Газета «Военно-промышленный курьер». №8 (721) 27 февраля - 5 марта 2018 года - page 12

12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Максим Кустов
©
«Военно-промышленный курьер», 2018 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 8 (721) 27 февраля–5 марта 2018 года
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Выходит по вторникам
Номер подписан в печать
26 февраля 2018 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 233
Цена свободная
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Появление этой машины ознаменовало наступле-
ние новой эпохи в отечественных ВВС – сверхзвуко-
вых бомбардировщиков.
Судьба первопроходцев всегда трудна и незавид-
на, особенно в авиации. Большинство самолетов,
ставших родоначальниками новых классов или се-
мейств, быстро уходили со сцены, уступая место более
совершенным моделям. В этом плане Як-28 – уни-
кальная машина. Имея целый букет «врожденных» не-
достатков, самолет выпускался большой серией и со-
стоял на вооружении более 20 лет, а на его базе было
создано множество модификаций.
История Як-28 восходит к 1954 году, когда глав-
ный конструктор Александр Сергеевич Яковлев пред-
ложил в инициативном порядке начать проектирова-
ние сверхзвукового бомбардировщика, взяв за основу
самолет Як-25. Этот дозвуковой барражирующий пе-
рехватчик, поднявшийся в небо в 1952-м, уже успел
завоевать популярность у летчиков и у высоких на-
чальников. В частности, командующий ПВО Евгений
Савицкий был очарован простотой пилотирования ма-
шины. Як-25 запустили в крупносерийное производ-
ство. Этот успех помог Яковлеву восстановить пошат-
нувшееся реноме. В годы войны и первые послевоен-
ные самолеты его ОКБ составляли основу истреби-
тельной авиации Красной
армии. Самым массовым был
Як-9. В период с 1942 по 1948
год промышленность построи-
ла почти 17 тысяч этих машин.
А самолет Як-3 был признан
лучшим легким истребителем
Второй мировой. Не зря же
французские летчики из полка
«Нормандия – Неман» решили
воевать именно на нем.
Но с переходом на реак-
тивную тягу дела у Яковлева
не заладились. «Королем ис-
требителей» стал Артем Ива-
нович Микоян, в течение ко-
роткого времени выпустивший
МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19 –
первый серийный сверхзвуковой истребитель. А на
вооружение бомбардировочной авиации были приня-
ты Ил-28, Ту-16 и Ту-95. Яковлевские машины Як-15 и
Як-17 по сути являлись переделкой Як-3 под реактив-
ный двигатель и служили для переучивания летчиков.
Як-23 к моменту выпуска тоже оказался морально
устаревшим.
В такой ситуации у Яковлева оставался последний
шанс удержаться в когорте ведущих авиаконструкто-
ров – дать военным сверхзвуковой бомбардировщик.
Действовать надо было быстро, пока Ильюшин и Ту-
полев не довели до приличного состояния свои опыт-
ные машины. Поэтому яковлевцы и решили восполь-
зоваться уже отработанной схемой Як-25. К тому же
для бомбардировщика эта компоновка вполне подхо-
дила. Достаточно объемная носовая часть, где распо-
лагался радиолокатор, превратилась в штурманскую
кабину. В средней части фюзеляжа без труда разме-
стился бомбоотсек, вмещавший главный боеприпас,
ради которого и создавался самолет, – тактическую
атомную 8У49 «Наташа» мощностью 40 килотонн и
массой 450 килограммов.
Расположение двигателей под крыльями, конеч-
но, портило аэродинамику, зато обеспечивало почти
идеальные условия работы воздухозаборников. Ко-
роткие входной аппарат и сопло минимизировали по-
тери мощности. Кроме того, при такой компоновке
обеспечивался простой доступ к двигателям и их агре-
гатам, что упрощало эксплуатацию самолета. А в слу-
чае модернизации, предполагающей установку других
моторов, переделки коснулись бы только мотогондол.
Как и на Як-25, на новом бомбардировщике примени-
ли шасси велосипедного типа. Две основные опоры
располагались в фюзеляже, а от опрокидывания
набок самолет удерживали тонкие стойки с колесика-
ми, размещавшиеся на концах крыльев. На земле са-
молет выглядел достаточно неуклюжим.
