№ 15 (728) 17–23 апреля 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
«ОБОРОНКА»
06
Сергей
КАРПАЧЕВ
,
специальный корреспондент «ВПК»
К открытию павильон получил новое название «Центр «Космонав-
тика и авиация». Очередь людей с электронными билетами начала вы-
страиваться задолго до объявленного часа и к одиннадцати утра она
уже растянулась вдоль всего фасада. В ней терпеливо стояли пенсио-
неры с внуками, молодые люди с айфонами, гости столицы. Кстати, в
первые месяцы работы центра попасть туда можно, только заказав
билет по Интернету, таким образом решили избежать толчеи.
Реставрацию павильона № 34 начали в январе 2017-го. Она дли-
лась год и два месяца – рекордное для такого масштаба работы время.
Хотя дел было непочатый край, поскольку многие павильоны выставки,
как и «Космос»», а ранее «Механизация и электрификация сельского
хозяйства СССР», в 1954 году строились по временной схеме. Теперь
это капитальное здание, однако восстановленное в историческом об-
лике. Строители заменили металлоконструкции кровли, полностью –
остекление аркады купола и эллинга, отреставрировали витражи и уни-
кальный декор, скульптуры на крыше здания. Под куполом установили
точную копию люстры-звезды четырехметрового диаметра, украшав-
шую в 1935–1937 годах Троицкую башню Кремля. Ее воссоздавали по
чертежам и фотографиям, поскольку оригинальное изделие утеряно.
Площадь павильона – более 27 тысяч квадратных метров, из которых
15 тысяч отдано под выставочное пространство. Здесь свыше 120 образ-
цов уникальной космической техники, ранее не выставлявшихся. Можно
СМОТРИНЫ
Александр
ХРАМЧИХИН
,
заместитель директора Института
политического и военного анализа
ГВАТЕМАЛА, ГДЕ ВСЕГО МАЛО
Гватемала
– типичная центральноамериканская страна с
крайне слабыми ВС, полностью зависимыми в плане поставок
техники от США и ориентированными в первую очередь на проти-
вопартизанскую, а не на классическую войну. Все вооружение
сильно устарело, но в свете стоящих задач это не считается боль-
шой проблемой. К тому же на переоснащение армии нет денег.
Сухопутные войска
имеют в составе 11 бригад: 6 пехотных (1–
6-я), механизированную (стратегического резерва), ВДВ, ССО, прези-
дентской гвардии, военной полиции. Танковый парк включает 18–20
легких машин: 10–12 американских М-41, 8 французских АМХ-13. Все
сильно устарели, боеспособность крайне сомнительна. На вооруже-
нии имеется 22 БРМ (12 американских М8, 10 израильских RBY Мk1) и
примерно 50 БТР (10 М113, от 18 до 36 «Армадилло», 7 V-100). В ар-
тиллерии 88 буксируемых орудий, более 700 минометов. Наземная
ПВО включает 5 американских ЗСУ М42 и 52 зенитных орудия.
ВВС
не имеют в составе боевых самолетов, лишь 2–3 легких штур-
мовика А-37 на хранении. Почти все транспортники американские.
Вертолеты: 2 «Белл-412», 4 «Белл-212», 6 «Белл-206»,
1 «Белл-205», 11 UH-1Н.
ВМС
представлены катерами американской постройки – 21
сторожевым и 2 десантными (типа «Мачете»). ВМС также включа-
ют 2 батальона морской пехоты.
ГНЕЗДО ДЛЯ «КОНТРАС»
Гондурас
также является типичной центральноамериканской
страной со слабыми ВС, полностью ориентированными на США. В
80-е годы с его территории действовали никарагуанские «контрас»,
боровшиеся против левого просоветского правительства этой страны.
В тот период Гондурас получал значительную военную помощь от
США. Кроме того, оружие приобретается в Великобритании и Израи-
ле. Но количество боевой техники невелико, вся она сильно устарела.
Сухопутные войска
включают 5 бригад (101, 105, 110, 115,
120-я) и командование ССО (4 батальона). На вооружении 12 ан-
глийских легких танков «Скорпион» и 89 БРМ (16 израильских
RBY-1, 69 английских «Саладин», 1 «Султан», 3 «Симитэр»). Ар-
тиллерия включает 48 американских буксируемых орудий и 120
минометов. В наземной ПВО 88 зенитных орудий.
ВВС
Гондураса единственные в Центральной Америке имеют
на вооружении истребители, что автоматически делает их сильней-
шими в регионе. Это 6 старых F-5. К боевым самолетам относятся и
американские легкие противопартизанские штурмовики. Это 6 A-37B
и 4 ОА-37. Среди транспортников, в основном американских, зате-
сались 2 чешских L-410, 1 бразильский ERJ135 и 1 израильский IAI-
201. Учебные самолеты: 7 бразильских EMB-312, 6 американских
MXT-7-180, до 7 Т-41. Вертолетов – 12, все американские.
