страны и вуза имена его выпускников. В афган-
ской войне участвовали генерал-полковники
П.Переверзев,И.Черемухин,генерал-лейтенанты
А. Бабкин, В. Московченко, А. Петриченко и
другие. Выполняя интернациональный долг,
героически погибли в Афганистане выпускни-
ки Вольского училища тыла старшие лейтенан-
ты А. Малышев, А. Кулев, лейтенант А. Мир-
сков. В военных действиях на Северном Кав-
казе принимали участие генерал-лейтенанты
В. Московченко, А. Петриченко, П. Ярослав-
цев, С. Жиров, Ю. Пивоваров, генерал-
майоры Ю. Бурдюг, Ю. Саматкин... Участни-
ком боевых событий 2016 года в Сирийской
Арабской Республике является Герой России
генерал армии Д. Булгаков.
Выпускники Вольского военного учили-
ща тыла становились руководителями
материально-технического обеспечения армии
и флота СССР и РФ. Замминистра обороны –
начальником Тыла Вооруженных Сил РФ в
1992–1997 годах был генерал-полковник
В. Чуранов, заместителем министра обороны с
2008 года является Герой России генерал армии
Д. Булгаков. Выпускники училища – генерал-
лейтенанты В. Савинов, Н. Дементиюк,
М. Хренов, А. Петриченко, С. Шляев возглав-
ляли продовольственное и вещевое управле-
ния Минобороны, генерал-лейтенанты В. Мо-
сковченко, А. Топоров – начальники Военной
академии тыла и транспорта (материально-
технического обеспечения).
В Институте гордятся именами более 80
своих выпускников, удостоенных высших
офицерских званий за плодотворную деятель-
ность в системе материального обеспечения
армии и флота.
Система МТО силовых структур совре-
менной России в 90-е сформирована выпуск-
никами Вольского военного училища тыла. В
ФСБ ее создавал генерал-полковник П. Пере-
верзев, в Федеральной погранслужбе –
генерал-полковник И. Черемухин, в ФАПСИ
– генерал-лейтенант А. Бабкин, в Федераль-
ной службе налоговой полиции – генерал-
майор В. Плешаков, в Федеральной службе
железнодорожных войск – генерал-лейтенант
Х. Камалов, в МВД – генерал-майор А. Пику-
лик, в ВВС – генерал-лейтенант А. Меркулов,
в ВДВ – генерал-лейтенант А. Зуев.
У истоков создания систем материально-
технического обеспечения вооруженных сил
стран, образовавшихся после распада СССР,
стояли также выпускники Вольского училища
тыла. В Вольске начиналась карьера руководи-
телей тыловых служб армий Анголы, Афгани-
стана, Йемена, Кубы, Мозамбика, Монголии,
Никарагуа, десятков других стран.
Во все времена вуз оставался верен глав-
ной традиции – готовить высококвалифици-
рованных специалистов. Причисляя себя к
выпускникам Вольского института, Герой
России генерал армии Булгаков сказал: «Всем
нам есть чем гордиться, есть над чем настой-
чиво и повседневно работать».
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Транспортные же связи внутри
региона и с остальной Россией про-
блемны ввиду слабо развитой до-
рожной сети в Крыму. Прежде
всего сказывается отсутствие
прямого железнодорожного со-
общения между западным и вос-
точным районами полуострова
по кратчайшему маршруту.
Словом, крымский ОПК
прессингуется в основном теми
же факторами, что и вся регио-
нальная экономика. Их недавно
обозначило правительство полу-
острова: «В ближайшие несколь-
ко лет экономика региона будет
оставаться под влиянием опреде-
ленных системных проблем».
Среди них – недостаточная обеспе-
ченность стратегически важны-
ми природными ресурсами, низ-
кая транспортная доступность,
высокая зависимость производи-
телей от поставок сырья и ком-
плектующих, нехватка кадров и
слабая конкурентоспособность
продукции, высокий износ и не-
удовлетворительное состояние
большинства объектов инфра-
структуры, дефицит кредитных
ресурсов.
Владимир Путин заявил в
этой связи, что в Крыму и Сева-
стополе активно ведется орга-
низационная работа по взаим-
ной интеграции крымского и
общероссийского ОПК. Нужно
смотреть на перспективу распо-
ложенных на полуострове пред-
приятий, повышать эффектив-
ность действующих производств,
выводить на новый уровень ка-
чество продукции и расширять
номенклатуру. Очевидно, что
воссоединение с Россией предо-
пределяет включение объектов
местного ОПК в единый
народно-хозяйственный
ком-
плекс. Притом, как считают в
руководстве страны и эксперт-
ном сообществе, стратегически
важно, чтобы потенциал Крыма
использовался для разработки и
серийного производства профиль-
ной конкурентоспособной про-
дукции, а не превращался в арену
соперничества между госкорпора-
циями за обладание крупной и в
перспективе
высокодоходной
собственностью.
НЕ КУПИТЬ, А ПОДНЯТЬ
Тем временем Минпромторг
РФ и руководство Крыма и Сева-
стополя совместно с Ростехом,
ОАК, ОСК уточнили реестр объ-
ектов в ведении министерства.
