечивают перемещение в нанодиапазоне, – такую точность перемещения они увидели впервые, до этого такие вещи делались только в Германии. Многие декларируют, что делают миниатюрные, дешёвые гироскопы, но на сегодня мы единственные, кто реально производит применимые и в автомобилестроении, и в роботостроении гироскопы с нужными характеристиками по стоимости, габаритам и надёжности.
– Какие зарубежные компании заинтересовались продукцией вашего предприятия?
– Большой интерес проявляют конкуренты – германская компания CeramTec, которая уже давно обратила на нас внимание и постоянно предлагает объединить усилия. Правда, их отпугнули последние политические события, но косвенный интерес они по-прежнему проявляют и предлагают найти какие-то конкретные области, где мы могли бы сотрудничать. Компании из Израиля не боятся никаких санкций, и сегодня мы являемся их поставщиками: они постоянно закупают наши изделия как для медицинской техники, так и для авионики. Немцы покупают наши уникальные пьезосферы – мы единственные в мире делаем их не склеенными, а монолитными, а это подразумевает совершенно иную надёжность и куда более высокие частотные характеристики.
– Сергей Суренович, что даёт НИИ «Элпа» членство в Ассоциации ВПК? Как вы взаимодействуете с предприятиями, входящими в Ассоциацию?
–Мы активно сотрудничаем с КБ-1, совместно вырабатываем технические задания на пьезоплатформы. Со специалистами АПЗ имени Пландина мы работаем давно, и вот сегодня на стенде ведём переговоры по работе в области создания твердотельных гироскопов, работающих по волновому принципу, их будем поставлять для оборонных комплексов, в том числе в Коломну, где производят знаменитые «Искандеры». В НПЦ «Красное Знамя» в Рязани мы размещаем заказы на достаточно сложные детали. Понемногу, по чуть-чуть мы подставляем друг другу плечо: кто чем богат, тем другим и помогает. В этом наша сила.
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.