Як-26 проектировался под двигатели РД-9АК с
тягой по две тысячи килограммов. При испытаниях
машина достигла скорости 1230 километров в час на
высоте 10 600 метров, что соответствовало числу
Маха 1,15. Позже после установки двигателей РД-9Ф
скорость подросла до 1400 километров в час.
Но военных самолет категорически не устраивал. Ис-
пытания, проведенные в НИИ ВВС, выявили, что Як-26
имеет неудовлетворительные характеристики устойчи-
вости и управляемости, на больших скоростях склонен к
валежке, потере эффективности элеронов, имеет не-
большой запас скорости по флаттеру. В конце концов
заказчик нашел смелость заявить, что Як-26 не отвечает
текущим требованиям к самолетам такого класса.
Главный конструктор готов был смириться с оче-
редным поражением. Построенные в количестве 10
штук Як-26 могли так и остаться экспериментальными
машинами, но в ОКБ нашлись инициативные специа-
листы, которые видели возможность довести «двад-
цать шестой» до нужной кондиции. Заместитель глав-
ного конструктора Евгений Адлер обратился к своему
шефу с просьбой выделить ему один из имеющихся
самолетов. Яковлев не стал возражать.
Проанализировав замечания военных, конструкто-
ры сделали на машине ряд доработок. Во-первых, из-
менили расположение крыла.
Як-26 был среднепланом, а на
новом самолете крыло сдвину-
ли вверх. Это повысило аэро-
динамическое качество, по-
зволило увеличить объем бом-
бового отсека и отодвинуло
воздухозаборники от земли,
благодаря чему уменьшилась
вероятность попадания в дви-
гатель посторонних предметов.
Во-вторых, была увеличена
бортовая хорда крыла для по-
вышения жесткости конструк-
ции, изменены положение аэ-
родинамических гребней и
форма законцовок. В-третьих,
элероны в целях повышения
критической скорости реверса сместили ближе к фю-
зеляжу. В-четвертых, самолет получил щелевые за-
крылки, что улучшило взлетно-посадочные характе-
ристики.
Он получил название Як-28 и был передан на госу-
дарственные испытания, которые прошли достаточно
гладко и быстро. И поскольку на тот момент это был
единственный самолет, способный развивать на боль-
шой высоте скорость 1450 километров в час с бомбой
весом 1500 килограммов, военным пришлось принять
его на вооружение.
Но ругать машину стали с самого начала. Уже в 1959
году главный инженер ВВС Игорь Марков в докладе ми-
нистру обороны Малиновскому писал: «Як-28 по лет-
ным характеристикам превосходит Ил-28, но не отве-
чает современным требованиям».
Как бы там ни было, в серию самолет пошел. Про-
изводство было развернуто на авиационных заводах в
Иркутске и Новосибирске. Всего промышленность вы-
пустила 1180 Як-28 различных модификаций. На базе
бомбардировщика созданы учебный самолет, пере-
хватчик, фото- и радиационный разведчики, поста-
новщик помех, носитель противорадиолокационных
ракет и даже распылитель боевых отравляющих ве-
ществ. Из всех модификаций самой многочисленной
стал Як-28П (перехватчик), а самой успешной, по от-
зывам военных, был фоторазведчик.
Уже на закате своей службы «двадцать восьмым»
пришлось повоевать в Афганистане. Участие в боевых
действиях принимали бомбардировщики и разведчики.
В России Як-28 прослужили до 1992-го, на Украине
– до 1994-го. На экспорт эти самолеты не поставлялись.
Константин ГЕРАЩЕНКО
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
«Нужно не только истребить
намертво врага жизни людей, нужно
еще суметь жить после победы
той высшей жизнью, которую нам
безмолвно завещали мертвые, и тогда
ради их вечной памяти надо исполнить
все их надежды на земле, чтобы их воля
осуществилась и сердце их, перестав
дышать, не было обмануто. Мертвым
некому довериться, кроме живых, – и
нам надо так жить теперь, чтобы
смерть наших людей была оправдана
счастливой и свободной судьбой нашего
народа и тем была взыскана их гибель».
Андрей Платонов передал
сокровенные мысли красноармейца как
собственные. Писатель считал себя
наравне со своими героями «призванным
Лениным участвовать во всемирном
подвиге человечества ради того, чтобы
началось наконец на земле время
истинной жизни, чтобы исполнились
все надежды людей, чего они заслужили
веками труда и смертных жертв,
которые они сберегли в долгом опыте и
терпеливом размышлении…
«Достоевский XX века», Платонов
жил убежденным в божественном
предназначении советской России и,
постоянно испытываемый судьбой
и властью, сохранил верность
идеям строительства нового мира,
которыми был одушевлен до последнего
земного дня.
Каким пророком был этот великий
русский советский писатель, судить не
нам.
Прислал Геннадий ТРОИЦКИЙ
ЦИТАТА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Жизнь после победы
??
МОНИТОРИНГ
– Что означает для вас премия «Щит и меч Отечества»?
– Знаете, есть премии, от которых стараешься увильнуть
любым образом. Но «Щит и меч Отечества» иного сорта. У
меня много наград разного «веса», однако внимание газеты
«Военно-промышленный курьер», откровенно скажу, приятно.
Я прекрасно знаю ваше издание, поскольку читаю его, вижу, над
чем работает коллектив, за какие темы берется.
– Коллег-лауреатов знаете?
– Константин Полупанов – мой, можно сказать, выдвиже-
нец. Был курсантом Новочеркасского высшего командного
училища связи, а я возглавляю Военно-художественную сту-
дию писателей, он присылал мне свои первые пробы пера. Рос
творчески, и мы его номинировали на премию имени Суворо-
ва. Потом пригласили на первое всеармейское совещание. Со
временем Константин стал членом Союза писателей России.
Он хороший прозаик. Теперь – лауреат премии «Щит и меч
Отечества».
– У вас обширная библиография…
– В 2017 году у меня увидели свет пять книг. Выпустил книгу
лирики «Кланяюсь в пояс дороге», второй была военная «Сирень
победы». В декабре презентована книга «Роща непальской поэ-
зии» – там шесть моих переводов. Вышел в свет сборник детских
стихов и рассказов «Золотой карась в аквариуме».
– Командировка в Сирию вылилась в книгу стихов…
– Уже в две. Первой была «Авиабаза «Хмеймим». Потом, по-
скольку остались незаконченные темы, начал собирать вторую.
70 стихотворений составили сборник «Русская Юла».
Беседовал Сергей КАРПАЧЕВ
5
марта
60 лет назад
состоялся первый полет Як-28
«
В средней части
фюзеляжа без труда
разместился бомбоотсек,
вмещавший главный
боеприпас, ради которого
и создавался самолет,
–тактическую атомную 8У49
«Наташа»
»
Андрей Платонов
militaryarms.ru
Популярный в армейской среде поэт начинал
рядовым, был курсантом, годы отдал офицерской
службе. Работал военным журналистом.
«Щит и меч Отечества».
Слово лауреата
Владимир
СИЛКИН:
«Остались
незаконченные
темы»
С тренерской установкой на концентрацию и
четкую оборону вышли на полуфинал с чехами.
Добились трудной победы в драматическом фи-
нале против сборной Германии, ставшей глав-
ной сенсацией турнира.
Порадовали лыжники. Результаты Алексан-
дра Большунова, Дениса Спицова, Андрея Ларь-
кова перетасовали табель о рангах в этом виде
спорта. Лишь тактическая ошибка в гонке на 50
километров помешала Большунову финиширо-
вать первым. Бойцовский характер проявили
лыжницы Наталья Непряева, Юлия Белорукова,
Анна Нечаевская, Анастасия Седова.
На основании доклада специальной комис-
сии МОК об использовании допинга российски-
ми спортсменами исполком организации 5 де-
кабря 2017 года приостановил членство в ней
Олимпийского комитета России. На 132-й сес-
сии МОК состоялось голосование в поддержку
этого решения. За исключением двух воздер-
жавшихся все присутствующие проголосовали
за. Не высказались против даже дружественные
нам Китай, Сербия, Сирия. Не потому ли, что не
воспротивился решению МОК сам ОКР? Мы за-
ранее согласились со всеми обвинениями в свой
адрес и заняли выжидательную позицию: вдруг
снизойдут. Никто из высоких спортивных руко-
водителей России не попытался обратиться в
международные суды, бороться с клеветой, до-
биваться правды. Лишь незадолго до Олимпиа-
ды дали добро на юридическую поддержку
исков.
В итоге Спортивный арбитражный суд (CAS)
принял положительное решение, но МОК был
непреклонен. И не запятнавшие себя допингом
рекордсмены мира – конькобежцы Павел Ку-
лижников, Денис Юсков, мировые звезды –
лыжник Сергей Устюгов, биатлонист Антон Ши-
пулин, скелетонист Александр Третьяков оста-
лись дома. Россия опять утерлась, принесла
извинения своим спортсменам, пообещала им
компенсацию за поругание, а 169 «чистых»
атлетов-бойцов в серых шинелях отправились в
Пхенчхан биться под нейтральным олимпий-
ским флагом за честь страны.
В результате продолжаем нести колоссаль-
ные имиджевые потери, страдает репутация
России в олимпийском движении и спортив-
ном мире. А что же наши спортивные и иные
чиновники? А с них как с гуся вода. Никто не
наказан, миллионы соотечественников так и не
получили ответов на главные вопросы: кто
именно назначал на пост человека, кормивше-
го в Сочи-2014 допинг-коктейлями наших
спортсменов и накопившего по этой теме боль-
шущее досье? Как он мог спокойно улететь за
океан? Почему пошел на повышение министр
спорта, при котором Россия заняла 11-е место
на Олимпиаде в Ванкувере, из-за допинга по-
теряла девять олимпийских наград в Лондоне,
а Федерация легкой атлетики была дисквали-
фицирована? Пора серьезно спросить и с руко-
водителей тех спортивных федераций, чьи ко-
манды годами не показывают достойных ре-
зультатов. «Эффективные менеджеры» деся-
тилетиями сидят в удобных креслах, кормятся
за счет спортсменов, обзаводятся шикарными
служебными апартаментами, непомерно раз-
дувают штаты, а отдачи – кот наплакал. Взять
Федерацию прыжков на лыжах с трамплина и
лыжного двоеборья. На сайте там все честь по
чести: президент, вице-президенты, юная по-
мощница, генеральный секретарь, заместители
исполнительного директора, менеджеры. А где
победы, медали, результаты? Их нет годами,
но выводов никто не делает.
Или Союз биатлонистов России: президент,
пять вице-президентов, шесть членов правле-
ния, совет, аппарат, региональные отделения,
филиалы, представительства, комиссии. А
успехи за последние четыре года более чем
скромные.
Но ведь есть и другие примеры. Президент
Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе
не могла присутствовать в качестве официаль-
ного лица на соревнованиях. Трехкратная олим-
пийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира,
она, как никто, понимала важность поддержки
подопечных в непростой обстановке. И как на
работу, ходила на трибуны олимпийского ста-
диона. Стартуя и финишируя, накручивая круги
по дистанции, молодые спортсмены слышали
ее голос, советы, рекомендации, наставления,
что, безусловно, придавало сил. Вживую посто-
янно контактируя с тренерами, обслуживающим
персоналом, влияла на результаты выступлений
лыжной команды. И они налицо. Причем пер-
спективы у нашей молодой по возрасту коман-
ды очень большие.
Надо провести тщательное расследование
того, что случилось перед ОИ-2018 и в ходе них.
Принять жесткие решения – кадровые, финан-
совые, организационные. Только так можно
будет полностью избавиться от допинговой за-
разы и безалаберности спортивных чиновников.
В противном случае нет никакой гарантии, что
подобное не повторится на зимних Олимпий-
ских играх в Пекине.
ЗОЛОТЫЕ КРЕСЛА
Начало на стр. 01
google.com
Алексей ПЕСКОВ
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 12
Powered by FlippingBook