Среди главных задач – выстраи-
вание с участием означенных кор-
пораций эффективных межреги-
ональных кооперационных цепо-
чек. В крымском секторе ведом-
ственного реестра заводы «Залив»,
«Фиолент», конструкторско-тех-
нологическое бюро «Судокомпо-
зит», Оптическое и Севастополь-
ское авиационное предприятия,
СЭЛМА, а также «Уранис-
Радиосистемы» (Севастополь),
ГУП РК «НИИ аэроупругих си-
стем» (Феодосия). К настоящему
времени сумма подписанных и
запланированных контрактов с
участием названных подрядчи-
ков приблизилась к семи милли-
ардам рублей.
Вице-премьер Дмитрий Ро-
гозин отмечал, что госкомпании
делятся своими заказа-
ми с предприятиями
Крыма и Севастополя,
но этого совершенно
недостаточно, если мы
хотим полномасштаб-
но решать поставлен-
ные президентом зада-
чи по интеграции
ОПК Крыма в обще-
российский. Мы долж-
ны «переженить» эко-
номические интересы
наших корпораций и
ведущих предприятий
полуострова.
Вице-премьер разъ-
яснил, что, например,
ОАК, ОСК или ОДК сначала
определяют, какие заказы будут
выделены крымскому или сева-
стопольскому
предприятию,
точнее – «объем, время испол-
нения, какие средства это при-
несет конкретному заводу, какие
налоги будут заплачены в бюд-
жеты». Именно на данном этапе
региональное оборонное пред-
приятие переходит в статус, по-
зволяющий войти в интегриро-
ванную структуру. По словам
Рогозина, такая взаимная под-
стройка планируется почти для
всех трех десятков предприятий
крымского ОПК. Но точные
сроки официально пока не объ-
явлены.
Между тем производство
ПВН в Крыму растет. Так, на
керченском «Заливе», по дан-
ным состоявшегося в Ливадии
правительственного совещания
по вопросам ОПК, в 2016 году
выпуск оборонной продукции
увеличился более чем вдвое, тот
же тренд сохранился в 2017-м.
Но остается масса нерешенных
вопросов – и с собственностью,
и, например, с кадрами, коих
катастрофически не хватает.
Глава республики Сергей Аксе-
нов откровенно заявил, что хотя
за предприятиями ОПК Крыма
закреплены корпорации-кура-
торы, добиться стопроцентной
загрузки цехов пока не удается.
В том числе из-за проблем с
транспортным сообщением, не-
достаточного финансирования,
диспропорций между реально
работающими мощностями и
объемами заказов, порой из-за
неполной, отрывочной инфор-
мационной базы по этим мощ-
ностям.
«МОРЕ» ВОЛНУЕТСЯ
Что касается реинтеграцион-
ного тренда, этот процесс по
крайней мере сдвинут с мертвой
точки. Скажем, по данным Мин-
промторга, ФГУП «Феодосий-
ский судостроительный завод
«Море», находящееся в феде-
ральной собственности, будет
акционировано и войдет в со-
став Ростеха. При этом акции
завода передадут в доверитель-
ное управление АО «Концерн
«Калашников», что должно уве-
личить его компетенции в стро-
ительстве скоростных судов и в
производстве продукции из лег-
ких сплавов, а также обеспечить
развитие
и
модернизацию
ФГУП. «Море», напомним, на-
ряду с гражданскими изделиями
выпускает десантные корабли на
воздушной подушке типа «Зубр»
и противолодочные корабли
«Сокол».
В то же время санкт-пе-
тербургская «Пелла» строит здесь
же три малых ракетных корабля
(МРК) проекта 22800 «Кара-
курт». Эта компания с 2016 года
и до конца 2020-го арендует 12
объектов недвижимости «Моря»
для постройки МРК. Причем в
модернизацию завода компания
уже вложила свыше 700 миллио-
нов рублей и ее руководство рас-
считывает, что эти средства ком-
пенсируют, например, акциями
завода. По данным того же ве-
домства, на базе феодосийского
предприятия планируется соз-
дать центр строительства, до-
стройки и обслуживания судов
ВМФ, погранслужбы, Росгвар-
дии и развивать сборку сейне-
ров. Инвестиции в «Море» опре-
делят в текущем году после
окончательной оценки активов
и портфеля заказов.
Другой схожий пример: в се-
редине января сообщалось, что
холдинг «Технодинамика», входя-
щий в Ростех, стал курировать
восстановление и дальнейшее раз-
витие торпедного завода «Гидро-
прибор», соответствующие рабо-
ты в Орджоникидзе, где он нахо-
дится, планируется начать в этом
году. Наряду с «Технодинами-
кой» в реализацию проекта инве-
стирует и концерн «Морское
подводное оружие – Гидропри-
бор». Этот завод в советские
годы делал торпеды с ядерными
зарядами, поставляемые и в не-
которые другие страны Варшав-
ского договора. На испытатель-
ной базе «Гидроприбора», одной
из крупнейших такого профиля
в ВД и Европейском регионе
СССР, это оружие досконально
проверялось. Но последние 10
лет завод не работал.
