Газета «Военно-промышленный курьер». №24 (688) 28 июня - 4 июля 2017 года - page 6

№ 24 (688) 28 июня–4 июля 2017 года
06
АРМИЯ
ТЕМА
Владимир ПАСЯКИН,
корреспондент «ВПК» (Севастополь)
После пятимесячной командировки, оставив за кор-
мой более четырех тысяч миль, корабль под командова-
нием капитана второго ранга запаса Вячеслава Саклакова
ошвартовался у Угольной стенки. Плавмастерскую встре-
тили торжественно, с военным оркестром. Был и тради-
ционный каравай, и, конечно, жены с цветами, дети с
цветными шариками.
Кормовой кран быстро опускает сходню. Вячеслав
Саклаков докладывает начальнику управления транс-
портного обеспечения ЧФ Александру Лытину об успеш-
ном выполнении задач и готовности после пополнения
запасов вновь выйти в море.
Борта судна в пятнах сурика и следах от пневматиче-
ских кранцев – следы свежих швартовок. Как выяснилось,
экипаж плавмастерской на заключительном этапе боевой
службы участвовал в тактических учениях под руковод-
ством главкома ВМФ.
В Тартус на смену ПМ-138 пришла плавмастерская
Балтийского флота ПМ-82, экипаж которой возглавляет
капитан второго ранга в отставке Владимир Хижняк. Это
приятное и долгожданное событие. В советские времена
на Черноморском флоте были три однотипные плавучие
мастерские: ПМ-9, ПМ-56, ПМ-138. Работа в три смены
вполне устраивала экипажи. Но с развалом Советского
Союза и разделом Черноморского флота здесь остались
лишь две «пээмки». Многие годы они работали по очере-
ди. Лишь иногда их подменял, да и то ненадолго, экипаж
килекторного судна КИЛ-158. Сегодня плавмастерские
вновь вернулись к прежнему, привычному трехсменному
рабочему ритму. И теперь борт о борт в родном Севасто-
поле стоят две черноморские «пээмки», как было в совет-
ские времена. Прием швартовых у вернувшихся из Тарту-
са обеспечивала команда ПМ-56.
Боевая служба на Средиземном море проходила на-
пряженно, отметил капитан ПМ-138. «Мы ремонтирова-
ли и обслуживали корабли и суда четырех флотов, – рас-
сказал «Военно-промышленному курьеру» Вячеслав Са-
клаков. – Оказали техническую помощь 27 флотским
единицам. Если говорить о черноморских экипажах, то
значительные работы выполнены на сторожевом корабле
«Сметливый», рекордсмене долгожительства среди двух
десятков «поющих фрегатов». Он на службе с ноября
1969 года, но еще крепок, и экипаж успешно выполняет
поставленные задачи. А на новейших фрегатах «Адмирал
Григорович» и «Адмирал Эссен» значительных работ не
требовалось, по сути проводили техническое обслужива-
ние. Но мы осваиваем и этот проект. Основательно по-
работали наши мастера на БПК «Североморск», спаса-
тельном буксире Балтийского флота, госпитальном судне
«Иртыш». Были на обслуживании и большие десантные
корабли, танкеры…»
Задачи, стоявшие перед специалистами ПМ-138, не
ограничивались судоремонтом. Как известно, в Сирию
был направлен противодиверсионный катер «Юнармеец
Крыма». Он вошел в состав постоянного соединения
ВМФ РФ в Средиземном море. «В дальней оперативной
зоне, – пояснил командир отряда капитан второго ранга
Александр Локтионов, – ПДРК привлекается к выполне-
нию задач по охране кораблей при стоянке на незащищен-
ном рейде, а также для обеспечения безопасности пунктов
базирования. Катер оснащен новейшими техническими
средствами и вооружением, позволяющим эффективно
выполнять задачи по предназначению. Он сменил два ка-
тера старого проекта. Их требовалось отправить на ре-
монт в Россию. Но как погрузить в контейнеровоз? К не-
простой задаче подключили специалистов ПМ-138. И
После боевой службы в Средиземном море
в Севастополь вернулась плавмастерская
ПМ-138. В сирийском порту Тартус
она поддерживала постоянную готовность
кораблей и судов соединения ВМФ России,
выполняющих задачи в этой горячей точке.
РЕМОНТОМ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ
НА БАЗЕ В СИРИИ
ЗАНИМАЮТСЯ
ТРИ ПЛАВМАСТЕРСКИЕ
ТАРТУС НА ТРЕХСМЕ
ПРОФЕССИЯ
– Военно-морской салон – знако-
вое событие не только для Петербур-
га, но и для всей России. На какие
представленные разработки вы обра-
тили бы внимание с точки зрения
развития военной техники и техно-
логий?
