ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
07
«ОБОРОНКА»
увидеть макеты первого спутника и орбитальной станции «Мир», спускае-
мые аппараты венерианской, марсианской и других программ. Есть экспо-
наты, созданные на предприятиях оборонно-промышленного комплекса,
более двух тысяч редких документов, фото- и видеоматериалов из архивов
страны. Особенно интересно проследить, как менялись с развитием техно-
логий и материалов космические станции, корабли и скафандры. Можно
узнать не только об исследованиях, но и о быте человека на орбите.
Любой посетитель имеет возможность на тренажерах, имитирую-
щих кабину корабля, почувствовать себя покорителем пространства
и провести стыковку с модулем орбитальной станции. Мгновенно
среди первых посетителей стали популярными интерактивные столы
и экраны – можно испытать на себе роль главного инженера завода,
выпускающего ракеты, слетать на Луну, преодолеть пояс астероидов.
Здесь не проблема задать вопрос роботу Федору («Отцы Федора»,
«ВПК», № 9, 2018), созданному по программам Фонда перспективных
исследований. Это настоящий прорыв. Именно Федору и ему подоб-
ным предстоит осваивать дальний космос.
Осматривая 12 апреля обновленный павильон, президент Влади-
мир Путин сказал, что подписан указ о создании сверхтяжелой раке-
ты для дальнего космоса, будут полеты на лунную орбиту и в перспек-
тиве – марсианская программа. Как знать, может, реализовывать эти
масштабные проекты предстоит как раз ребятам, сегодня с увлечени-
ем тестирующим интерактивные тренажеры.
реклама
АКТИВЫ
– Что вы хотите услышать от меня? О том,
что все у нас хорошо и нам легко живется?
– Давайте поговорим о трудностях.
Иногда на вопросы, которые предаются
огласке, ответ находится быстрее…
– Трудности испытывают все. Рынок рос-
сийской «оборонки» достаточно велик, но
при этом на нем очень жесткая конкуренция.
По моей информации, сегодня многие пред-
приятия не выдерживают и остаются без за-
казов. Все это, естественно, связано с необ-
ходимостью опережающей работы науки,
внедрения инновационных технологий и им-
портозамещения при создании новых изде-
лий. Спросом пользуется продукция, соот-
ветствующая лучшим мировым образцам.
– Какие сложности в этом плане ис-
пытывают крымчане?
– У нас нет науки. Ее не было в про-
шлом государстве – там, кстати, ситуация
только ухудшилась. В итоге наши универси-
теты на общем фоне сегодня слабы: они не
вели научно-исследовательские разработки
на уровне, которого требует сегодняшняя
продукция оборонных предприятий. Точные
дисциплины, может быть, преподают непло-
хо, но умения «привязать» фи-
зику, математику, схемотехни-
ку к разработке автоматизи-
рованных систем нет. Воспи-
тать инженеров по металлу
тоже не могут. Но мы работа-
ем с вузами, надеясь на пер-
спективу. На базе Крымского
федерального университета
организована кафедра подго-
товки инженеров нашей спе-
циальности, и я ей заведую.
Заводские специалисты, мы
все вместе участвуем в подго-
товке студентов. Сегодня стоит вопрос о
том, чтобы приглашать ведущих ученых с
материка, которые могли бы здесь читать
лекции летом. Начинает активно развивать-
ся Севастопольский госуниверситет.
Я встречался с ректором КИПУ – Крым-
ского инженерно-педагогического института.
Он молодой и очень активный, а президент
вуза Февзи Якубов занимался металлообра-
боткой, так что есть перспективы. Там откры-
та новая специальность – «Инженер-технолог
по металлообработке». И лет через пять спе-
циалисты будут. Но это когда еще…
– У вас огромный опыт и масса кон-
тактов. Приглашайте на завод специали-
стов с материка.
– С момента вхождения Крыма в РФ
было разработано немало «дорожных
карт», я встречался с руководителями уни-
верситетов Москвы, Санкт-Петербурга. Все
говорят одно и то же: «Да, завод у вас хоро-
ший и вы опытный директор, но у нас уже
есть обязательства, мы работаем с опреде-
ленными концернами и предприятиями…»
Взаимодействуя с крупными структурами,
они, естественно, за их счет и финансиру-
ются, а те в свою очередь – из федеральных
средств. Таким образом, разработки оста-
ются в крупных научно-технических центрах
страны. В Крыму их нет.
– Выпускники каких именно вузов
вам наиболее интересны?
– Откуда выходят дипломированные
специалисты по автоматизированным си-
стемам управления: МФТИ, политехниче-
ские университеты, МГТУ имени Баумана...
Мы со всеми пытаемся сотрудничать, но у
них уже есть портфели заказов, подкре-
пленные средствами…
Завод «Фиолент» не получал ни копей-
ки федерального финансирования и ника-
кой поддержки на развитие промышленного
производства. Региональный же крымский
бюджет и так в большей степени дотацион-
ный, нет возможности выделять из него
крупные суммы на научные разработки. Это
очень большая проблема.
– Как же вы выживаете в таких ус-
ловиях?