ВМС
состоят из патрульных кораблей и сторожевых катеров.
Наиболее современные из них голландской постройки: 2 «Лемпи-
ра» («Дамен 4207»), 6 типа «Дамен 1102». Остальные катера
имеют малые размеры и очень слабое вооружение. Кроме того, в
строю ВМС 1 малый десантный корабль колумбийской постройки
и 4 десантных катера. Морская пехота: 1 батальон.
ЗАБЫТЫЕ В ДЖУНГЛЯХ
Летом 1969 года имела место короткая «футбольная война» с
Гондурасом. Сальвадор формально выиграл, но в итоге все оста-
лись «при своих». В 70–80-е страна пережила тяжелейшую граж-
данскую войну проамериканского правительства против левых по-
встанцев. Дело закончилось подписанием мирного соглашения, то
есть по сути вничью. После окончания холодной войны США утра-
тили прежний интерес к Сальвадору, что привело к постепенной
деградации его ВС. Техника почти не обновляется, хотя и раньше ее
никак нельзя было считать современной. Сальвадор в отличие от
остальных стран Центральной Америки имеет некое подобие соб-
ственного ВПК, но его возможности крайне ограниченны.
Сухопутные войска
состоят из 8 бригад – 6 пехотных, артил-
лерийская, ССО. На вооружении 6 французских БРМ AML-90, 30
бронеавтомобилей собственного производства M-37B1, 10 немец-
ких БТР UR-416. Артиллерия включает 74 буксируемых орудия,
более 450 минометов. Наземная ПВО включает более 150 ПЗРК
– до 10 американских «Ред Ай», до 100 советских «Стрела-2», до
45 «Стрела-3», до 10 «Игла-1», 8 ЗСУ и 35 зенитных орудий.
ВВС
имеют на вооружении 8 легких штурмовиков А-37В и
5 разведчиков ОА-37В на их базе, а также 7 разведывательных
самолетов О-2А/В. Транспортники: 2 ВТ-67, 2 «Цессна-210»,
2 «Цессна-310», 1 «Цессна-337», 1 SA-226T, 1 «Коммандер-114»,
3 израильских IAI202. Учебные самолеты: 1 американский T-41D,
4 Т-35В. Вертолетов более 30. Все американские.
ВМС
состоят из 7 сторожевых, примерно 40 малых патруль-
ных катеров (в том числе речных) и 2–3 десантных катеров амери-
канской постройки. Имеется рота морского спецназа.
Потенциал армий трех описанных стран Центральной Амери-
ки ничтожен. Сильнейшая в военном отношении в регионе – Ника-
рагуа («Ребята с заднего двора», «ВПК», № 24, 2016), особенно
после получения в 2016 году партии бронетехники из России (50
Т-72, по 43 БМП-1 и БТР-70). Межгосударственные конфликты в
Центральной Америке маловероятны, хотя и не исключены. Зато у
каждой из стран масса внутренних проблем.
ГОНДУРАС
ПРОСИТ
НЕ БЕСПОКОИТЬ
ДЛЯ ВОЙСК ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АМЕРИКИ ГЛАВНОЕ –
ВИДИМОСТЬ
Гватемала, Гондурас и Сальвадор имеют
во многом общую историю и культуру.
И армии у них, будучи сопоставимы
по боевым возможностям, тоже похожи,
то есть никакие.
РЕАЛИИ
Это, к примеру, бухтовое расположение
Новороссийска, Севастополя, Феодосии и
проблемность беспрепятственного прохож-
дения Керченского пролива для судов с азов-
ских терминалов.
Среди вариантов расшивки узких мест
– восстановление Военно-Сухумской дороги
на всем ее протяжении в сочетании с реали-
зацией проекта начала 50-х – параллельной
стальной магистрали Черкесск – Карача-
евск – Местиа – Сухум (Абхазия). Они обе-
спечат кратчайший путь (минуя небезопас-
ное в военном плане прибрежное сообще-
ние) из «внутренней» России к абхазским
портам и близлежащим военным объектам
РФ. Это важно для развития отношений с
Сухумом плюс, подчеркнем, дает удобный
выход российским внешнеторговым грузам
на кратчайший трансчерноморский марш-
рут. Но по имеющейся информации, данные
стратегические проекты поныне без движе-
ния, если не считать почти завершенной ре-
конструкции автотрассы Черкесск – граница
с Абхазией. Хотя геополитическая ситуация
требует, во-первых, ускорить их осущест-
вление, а во-вторых, восстановить надлежа-
щее участие государства в азово-черномор-
ских портах РФ.
Напомним, что до сих пор в подвешен-
ном состоянии проект прямого железнодо-
рожного сообщения между Новороссийском
и Туапсе. Кружный путь составляет около
100 километров. Оперативная передислока-
ция не только любых грузов, но даже военно-
технических средств невозможна. Такая же
тупиковость железнодорожного сообщения
почти между всеми портами российского
Приазовья. А проблема между прочим из-
вестна еще с Гражданской войны: белогвар-
дейские генералы Деникин, Врангель, Кова-
левский, Покровский чуть не в унисон сето-
вали на отсутствие чугунки Новороссийск –
Туапсе, хотя первый ее проект разработан
еще в начале XX века. Его консервация при-
вела в том числе к тому, что не удалось опе-
ративно перераспределить войска между
портами, чтобы предотвратить прорыв Крас-
ной армии к Новороссийску, Туапсе и в при-
брежный район между ними. Это не только
вынудило Добровольческую армию к экст
ренной эвакуации частей из северокавказ-
ского Причерноморья, но и не позволило от-
разить вторжение войск Грузии, вскоре за-
хвативших Сочи – Туапсинский регион вме-
сте с Красной Поляной.
Тем временем западные санкции, похо-
же, стали для российских ведомств путевод-
ной звездой в развитии портовой инфра-
структуры Крыма. Ее намечено избавить от
внешнеторговых и транзитных грузов, что,
подчеркнем, и является одной из главных
задач в программе экономического удуше-
ния России. Если точнее, Минтранс полу
острова и ГУП «Крымские морские порты»
(КМП) к началу апреля подготовили проект
концепции, предусматривающей их перепро-
филирование в чисто пассажирские объек-
ты. Это не местная инициатива, а «задание
Минэкономразвития РФ с учетом санкцион-
ной составляющей». Основная идея такова:
нынешнюю инфраструктуру КМП переориен-
тировать на рекреационную деятельность. То
есть на пассажирские перевозки и «яхтен-
ку». Министр транспорта Республики Крым
Игорь Захаров откровенно пояснил: «Прави-
тельство РФ поддерживает нас в том, чтобы
не тащить грязные грузы – уголь, химию – в
наши порты даже с открытием мостового пе-
рехода в части и автомобильного, и железно-
дорожного транспорта». По словам чиновни-
ка, концепция уже согласована с таким «зна-
ковым» ведомством, как Федерация яхтенно-
го спорта РФ. Тамошние эксперты, по
данным Захарова, считают, что в Крыму,
оказывается, «большое количество портовой
инфраструктуры, которую можно перепро-
филировать. То есть спортсмены-яхтсмены
зашли в порт Керчь, погуляли там, затем пе-
ребазировались в Феодосию, дальше – в
Ялту, Евпаторию, Севастополь и так далее».
Более того: «Концепция связывается и с раз-
витием Севастополя как в перспективе ре-
креационного порта, и с достаточно серьез-
ным проектом развития Балаклавской
бухты». Концепция уже «нашла одобрение
Минтранса, Минэкономразвития РФ также ее
поддержало». «Вскоре документ будет со-
гласован всеми заинтересованными сторо-
нами – Республикой Крым, Севастополем,
муниципалитетами. Мы от муниципалитетов
получили яркую поддержку: они понимают,
что инфраструктура, гидротехника в центре
города позволит им внедрять какие-то инве-
стиционные проекты».
Аргументация из разряда «дорожных
карт», все чаще заменяющих конкретные
планы отраслевого и регионального разви-
тия. О неизбежных, притом весомых соци-
альных издержках «пассажиризации» крым-
ских портов официально не говорится. Всему
свое время.
Итак, сначала отложено «на перспекти-
ву» естественное продолжение Крымского
моста – стальная магистраль Владиславов-
В ОЧЕРЕДЬ
НА СТЫКОВКУ
«МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
В НАШИ ДНИ – ВЕРНЫЙ ПУТЬ К МАРСУ
На ВДНХ открыт отреставрированный в рекордные сроки павильон № 34 «Космос».
Одним из главных экспонатов стала обгоревшая при посадке капсула гагаринского корабля.
СТАНЦИЯ «ЛУНА-9»
ДВА
БОГАТЫРЯ
ВЫСТАВКА ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
ПРЕЗИДЕНТ ПУТИН
У ГЛАВНОГО ЭКСПОНАТА –
КАПСУЛЫ ГАГАРИНСКОГО КОРАБЛЯ
ИТАР-ТАСС
Начало на стр. 01
ПОРТОВАЯ РАЗГРУЗКА
ТЕНДЕНЦИИ
transdir.ru