– Военно-морской салон, прово-
димый в Санкт-Петербурге, ценят не
только профессионалы судостроения
и ОПК. Горожане получают уникаль-
ную возможность увидеть настоящие
чудеса техники, которая решает очень
сложные задачи по обеспечению бое-
способности нашей армии, по освое-
нию труднодоступных территорий.
На МВМС-2017 будет, к примеру,
представлен тральщик «Александр
Обухов» с самым большим в мире
корпусом из монолитного стеклопла-
стика, способный находить и уничто-
жать мины на безопасном расстоя-
нии. Можно увидеть десантный ко-
рабль на воздушной подушке «Евге-
ний Кочешков». Для него нет
недоступных рубежей, машина пере-
мещается по воде, суше, болотам,
минным полям, обходя препятствия
и ограждения. Такой технике доступ-
но 70 процентов береговой линии
морей и океанов.
Девять кораблей демонстрируют-
ся вживую, а на экспозиции – множе-
ство макетов и установок.
Современное судостроение рабо-
тает над решением таких задач, как
обеспечение всесезонности и всепо-
годности кораблей. На Северной
верфи заложено судно тылового обе-
спечения «Эльбрус». Его уникаль-
ность в том, что оно удерживается в
заданной точке при любых погодных
условиях. Со своей мощностью
«Эльбрус» может буксировать кораб-
ли вплоть до авианосцев и вести
поиск затонувших объектов. Кроме
того, это настоящая плавучая меди-
цинская лаборатория с барокамерой,
готовая оказать помощь терпящим
бедствие.
Среди технических новшеств, ко-
торые скорее всего представят петер-
бургские судостроители, можно на-
звать технологии, обеспечивающие
кораблям невидимость: радиолока-
ционную, оптическую, акустическую.
Это достигается сочетанием компо-
зитных материалов со специальными
покрытиями. Новейшие разработки
в области передачи и подавления ра-
диосигналов реализованы в корвете
«Гремящий». Группа «Транзас» созда-
ет уникальную «оболочку» для управ-
ления кораблями – беспилотное судо-
вождение, системы оптимизации рас-
хода топлива и планирования марш-
рута, другие рутинные операции на
единой платформе.
– Судостроение – флагманская
отрасль Северной столицы с момента
основания города. Не случайно и на
«Прямой линии» с президентом было
включение с Балтийского завода, ко-
торый удалось сохранить во многом
благодаря личному вмешательству
Владимира Путина. Предприятие
развивается, строит мощнейшие в
мире атомные ледоколы. А какова об-
становка на других верфях?
– Мы можем ими гордиться. За
прошедшие два года в Санкт-
Петербурге спущен на воду 21 ко-
рабль. Многие абсолютно уникальны,
не имеют аналогов: самый мощный в
мире атомоход «Арктика», дизель-
электрический ледокол «Илья Муро-
мец», первый серийный корабль про-
тивоминной обороны нового поколе-
ния «Георгий Курбатов», подводная
лодка «Великий Новгород».
С начала 2017 года заложены че-
тыре судна, в том числе патрульный
ледокол «Иван Папанин». Спущено
на воду судно связи «Иван Хурс». В
стадии строительства на петербург-
ских верфях на данный момент более
30 проектов. Все это говорит о том,
что качество нашей работы высоко
ценится заказчиками.
Необходимо отметить, что пред-
приятия судостроительного комплек-
са имеют серьезные компетенции для
освоения и выпуска высокотехноло-
гичной гражданской продукции.
Правительство города готово им в
этом содействовать. Создан Совет по
конверсии организаций оборонной
промышленности Санкт-Петербурга.
Так быстрее решаются зависящие от
городской администрации вопросы, в
том числе имущественного характе-
ра, налаживается кооперация мощно-
стей для производства гражданской
продукции. О намерении ее выпу-
скать уже заявили такие предприятия,
как Средне-Невский судостроитель-
ный завод. Скоро наши гражданские
суда, уверен, составят достойную кон-
куренцию иностранным.
– В нашем городе сосредоточена
львиная доля военно-морской науки.
Какие разработки вы бы отметили?
– В Крыловском государствен-
ном научном центре создана уни-
кальная ландшафтная аэродинами-
ческая труба (ЛАТ), которая позво-
ляет, если говорить предельно про-
сто,
испытывать
модели
на
ветроустойчивость. Это единствен-
ная в России установка, помогающая
проектировать боевые корабли раз-
личных классов, способных нести на
борту морскую авиацию.
В мае 2017 года на Кировском за-
воде состоялось открытие единствен-
ного в России универсального испы-
тательного стенда для паровых тур-
бин мощностью до 75 мегаватт. Вло-
жения в проект составили более 1,3
миллиарда рублей, из них 500 мил-
лионов – заем Фонда развития про-
мышленности Минпромторга. Пер-
вой на новом стенде будет протести-
рована паротурбинная установка для
ледокола проекта 22220.
В концерне «Аврора» открыты две
новые производственные линии, ко-
торые будут выпускать широкий
спектр автоматики четвертого поко-
ления. Предприятие обеспечено зака-
зами до 2050 года.
Масштабная модернизация осу-
ществляется на Средне-Невском судо-
строительном заводе. Она позволит
создавать суда не только военного, но
и гражданского назначения. В ряде
технологий завод не имеет конкурен-
тов в мире. В 2017 году спущен на
воду корабль «Иван Антонов» с самым
большим в мире корпусом из моно-
литного стеклопластика, сформиро-
ванного методом вакуумной инфузии.
Продолжая разговор о достиже-
ниях судостроительной промышлен-
ности, нельзя не упомянуть разработ-
ку проекта атомной подводной лодки
для сейсмической разведки в
ЦКБМТ «Рубин». Атомоход оснащен
крыльями-сейсмодатчиками, кото-
рые в рабочем положении раскрыва-
ются, образуя сканирующую поверх-
ность площадью сотни квадратных
метров. Сенсоры позволяют исследо-
вать дно на глубину несколько десят-
ков метров и создавать его трехмер-
ную модель.
Это малая часть тех уникальных
разработок и технологий, над кото-
рыми работает санкт-петербургская
судостроительная промышленность.
– Среди флагманов у нас, есте-
ственно, не только судостроение…
– Совершенно верно. Промыш-
ленный комплекс Санкт-Петербурга
диверсифицирован. Это позволило
нам достойно преодолеть трудности,
вызванные внешнеэкономической
ситуацией.
Двигателестроение показало за
прошлый год очень хорошие резуль-
таты. Это и новый отечественный
турбовальный двигатель ТВ7-117В, и
блок автоматического управления и
контроля БАРК-88, разработанные в
ОАО «Климов».
Высокие темпы развития продол-
жают демонстрировать энергетиче-
ское и сельскохозяйственное маши-
ностроение. Петербургский трактор-
ный (дочернее предприятие ОАО
«Кировский завод») не только увели-
чил производство знаменитых «Ки-
ровцев», но и начал поставки за
рубеж. В планах освоение новых меж-
дународных рынков – Австралии, Ка-
нады, Чехии.
Мы стали свидетелями активно-
го развития фармацевтической от-
расли. Некоторые иностранные ком-
пании приняли решение частично
локализовать производство ключе-
вых препаратов на мощностях пред-
приятий Санкт-Петербурга. 15 июня
был открыт первый региональный
инжиниринговый центр микрореак-
торного синтеза активных фарма-
цевтических субстанций. Это позво-
лит обеспечить потребности в инно-
вационных технологиях производ-
ства готовых лекарственных форм и
подготовке специалистов.
На недавно завершившемся эко-
номическом форуме электронная ком-
пания «Элкус» подписала соглашение
о реализации стратегического инвест-
проекта. Предполагается создание в
Московском районе Санкт-Петербурга
высокотехнологичного производства
и научно-исследовательского центра.
На его площадке разместится учебная
база кафедры приборостроения
ГУАП. Предприятие работает по гос-
оборонзаказу, выпускает современную
электронику и автоматику. Реализация
проекта позволит создавать по про-
грамме импортозамещения принци-
пиально новые образцы вооружений,
снизить зависимость от зарубежных
поставщиков.
У нас достаточное количество на-
правлений, по которым у петербург-
ских предприятий есть серьезный по-
тенциал и возможности для развития.
– Как можно сформулировать
главный принцип промышленной
политики: наукоемкая, технологич-
ная, требующая высокой квалифи-
кации...
– Сегодня приоритетом промыш-
ленной политики города является со-
действие предприятиям в открытии и
освоении новых рынков, развитии
компетенций, которые позволят пе-
тербургским компаниям стать лиде-
рами в глобальной конкуренции.
Начало на стр. 01
КАПИТАЛ
ДАЛЬНЕГО
ПЛАВАНИЯ
Defence.Ru
Возвращение в родной Севастополь
На причале Угольной стенки
Перед встречей
Группа антитеррора
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook