ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
09
ОРУЖИЕ
Максим
КАЗАНИН
Корабелам доставлен новый кран грузоподъем-
ностью 1600 тонн. На сегодня это самое мощное
устройство такого рода в мире. Примечательно, что
именно китайскими кранами оснащены верфи США и
Великобритании, на которых строятся авианосцы
типа «Форд» и «Королева Елизавета», а также судо-
строительное предприятие в Большом Камне (При-
морский край).
Верфи «Цзяннань Чансин» выбраны для реализа-
ции проекта потому, что в Даляне, где модернизиро-
вался «Ляонин» («Из «Варяга» в АУГ», «ВПК», № 29,
2015) и строился второй авианесущий корабль ВМС
НОАК «Шаньдун», слишком много глаз и ушей, работа-
ющих на военные разведки США и Японии. Но именно
в этом городе в 2019 году будет заложен второй атом-
ный авианосец проекта 003.
По информации китайских источников, в проекте
на шанхайских верфях задействованы 18 тысяч со-
трудников, доступ в закрытые цехи только по специ-
альным электромагнитным пропускам. О строитель-
стве известно не слишком много. В минувшем декабре
возникла задержка, поскольку совет конструкторов
предприятия решал вопрос об электромагнитной ката-
пульте. Скорее всего после комплексного анализа дан-
ных, добытых военной разведкой КНР о соответствую-
щих западных разработках, и изучения отчетов об ис-
пытаниях, проведенных на полноразмерном стенде, в
феврале этого года руководители проекта приняли
решение о ее размещении.
Известно, что в движение корабль будут приво-
дить два реактора проекта ACPR50. Каждый позволя-
ет вырабатывать до 200 мегаватт для питания электро-
двигателей. Подобный выбор обусловлен стремлени-
ем китайских ученых максимально снизить уровень
шума на корабле, его акустическую заметность. Груп-
пой разработчиков электродвигателей руководит ака-
демик АН КНР контр-адмирал Ма Вэймин.
При двух реакторах авианосец будет обладать
достаточной энергетикой для запуска самолетов с
электромагнитной катапульты. Кстати, в разработке
реакторной группы участвовали немецкие специали-
сты, а к проектированию палубной надстройки под-
ключались украинские конструкторы, предложившие
ряд мер для снижения радиолокационной заметности
корабля. Интегрированная радиоэлектронная мачта
закрытого типа взята от эсминцев проекта 055.
Авиагруппа, по некоторым данным, будет вклю-
чать около 80 летательных аппаратов:
– 40 тяжелых палубных истребителей «Цзянь-15S»;
– 10 самолетов радиоэлектронной борьбы
«Цзянь-15Д»;
– 6 самолетов дальнего радиолокационного дозо-
ра и управления «Кунцзин-600»;
– 6 универсальных скоростных транспортных вер-
толетов «Чжи-18G»;
– 6 противолодочных вертолетов «Чжи-18F»;
– 6–8 разведывательно-ударных БЛА «Острый меч»;
– 6 беспилотников радиотехнической разведки
типа «Радуга».
Конечно, возможны коррективы. Так, специалисты
Чэндусского авиастроительного предприятия работают
над новым малозаметным палубным истребителем
«Цзянь-20Н», который планируется оснащать россий-
скими двигателями АЛ-41Ф или более современными
«Изделие 30», к которым проявляется значительный
интерес. Первый полет «Цзянь-20Н» совершит ориенти-
ровочно в 2022–2023 годах. Сотрудники Шэньянского
авиастроительного предприятия рассчитывают кон-
струкцию палубной модификации легкого малозамет-
ного истребителя «Цзянь-31», по линейным размерам
соответствующего МиГ-29К. В вертолетном парке пла-
нируется заменить громоздкие «Чжи-18» на более ком-
пактные «Чжи-20», однако сегодня на опытно-войско-
вую эксплуатацию переданы всего три такие машины.
Спуск на воду авианосца проекта 003 запланиро-
ван на 2020-й, передача флоту – двумя годами позже, а
первый боевой поход – на 2030 год. По оценкам китай-
ских конструкторов, полное водоизмещение атомного
авианосца будет не менее 80 тысяч тонн – в этом пер-
спективный «китаец» уступит «Нимицам» и «Фордам».
Стоит отметить, что в перспективе большую часть
задач по охране и сопровождению авианосца, нанесе-
нию ударов по береговым целям крылатыми ракетами
будут выполнять эсминцы проекта 055. В настоящее
время на двух судостроительных предприятиях КНР в
разной степени готовности находятся шесть таких ко-
раблей.
АТОМНЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ
ПРЕЦЕДЕНТ
В
разработке
реакторной
группы
участвовали
немецкие
специалисты
,
а
к
проектированию
палубной
надстройки
подключались
украинские
конструкторы
КИТАЙСКИЙ
АВИАНОСЕЦ
ВЗЯЛИ
МОЗГОВЫМ
ШТУРМОМ
На судостроительном предприятии
«Цзяннань Чансин» в Шанхае
для ВМС НОАК строится первый
атомный авианосец проекта 003.
Андрей
КУЗЬМИН
,
Военно-научное общество ЦДРА
США, судя по всему, не ограничатся заявлениями.
Планируется создание специального подразделения,
именуемого «Космический корпус», которое будет зани-
маться не только оперативной разведкой для поддержки
наземных операций, но и при необходимости уничтожени-
ем спутников противника. Такие намерения явно расхо-
дятся с существующими договоренностями по деятельно-
сти в космосе, запрещающими его милитаризацию и при-
менение какого-либо оружия. Но США не обращают вни-
мания на юридические запреты, которые противоречат их
национальным интересам.
Достаточно сказать, что уже действует воздушно-косми-
ческий самолет Х-37, способный похищать чужие спутники.
То есть в околоземном пространстве могут происходить
самые разные нештатные ситуации в результате случайного
или намеренного воздействия на КА, которые находятся на
орбите, вплоть до вывода их из строя. Спасательные миссии
актуальны и в мирное время: при освоении дальнего косми-
ческого пространства, в лунных экспедициях.
При сползании мира к масштабным военным конфлик-
там крайне необходимо обеспечить безопасность наших
спутников, выполняющих важные миссии. Но в планы отече-
ственной индустрии не входит создание орбитальной служ-
бы спасения космических аппаратов. А наземная инфра-
структура в нештатных ситуациях проигрывает в мобильно-
сти. Концепция «Орбитального спасательного комплекса»
(ОСК) способна защитить аппараты от любой опасности. До
сих пор ничего подобного не было.
На основе предпроектного анализа сформирован облик
«Космического радиационного убежища». Оптимизирован
под задачи доставки полезной нагрузки «Орбитальный раз-
гонный блок». Эти составные части дают представление о
«Корабле-спасателе». Для решения проблем, которые неиз-
бежно возникнут при освоении Луны и Марса, сформирован
еще и облик долговременного орбитального модуля «Икар».
Это госпиталь, который станет защитным буфером от так на-
зываемого возвратного заражения после полетов к
другим планетам. Он обеспечит карантин и экстрен-
ное лечение для восьми космонавтов.
Для постоянного обеспечения безопасности
околоземного пространства необходимо организо-
вать дежурство на опорной орбите. Для этих целей
сформирован облик «Орбитального спасательного
комплекса» из «Корабля-спасателя» и «Икара», свя-
занных через «Узловой модуль».
Конструкция дает ощутимое преимущество в опе-
ративности противодействия опасным космическим
объектам (ОКО) и гарантиях вывода полезной нагруз-
ки по сравнению со средствами, базирующимися на
Земле. После комплектации ОСК возможна поддерж-
ка лунных экспедиций любой страны. А при снабже-
нии его топливом с помощью грузовых транспортных
кораблей появляются шансы спасать КА в нештатных
ситуациях в стадии перелета на целевую орбиту.
Аппарат-защитник имеет несколько радаров для обна-
ружения опасности. В автоматическом режиме он направ-
ляется на целевую орбиту нашего спутника, чтобы в мо-
мент атаки расположиться между ним и нападающим,
экранируя опасность. В случае необходимости парирует
угрозу, выводя ее источник из строя.
