02
№ 4 (717) 30 января–5 февраля 2018 года
ГЕОПОЛИТИКА
– Как вы считаете, Леонид Григорье-
вич, почему министр обороны отпра-
вился именно в это время в данные
страны?
– Тому есть несколько причин. Пер-
вая и главная – осложнение отношений с
Западом, прежде всего с США. И мы де-
лаем разворот в сторону традиционных
для Советского Союза и где-то для Рос-
сии партнеров, которые более надежны,
нежели западные «друзья». Во-вторых,
страныЮго-Восточной Азии, как и араб-
ского мира, по результатам наших дей-
ствий в Сирии увидели некую защиту
для себя – Россия не предала, не бросила
своего старого друга и союзника, Сирию,
несмотря на беспрецедентное внешнее
давление. На кого там еще могут рассчи-
тывать? Все страны ЮВА находятся под
сильным давлением как США, так и
Китая. Поворот в нашу сторону дает на-
дежду на определенную независимость.
У того же Вьетнама отношения с Пеки-
ном осложняются из-за островов
Спратли, хотя он и раньше не жа-
ловал экспансионизм Китая в ре-
гионе. Сергей Кужугетович в ходе
визита как раз и говорил своим
собеседникам, что Россия – та
страна, которая в состоянии обе-
спечить
им
безопасность.
В-третьих, настала пора укреплять
наши позиции, возвращаться в
океан, в многополярную полити-
ку, не ограничиваться прежней
ориентацией исключительно на Запад
или на Китай. В этом процессе малые,
казалось бы, страны служат важными
опорными точками.
Что значит договоренность с Мьян-
мой об упрощенном варианте захода рос-
сийских кораблей в ее порты? Для нахож-
дения нашего ВМФ в Индийском океане
нужно располагать или мощной военно-
морской базой вроде той, что мы имели в
свое время во Вьетнаме, в Камрани, или
хотя бы на первом этапе дать нашим ко-
раблям, несущим службу в регионе, воз-
можность заходить на короткое время в
дружественные гавани для дозаправки,
для отдыха личного состава. Чем больше
таких точек, тем лучше.
– Но Камрань ждет нас, как вы думаете?
– В Камрань мы обязательно вернем-
ся. В свое время наделали много глупо-
стей, особенно, когда оборонным ведом-
ством командовал тандем Сергеев –
Квашнин. Ушли из Лурдеса, причем
через девять месяцев после весьма успеш-
ного визита на Кубу Владимира Путина.
Ушли из Камрани. Эти ошибки на сове-
сти военных. Хотя именно в первый пу-
тинский президентский срок мы повер-
нулись от Запада к Востоку. Перед вьет-
намским визитом Владимира Владими-
ровича Генштаб как раз предлагал
создание сети опорных точек для флота,
при выборе которых главным критерием
должна была быть надежность. Тогда же
наш президент совершил неожиданный
визит в Пхеньян, и сейчас понятно, на-
сколько грамотным было то решение.
России удалось запустить процесс корей-
ского примирения. А сегодня мы видим,
что он возобновляется. КНДР выступи-
ла с инициативой активного сближения с
Южной Кореей.
– Как получилось, что Генштаб на-
стаивает на расширении сети базирова-
ния флота, а Министерство обороны
ликвидирует уже имеющиеся базы?
– Нам и на Кубе, и во Вьетнаме пред-
лагали чрезвычайно льготные условия. В
конце 90-х я участвовал в переговорах о
возобновлении нашего присутствия во
Вьетнаме и видел, с какой надеждой на
нас смотрели и вьетнамцы, и лаосцы.
Когда министром обороны был Игорь
Сергеев, мы почти договорились о воз-
вращении в Камрань, в Лаос и Лурдес.
Но когда Минобороны возглавил Сергей
Иванов, не видевший смысла в зарубеж-
ных базах, мы едва не расстались, даже с
тем минимальным присутствием, что
имели в сирийском Тартусе. Эта политика
шла от министра иностранных дел Андрея
Козырева, ныне живущего в Майами: нам-
де лучше дружить со Штатами, нежели со
всеми этими маленькими странами. Как
раз за то, что не разделял эту точку зре-
ния, я и был снят с должности начальника
Главного управления международного во-
енного сотрудничества с формулировкой:
своей позицией мешаю развитию тесного
сотрудничества с США.
– Какие страны вы бы посоветовали
Сергею Кужугетовичу для следующей
рабочей поездки?
– Пора лететь в Латинскую Америку.
Он там уже был, сейчас настало время за-
крепляться. Понимаю, Лурдес восстано-
вить вряд ли возможно, но кубинцы
готовы к такого рода переговорам.
Нужно активно работать с Венесуэ-
лой, с Никарагуа. От того, как мы
будем взаимодействовать с ними,
сможем ли заметно повысить их
безопасность и стабильность, суме-
ем ли защитить своим присутстви-
ем от американской наглости, зави-
сят и наши отношения с другими
странами Южной и Центральной
Америки. Покажем себя – и вы-
строится такая же очередь для встреч и
подписания соглашений с российским ру-
ководством, какую мы видим на арабском
Ближнем Востоке. И при любых раскладах
нельзя забывать про Индию.
– Какие выгоды, кроме расширения
присутствия в мире, получает от подоб-
ных визитов Россия?
– Под санкциями, при жестком воздей-
ствии на нашоборонный комплекс мы долж-
нырасширять свои возможности по продаже
вооружений и военной техники, чтобы под-
держать ОПК. Вьетнам, Лаос имеют огром-
ное количество нашей, советской еще воен-
ной техники – устаревшей, но она там при-
сутствует как система, что очень важно. В
той же Мьянме двадцать наших МиГ-29,
сейчас следующий этап – поставляются Су-
30, учебно-боевые Як-130. Наверняка после-
дуют контракты на обслуживание, на бое-
припасы, на радионавигационное обеспече-
ние. Пусть контракты и скромные – 400
миллионов по Мьянме, но если такие заказы
пойдут по всему миру, наша «оборонка» даже
в условиях санкционного давления получит
и средства, и возможности развития.
– Речь на переговорах, как я понимаю,
ведется о продаже новых видов вооруже-
ний. Тут мы сильны, чего не скажешь об
обслуживании проданной техники. Есть у
России перспективы в этом направлении?
– Во времена Росвооружения мы стал-
кивались с большими военно-политичес
кими проблемами. Те же Вьетнам, Лаос
просили боеприпасы, производство кото-
рых у нас уже было прекращено, хотели
развернуть у себя автомобильный завод,
чтобы выпускать так полюбившиеся
УАЗ-469 и особенно ГАЗ-66. Аналогич-
ные проблемы – обслуживание имеющей-
ся советской техники – возникали и у
стран СНГ. Было огромное количество
запросов из Сирии, из Египта – проведите
модернизацию, организуйте поставки
комплектующих, но все это воспринима-
лось на фоне торговли оружием как не-
значащая мелочь. А ведь поле деятельно-
сти и обширное, и прибыльное. Потреб-
ность очевидна, есть спрос, но нет какой-то
организационной структуры, которая этим
конкретно бы занималась. «Оборонэк-
спорт», бывший при Росвооружении, как-
то мог решать эти вопросы, вы же сами об
этом писали совсем недавно (
«Ремонт
против «Пэтриотизма», «ВПК», № 1,
2018. –
Ред.
). Сегодня это превратилось в
большую проблему. В тех странах, куда у
нас нет сейчас поставок нового вооруже-
ния, мы могли бы начать с модернизации
имеющейся у них советской техники, а
там дошла бы очередь и до продажи рос-
сийской. Это даст и доход, и главное –
уважительное отношение.
Беседовал Алексей ПЕСКОВ
Нашим кораблям
в Индийском океане
нужны дружественные гавани
НАШ ОТВЕТ
ЭКСПОРТ
ВЛИЯНИЯ
«Малые страны служат
важными опорными точками»
Сергей Шойгу в ходе рабочей поездки в Юго-Восточную Азию
посетил с визитами Мьянму, Лаос, Вьетнам, провел
с их военно-политическим руководством переговоры.
В чем стратегический интерес России к этим странам? Разобраться
в вопросе «Военно-промышленному курьеру» помог президент
Академии геополитических проблем генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ.
mil.ru
С Президентом Вьетнама Чан Дай Куангом
Армия Лаоса приветствует российского министра
Сергей Шойгу и Главнокомандующий ВС Мьянмы Минг Аунг Хлайн
Репрессивные меры – обычное явление, осо-
бенно в кризисной стадии развития общества. В
данном аспекте Китай ничем не отличается от
любой «демократии», где силовые и прочие ве-
домства используются властной группировкой
как инструмент воздействия на противников.
Национальный комитет можно использовать
против беспартийных деятелей и бизнесменов,
на которых опираются противостоящие Си и
его соратникам группы внутри КПК. К тому же
полная централизация рычагов в руках Си даст
ему возможность избежать бюрократических
проволочек в отношении конкретных лиц, коих
необходимо взять в ежовые рукавицы.
Если ликвидация противостояния группи-
ровок и фракционности внутри партии под
предлогом борьбы с коррупцией и закрепление
доминирующего положения собственной груп-
пы будут использованы действующим председа-
телем КНР для реализации намеченного на XIX
съезде КПК курса, есть шанс минимизировать
риски для номенклатуры и Китая в целом.
Обратимся к советскому опыту. Одной из
причин, приведшей к деградации аппарата
КПСС, стала блокировка вертикальной мо-
бильности в брежневское время (пресловутый
застой), когда в высшую когорту не допускались
люди из партийных низов. Итог известен – ста-
рение номенклатуры, интеллектуальная демен-
ция, неадекватность понимания существовав-
ших на тот момент вызовов как внутри держа-
вы, так и извне, морально-волевой упадок и т. п.
Советский опыт в Китае помнят и учитывают.
Как сказал товарищ Сталин Мао Цзэдуну в
1950 году, «учитесь больше на наших ошибках,
чем на наших успехах». В связи с этим крайне
важно проанализировать идею оставить Си
Цзиньпина у власти как минимум еще на один
срок. В среднесрочной перспективе данный шаг
может возыметь весьма негативные послед-
ствия. По всей видимости, Национальный ко-
митет по проверке дисциплины и надзору ста-
нет одним из инструментов давления на часть
кланов внутри КПК, которые не приемлют
идею третьего срока для Си. Соответственно
концентрация власти позволит нынешнему
главе КНР не только укрепить авторитет и про-
давить реформы, но и выиграть самый ценный
для их реализации ресурс – время. С учетом
стратегических планов Си это неудивительно.
Но если третий срок станет реальностью, будет
создан опасный прецедент. Во-первых, каковы
гарантии, что нынешний генсек не заручится
поддержкой для продления своих полномочий
и далее. Во-вторых, очевидно, что рано или
поздно появится преемник Си Цзиньпина, что
соответствует китайской политической тради-
ции. Однако что если он по интеллектуально-
организаторским способностям будет не столь
могучей фигурой, как предшественник? И где
гарантии, что победившая группировка не на-
стоит на внесении в конституцию КНР еще
одной поправки, в которой будет прописано
пребывание на своих постах более двух сроков
не только главы государства, но и, скажем,
членов Постоянного комитета политбюро ЦК
КПК? В таком случае начнется эрозия самой
партии, поскольку за Посткомитетом последу-
ют политбюро и весь ЦК. Конечным итогом
станут несменяемость ключевых фигур и де-
градация как в морально-интеллектуальном,
так и в физиологическом отношении. Далее в
среде такой инволюционирующей элиты уси-
лятся коррупционная составляющая и аппети-
ты в целом, с высокой вероятностью приводя к
формированию уже региональных кланов, что
в случае с Китаем особенно тревожно, по-
скольку этот аспект для страны крайне значим.
Усиление коррупции в верхах неизбежно по-
влечет обособление местных царьков, которым
станет невыгодно оставаться в составе единого
государства. Разложение номенклатуры лишь
усилит неравномерность развития Китая, ра-
дикальные экономические и культурные раз-
личия регионов, а значит, данные факторы
могут быть использованы местными элитами
для запуска цепной реакции сепаратизма. В
итоге мы приходим к парадоксальному на
первый взгляд выводу: действия Си Цзинь-
пина, направленные на борьбу с коррупцией и
проведение намеченного курса через утверж-
дение себя во власти на третий срок, способны
запустить процесс застоя с риском разложения
всего правящего слоя. Подобный сценарий
выглядит сугубо гипотетическим и все же за-
служивает внимания. Выдвинем предположе-
ние, что председателю Си ни в коем случае
нельзя оставаться на третий срок, дабы не ини-
циировать деструктивный каскадный эффект
внутри партии активацией эрозии в антираз-
ложенческих механизмах. Пока альтернатива
просматривается лишь одна – поиск равноцен-
ного преемника в молодом поколении
партийно-государственных деятелей, который
после 2023 года продолжит намеченный курс.
Вопрос в том, победят ли в нынешнем главе
КНР его личные амбиции встать рядом с Дэн
Сяопином или даже с Великим кормчим, или
же стратегические риски для партии, способ-
ные запустить катастрофические процессы,
представляются Си той красной чертой, кото-
рую он откажется переступать.
Для нас дестабилизация соседа крайне не-
выгодна. Распад огромного, чрезвычайно
сложного государства с тенденцией перераста-
ния в кровавую междоусобицу, из которых по
большей части и состоит его история, окажет
тектоническое воздействие на весь мир и в
первую очередь на Россию. Наличие у КНР
ядерного оружия, риск огромных миграцион-
ных потоков в нашу страну лишь часть угроз.
ТЕНДЕНЦИИ
Си-фактор
Начало на стр. 01
Национальный
комитет по проверке
дисциплины
и надзору станет
инструментом
давления на тех,
кто не приемлет
идею третьего срока
sputnik.by
Евгений
САТАНОВСКИЙ,
президент
Института
Ближнего Востока
Соперничество внутренних и региональных игроков,
среди которых выделяются ОАЭ, АРЕ и Катар, перебра-
сывающий в бывшую Джамахирию оружие и наемников
через Чад и Судан, а также Франции и Италии, не говоря
уже об инициативах ООН, в полной мере демонстрирует,
что представляют собой ближневосточные противоречия.
Благо, для пресечения потока нелегальных мигрантов из
Африки в ЕС Ливия, даже если забыть о ее нефтяных ре-
сурсах, страна ключевая. Представленная вниманию чи-
тателя статья основана на материалах эксперта Института
Ближнего Востока А. Быстрова.
«Дорожные карты» из рукава
Фельдмаршал Х. Хафтар заявил, что действие Схират-
ского соглашения (
политический документ о разрешении
ливийского кризиса, подписанный 17 декабря 2015 года в ма-
рокканском городе Схират представителями основных
фракций. –
Е. С.
) истекло. Все органы, созданные на его
основе, «автоматически утратили свою легитимность».
Сейчас в Ливии действуют поддерживаемые международ-
ным сообществом и созданные на основе Схиратского со-
глашения Президентский совет и Правительство нацио-
нального согласия (ПНС), возглавляемые Ф. Сараджем, и
«восточный кабинет министров» А. ат-Тани, лояльный па-
лате представителей в Тобруке, которую поддерживает
командующий ЛНА фельдмаршал Хафтар, считающийся
политическим оппонентом Сараджа.
Проект новой «дорожной карты» разрабатывается при
участии Алжира с привлечением лидера тунисских
«Братьев-мусульман» Р. Ганнуши. Последний консульти-
руется о приемлемости кандидатуры Хафтара в качестве
будущего министра обороны с триполитанскими и мису-
ратовскими «братьями». Москва и Каир гарантировали
Сараджу в случае принятия им такого проекта, что Хаф-
тар и его силы не будут пытаться взять столицу Ливии
штурмом. Сараджу и его министру иностранных дел дали
понять, что в случае реализации такого сценария возмож-
но частичное ослабление оружейного эмбарго. Об этом
Правительство национального согласия Ливии просит
Совбез ООН для снабжения береговой охраны и прези-
дентской гвардии.
Из заявления Хафтара и паники в Триполи в отноше-
нии возможного наступления сил Тобрука на ливийскую
столицу следует только то, что Сарадж до истечения дей-
ствия Схиратского соглашения ответа на российско-
египетские предложения не дал. ОАЭ и АРЕ, поддержи-
вающие Хафтара, не верили ему и готовились к силовому
решению дискуссий о путях выхода из ливийского тупика,
в том числе переброской переоборудованных в Болгарии
на предприятиях Э. Принса самолетов сельхозавиации,
которые теперь могут использоваться как фронтовые
бомбардировщики. Французы же подгадали под текущий
момент инициативу о проведении военно-полицейской
операции по борьбе с работорговлей на побережье Ливии
в пунктах вокруг Триполи...
Ни выборов, ни войны
Предстоящие президентские и парламентские выбо-
ры в Ливии должны состояться до 30 сентября 2018
года, но очевидно, что палата представителей в Тобруке
и Хафтар сделают все, чтобы сорвать их. На бумаге и в
официальных заявлениях при переговорах с западными
партерами и он, и Сарадж согласны с необходимостью
проведения всеобщего голосования. При этом Сарадж
хочет сохранить для себя пост премьера. Хафтар, заяв-
ляющий, что его армия будет подчиняться только вновь
избранным президенту и парламенту, понимает: добить-
ся на предстоящих выборах абсолютного успеха он и его
сторонники не смогут. Подчиняться Сараджу фельдмар-
шал не желает, однако не может ни подчинить военным
путем основные районы Триполитании и Киренаики, ни
диктовать условия и обеспечить нужный себе исход го-
лосования. Большинство районов юга Феццана вне его
контроля, как и Триполи. В Бенгази периодически вспы-
хивают бои с исламистами, которых поддерживает Ми-
сурата.
Каддафи возвращает Ливию
к троевластию
События в Сирии привлекают внимание
СМИ более, чем что-либо происходящее
на Ближнем Востоке. Между тем ситуация
в Ливии и вокруг нее не менее важна
для будущего расклада сил в регионе.
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА