04
№ 8 (721) 27 февраля–5 марта 2018 года
КОНЦЕПЦИИ
ПРОРЫВ
реклама
Людмила ФОКЕЕВА
Гости подробно рассказали «обо-
ронщикам» о нововведениях в сфере
государственного регулирования цен
на продукцию, поставляемую по ГОЗ,
ознакомили с методическими реко-
мендациями и ответили на вопросы.
Действовавшая ранее система регули-
рования цен не мотивировала пред-
приятия оборонно-промышленного
комплекса снижать издержки на про-
изводство продукции и прилагать уси-
лия к их эффективной оптимизации.
Новое положение, утвержденное
правительственным постановлением
№ 1465 от 2 декабря 2017 года,
предусматривает внедрение мотиваци-
онной модели индексного ценообразо-
вания, при которой производителям
будет экономически выгоднее сни-
жать издержки, чтобы использовать
сэкономленные средства для модерни-
зации производства и совершенство-
вания технологий. В частности, в по-
ложении прописаны методы опреде-
ления экономически обоснованного
уровня цен. Единые правила распро-
страняются как на головников, так и
на всю цепочку кооперации. Все про-
цедуры в рамках формирования, раз-
мещения и исполнения гособоронза-
каза упорядочены. А самое главное –
предприятия теперь мотивированы
работать над снижением издержек и
повышением эффективности.
«Новое положение предусматрива-
ет внедрение такой модели, при кото-
рой законно и честно сэкономленные
средства производитель сможет остав-
лять на предприятии в своем распоря-
жении. Поэтому они мотивированы на
снижение издержек, повышение эф-
фективности, укрепление кооперации
внутри, на то, чтобы выбирать лучших
поставщиков: делать все, чтобы выпол-
нять ГОЗ, уменьшая затраты, но не
ухудшая качества. И эффект матери-
альный может быть весьма серьезный.
Мы уже знаем предприятия, которые
по своиминновационнымпрограммам
при модернизации мощностей и логи-
стики экономят до 30 процентов себе-
стоимости продукции», – отметил за-
меститель руководителяФАСРФМак-
сим Овчинников.
В положении прописан метод ин-
дексации базовой цены, которая еже-
годно в течение пяти лет будет увели-
чиваться на индекс-дефлятор, а затем
фиксироваться. Кроме того, преду-
смотрены условия пересмотра базовой
цены, например при существенном
изменении объемов производства,
внесении изменений в конструктор-
скую и техническую документацию,
изменении курса рубля и иностранной
валюты, при других обстоятельствах.
Определен и гибкий механизм индек-
сации по статьям затрат. Теперь глав-
ное, что требуется от оборонных пред-
приятий при заключении контрактов
с госзаказчиком, – четко прописывать
все условия ценообразования.
«Новый документ внедряет про-
зрачные и понятные механизмы и кри-
терии формирования ценовой поли-
тики при расчетах стоимости военно-
технической продукции в рамках ис-
полнения гособоронзаказа. Это,
безусловно, даст возможность пред-
приятиям уменьшить свои риски, по-
высить эффективность производства
и снизить издержки без всякого страха
впоследствии потерять сэкономлен-
ные деньги при выполнении государ-
ственного контракта», – заявил пред-
седатель Комитета по экономике и
промышленности Законодательного
собрания Нижегородской области, ге-
неральный директор АПЗ Олег Лав-
ричев.
Максим Овчинников рассказал о
практических аспектах организации
эффективных внутрикорпоративных
комплаенс-систем. Распоряжением
правительства РФ были разработаны
и утверждены методические реко-
мендации (комплаенс) по внедрению
внутреннего контроля соблюдения
законодательства в сфере гособорон-
заказа, которые помогут предприяти-
ям ОПК минимизировать управлен-
ческие риски. Положения основаны
на лучших практиках организации
внутреннего контроля соблюдения за-
конодательства крупнейших корпора-
ций, таких как Росатом, на зарубеж-
ном опыте и принципах менеджмента
качества, предусмотренных стандарта-
ми ИСО 9001. «Внедрение правил
внутреннего контроля позволит сни-
зить риски нарушения организациями
требований законодательства и обеспе-
чить профилактику и предупреждение
таких нарушений», – подчеркнул Мак-
сим Овчинников.
«В целом положение, несомненно,
– революционный документ, который,
видимо, изменит облик «оборонки».
