Газета «Военно-промышленный курьер». №33 (697) 30 августа - 5 сентября 2017 года - page 9

09
ОРУЖИЕ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
реклама
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
ЧУРКА, ДАЙ ГАЗУ!
ГРУЗОВИКИ НА ДРОВАХ КОЛЕСИЛИ ПО СИБИРИ ДО 70-х ГОДОВ
РЕТРОСПЕКТИВА
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)
«ЗиС-21А» работал на дровах, для получения горюче-
го газа использовались деревянные чурки. За возможность
ездить на твердых видах то-
плива приходилось расплачи-
ваться потерями в ряде харак-
теристик – скажем, грузо-
подъемность снизилась с трех
до двух с половиной тонн.
Осенью 1951 года на смену
«ЗиС-21А» пришел «УралЗиС-
352». В нем газогенераторная
установка позволяла силово-
му агрегату работать на дре-
весном топливе с повышен-
ной влажностью, что суще-
ственно упростило заготовку,
сушку и хранение деревянных
чурок, закладываемых в дро-
вобак газогенератора. Маши-
на была оснащена новым агре-
гатом с наддувом воздуха, работающим в паре с центро-
бежным нагнетателем. Этот советский грузовик на дро-
вах, выпускавшийся с 1952 по 1956 год, стал последним
газогенераторным автомобилем, массово произведенным
в СССР.
Рассказывают, что подобные экземпляры в таежных
уголках Советского Союза встречались до середины 70-х.
Вдоль северных трасс вместо автозаправок устраивались
склады с березовыми полеш-
ками, напиленными под фор-
мат зисовской «печки». Кста-
ти, расход дров на 100 кило-
метров пути составлял 110–
165 килограммов.
Чтобы ознакомиться с ра-
ритетом поближе, собирался
побывать в Миассе на Ураль-
ском автозаводе, где выпуска-
лись эти машины. Но во
время военно-патриотичес­
кого мероприятия с участием
экспонатов военной техники
увидел на челябинской улице
грузовик с непонятными при-
способлениями по бокам.
«Что это?» – спросил у шофе-
ра. «Газогенератор, – привычно пояснил он, – автомобиль
работает на дровах».
За возможность
использовать
твердые виды
топлива приходилось
расплачиваться потерями
в грузоподъемности
выпустить все 18 девятимиллиметровых патронов и
времени на перезарядку магазина у него попросту не
остается. Иное дело, если бы такое оружие попало
опытному, тренированному бойцу-диверсанту. В его
руках МСЕМ любой модификации мог стать грозным
и эффективным оружием. Но если судить по тому, как
бездарно была организована англичанами в Праге лик-
видация гауляйтера
Чехословакии Рейн-
харда Гейдриха, когда
в самый ответствен-
ный момент авто-
мат заклинило,
то кажется, что
в английском
спецназе не пред-
ставляли,
какое
оружие им требует-
ся. Товар-то был, да купца на
него не нашлось. Поэтому и
вышло, что весьма перспективное
оружие так и осталось эксперимен-
тальным.
Как считают многие историки,
именно МСЕМ 2 стал первым ПП
с пистолетной компоновкой и в
дальнейшем послужил основой
при создании аналогов во многих
странах.
Однако это не совсем так. Точ-
нее – совсем не так.
Еще в 30-е годы японский ору-
жейник Кидзиро Намбу, взяв за осно-
ву конструкцию пистолетов-пулеме­
тов Бергман-Шмайсер, добавил ряд
оригинальных решений и соз-
дал свою модель автомата.
В тыльную части стволь-
ной коробки Намбу поме-
стил пневматический буфер
для
уменьшения
темпа
стрельбы, а приемник мага-
зинов совместил с пистолет-
ной рукояткой, за счет чего
уменьшил длину оружия.
Выходит, именно японский
автомат Тип I – первый об-
разец с такой конструкцией.
Патроны подавались из двух-
рядных коробчатых магази-
нов с большой кривизной,
что было предопределено
конусностью гильзы 8-мм
патрона Намбу.
Оружейник применил прицельные приспособления
с перекидным целиком, позволяющим вести прицель-
ный огонь на дистанции 100 и 200 метров. Автомат с
фиксированным деревянным прикладом оказался от-
носительно легким – вес без патронов составлял 2,8
килограмма. Скорострельность – 500 выстрелов в ми-
нуту. Емкость магазина – 50 патронов.
На полигонах японской армии этот пистолет-
пулемет испытывали в середине 30-х годов, но на воо-
ружение не приняли.
В 1935 году в японской армии были сформулирова-
ны тактико-технические задания на создание перспек-
тивного оружия. Доработанный образец автомата Кид-
зиро Намбу Тип III после полигонных испытаний при-
знали соответствующим всем требованиям военных
чиновников и в 1940-м приняли на вооружение частей
морской пехоты под наименованием 8-мм пистолет-
пулемет Тип 100. Кидзиро Намбу при доработке отка-
зался от пистолетной компоновки.
Новая модель при 450 выстрелах в минуту позволя-
ла управлять оружием за счет большой массы за-
твора, который к тому же отли-
чался тем, что ударник был вы-
винчивающимся, то есть при
поломке меняли только его.
Кроме того, предусматрива-
лась защита от накалыва-
ния капсюля до полного
д о с ы л а н и я
патрона в па-
тронник.
П р е д о -
хр анит е л ем
служил сдвиж-
ной рычажок, расположенный в
нижней части ложи перед спусковой ско-
бой. Секторный прицел оснастили кольце-
вым целиком, располагавшимся у затыль-
ника ствольной коробки. Его разметка
очерчена до 1500 метров, что совсем не со-
ответствовало применяемому 8-мм патрону
Намбу. Коробчатые магазины изогнутой
формы примыкались горизонтально слева.
Автоматом вооружили имперскую
морскую пехоту, подразделения которой
принимали участие в «умиротворении»
Китая.
После Второй мировой
войны пистолетная конструк-
ция была использована ору-
жейными фирмами разных
стран. В Чехословакии уже
через два года после оконча-
ния боев начали работать над
оружием
нетрадиционной
для того времени компонов-
ки. После полигонных испы-
таний наилучшим признали
экспериментальный образец
Cz-447, с доработкой пошед-
ший в серию на предприятии
Ческа Зброевка – Утерски
Брод. На вооружение чехос-
ловацкой армии он был при-
нят как 9 mm samopal vz 48а
(с деревянным прикладом) и 9 mm samopal vz 48 b (со
складным). Оба пистолета-пулемета были созданы под
парабеллумовский патрон 9х19 миллиметров. Многие
историки оружия считают, что идею создания знамени-
того и популярного у коммандос и боевиков автомата
«Узи» израильский конструктор Узиэль Гал взял именно
у чешских оружейников.
В 1952 году на вооружение Советской армии посту-
пил автоматический пистолет Стечкина, стрелявший
как одиночными патронами, так и очередями. Кобура-
приклад позволяла вести огонь на большие дистанции.
Скорострельность АПС – 49 выстрелов в минуту оди-
ночными и 90 – очередями.
Идею создания
популярного у коммандос
и боевиков автомата «Узи»
его конструктор
позаимствовал
у чешских оружейников
дырокола
При дефиците жидкого топлива, имевшего место в послевоенное время, большой
практический интерес представляли разработки, предполагающие использование
альтернативной «горючки». По решению Наркомата среднего машиностроения Уральский
автозавод осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных
автомобилей на базе «ЗиС-5».
Сергей БЕЛКОВСКИЙ
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook