Сергей
БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент
«ВПК» (Челябинск)
Уникальную техноло-
гию сварки броневых лис-
тов освоил, выполняя кон-
тракт с Минобороны, Че-
лябинский тракторный
завод. Тракторы Б12 по-
лучат бронирование ка-
бины, элементов капота,
топливного бака и других
узлов. Оператор машины
будет надежно защищен
от камнепада, бурелома, а
также пуль и осколков
при выполнении инже-
нерных задач в условиях
боевых действий.
Технологическая опе-
рация сварки бронелистов
ведется так называемым
прерывистым швом. Это
необходимо во избежание
перегрева металла. Работа
выполняется с помощью
полуавтоматов и требует
особой тщательности, стро-
гого контроля качества.
Для экспертизы применя-
ется специальный твердо-
мер. Серия замеров делает-
ся на всех основных дета-
лях, тем самым обеспечи-
вается надежный контроль.
«Предприятия, выполняю-
щие подобные работы со
сверхпрочными специаль-
ными сталями, в стране
можно пересчитать по
пальцам», – сообщил на-
чальник сборочно-свароч-
ного цеха завода Иван
Моторин.
Челябинцы,
прежде чем приступить к
выполнению контракта,
прошли дополнительное
обучение.
Бронированный буль-
дозер Б12 был представ-
лен на выставке-форуме
«Армия-2017». Трактор-
броненосец вызвал боль-
шой интерес не только у
российских военных, но и у
представителей нескольких
зарубежных армий. В отли-
чие от используемых в вой-
сках бульдозерных агрега-
тов, созданных на шасси
танка, Б12 имеет более
низкую цену, высокую эко-
номичность и увеличен-
ный ресурс эксплуатации.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ
ВЗЯЛСЯ ЗА ЮВЕЛИРНУЮ РАБОТУ
Бронированный бульдозер Б12, с успехом
представленный на выставке-форуме
«Армия-2017», будет «одеваться» на Урале.
ОСОБАЯ СВАРКА
09
«ОБОРОНКА»
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Артем КАНАШКИН
На заседании совета под предсе-
дательством генерального директора
холдинга Руслана Ашурбейли обсуж-
дались вопросы, касающиеся так на-
зываемого полностью электрическо-
го самолета – будущего авиации.
Чтобы не допустить отставания от
мировых лидеров, российская авиа-
ционная наука уверенно двигается в
этом направлении вперед.
Молодой арзамасский конструк-
тор представил проект «Электроме-
ханический привод механизма пере-
становки стабилизатора среднемаги-
стрального гражданского самолета
МС-21 по программе импортозаме-
щения в интересах корпорации
«Иркут».
«Проблема заключается в том, что
традиционно на отечественных само-
летах устанавливались гидравличе-
ские приводы, – поясняет Владимир
Сухоруков. – Гидравлика – довольно
сложная система, дорога в обслужива-
нии. Основная часть технического об-
служивания самолета как раз и заклю-
чается в его проверке. Именно поэто-
му все ведущие западные компании
гражданской авиации направляют
средства на освоение электромехани-
ки. В России на сегодняшний момент
нет серийного производства электро-
механических приводов, в связи с этим
заказчик и обратился к нам. Мы уже
имеем подобный опыт – разработали
электромеханический привод для
компании «Сухой». Сегодня в наших
планах обеспечить аналогичным и
МС-21».
Электромеханические приводы –
прорыв в системах управления само-
летом. Исключение гидравлической
системы заметно уменьшит количе-
ство вспомогательного оборудования
и обслуживающего персонала, необ-
ходимого для поддержания летатель-
ных аппаратов в исправном состоя-
нии. Техобслуживание станет гораздо
дешевле. Кроме того, электромехани-
ческие приводы имеют большую эф-
фективность и срок эксплуатации,
чем их гидравлические аналоги, что
является одним из важнейших факто-
ров «живучести» современных само-
летов.
По словам специалистов Арзамас-
ского приборостроительного кон-
структорского бюро, создание перво-
го отечественного электромеханиче-
ского привода для гражданской авиа-
ции даст толчок в развитии
отечественной приводной техники и
позволит АПЗ и АПКБ занять лиди-
рующее положение в производстве
данных изделий в России, появляет-
ся перспектива выхода на междуна-
родные рынки.
Фото с сайта socium-a.ru
ПРОРЫВ
Привод
на мировые
рынки
Арзамасские приборостроители
добавят самолетам живучести
Электромеханический привод для среднемагистрального
лайнера МС-21 презентован на научно-техническом
совете Группы компаний «Социум-А». Это новое для
отечественного авиапрома направление. Разработку представил
Владимир Сухоруков, начальник КБ ООО «АПКБ», дочернего
предприятия Арзамасского приборостроительного завода
им. П. И. Пландина.
реклама
Силам, что говорит об ответственности ОПК за свою
продукцию. Хотя горячая точка, как вы понимаете, нахо-
дится за несколько тысяч километров и предприятиям не-
обходимо доставлять туда запчасти, стендовое оборудова-
ние, иметь квалифицированный персонал. Все это четко
организовано, мы получили отличный опыт материально-
технического обеспечения сервисных и ремонтных работ.
И теперь хорошо знаем, как выстраивать эту работу.
Что касается обеспечения жизненного цикла ВВСТ,
напомню: это одно из первых управленческих решений
министра обороны, которое было принято в декабре 2012
года. Тогда мы, только приступив к выполнению своих
обязанностей в МО РФ, проанализировали организацию
дела по этому направлению и поняли, что надо менять
саму структуру. До того времени все ремонтные и сервис-
ные работы с ВВСТ были прерогативой ремзаводов МО
РФ. Таковых насчитывалось более 130 с персоналом
свыше 30 тысяч человек – мини-отрасль! Техника стано-
вилась все сложнее, и чтобы обеспечивать ее серьезный
ремонт, особенно модернизацию, требовалось постоянно
обновлять производственные фонды. Замкнутый круг: их
надо развивать, обновлять парк оборудования, что по
большому счету является несвойственной функцией для
Минобороны, которое должно заниматься боевой учебой,
обеспечивать боеспособность армии и флота. Поэтому ре-
шение о передаче этих активов промышленности стало
крайне важным и своевременным. Но оно повлекло за
собой и другое – переход на обслуживание техники в тече-
ние всего жизненного цикла. Весь мелкий ремонт и про-
ведение сервисных работ малой сложности решено было
проводить в войсках своими силами – ремонтными бри-
гадами, которые пришлось воссоздавать чуть ли не за-
ново. А сложный ремонт – на предприятиях промыш-
ленности. Поэтому техника, которая выпускается на за-
водах, сейчас сразу ставится на сервисный контроль и об-
служивается ими на всех этапах жизненного цикла, вплоть
до утилизации.
Не скрою, процесс достаточно болезненный. Но это
не только российский опыт. Подобные принципы обеспе-
чения работоспособности ВВСТ исповедуют все ведущие
армии мира. Переходили они к этому довольно долго –
около 10 лет, в том числе и Пентагон, и бундесвер. Мы
шли осторожно, через шесть пилотных проектов, прежде
чем наработали необходимую нормативную базу, сервис-
ную и ремонтную документацию, соответствующую ин-
фраструктуру. Потребовался перевод промышленности
на несколько другие рельсы, хотя, как вы понимаете, не
каждому предприятию интересно заниматься ремонтом.
Выпуск финальной продукции, считается, более рентабе-
лен. Однако при сокращении ГОЗ (а это процесс объек-
тивный) сервис и ремонт, выпуск запчастей становятся
серьезным источником пополнения пакета заказов для
ОПК. Дальновидные руководители не могут этого не по-
нимать. На их заводах падение ГОЗ никак не отразится.
– Между Минобороны и ОПК в начале 2010-х были,
как мы помним, еще и «ценовые войны». Ни один произ-
водитель ВВСТ не будет работать себе в убыток по при-
казу военного ведомства. Как удалось решить проблему?
– Поймите, заказчик и исполнитель – это два антагони-
ста. Так уж система устроена. Мы как заказчики хотим по-
лучить больше услуг и выше качество техники за меньшие
деньги, а промышленность – извлечь большую выгоду из
этих заказов и обеспечить себе безбедное существование.
У каждой стороны, повторю, свои интересы. Но если
взаимодействие разовое, как на базаре, – это одно, а когда
носит долгосрочный характер – совсем другое. МО РФ и
ОПК объективно заинтересованы в долгосрочном сотруд-
ничестве. В общих интересах, чтобы промышленность
имела возможность за счет прибыли от наших заказов раз-
виваться и обновлять основные фонды, создавать более ка-
чественную и надежную продукцию. Чтобы на предприя-
тия приходила высококвалифицированная смена, а оплата
труда была достойной. Если все эти факторы сопрягаются,
то выстраиваются конструктивные отношения.
Почин этому был сделан министром обороны Серге-
ем Шойгу в декабре 2012 года. На тот момент между
ОПК и МО РФ накопилось очень много критических во-
просов. Промышленность и заказчик попросту не вели
диалога, ситуация находилась просто в патовом состоя-
нии. Например, в Сирии с самой лучшей стороны пока-
зал себя Ту-214Р. Но в 2012 году ситуация с ним была
такой: контракт заключен, деньги перечислены, а продук-
ции нет. Штрафы и претензии к промышленности – около
пяти миллиардов рублей – все это находится в судах.
Формально можно было обанкротить то же ПАО «Ту-
полев» и Казанский авиационный завод, имея на руках
такие факты. Но разве Министерство обороны, Воору-
женные Силы в целом выиграли бы от этого? Нет. Казан-
ский завод у нас в стране один, который занимается раз-
работкой, строительством, обслуживанием, модерниза-
цией всех самолетов дальней авиации. Поэтому руковод-
ству МО РФ пришлось искать другие неординарные
решения. И это спустя время дало результат, позволило
наладить диалог с промышленностью, добиться своевре-
менных поставок.
К сожалению, не всегда удается выстраивать отношения
полюбовно. Мы серьезно относимся ко всем срывам ГОЗ.
Ни один факт не остается без внимания. Обращаемся и в
суды. Штрафуем нерадивых исполнителей. Существует
межведомственная рабочая комиссия по рассмотрению
срывов ГОЗ, сопредседателями которой являются заме-
ститель генерального прокурора и ваш покорный слуга.
На таких комиссиях не раз рассматривались вопиющие
факты и принимались соответствующие решения, вплоть
до кадровых. Работа эта носит жесткий, но конструктив-
ный характер, продолжается она и сейчас. Надеюсь, пред-
ставители промышленности на нас не в обиде.
– Вы наверняка уже заглядываете в завтрашний день
и планируете ГПВ-2025. Какой она будет?
– ГПВ определяет облик ВС РФ, адекватный тем конф-
ликтам, которые могут грозить нашей стране. Это основ-
ной документ, на основе которого развиваются армия и
флот, причем уже достаточно длительный период. От эф-
фективной реализации ГПВ реально зависит обеспечение
безопасности государства.
Безусловно, мир меняется и характер конфликтов
тоже. Кроме того, периодически наступают революцион-
ные моменты в создании техники. Скажем, приходят бое-
вые авиационные комплексы пятого поколения, новые
танковые платформы. Эти процессы неминуемы, и мы
должны не только отслеживать их, но и своевременно от-
вечать на вызовы, чтобы быть конкурентоспособными с
лучшими армиями мира.
В чем особенности ГПВ-2025? Чтобы обеспечить за-
данную динамику преобразования ВС РФ, необходима
прежде всего преемственность мероприятий. То, что мы
намечали и реализуем сегодня, должно плавно переходить
в будущие программы вооружения и выполняться.
Конечно, приоритеты меняются, но в основе своей в
существующей ГПВ и ГПВ-2025 они совпадают. Перво-
степенным является развитие стратегических ядерных сил
(СЯС) как главного сдерживающего фактора возможной
агрессии против России. Этому направлению мы, безу-
словно, уделяем особое внимание. Наш ракетно-ядерный
щит должен быть надежным, чтобы ни у кого не возникло
даже мысли попробовать нас на прочность.
Меняется и сам характер боевых действий, что показа-
ли сирийский конфликт, локальные войны последних де-
сятилетий. Все большую роль играет высокоточное ору-
жие. Поэтому наш второй приоритет – расширение но-
менклатуры подобных вооружений.
Третий приоритет – разведывательно-информационное
обеспечение боевых действий. А это космическая группи-
ровка, навигация, беспилотные средства.
Безусловно, новое развитие получит робототехника, по-
скольку общая тенденция – на проведение боевых опера-
ций без участия человека. И хотя до высокоинтеллектуаль-
ных систем здесь еще далеко, роботы – уже норма жизни.
Думаю, что будущий программный период будет ха-
рактеризоваться внедрением принципиально новых видов
и систем оружия. Заделы, полученные на этом направле-
нии ведущими предприятиями ОПК, позволяют рассчи-
тывать на то, что к 2025–2026 годам появятся совершен-
но новые виды оружия, которые внесут серьезные измене-
ния в стратегию и тактику вооруженной борьбы.
– Недавно в рамках тренировки СЯС Россия запусти-
ла ракету, которую на Западе окрестили «Сатана-2». По-
чему она так напугала наших западных контрпартнеров?
Можно ли ее назвать прототипом ракеты «Сармат»?
–На Западе нашуракетуназывают «Сатана», амыуважитель-
но именуем ее «Воевода». Именно ее вариант и был запущен.
Что касается «Сармата», работы над этим ракетным
комплексом стратегического назначения ведутся в плано-
вом порядке, к концу 2017 года мы планируем первые
бросковые испытания. Это изделие еще не летало, так что
различные «сливы» в СМИ – не про него.
«Сармат» – жидкостная межконтинентальная ракета,
которая несет достаточно большой объем полезной нагруз-
ки, имеет дальность пуска, сопоставимую с «Воеводой», но
при этом затрачивает меньше времени на преодоление ак-
тивного участка траектории за счет очень хорошей энерге-
тики. Средствам ПРО потенциального противника при-
дется гораздо тяжелее. Это будет хорошая заноза для него.
– Вы удовлетворены тем, как идет процесс модерниза-
ции стратегического бомбардировщика Ту-160 в КАПО?
– Казанский авиационный завод конца 2012 года и се-
годня – небо и земля. Тогда не было вообще каких-либо
перспектив развития предприятия. Хотя это единственный
завод – изготовитель самолетов дальней авиации, обеспече-
ния их ремонта, модернизации. Но отсутствие заказов при-
вело предприятие к банкротству. Цехи стали пустеть, объем
работ непозволительно упал, народ начал увольняться.
Решения о воспроизводстве самолета Ту-160 в новом
облике дало КАПО толчок. А после выхода на серийное
производство загрузка завода увеличится кратно. Если в
2012 году она составляла примерно три-четыре миллиар-
да рублей, то в ближайшей перспективе вырастет в десять
раз. Это серьезное подспорье и для Казани, и для Татар-
стана в целом, и для нас. Терять завод мы не намерены,
как, впрочем, и другие активы Министерства обороны.
Обеспечение независимости нашего государства – важ-
нейшая задача и денег на это жалеть нельзя. Подчеркну: мы
не стремимся к гонке вооружений, строим свою деятель-
ность по принципу разумной достаточности, к чему при-
зывает Верховный главнокомандующий, идем по пути мо-
дернизации многих образцов ВВСТ, после чего они приоб-
ретают совершенно новые ТТХ. Поэтому секвестр военно-
го бюджета не повлиял и не повлияет на выполнение ГОЗ.
Беседовал Олег ФАЛИЧЕВ
Военная приемка
подверглась сокращению
более чем наполовину
и была обречена
на вымирание
Пресс-служба ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
НОВИНКА