Это новый экономический язык, на ко-
тором она может заговорить. Возмож-
но, произойдет сильная дифференциа-
ция между субъектами – теми, кто вос-
пользуется возможностью, и теми, кто
не сможет. Первые навсегда уйдут впе-
ред, а вторые будут иметь риски вооб-
ще не сохраниться на рынке», – отме-
тил руководитель УФАС по Нижего-
родской области Михаил Теодорович.
Максим Овчинников также сооб-
щил, чтоФАСбудет постоянномонито-
рить происходящее на предприятиях,
оценивать, какая работа проводится,
кто вкладывается в модернизацию, кто
этого не делает и по какой причине.
Мотивирующее
ценообразование
В Нижнем Новгороде обсудили
переход на новый экономический язык
Делегация АО «АПЗ» приняла участие в конференции по вопросам реформы
ценообразования в сфере гособоронзаказа. Знаковое мероприятие прошло на площадке
Законодательного собрания Нижегородской области с участием Комитета по экономике
и промышленности, возглавляемого Олегом Лавричевым. В Нижний Новгород приехали
разработчики реформы ценообразования – заместитель руководителя ФАС РФ Максим
Овчинников и начальник управления контроля сухопутного и морского вооружения,
военной техники связи ФАС РФ Андрей Грешнев.
Владимир СОЛОВЬЕВ, помощник полномочного представителя президента
в Приволжском федеральном округе
На территории ПФО более 200 предприятий ОПК, это порядка 300–330
тысяч работающих или более 13 процентов от всего числа занятых, и понятно,
чтопредприятияОПКимеютсерьезноезначениедлясоциально-экономического
развития нашего округа.
Игорь САЗОНОВ, и. о. министра промышленности, торговли и предпринима-
тельства Нижегородской области
Анализ итогов работы промышленности региона за 2017 год показывает, что
при общем росте ГОЗ в среднем на 15 процентов объем продукции вырос всего
на один-два процента. Это та продукция, которая формируется в жестких усло-
виях конкуренции, снижения издержек. Поэтому новое положение по ценообра-
зованию очень актуально для предприятий ОПК региона.
МНЕНИЕ
Это уже не первая встреча
представителей ФАС РФ с нижего-
родскими «оборонщиками». В мае
2017 года на базе областного Зак-
собрания заместитель руководите-
ля ФАС России Даниил Фесюк дал
ценные разъяснения руководите-
лям предприятий ОПК области по
вопросу правоприменения 275-ФЗ.
СПРАВКА «ВПК»
Александр БАРЫКИН
Джеймс ПЯТРАС,
профессор социологии Университета
Бингхэмтон (Нью-Йорк)
США оказали идеологическую и политическую
поддержку для того, чтобы обеспечить избрание своего
клиента Маурисио Макри. Новый президент Аргенти-
ны незамедлительно перевел более пяти миллиардов
долларов пользующемуся дурной славой спекулянту-
хищнику с Уолл-стрит Полу Сингеру. Следом Макри
открыл шлюзы для оттока финансового капитала, объ-
емы которого измеряются многими миллиардами.
Затем пригласил Пентагон и американские разведслуж-
бы, чтобы те воздвигали военные базы и открывали ре-
зидентуры, а также учебные лагеря по всей границе
страны. Важно также и то, что Аргентина стала следо-
вать указаниям США по содействию в свержении пра-
вительства Венесуэлы, по ведению подрывной дея-
тельности против Эво Моралеса в Боливии, а также
приверженности политике региональной интеграции,
центром которой являются Соединенные Штаты.
Колумбия и Мексика, давние государства – кли-
енты Вашингтона, стали трамплинами для наращива-
ния его влияния в Центральной Америке. В случае с
Колумбией США финансировали войну на истребле-
ние, когда подавляли антиимпериалистическое вос-
стание рабочих и крестьян. Этим они обеспечили
себе семь военных баз в качестве платформы для за-
пуска кампании по дестабилизации Венесуэлы.
Мексика выполняла множество военных и эконо-
мических функций в процессах как производства
наркотиков на многие миллиарды долларов, так и
отмывания этих миллиардов для банков США.
Бразилия – новое добавление Империи, которое со-
стоялось после свержения и ареста лидеров Демократи-
ческой рабочей партии. Этот сдвиг в политической и
экономической власти привел к усилению влияния
США благодаря наличию у них системы рычагов по
управлению богатейшей страной континента.