– Мы не выживаем, а работаем. Я заво-
дом руковожу почти 33 года и всегда зани-
мался наукой. Так исторически сложилось,
что у нас есть свое небольшое, но очень
творческое специальное конструкторское
бюро. Постоянно развиваем и поддержива-
ем новые разработки. Отслеживаем, что не-
обходимо российской «оборонке» в нашем,
образно говоря, «коридоре». При этом все
актуальные исследования делаются исклю-
чительно за счет завода. Повторюсь, у нас
нет ни федеральных, ни местных бюджетных
средств, ни денег на развитие предприятия,
которые в стране традиционно выделяются
Фондом поддержки промышленности. Это
финансирование недоступно в силу нахож-
дения Крыма под санкциями.
– Банки помогают вам в развитии
предприятия?
– Российские банки так и не пришли
сюда. Ни о какой поддержке и помощи в
этом случае речи нет. Слава богу, что есть
местные банкиры: мы с ними активно рабо-
таем. Но возможности ограниченны.
– Что представляет ваш «коридор» в
ОПК?
– На заводе есть два направления, где
мы работаем над исполнением гособорон-
заказа. Это высокоточные компоненты, ко-
торые используются во многих видах воору-
жений, и системы корабельной автоматики.
При всех существующих сложностях мы
создаем уникальные изделия. Например,
локальные системы управления первыми
газовыми турбинами для морского флота,
которые разработаны в Рыбинске. Они уже
прошли испытания и готовятся к серийному
производству. Закончили разработку ло-
кальных систем управления крупных ди-
зельгенераторов для Коломенского тепло-
возостроительного завода.
Не могу раскрывать всех секретов, но
точечные вещи есть уникальные. Есть
жажда быть востребованными. Это отличи-
тельная черта заводчан.
– Насколько остро стоит вопрос пе-
реоснащения цехов?
– Сегодня у нас достаточно высокотех-
нологичного оборудования, но нужно обнов-
лять станочный парк, чтобы и дальше быть
конкурентоспособными. И здесь мы опять
упираемся в средства, вернее – их отсут-
ствие. Есть поручение президента России
относительно поддержки. Но до Крыма это
все пока не доходит.
В жесткой тендерной борьбе мы столкну-
лись с тем, что российская «оборонка» по-
строена по большей части на базе концер-
нов и у каждого есть очень серьезная науч-
но-техническая база, институты-разработ-
чики. Мы же в числе немногих предприятий
в российском ОПК, работающих самостоя-
тельно. И нам достаточно сложно конкури-
ровать с гигантами.
–Предлагаливойтивподобныйконцерн?
– Предложений, которые сработали бы
на развитие завода, не поступало.
– Для того, чтобы молодые шли на
завод, нужно создавать условия, давать
перспективу роста…
– Мы создаем молодежи все возможно-
сти для развития: на предприятии достой-
ные заработки, есть условия для получения
дополнительного образования, частично
оплачиваем аренду квартиры, на заводе ра-
ботает бесплатный фитнес-клуб, имеется
свой стадион, где проводятся соревнова-
ния. В заводской столовой обед стоит 60
рублей. Можете вы себе такое представить?
Коллективный договор на «Фиоленте» –
один из лучших в России по нашей отрасли.
Если молодой человек или девушка
планируют связать свою жизнь с заводом,
то они могут получить здесь все. Вплоть до
того, что удачно выйти замуж или жениться,
– такие случаи у нас нередки.
– На «Фиоленте» есть предпринима-
тельские программы, которые вы под-
держиваете. В чем их суть?
– Я приглашаю людей и говорю: вот де-
тали, которые не производятся в России.
Что-то изготавливается в Словении, а
часть мы приобретаем в Китае. Чтобы про-
изводить их, нужно покупать
высокоточное оборудование.
У нас на это денег нет. Но в
Крыму есть программы под-
держки
предприниматель-
ства, патронируемые главой
республики Сергеем Аксено-
вым и региональным Минэко-
номики. Можно купить обору-
дование и запустить производ-
ство, а работая с нами, полу-
чить долгосрочный заказ. К
сожалению, наши предприни-
мательские структуры то ли
боятся трудностей, то ли не думают о пер-
спективах. Но я уверен, что этот опыт будет
у нас реализован.
– В ноябре 2017 года вы получили из
рук президента орден Дружбы…
– Это большое счастье и гордость,
огромная награда за труд не только мой, но
и всего многотысячного коллектива. За про-
шедшие годы завод оснастил более пятисот
кораблей: подводных, надводных, на воз-
душной подушке, и везде мы не просто при-
сутствовали, а создавали изделия соответ-
ствующего технического уровня. И не толь-
ко это – в производстве многих видов воо-
ружения сотрудники «Фиолента» принимали
активное участие. И заслуги отмечены.
Беседовала Анна
МОХОВА
,
корреспондент «ВПК»
(Симферополь)
У
мения
«
привязать
»
физику
,
математику
,
схемотехнику
к
разработке
автоматизированных
систем
вузы
не дают
БЕЗДОРОЖНАЯ
КАРТА КРЫМА
НАПРАВО ПОЙДЕШЬ – САНКЦИИ,
НАЛЕВО – НЕХВАТКА КАДРОВ
Даже при стабильном спросе на продукцию крымские предприятия
ОПК испытывают дефицит финансирования и нуждаются
в высококвалифицированных специалистах. Симферопольский
«Фиолент» – крупный приборостроительный завод. С 2014 года
участвует в гособоронзаказе. О специфике крымской «оборонки»
«Военно-промышленному курьеру» рассказал директор завода
Александр
БАТАЛИН
.
ка – Белогорск – Симферополь (с возмож-
ным ответвлением на Ялту). Теперь ликви-
дируется грузовая инфраструктура крым-
ских портов. Может быть, разработчики
концепции считают, что Крымский мост оку-
пится только курортниками да подгулявши-
ми яхтсменами? Как же тогда быть, напри-
мер, с предложениями Казахстана, Ирана,
Бахрейна и ОАЭ по развитию на полуостро-
ве транзитно-логистической инфраструкту-
ры, которая уже по географической причине
востребована этими странами и нужна са-
мому Крыму?
Возникают и другие вопросы. В частно-
сти, как мыслится инициаторам новаторской
«пассажиризации» взаимодействие крымско-
го ОПК с его партнерами в других регионах?
Неужели только по Крымскому мосту или,
может, рейсами беспилотников? А как быть с
развитием транспортно-экономических свя-
зей Крыма с Абхазией, в том числе в сфере
ВТС? А ведь их развитие обозначено в соот-
ветствующих договоренностях и документах
(«В семье не без соседа», «ВПК», № 9, 2018).
Санкционные периоды, если на то
пошло, судя по общемировой экономической
истории, отнюдь не бессрочны. Даже в пери-
од бомбардировок американцами ДРВ или
американской блокады Кубы Ханой и Гавана
не закрывали свои грузовые порты, как не
делает такой глупости блокируемый Вашинг-
тоном Пхеньян. Даже миниатюрный Восточ-
ный Тимор, сопротивляясь многолетней ин-
донезийской агрессии, держал свои морские
гавани (Дили и Окуси) открытыми.
Вопрос и в том, как повлияет закрытие
Крыма для грузов на работу других черно-
морских портов РФ и примыкающих к ним
сухопутных магистралей.
«БУРАН» НЕ УЗНАТЬ НЕВОЗМОЖНО
ЖРД_НК-33
МАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО ДОМА
ОТСЮДА МОЖЕТ НАЧАТЬСЯ
ДОРОГА В КОСМОС
Сергей КАРПАЧЕВ
Александр
ШИРОКОРАД
,
военный историк
О захвате сейнера «Норд»
украинскими пограничниками
26 марта 2018 года уже говори-
лось. Экипаж до сих пор не
может покинуть Украину, капи-
тан ожидает очередного суда на
свободе, но с браслетом на ноге.
Отмечу: сейнер находился в
«водах общего пользования» в
30 милях от украинского берега.
Реакция России на захват
своего судна и граждан оказа-
лась невнятной. Окрыленное
успехом с «Нордом», руковод-
ство погранслужбы Украины
пообещало задерживать в
нейтральных водах Черного и
Азовского морей корабли, за-
ходившие в порты Крыма.
И на прошлой неделе в
Одессе было захвачено россий-
ское судно-земснаряд Sea
Breese. Причина – якобы компа-
ния – владелец судна занима-
лась добычей песка в Каркинит-
ском заливе у Лебяжьих остро-
вов, кои находятся в одном-двух
километрах от Крыма и более
чем в 20 километрах от украин-
ского берега. Реакция России –
опять невнятный лепет. Прави-
тельство РФ явно не понимает,
что потворство украинским пи-
ратам может привести к потере
Крыма. Уже сейчас керченские
рыбаки боятся выходить в Азов-
ское море. По существующим
на Украине законам каждого
жителя Крыма, имеющего рос-
сийский паспорт, можно при-
влечь к уголовной ответствен-
ности. Равно любая хозяйствен-
ная деятельность на террито-
рии полуострова (в том числе и
добыча песка) представляет
собой уголовно наказуемое де-
яние. Пока это законотворче-
ство было только на бумаге. Но
теперь впервые с 2014 года
Киев начал хватать людей.
Не пора ли его предосте-
речь, что любое посягатель-
ство на российские суда или
иное имущество будет немед-
ленно пресечено оружием, а
нападающие уничтожены. К
примеру, Греция и Кипр уже 44
года не признают турецкую
квазиреспублику на отторгну-
той части острова. Но там ни
одна сторона не занимается
пиратством. И турки, и греки
понимают, что захват хотя бы
одного катера приведет к пол-
номасштабным боевым дей-
ствиям на море. Поэтому в
водах, окружающих Кипр, 44
года царит мир.
ДВА БЕРЕГА
СОБАКА НА СЕЙНЕРЕ
ПОЧЕМУ РОССИЯ
ПОТВОРСТВУЕТ УКРАИНСКИМ ПИРАТАМ