02
№ 20 (684) 31 мая –6 июня 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
Между Польшей, Чехией, Слова-
кией, Венгрией и Болгарией практи-
куется постоянный обмен, в том числе
однотипной техникой. Часть идет на
реэкспорт, часть «растворяется».
Разумеется, значительные объемы
вооружения советского и восточноев-
ропейского производства к настояще-
му времени утилизированы. В первую
очередь это касается бронетранспор-
теров – всех БТР-40, БТР-50, БТР-
152, почти всех БТР-60 и ОТ-64.
Какая-то доля этих машин еще жива,
но, видимо, крайне незначительная,
установить ее величину практически
невозможно, да и не нужно, сегодня
их боевая ценность равна нулю. Это
относится и к танкам Т-54, Т-55, хотя
они скорее всего уцелели в более ощу-
тимых количествах – до нескольких
сотен. Последний случай экспорта
Т-55 из стран бывшей ОВД имел
место в 2005-м: 120 танков из Болга-
рии отправили в Эритрею. В распоря-
жении Софии может оставаться до
170 «неучтенных» Т-62.
Танки Т-72 новыми, конечно, не
назовешь, но на сегодня это наиболее
массовый и самый воюющий танк в
мире. В ОВД 551 Т-72 имела ГДР, 759
– Польша, 815 – ЧССР, 138 – Венгрия
(в начале 90-х докупила еще 100 в Бе-
лоруссии), 333 – Болгария (плюс 100
приобретенных в 90-е у России). На
данный момент у Войска польского
имеется 505 танков этого типа, еще
135 были переделаны в РТ-91. У ВС
Чехии – 120, Словакии – 30, Венгрии
– 76, Болгарии – 314. Не менее 11
машин в этих странах и в Германии
стали музейными экспонатами.
В США и другие страны «старого
НАТО», а также в Финляндию, Гру-
зию, Нигерию, Ирак ушли 425 Т-72.
Судьба 1180 танков (351 из ГДР, 60
– Яков Иосифович, что происходит
в мире?
– Запад пытается выяснить позиции
России на ближайших переговорах для
установления нового мирового порядка,
которые начнутся на встрече G-20, и опре-
делиться с тем, как вести себя дальше.
Американцы заняты не только выяснением
позиций, но и поиском реальных решений
отдельных, правда, пока не основных во-
просов. Совершенно естественно, что
Путин говорил с президентом США после
того, как фрау Меркель покинула Россию.
Думаю, он рассказал Трампу о результатах
этой встречи. Идет диалог между лидера-
ми России и США по основным мировым
и европейским проблемам. И чтобы ни у
кого не было иллюзий, стороны стараются
донести до партнеров свои мнения, оцен-
ки, подходы.
– Чем можно объяснить визит Мер-
кель? Она не была в России несколько лет.
– Прежде всего речь шла об Украине.
Минские соглашения читают, кому как
удобно. И не только Москва и Киев де-
лают это по-своему. Россия и ФРГ под-
ходят к документу неодинаково. Сейчас
выяснилось совершенно точно, что по-
рядок реализации Минских соглашений,
который отстаивает Германия, прямо
противоречит российскому. Меркель за-
явила, что сначала следует отдать грани-
цу под охрану украинских властей. То
есть отрезать Донбасс от любой помощи
и оставить его жителей на растерзание
Киеву. Это совершенно не соответствует
тому, что было записано в Минских со-
глашениях. Но такова трактовка Герма-
нии, как мне кажется, совершенно не-
приемлемая.
Если говорить конкретно, то фрау
канцлерин четко высказали позицию Рос-
сии и то, что менять ее не собираются.
Попытка Меркель повлиять на процесс
закончилась неудачей.
– А остальные визитеры?
– Пытаются выяснить, чего хочет пре-
зидент России, определить, какова его се-
годняшняя позиция.
– Каковы, на ваш взгляд, перспекти-
вы отношений с США?
– Выстраиваются контакты, что ясно
показала встреча представителей властей
и сирийской оппозиции в Астане. Соеди-
ненные Штаты приветствовали решения,
принятые там, считают их конструктив-
ными и надеются, что они помогут пре-
кратить кровопролитие и установить
мир в Сирии. Это уже большой шаг по
сравнению с позицией прежней админи-
страции.
Тут просматривается серьезная
модель решения сирийского кри-
зиса. Россия спланировала шаги в
Сирии, договорилась об этом со
своими партнерами по решению
проблемы – Турцией и Ираном.
Получила одобрение правитель-
ства САР, ООН и США. Такого
еще никогда не было. Это резуль-
тат постепенного поиска общей
платформы, которая сможет кон-
структивно поменять ситуацию в
стране.
Но вполне закономерен вопрос:
какова позиция США, ведь не
только противникам, но и союзни-
кам Америки пока неясны настроения
президента Трампа и его дальнейшая по-
литика?
– Американцы бряцают авианосцами
в Южно-Китайском море, обстреляли
крылатыми ракетами сирийский аэро-
дром без какого-либо расследования ин-
цидента. Какой продуктивный диалог
между Москвой и Вашингтоном может
быть в такой обстановке?
– Надо понимать, что такое США, и
то, что политику там определяет прези-
дент. Конгрессмены больше работают на
избирателя, на тех, кто их профинансиро-
вал. Приведу такой пример: из популист-
ских намерений они уже давно приняли
закон, обязывающий власти страны при-
знать Иерусалим столицей Израиля и пе-
ренести туда посольство. Закон заветиро-
вали. И каждый вновь избранный прези-
дент продлевал вето. Есть еще с десяток
популистских законов, которые не приво-
дятся в действие.
В отношении обстрела ракетами си-
рийского аэродрома: Трамп продемон-
стрировал стране, своим избирателям и
противникам, что он президент, прини-
мающий серьезные решения, способный
показать силу. Причем очень заботился о
том, чтобы в России все правильно оцени-
ли, предупредил Москву. Это одноразо-
вый ход и не стоит обращать на него осо-
бого внимания. Что Россия и сделала:
приняла во внимание, но не отреагирова-
ла. Той же цели служит демонстрация сил
в Азии. Проблему Северной Кореи США
решить не могут.
– Почему?
– У них нет возможности свергнуть
власть в Пхеньяне или атаковать КНДР.
Потому что этого не даст сделать в пер-
вую очередь Китай. Объединенная Корея
под американским влиянием для КНР
более опасна, чем военные базы США под
Владивостоком. Но больше чем кто-либо
объединения РК и КНДР боятся в Япо-
нии. Для них это вечный ужас. Так что ни
захватить КНДР, ни поменять режим
нельзя. Первый же выстрел обойдется
южнокорейской, китайской и японской
экономикам в три триллиона долларов
как минимум.
На территории Южной Кореи 25
атомных электростанций. Зная способ-
ности КНДР, в том числе в области ди-
версий, можно представить, что прои-
зойдет, если некоторые будут атакованы.
«Фукусима» покажется детской шало-
стью. Я не говорю о двенадцати или три-
надцати ядерных зарядах, которыми об-
ладают северяне. Независимо от того,
какие у них есть возможности доставки,
отрицать, что хотя бы один или два из
них могут взорваться на территории
Японии или в месте базирования одной
из американских авианосных групп,
нельзя.
То есть в отношении Северной Кореи
США ничего не могут сделать. Амери-
канский президент просто показал свою
силу и решительность. Мало того, он пы-
тался создать видимость договоренности
с главой КНР о совместном решении се-
верокорейской проблемы. Оказалось, это
не так. Китайцы осудили военные приго-
товления США и потребовали убрать си-
стемы ПРО из Южной Кореи. К ним
присоединилась и Россия. Пекин дал
вполне логичное предложение, причем
согласованное с Пхеньяном. Оно в точно-
сти повторяет ранее достигнутое на пере-
говорах с Ираном: КНДР обязуется пре-
кратить разработки ядерного оружия,
если США уберут системы ПРО THAAD
из РК и прекратят маневры с южнокорей-
ской армией, на которых отрабатывают
вторжение на север.
– Это значит, что…
– …Речи даже не идет о ядерном разо-
ружении Северной Кореи. Нет, они гово-
рят: новые разработки мы прекратим, ис-
пытания у нас проводиться не будут, а вы
обязуетесь нас не трогать. Тем самым
ядерное оружие свою роль уже сыграло,
обезопасив КНДР. У американцев нет
большого выбора. Воевать с КНДР при
сопротивлении России, Китая, Японии и
Южной Кореи они не смогут.
– Меркель в разговоре с Путиным
пыталась прояснить его позицию не
только по европейским вопросам. ФРГ
хочет получить свое место и в процессе
ближневосточного урегулирования?
– Трамп пытается заставить НАТО
вмешаться в ситуацию в Ираке и Сирии,
чтобы снять со своей страны материаль-
ную, финансовую нагрузку. Кто сопро-
тивляется попыткам затянуть альянс на
Ближний Восток? Прежде всего фрау
Меркель. Власти членов альянса считают:
каждая страна сама решает, как ей уча-
ствовать в ближневосточном процессе.
Англичане послали самолеты. Французы
поигрались там со своим авианосцем не-
счастным. США, исходя из того, что сил у
них меньше, чем требует взятая ноша, на-
мерены переложить часть ответственно-
сти и военных расходов на НАТО. А евро-
пейцы против. НАТО как организация
единой Европы не жаждет вмешиваться в
дела этого региона.
Вот Меркель и пыталась выяснить, ка-
кова у Путина позиция по Ближнему Вос-
току, чтобы определиться – искать еще
одно поле конфронтации с Россией или
сотрудничать? И потом, они еще не знают,
насколько совпадут интересы США и Ев-
ропы в этой горячей точке. Политический
симбиоз Вашингтона и Брюсселя, вероят-
но, нарушается: не все, что будут делать
американцы, понравится европейцам.
Верно и обратное.
– Разграничение территории Сирии
на зоны влияния может представляться
как сдача Россией режима Асада?
– Наоборот. Россия вывела из сферы
военных действий территории с граждан-
ским населением и регионы, где есть силы,
готовые подписать соглашение о прекра-
щении огня. В этих зонах начнется такой
же политический процесс, как и во всей
Сирии. В сфере военных действий оста-
лись только террористические организа-
ции. Это решение ведет к нормализации
обстановки. Россия не уходит из Сирии.
Это решение не ослабляет законное пра-
вительство в Дамаске, а усиливает, осво-
бождает силы армии, союзников Асада и
российских ВКС для сосредоточения
удара по террористам.
– Исход выборов в Голландии, Ав-
стрии, Франции, Германии никакого
влияния на европейский кризис не ока-
жет? Он будет углубляться?
– Конечно, поскольку неясно, на-
сколько пришедшие к власти в странах
ЕС политики смогут с ним справиться.
Неудачная политика трех последних пре-
зидентов во Франции привела ее эконо-
мику к нынешнему плачевному состоя-
нию. И будущее не сулит французам ни-
чего хорошего. Страна по инерции еще
может продолжать исчерпавшую себя
политику, ветераны достаточно сильны,
чтобы остаться у власти, но не могут из-
менить ход событий, динамику и диалек-
тику развития. Поэтому приходит время
перемен. Во Франции Марин Ле Пен
стала легитимным кандидатом в прези-
денты и за нее голосовали миллионы
граждан страны. Случилось то, чего ни-
когда не было: меняется политическая
география. Европа стоит перед серьез-
нейшими проблемами и должна будет их
решить, изменяя внутреннюю и внеш-
нюю политику.
