Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 116-117

112
АРХИВ ВКО
лать не только целевой боевой модуль. Вдруг
выяснилось: функционально-служебного блока –
того самого ТКС – тоже нет…
– Все корабли ТКС были уже запущены,– вспо-
минает конструктор Эдуард Радченко,– послед-
ний превратился в модуль «Квант» для станции
«Мир». Оставался только комплексный стенд,
земной электрический аналог, на котором прове-
ряли работу оборудования. Из него и решили сде-
лать летное изделие.
Это был огромный риск, поскольку провести весь
комплекс испытаний только на летном аппарате
было невозможно. Приборы и системы «Скифа»
создавались на 70 предприятиях во всех концах
страны. Они приходили на Байконур и сразу мон-
тировались на корабль.
Далеко не все поставщики укладывались в ав-
ральные сроки. К намеченному сроку – сентябрь
1986-го – не были готовы ни сам аппарат, ни раке-
та «Энергия», ни штатный стартовый комплекс.
В итоге пуск было решено перенести на универ-
сальный комплексный стенд-старт (УКСС), кото-
рый тоже требовал доработки.
Темнеменее 11 февраля 1987 года комплекс «Энер-
гия-Скиф» был установлен на пусковом устрой-
стве. До середины мая заправленный топливом,
газами, с заряженными бортовыми источника-
ми энергопитания «Скиф» простоял на старто-
вом столе, пережив за три месяца самые экстре-
мальные климатические нагрузки: температуры
от –30 до +30º C, вьюги, дожди и пыльные бури.
Но, как оказалось, главное предполетное испыта-
ние было впереди.
Как перестройка
звездным войнам помешала
1987 год – время перестройки и «нового мышле-
ния». Михаил Горбачев использовал любую воз-
можность, чтобы требовать сворачивания про-
граммы СОИ. Он говорил о советских мирных
инициативах, что не столько производило впе-
чатление на американцев, сколько вселяло тре-
вогу в отечественный ВПК. Тогда у многих заро-
дилось подозрение – не потому ли Олег Бакланов
требовал запустить «Скиф» в столь сжатые сроки.
– На всех совещаниях Бакланов давил, что на-
зывается, по-черному,– рассказывает Юрий Кор-
нилов,– не принимал никаких оправданий. Го-
ворил одно: не хватает денег – я дам, не можете
сделать – мы вас заменим. Вот и весь разговор.
Не исключено, что, будучи секретарем ЦК КПСС,
а значит, видя перспективы политики Политбю-
ро, министр стремился любой ценой провести
испытания, пока программу не прикрыли. Это,
конечно, были только предположения, но когда
11 мая 1987 года на Байконуре приземлился Ил-62
Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева, са-
мые худшие опасения сразу подтвердились.
– Как рассказывал главный конструктор «Энер-
гии» Губанов, Горбачев ему сразу заявил, что,
мол, пуск мы вамне разрешим,– вспоминает Эду-
ард Радченко.– Тем не менее получить разреше-
ние попытались и получили. Но на все экспери-
менты на «Скифе» был полный запрет.
На орбиту и так должен был отправиться отнюдь
не боевой «Скиф-Д» – сделать его за предоставлен-
ный срок было нереально. К «Энергии» был при-
стыкован «Скиф-ДМ» – демонстрационно-макет-
ный. На нем вообще не было лазера. Задачей было
выпустить мишени, прицелиться и осуществить
сброс газов через «штаны», проверяя тем самым
систему стабилизации станции при работе лазер-
ной установки. Чтобы в США не возникло подозре-
ний, что испытывается будущая боевая система,
все испытания были надежно залегендированы
под эксперименты Академии наук, которая даже
считалась заказчиком корабля.
Но запрет Москвы пересмотру не подлежал.
Если таким образом Кремль стремился оградить
себя от подозрений в милитаризации космоса,
то едва ли это было грамотное решение.
113
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
– Мы понимали, что молчащий аппарат на ор-
бите произведет очень странное впечатление,–
рассказывает Юрий Корнилов.– Наверняка он
вызовет множество вопросов за рубежом: зачем
мы запустили эту грандиозную 80-тонную штуку,
какой в этом смысл? Но поделать с этим мы ниче-
го не могли.
Чтобы успокоить Вашингтон, могли запретить
следующий старт «Энергии» – это было слишком
хорошо видно по визиту Горбачева. А ведь второй
старт – с «Бураном»…
Почему погиб «Скиф»
Итак, 15 мая 1987 года в 21:30 огромная ракета
«Энергия» с космическим аппаратом «Скиф-ДМ»
стартовала в космос.
Недавно ушедший из жизни генерал-майор Вла-
димир Гудилин, который руководил пусками
обеих «Энергий», вспоминал, как у конструкто-
ров «Скифа» кто-то даже спрашивал – не была ли
гибель их корабля заранее решена, чтобы спасти
старт «Бурана». Отделившись от ракеты-носите-
ля, космический аппарат вдруг устремился в воды
Тихого океана, строго в район затопления второй
ступени «Энергии», словно по заранее рассчитан-
ной траектории. Тем самым он разом снял все воз-
можные политические вопросы.
Однако причиной аварии была ошибка в про-
грамме системы управления, «поймать» которую
на Байконуре было невозможно. Дело в том, что
«Скиф» крепился к носителю весьма необычно –
хвостом вперед, что было удобно по прочност-
ным требованиям. После отделения от ракеты
он отстреливал закрывавший корму обтекатель
и должен был развернуться. Двигатели и система
управления стояли на функционально-служеб-
ном блоке (ФСБ) – бывшем транспортном корабле
ТКС. И оказалось, что в системе управления ФСБ
остались участки старой программы полета имен-
но для ТКС.
– Управление осуществлялось двигателями ори-
ентации тягой 40 кг и 1,2 кг,– рассказывает Эдуард
Радченко – У ТКС после выхода на орбиту идет этап
открытия солнечных батарей. Чтобы не повре-
дить их каким-нибудь рывком, пока они не вста-
нут на замки, стоит запрет на работу двигателей
40-килограммовой тяги, могут работать только
двигатели тягой 1,2.
По программе «Скифа» на 460-й секунде он дол-
жен развернуться. И разворот, и последующее
торможение, когда аппарат ляжет носом на курс,
осуществлялись именно 40-килограммовыми
двигателями. Сработал первый раз двигатель –
начался разворот. А торможения не произошло –
оставшаяся от ТКС программа сочла, что открыва-
ются батареи, и поставила на работу двигателей
запрет. Корабль закрутило, а тут включились дви-
гатели коррекции тягой 1,2 – у них своя програм-
ма. Потеряв стабилизацию, «Скиф» нырнул в оке-
ан. Глупость, просто глупость…
Вы, кажется,
что-то имели за Марс?
Официального расследования на высшем
уровне, которое всегда начиналось при подоб-
ных космических происшествиях, не было. Такое
наступило время. Осенью 1987-го, еще до старта
«Бурана», тема «Скифа» была закрыта. Сегодня
о нем мало кто помнит – остались только легенды
о сверхсекретной орбитальной станции с мощ-
ной лазерной пушкой на борту. Поистине рево-
люционное наследие этого вроде бы не долетев-
шего до космоса корабля не оценено по заслугам
до сих пор.
– Запуск был, отделение от носителя произо-
шло,– говорит Юрий Корнилов.– Все манипуля-
ции с поворотами прошли, обтекатель был сбро-
шен. Оставалось одно – перевернуться и выйти
на орбиту. Вот этого сделано не было по причине
нелепой ошибки в программе, которая к аппара-
ту, собственно, отношения-то не имеет. Но вся
«корабельная логика» работала. Аппарат доказал,
что он может летать.
«Скиф», он же «Полюс», он же «Мир-2» – это пер-
вый и по сию пору единственный в мире доказав-
шийсвоюжизнеспособность космическийкорабль
100-тонного класса. Аналогов ему просто не су-
ществует. Возможно, если мыслить категориями
сегодняшнего дня, не заглядывая в ближайшую
перспективу, прямо сейчас для него задач нет.
Но, как сказали бы в Одессе: «Вы, кажется, что-то
имели за Марс?»
Вместо послесловия:
фантастические рассказы
о лазерном оружии становятся
реальностью?
Не так давно заместитель министра обороны РФ
Юрий Борисов, выступая в Сарове на торжествен-
ном мероприятии, посвященном 70-летию Рос-
сийского федерального ядерного центра – Всерос-
сийского научно-исследовательского института
экспериментальной физики, сообщил, что Воору-
женные силы России получили отдельные образцы
лазерного оружия. Он отметил, что оружие на но-
вых физических принципах является не экспери-
ментальным, а уже стало реальностью.
1...,96-97,98-99,100-101,102-103,104-105,106-107,108-109,110-111,112-113,114-115 118-119,120-121,122-123,124-125,126-127,128-129,130-131,132-133,134-135,136-137,...166
Powered by FlippingBook