Что касается морского по-
лигона Чауда, он, как было за-
явлено командованием ВКС
РФ, станет первым работающим
круглогодично. Степень экс-
плуатационной готовности к на-
стоящему времени превышает
80 процентов. Здесь будут тре-
нироваться экипажи дальних
бомбардировщиков, в том числе
Ту-22М3. В советский период, на-
помним, полигон на мысе Чауда
числился за 3-м научно-испы-
тательным управле-
нием ГКНИИ ВВС.
После возвращения
Крыма в состав Рос-
сии на Чауде с авгу-
ста 2015-го прово-
дились тренировоч-
ные стрельбы и бом-
бометания
фрон-
товой авиации.
Но эти и другие
проекты
зависят
от геополитическо-
го контекста. По
оценке Андрея Аре-
шева, эксперта Ин-
ститута востокове-
дения РАН и Фонда
стратегическойкультуры, военно-
политическая ситуация вокруг
Крыма и тот факт, что регион
граничит с пронатовской Украи-
ной, затрудняют реализацию
проектов.
Полномасштабное использо-
вание потенциала ОПК Крыма
вполне возможно и, образно го-
воря, более чем необходимо. Но
как минимум сдерживающее
влияние оказывают факторы
финансово-экономического, ин-
фраструктурного, правового по-
рядка да и военно-политическая
обстановка у крымских границ
России.
ПОЛИГОН
ИНТЕГРАЦИИ
Начало на стр. 01
Порты
Судостроение и ремонт
НИИ в сфере судостроения и освоения шельфа
Новые и проектируемые паромы
ЯЛТА
СЕВАСТОПОЛЬ
ЕВПАТОРИЯ
Черное море
Каркинитский
залив
Феодосия – Новороссийск
Азовское море
СУДАК
ФЕОДОСИЯ
КЕРЧЬ
СИМФЕРОПОЛЬ
Керчь – Геленджик
Керчь – Ейск
Париж осмелился выступить
против тирании Брюсселя
Министр обороны Франции Флоранс Парли ска-
зала, что европейская промышленность недостаточно
сильна, чтобы выстоять без сильного экспорта. Отме-
тив, что некоторые государства озаботились продажей
оружия сторонам, вовлеченным в конфликт в Йемене,
глава военного ведомства обозначила собственную
политическую линию, заявив, что Париж придержи-
вается в этом деле строгих правил. Для представите-
лей оборонной промышленности очень важно, чтобы
официальные лица выразили обеспокоенность тем,
что на НАТО негативно влияет деятельность Постоян-
ного реструктурированного сотрудничества (PESCO).
Иными словами, пока европейские поставщики воору-
жения вынуждены соблюдать санкционные требова-
ния, нишу европейцев на рынке занимают другие. По
ее словам, «Европа не роскошь, а необходимость, но
мы оставили ее бюрократам и тирании консенсуса».
Флот США будет биться
со своими фрегатами
за налогоплательщика
Военно-морской флот США открыл контракты
на 15 миллионов долларов пяти компаниям для соз-
дания концептуальных проектов программы FFG (X)
– фрегатов нового поколения. Будут задействованы
специалисты из Huntington Ingalls, Lockheed Martin,
Austal USA, General Dynamics Bath Iron Works и Italian
shipbuilder Fincantieri.
Всем участникам предложено представить зре-
лые проекты в течение 16 месяцев. Затем флотские
чиновники изберут один рабочий и заключат договор
строительного подряда.
Работы планируется завершить к июню 2019-го.
В ВМС США намерены заключить контракт на по-
ставку первого FFG(X) в 2020 году. Еще один флот за-
купит в 2021-м. Далее фрегаты будут приобретаться
по две штуки в год согласно 30-летнему плану судо-
строения. Чиновники военного ведомства заявили, что
на протяжении всего процесса приобретения фрегатов
FFG(X) ВМС будут стимулировать промышленность к
балансу затрат и возможностей и достижению наилуч-
шего решения для американского налогоплательщика.
Норвежская армия приценивается
к новым пулеметам
Норвежское агентство военной техники намере-
вается закупить до 1300 крупнокалиберных пулеметов
вместе с запасными частями и инструментами. Замене
подлежат примерно 1100 образцов предыдущих серий.
По данным военного ведомства Норвегии, заказанный
пулемет должен обладать системой быстрой замены
ствола и стрелять стандартным натовским крупнока-
либерным патроном Nammo 12,7x99 миллиметров. Но-
винкамипланируют вооружитьминометные комплексы
Vinghog NM152. Возможные претенденты на участие в
тендере на поставку – FN Herstal/FNH UK, US Ordnance и
General Dynamics Ordnance & Tactical Systems.
DefenceNews, Jane’s 360
ИНОПРЕССА
07
«ОБОРОНКА»
ТЕНДЕНЦИИ
Важно, чтобы потенциал
Крыма не превращался
в арену соперничества
за обладание
высокодоходной
собственностью