Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 46-47

44
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Самостоятельный
летательный аппарат
У всех еще на слуху недавнее авиаци-
онное происшествие, когда самолет
МиГ-29К, взлетев с палубы тяжелого
аваинесущего крейсера «Адмирал Куз-
нецов», потерпел крушение в водах
Средиземного моря. Это потом будут
расследование, анализ ситуации и ва-
риации на тему «а почему?». Но в то ро-
ковое мгновение пилот принял реше-
ние покинуть самолет, и катапультное
кресло спасло ему жизнь. А на самоле-
тах данного типа установлено совре-
менная модификация катапультного
кресла – К-36Д-3,5.
Подобные кресла – это фактически са-
мостоятельные летательные аппараты,
оснащенные несколькими пороховы-
ми двигателями, парашютами и со-
временной электроникой. Встроенный
компьютер управляет работой всех
систем, снижая воздействие на лет-
чика перегрузок катапультирования
и позволяя благополучно покинуть
аварийный самолет в самых сложных
ситуациях. Автоматика кресла, в за-
висимости от информации, посту-
пающей от бортовых систем в момент
катапультирования, выбирает и реа-
лизует оптимальный вариант последо-
вательности работы исполнительных
систем – в части работы двигателя, си-
стемы стабилизации, системы управ-
ления движением в поперечной пло-
скости, системы ввода спасательного
парашюта. В связи с этим повышается
вероятность благоприятного исхода ка-
тапультирования на малых высотах по-
лета при сложном пространственном
положении самолета в момент аварии.
Новые «рецепты»
катапультных кресел
Совершенствование катапультных кре-
сел продолжается. Конструкция кресла
дорабатывается, когда у заказчика появ-
ляются новые требования. Отсюда и воз-
можность размещения летчиков само-
го широко диапазона антропометрии,
и возможность эксплуатации практиче-
ски во всех климатических и географи-
ческих районах Земли. Именно такими
характеристиками обладает самое со-
временное детище НПП «Звезда» – ката-
пультное кресло К-36Д-5.
По сравнению со своими предшествен-
никами, возможности этого кресла
значительно расширились. Работать
Гай Северин, генеральный
директор и генеральный
конструктор НПП «Звезда»,
1982–2008 гг.:
«Стоимость подготовки
квалифицированного
пилота оценивается
в 10 миллионов долла‑
ров. Это почти полови‑
на стоимости самого
самолета. Поэтому мы
с самого начала реши‑
ли не просто спасать
пилота любой ценой, как
это делают на Западе,
а спасать без травм, что‑
бы он в дальнейшем мог
вернуться в строй. После
катапультирования с по‑
мощью наших кресел
97% пилотов продолжают
летать».
45
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
в этом кресле могут и хрупкие женщи-
ны, и высокие, крупные мужчины: вес
пилотов может находиться в диапазоне
от 45 до 110 кг. Улучшились эксплуата-
ционные свойства кресла, совместно
с пермской фирмой «НИИПМ» были раз-
работаны новые пороховые заряды, по-
высилась защищенность систем кресла
от внешних электромагнитных воздей-
ствий, что особенно актуально в послед-
нее время.
Помимо этого, еще больше развился
«интеллект» системы автоматики. Те-
перь, благодаря встроенным датчикам,
момент ввода парашюта может точно
определяться даже при отсутствии в мо-
мент катапультирования информации
о скорости полета с бортовых систем са-
молета.
Кресло К-36Д-5 разрабатывается в рам-
ках программы создания самолета пя-
того поколения ПАК ФА (перспектив-
ный авиационный комплекс фронтовой
авиации). Также данное кресло входит
в состав комплекса средств аварийного
покидания Су-35С.
Два в одном
ОАО «НПП «Звезда» разрабатывает
средства спасения не только для боевых
самолетов, но и для вертолетной тех-
ники. Традиционно основным сред-
ством спасения в аварийной ситуации
для вертолетов является либо покида-
ние с индивидуальным парашютом
(на большой высоте), либо жесткая по-
садка, последствия которой может смяг-
чить амортизационное кресло.
Для боевого вертолета Ка-52 «Алли-
гатор» НПП «Звезда» разработало уни-
кальную систему спасения пилотов:
катапультно-амортизационное кресло
К-37–800М – система два в одном.
Особенностью принудительного по-
кидания вертолета является наличие
вращающихся лопастей над кабиной
пилота, а также то, что в момент ава-
рии вертолет может двигаться в са-
мом произвольном направлении –
даже хвостом вперед. На вертолете
К-52 имеется специальное устройство,
СПАСАТЕЛЬНЫЙ
ПАРАШЮТ
Важнейшей системой
катапультных кресел
является спасательный
парашют. На креслах
типа К‑36 парашют уло‑
жен в заголовнике, при
его отстреле кресло
получает противополож‑
ный импульс и отделя‑
ется от летчика. А целый
и невредимый пилот
на раскрывшемся па‑
рашюте плавно опуска‑
ется на землю.
Зарубежные катапульт‑
ные кресла оснащены
парашютами, ввод кото‑
рых возможен на ско‑
ростях до 520 км/ч.
Спасательный пара‑
шют, входящий в состав
кресел типа К‑36, может
вводиться на скоро‑
стях до 650 км/ч, что
позволяет сократить
время торможения и,
следовательно, снизить
потерю высоты при
катапультировании.
Это очень важно – ведь,
по статистике, порядка
80% катапультирований
происходит на малых
высотах и скоростях
менее 700 км/ч.
1...,26-27,28-29,30-31,32-33,34-35,36-37,38-39,40-41,42-43,44-45 48-49,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,66-67,...166
Powered by FlippingBook