Одно предостережение: по крайней мере в случае
с Бразилией и Аргентиной продвижение США носит
пробный характер, оно подвержено отступлениям,
поскольку не основано на прочном экономическом и
политическом фундаменте.
Миссии по строительству Империи не удалось пу-
стить корни в Северо-Восточной Азии, на БлижнемВос-
токе и в Северной Африке. В Европе США сохраняют
влияние, но, кажется, сталкиваются с трудностями в
том, что касается наращивания своего присутствия.
Азии не страшно
Решимость США в перекраивании глобальной
империи более всего проявляется в Азии. Наиболее
заметный сдвиг в политических и экономических от-
ношениях в регионе произошел в виде замещения Ки-
таем Соединенных Штатов в качестве страны, господ-
ствующей в таких сферах, как инвестиции, построение
торговой инфраструктуры и кредитно-финансовый
сектор. Более того, КНР увеличила свою роль в каче-
стве ведущего экспортера в США. В 2017 году поло-
жительное сальдо торгового баланса Китая составило
375 миллиардов долларов.
Относительный экономический упадок Вашингтон
компенсировал расширением масштабов военно-
морского присутствия в Южно-Китайском море, нара-
щиванием сил в Южной Корее, Японии, Австралии, на
Филиппинах и Гуаме. Новые свидетельства дают основа-
ния полагать, что Южная Корея показывает признаки
ускользания за пределы экономической и военной ор-
биты США. У Сеула имеются вопросы к «протекцио-
нистской повестке дня» Вашингтона в торгово-
экономической сфере. Одновременно с этим Южная
Корея стремится использовать возможности по разви-
тию торговых отношений с Китаем. Не менее важно и
то, что она сделала шаги к примирению с КНДР и при-
няла меры к понижению военной эскалации, навязывае-
мой Вашингтоном. Как только от США уйдет Южная
Корея, уйдет и военная мощь США в Северной Азии.
В отличие от Латинской Америки перекраивание
имперской карты в Азии привело к сокращению эконо-
мических связей. Военная эскалация США выразилась
в насыщении региона еще более смертоносным страте-
гическим оружием, но Вашингтону не удалось устра-
шить или изолировать Китай или Северную Корею.
В друзьях – племена и секты
За последние два десятилетия США истратили на
Ближний Восток, Северную Африку и Западную Азию
несколько триллионов долларов. Интервенции США
от Ливии, Южного Судана, Сомали до Сирии, Пале-
стины, Ирака, Ирана и Афганистана имели результа-
том гигантские издержки и сомнительные успехи. Ре-
зультаты ничтожны, кроме страданий и лишений, ко-
торые были огромными. США посеяли хаос и разру-
шение от Ливии до Сирии, но им не удалось ни ту ни
другую страну включить в свою увеличившуюся Им-
перию. Ближневосточные войны, развязанные по за-
казу Израиля, породили у Тель-Авива чувство неуяз-
вимости и жажду еще больших войн. Но при этом
умножились и сплотились противники США. Импе-
рии невозможно увеличить при помощи союзов с во-
оруженными племенными, религиозно-сектантскими
и сепаратистскими формированиями. Глобальные им-
перии не расширяются, если вступают в союзы с теми
организациями, которые несопоставимы с империя-
ми, стремятся обособиться от них или желают возве-
личивать самих себя.
США развязали войну против Ливии и потеряли
рычаги политического влияния и доступ к тем эконо-
мическим ресурсам, которые были при режиме Кад-
дафи. США вторглись в Сомали, Южный Судан,
Сирию и заполучили анклавы воюющих, служащих
себе «сепаратистов» и финансируемых из-за рубежа
наемников. Война в Афганистане, самая долгая в исто-
рии СоединенныхШтатов, является безграничной во-
енной катастрофой. После 17 лет военных действий и
оккупации США окопались в обнесенных стенами ан-
клавах. Тем временем марионеточный режим пожи-
рает субсидии, которые ежемесячно составляют мно-
гие миллиарды долларов.
Ирак как результат 15-летней военной интервен-
ции представляет собой «разделенный» имперский
форпост. Курдские клиенты, суннитско-саудовские
полевые командиры, шиитское ополчение, багдадские
клептократы и американские подрядчики-наемники
– все соревнуются за то, чтобы контролировать гра-
беж и урвать в нем как можно больший кусок. Каж-
дый квадратный метр оспариваемой «территории»
стоил Соединенным Штатам пять миллионов долла-
ров и огромное количество человеческих жизней.