Мы видим конфликт между обще-
ством и властными элитами в Велико-
британии, Германии, Франции, США. А
дальше уже начинаются стычки между
странами.
– Противоречия могут разрешить
либо революция и ликвидация буржуаз-
ной общественно-экономической фор-
мации, либо глобальный кон-
фликт. Какой из вариантов воз-
можен?
– Можно ли создать что-то
ценное, разрушая? Не всегда. Как
говорят в России, ломать – не стро-
ить. Очень часто революция обо-
рачивается бунтом – бессмыслен-
ным и беспощадным. Сегодня
элиты не представляют, как вы-
строить будущее. К тому же люди
не пойдут погибать за идеи, как это
было сто лет назад. Даже совер-
шенно обалдевшие варшавские
власти отлично знают: поляки ни
за что умирать не хотят. Меньше
всего настроены воевать американцы – у
них никто не хочет, чтобы их дети погиба-
ли за Украину, Сирию или Корею. Да ни у
кого и нет денег на войну, это ведь сумас-
шедшие расходы. Первые две мировые
войны происходили, когда были источни-
ки их финансирования. Кроме того, се-
годня отсидеться в стороне не получится,
все будут воевать, и заработать на этом не
удастся. Все проиграют.
– Трамп по поводу Украины высказы-
ваться не хочет. Франция сторонится
нормандского процесса. В формате чет-
верки за Украину даже не Германия, а
одна фрау Меркель. Допустим, руковод-
ство России предъявит международной
общественности факты геноцида народа
Донбасса и заявит о желании залпами
«Калибров» накрыть добровольческие
батальоны украинских нацистов. Как
считаете, реальный сценарий?
– Нет. Прежде всего потому, что ни-
кого в мире факты не интересуют, Западу
плевать на них. Поддерживать Украину в
целях ослабления России было политиче-
ским и стратегическим решением. Теперь
вопрос стоит по-другому: удалось или
нет? Есть ли силы поддерживать кон-
фронтацию на Украине, вкладывать туда
абсолютно безрезультатно миллиарды,
которых к тому же может и не найтись?
Вопрос о будущем Украины будет ре-
шаться Вашингтоном и Москвой, когда
каждая сторона определяет границы своих
предпочтений. Россия знает, что ей надо от
Украины и что она не позволит Киеву. Пре-
жде всего не допустит присутствия военных
контингентов других стран. Иностранных
баз там не будет, это уже ясно. Содержать
Украину?.. Москва выстроила экономику
так, что уже почти не зависит от поставок
оттуда. А Киев свою разрушил.
– Во властных структурах Украины
такое настроение: Запад нас кинул, а рус-
ские не простят…
– Возрождение украинской экономи-
ки может быть только в восстановлении
связей с Россией. Но политические струк-
туры, которые сегодня у руля на Украине,
неспособны на это. Поэтому события пой-
дут через ломку власти – это неизбежно и
может обернуться большим кровопроли-
тием. Но посылать своих солдат на Укра-
ину никто не станет. И судьбу страны вы-
нуждены будут решать те вооруженные
силы, которые уже находятся там.
– То есть Новороссия?
– Да, Новороссия. Она и дееспособна
с военной точки зрения. А вмешиваться
никто не будет. И Россия тоже.
Беседовал Марк СОРКИН
ТЕНДЕНЦИИ
Первый же выстрел
обойдется южнокорейской,
китайской и японской
экономикам
в три триллиона долларов
БЕЗ ВЕСТИ
Начало
на стр. 01
РОССИЯ И ЗАПАД УСТАНАВЛИВАЮТ
ГРАНИЦЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Апрель и май были перенасыщены международными
событиями, оставившими странное послевкусие. В Москве
побывали с визитами глава европейской дипломатии
Федерика Могерини, следом за ней – генсек ОБСЕ
Ламберто Заньер. В Сочи Владимир Путин принимал
Ангелу Меркель и вскоре после ее отъезда cозвонилcя
c Дональдом Трампом. Борьба с терроризмом и ситуация
в Сирии обсуждались на переговорах президента России
с турецким коллегой Эрдоганом. По просьбе «ВПК» в международной
обстановке разбирался экс-директор израильской спецслужбы «Наатив»
Яков КЕДМИ.
Т-42
БТР-152
wikipedia.org
freebestwallpapershd.com
БТР-40
gaz63.ru
БТР-80
wikipedia.org
ЯКОВ КЕДМИ:
«В МИРЕ
НЕТ ДЕНЕГ
НА ВОЙНУ»
Евгений
САТАНОВСКИЙ,
президент
Института
Ближнего Востока
Политика США на Ближнем Востоке направлена на
доминирование там и последовательна за исключением
таких моментов, как «перезагрузка» с Бахрейном. Однако
редкоучитываетпроблемывотношенияхстран-партнеров,
полагаясь на них в вопросах, относящихся к компетенции
американских ведомств. Рассмотрим итоги визита Трампа
на Ближний Восток и кризис в ССАГПЗ, этом «клубе мо-
нархий Персидского залива», опираясь на материалы экс-
перта ИБВ Ю. Щегловина.
ОПОРА НА СТАРЫХ ДРУЗЕЙ
Встреча лидеров стран, входящих в ССАГПЗ, с главой
Белого дома прошла 21 мая в закрытом для СМИ режиме.
Стороны выступили за совместные действия по сокраще-
нию межконфессиональной напряженности и региональ-
ной нестабильности, за наращивание совместных действий
для искоренения группировки «Исламское государство»
(запрещенной в России). Достигнута договоренность о
проведении раз в полгода заседаний в формате США –
ССАГПЗ, посвященных борьбе с террором. Вашингтон
подтвердил приверженность защите стран ССАГПЗ от
любых угроз, выразил солидарность с их опасениями в
связи с «продолжением ракетной программы Ирана», под-
черкнув, что она «противоречит резолюциям ООН».
Все это, включая заявления Трампа об иранской угрозе,
определяет суть политики США на Ближнем Востоке на дан-
ном этапе, которая заключается в реанимации подхода с опо-
рой на старых союзников, в числе которых Саудовская Ара-
вия, Египет, Израиль. Эти страны в Вашингтоне рассматрива-
ют как основу новой архитектуры безопасности США. На-
сколько она будет дееспособна – вопрос. Только КСА и
Израиль разделяют антииранский настрой Вашингтона. Каир
в большей степени волнует активность «Братьев-мусульман».
Между главными региональными игроками существу-
ют непреодолимые противоречия. Это заметно во взаи-
моотношениях блоков Катар – Турция, ОАЭ – АРЕ и Сау-
довская Аравия – Бахрейн. Так что планы Трампа по соз-
данию нового органа коллективной региональной безо-
пасности нереализуемы в принципе, хотя США и могут
опираться в каждом конкретном случае на союзников. В
Йемене действовать через саудовцев и ОАЭ, а в Магрибе
и районе Африканского Рога через ОАЭ и АРЕ с сохране-
нием отдельного форпоста в Израиле. Система эта в
основном повторяет схему американского присутствия в
регионе после антишахской революции в Иране. Обама
пытался на волне «арабской весны» такую систему сдер-
жек и противовесов трансформировать.
Трамп старается перейти к традиционной ближнево-
сточной политике США, явно не оценивая всерьез стоя-
щие перед ним трудности. После теракта 11 сентября
часть американской политической элиты и силового блока
Завершившийся визит президента Трампа
на Ближний Восток позволяет сделать выводы
в отношении как политики его администрации
в регионе, так и изменений по сравнению
с курсом экс-президента Обамы.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