Проект «Икар» основан на существующих технологиях
ракетно-космической техники и вполне реализуем. Более
того, может стать важнейшей космической структурой, без
которой устойчивое развитие нашей цивилизации пробле-
матично.
Как сказал президент Владимир Путин, мы не стремимся
к конфронтации с другими странами, но будем отстаивать свои
суверенные интересы во всех сферах деятельности. Поэтому
комплекс «Икар» можно рассматривать как проект защиты
права освоения космоса любой страной Земли.
А
ппарат
-
защитник
направляется
на
целевую
орбиту
спутника
,
чтобы
в момент
атаки
встать
на
пути
угрозы
,
экранируя
опасность
А ЧТО, ЕСЛИ…
ОРБИТАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ
РОССИЯ ЗАЩИТИТ ПРАВО ЗЕМЛЯН
НА ОСВОЕНИЕ КОСМОСА
Американцы заявили о контроле над деятельностью других стран в космосе. Под особым
надзором, видимо, будет и Россия. Возникает вопрос: способны ли мы обеспечить в близком
и отдаленном будущем безопасность наших космических группировок?
Владислав
СИНИЦА
,
конструктор-изобретатель
Задача легко решается с помо-
щью проверенного десятилетиями
боеприпаса 3Д6 «Туча/Туча-М» ка-
либром 81 миллиметр, размещенно-
го в блоке залпового огня (БЗП) на
универсальном многофункциональ-
ном прицепе-тележке «Кокон». Пово-
ротные механизмы и электроника
БЗП на 32 ячейки унифицированы с
таковыми для дистанционно управля-
емого боевого модуля (ДУБМ) от рас-
смотренного ранее двуствольного
пистолета-пулемета «Вилы».
Предлагаю назвать разработку
«Беломором» в память о едких папи-
росах. Тактика установки таких ды-
мовых завес отличается от суще-
ствующих разве что общими для
всех «москитных» изделий состав-
ляющими: возможностью буксиров-
ки «Кокона» с «Беломором», в том
числе вручную, одним бойцом, уда-
ленной работой в роботизирован-
ном режиме по управляющему сиг-
налу. Поворотный ДУБМ позволяет
программно реализовать любую
схему площадной установки завесы
в пределах дальности
стрельбы дымовыми
гранатами. Аналогично
и в городских условиях,
где для временного со-
крытия боевых групп и техники от
вражеских снайперов и гранатомет-
чиков перемещения будут осущест-
вляться под прикрытием завесы.
Но «дымопостановщик на коле-
сах» вовсе не единственное приме-
нение «Беломора». Достаточно за-
менить в нем дымовые шашки на
аналогичные по размеру миномет-
ные мины, и он превращается в
установку залпового огня. Помимо
электровоспламенения капсюля, на
боеприпасы перед залпом может
осуществляться передача кодиро-
ванного сигнала задержки подрыва.
Существующая мортира вы-
стрела дымовой гранаты не обеспе-
чивает указанную точность попада-
ния в цель? Решением может стать
патентоспособная идея доработки
мины и ее пусковой установки для
возможности обеспечения требуе-
мого кругового вероятного отклоне-
ния вновь создаваемому боеприпа-
су. Кроме этого, предлагается уни-
кальный способ снаряжания толсто-
стенной мины взрывчатым ве-
ществом для создания равномерно-
го облака осколков заданной вели-
чины в пику «новомодным» дорого-
стоящим готовым поражающим эле-
ментам.
Идею использования мин с уста-
новкой задержки времени подрыва
можно воплотить и в виде противо-
диверсионного оружия на флоте.
УЧИМ СТРЕЛЯТЬ
«БЕЛОМОР»
В разговоре о «москитном»
вооружении («Роботу –
двустволку, противнику
– вилы», «ВПК», № 6,
2018) нельзя обойти
стороной средства
маскировки, в частности
для постановки дымовой
завесы. Как водится,
при разработке оснащения
массового типа нужно
стремиться к максимальной
унификации узлов
и деталей.
НОВОЕ ОРУЖИЕ МОЖНО СОЗДАВАТЬ
ИЗ КОМПОНЕНТОВ
УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО
АРСЕНАЛ
реклама
dambiev.livejournal.com
googlecom
forum.guns.ru