Геополитическая карта США сократилась до
двусмысленного альянса с Саудовской Аравией и ее
микроклиентами из числа мелких эмиратов, которые
постоянно грызутся между собой, а также с Израилем
– клиентом, который открыто похваляется тем, что
водит своего патрона за нос.
В сравнении с периодом накануне текущего тыся-
челетия имперская карта скукожилась и ей предсто-
ит дальнейшее сжатие.
Карта Европы после чистки
Россия, восстановив суверенитет и экономику
после катастрофы 90-х, укоротила стремление США к
однополярному миру и бросила вызов этому порядку.
С приходом к власти Путина Империя США – ЕС
утратила своего самого большого клиента и потеряла
самый лакомый кусок для неприкрытого грабежа.
Тем не менее США сохранили политических кли-
ентов в Прибалтике, на Балканах и режимы Восточ-
ной и Центральной Европы. Однако эти клиенты не-
дисциплинированны и нередко хотят пойти на кон-
фронтацию с обладающей ядерным оружием Россией,
будучи уверенными, что США – НАТО вмешаются, и
не обращая внимания на то, что их могут испарить в
ядерном армагеддоне.
Попытки Вашингтона вновь покорить Россию и
вернуть ее в вассальное состояние провалились. От
отчаяния он обратился к провокациям (число кото-
рых растет, но они все время проваливаются) и к
конфликтам с ЕС, к конфликтам внутри США между
Трампом и демократами, а также между военачаль-
никами, контролирующими кабинет президента.
Германия продолжает прибыльные торговые связи
с Россией, несмотря на американские санкции, кото-
рые лишь подчеркивают упадок власти США. Демо-
кратическая партия и ультрамилитаристская клин-
тонская фракция сохраняют патологическую носталь-
гию по «золотому веку грабежа» (допутинского). Как
результат они изо всех сил боролись против кандидата
Трампа и его обещаний добиваться реалистичного
взаимопонимания с Россией. Расследование по делу
Russia Gate не просто предвыборная перебранка под
руководством истеричных «либералов». Это не боль-
ше и не меньше, как конфликт по поводу перекройки
глобальной карты США.
Трамп признал и принял возрождение России как
глобальной державы, которую необходимо «сдержи-
вать», в то время как демократы вели кампанию по
сворачиванию реальности, свержению Путина и воз-
вращению к оргиям «баронов-разбойников» времен
Клинтона. Результат этого продолжающегося страте-
гического конфликта – Вашингтон неспособен разра-
ботать внятную глобальную стратегию, что в свою
очередь еще больше ослабит влияние США в ЕС и в
других регионах.
Тем не менее интенсивные нападки демократов
против внешнеполитических выступлений Трампа в
отношенииМосквы привели к тому, что его «поворот к
реализму» был разрушен, на вершину власти в его каби-
нете пришла фракция милитаристов-фанатиков, акти-
визировавшая антироссийскую политику демократов-
клинтонистов. Менее чем за год все реалисты из числа
советников Трампа и членов его кабинета были под-
вергнуты чистке и заменены на милитаристов. Их твер-
долобая конфронтационная политика стала платфор-
мой для запуска глобальной стратегии, основанной на
громадном наращивании военных расходов.
Военный бюджет США углубляет фискальный дефи-
цит и серьезно угрожает социальным программам. Это
путь к дальнейшей изоляции на фоне бесплодной агрессии
Вашингтона против динамично изменяющегося мира.
Власть переходит в руки возникающих регио-
нальных держав.
Осмысленной и цельной Империи, контролиру-
ющей судьбу земного шара, уже нет.
Перевод Сергея ДУХАНОВА,
специально для «ВПК»
(с разрешения издателя)
США существенно приросли в размерах и присутствии в нескольких регионах,
особенно в Латинской Америке. Эти прибавки и приращения включают Аргентину,
Бразилию, Колумбию, Мексику, Перу, страны Центральной Америки и Карибского
бассейна. Наиболее важным активом, меняющим очертания Империи в Латинской
Америке, является Аргентина. Здесь США получили военные, экономические
и политические преимущества.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
Американское
сальдо мортале
Империя Трампа прирастает пассивами
google.com