Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 114-115

110
АРХИВ ВКО
к системе наведения пришлось делать и комплекс
для хранения и отстрела специальных надув-
ных мишеней. Аппарат рос и тяжелел. В погоне
за снижением веса совершили даже техническую
революцию: впервые в истории корпус корабля
сделали из углепластика, из-за чего он получил
зловещий черный цвет. Однако первоначальное
требование ограничить вес 20 тоннами, которые
только и могла вывести на орбиту ракета «Про-
тон», оказалось из области ненаучной фантасти-
ки – аппарат получался тяжелее вчетверо!
– А ведь это был еще не корабль, а только целевой
модуль,– комментируетЮрий Корнилов.– Нужен
был еще блок с системами управления и двигате-
лями. К счастью, у нас существовал заделпо транс-
портным кораблям снабжения.
Пилотируемые транспортные корабли снаб-
жения (ТКС), некогда созданные в КБ «Салют»,
были гораздо крупнее и комфортнее знамени-
тых «Союзов», но построено их было очень мало.
Поднять их на орбиту мог только все тот же «Про-
тон», летающий на крайне токсичном гептиле.
Именно из-за ядовитого топлива ракеты сажать
в эти корабли космонавтов так и не решились.
ТКС иногда использовали в качестве автомати-
ческих грузовиков для орбитальных станций.
Один из таких кораблей переименовали в ФСБ
(функционально-служебный блок) и соедини-
ли с целевым модулем. Так родилась боевая
лазерная платформа «Скиф-Д». «Д» означало
«демонстрационный» – все же биться первому
орбитальному лазеру предстояло не с реальным
супостатом, а с собственными мишенями. Это
был гигантский корабль длиной около 40 метров
и весом под 90 тонн. Ничего подобного в мире
еще не создавалось.
– Мы ориентировались на ракету «Энергия», ко-
торая тогда только создавалась головной фирмой.
Ее делали под «Буран», но и нам она подошла,
ведь как раз на такую нагрузку она и была рас-
считана,– продолжает наш собеседник.– И где-то
с мая 1985-го идеология корабля нам стала понят-
на. Мыначали делать чертежи, проводить первые
испытания. По составленному графику мы уже
через пять лет представили бы первый образец.
Но времени нам не дали.
Из области фантастики
Первый старт ракеты «Энергия» был намечен
на сентябрь 1986 года. Но строительство «Бурана»
отставало от графика – требовалось еще года пол-
тора-два. В итоге от министра общего машино-
строения Олега Бакланова КБ «Салют» получило
задачу: сделать габаритно-весовой макет («бол-
ванку») для «Энергии». Срок – один год. Для «бол-
ванки» было решено использовать корпус «Ски-
фа», заполнив его водой или песком.
– Через неделю Бакланов сам приехал к нам
и сказал: «Жалко тратить пуск столь бездарно.
Сделайте аппарат с недельным сроком существо-
вания на орбите»,– рассказывает Юрий Корни-
лов.– Тут мы почесали головы: сделать за год
с нуля такую машину еще никому не удавалось.
Это ведь полноценный корабль, который может
управлять процессами, ориентироваться… Един-
ственное, что пришло на ум – поскрести по нашим
сусекам, найти какие-то запасные приборы. На-
шли. Но у них уже кончались гарантийные сроки,
надо проверять, продлевать… А еще через неделю
Бакланов опять позвонил (приехать уже не риск-
нул): «Ребята, надо сделать аппарат, который
на орбите жил бы месяц»… Что тут скажешь. Ведь
если «недельная» машина могла прожить на акку-
муляторах, то тут нужны солнечные батареи, пол-
ноценное энергоснабжение – и нам дали всего год!
По сути, от разработчиков требовали чуда.
И в КБ «Салют» решили запускать «Скиф» – пусть
и максимально упрощенный. Предстояло сде-
111
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
По сложившейся практике, при
подготовке функционально-
служебного блока (ФСБ) к полету
требовалось, чтобы существовало
четыре его электрических аналога,
или, иначе, комплексных стенда –
в самом КБ «Салют», на заводе
имени М. В. Хруничева, где блок
производился, на космодроме
Байконур, где шла окончательная
сборка, и на заводе-изготовителе
системы управления НПО
«Электроприбор» в Харькове.
Только это позволяло провести весь
положенный комплекс испытаний
систем ФСБ перед их установкой
на летный аппарат. Однако к осени
1985-го, когда было решено
отправлять «Скиф» на орбиту,
таких аналогов оставалось всего
два, и делать новые не было
времени. Приказом министра
общего машиностроения Олега
Бакланова в качестве летного
экземпляра ФСБ был взят его
электрический аналог в КБ «Салют»
и вся программа предполетных
испытаний сильно сокращена.
Полностью проверить можно было
только систему управления, так как
на харьковском «Электроприборе»
остался единственный экземпляр
аналога. Однако именно в этой
системе и была допущена ошибка,
которая привела к гибели «Скифа».
Официального расследования
причин случившегося не было.
– На следующий день после падения
«Скифа» в океан нам с начальником
проектного отдела велено было
явиться в ЦУП для доклада министру, –
вспоминает конструктор Юрий
Корнилов. – Мы подготовились,
прихватили все мыслимые и немыслимые
плакаты, всю наглядную информацию.
Ждем его по стойке смирно.
Открывается дверь, появляется
Бакланов и с порога очень эмоционально:
«Ну что же вы! Я же вас просил! Я же
вас предупреждал! А вы? Эх, вы…»
Повернулся и ушел…
1...,94-95,96-97,98-99,100-101,102-103,104-105,106-107,108-109,110-111,112-113 116-117,118-119,120-121,122-123,124-125,126-127,128-129,130-131,132-133,134-135,...166
Powered by FlippingBook