Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 38-39

НОВЫЕ 
МАТЕРИАЛЫ 
И КОНСТРУКЦИИ
В космических кораблях «Федерация» будут
использованы новые материалы и конструк-
ции, новая парашютная система, двигатели
мягкой посадки.
«Федерация» будет возвращаться с окололун-
ной орбиты со второй космической скоростью.
Новые элементы поэтапно отработают на девя-
ти беспилотных кораблях.
В проектировании используются композитные
материалы. Оболочка командного отсека за счет
композита станет значительно легче.
– Оболочки космических кораблей во всем
мире производились и производятся из алюми-
ниевых сплавов, но количество и длина сварных
швов ограничивают возможности конструкто-
ров,– говорит Владимир Солнцев.– Любой шов –
это зона высокой концентрации напряжения.
А композит позволяет «наматывать» поверхно-
сти любой сложности и конфигурации. Мы ухо-
дим от сварки, других соединений. Получается
«монокок», то есть единый несущий элемент.
Но здесь еще есть над чем подумать. Впереди –
цикл испытанийипоиск правильных решений.
Новая теплозащита возвращаемого аппарата
рассчитана на вход в атмосферу при возвраще-
нии от Луны со второй космической скоростью.
– Для «Федерации» используются теплозащит-
ные материалы с плотностью в три раза мень-
шей по сравнению с применяющимися на ко-
раблях «Союз ТМА»,– комментирует Владимир
Солнцев.– Конструктивно теплозащита пред-
ставляет собой панели значительно большего
размера, чем плитки на американском шаттле
или нашем «Буране». Для обеспечения многора-
зового использования возвращаемого аппарата
панели теплозащиты выполняются заменяемы-
ми при межполетном обслуживании.
КАКИМ БУДЕТ 
ЭКИПАЖ 
«ФЕДЕРАЦИИ»
– В конечном итоге все новые решения наце-
лены на повышение эффективности процессов
изготовления и эксплуатации нового кораб-
ля, надежности и безопасности работы экипа-
жа, – рассказывает Марк Серов. – Все это вместе
является основными факторами конкуренто-
способности и экономической эффективности
программы в целом.
Совместно с коллегами из проектных отделов
и подразделений нашего летно-космического
центра мы занимаемся проектированием дея-
тельности экипажа ПТК. Это, в свою очередь,
имеет прямое влияние на процессы отбора
и подготовки будущих экипажей «Федерации».
Испытатели РКК «Энергия» внутри макета ПТК «Федерация»
36
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наблюдается некий диссонанс между сущест-
вующей практикой отбора и подготовки кос-
монавтов и потребностями программы летных
испытаний новейшего пилотируемого ком-
плекса. Диссонанс обусловлен, прежде всего,
глубокой новизной и сложностью создаваемого
изделия. С точки зрения технической подготов-
ки, новизны и сложности задач, прямое заим-
ствование из практики подготовки экипажей
по программе МКС попросту невозможно.
Кроме того, в сегодняшних условиях также
практически невозможно параллельное созда-
ние изделия и учебно-тренировочных средств
экипажа, эксплуатационной документации,
необходимых для подготовки космонавтов.
Эта проблема не нова. Такая же ситуация скла-
дывалась при подготовке лунной программы
и созданиикорабля «Союз» в 1960-х годах, при со-
здании корабля «Буран» в 1980-х. Мы вернулись
к этой проблеме на новом витке развития. Хотя
рецепт решения давно известен и в космонав-
тике, и в смежных отраслях. Испытывать новое
изделие должен тот, кто его создавал. Королев
«придумал» летно-испытательный отдел имен-
но с целью обеспечения участия специалистов
фирмы в космических испытаниях, а затем ис-
пользования опыта полетов в создании новой
космической техники.
Сотрудники испытательного подразделения
настолько глубоко погружены в проект корабля
именно как специалисты по действиям и ра-
бочим местам экипажа, что альтернативы им
в космическомэкспертномсообществе, даже сре-
ди опытных космонавтов, просто не существует.
В процессе разработки корабля постоянно
проводится совместная работа со специалис-
тами Центра подготовки космонавтов име-
ниЮ.А. Гагарина. Ведь в конечномитоге после
развертывания комплекса им предстоит рабо-
тать с оборудованием.
– Мы глубоко убеждены, что экипаж для
летных испытаний должен формироваться
из космонавтов с опытом полета на МКС, спе-
циалиста фирмы-разработчика и, возможно,
представителя медико-биологического сооб-
щества. Корабль создается и для того, чтобы
в соответствии со Стратегией российской пило-
тируемой космонавтики на период до 2035 года
осуществлять «расширение круга специалис-
тов, участвующих в космической деятельнос-
ти» для решения целевых задач, – отмечает
Марк Серов.
Из четырех членов экипажа управлять ко-
раблем может один пилот, задача остальных
космонавтов – выполнять программу науч-
но-прикладных исследований на орбиталь-
ных, лунных или межпланетных пилотируе-
мых комплексах.
Александр Мисуркин
,
космонавт-испытатель, Герой России:
– Недавно мне удалось в прямом и перенос-
ном смысле прикоснуться к нашему будущему
кораблю. Поймал себя на новом чувстве. Еще
издали увидев макет, вдруг почувствовал,
что все, что творилось вокруг, стало вдруг
каким-то незначительным фоном. Меня магни-
том потянуло к кораблю. Мурашки пробежали
по спине, как бывает, когда встречаешься
с кем-то важным и недоступным, с чем-то
желанным и непознанным. Я прикоснулся
к нему, и вдруг мне захотелось с ним загово-
рить – такое со мной впервые, честное слово.
Когда я немного познакомился с макетом,
сердце преисполнилось радости от понима-
ния: мы можем! Мы можем создавать новое,
мы можем не плестись, догоняя кого-то в кос-
мических разработках, а сами задавать стан-
дарты, тренды, быть ориентирами для кого-то
еще! Я очень благодарен всем, кто трудится
над созданием нашего нового корабля, и же-
лаю им удачи, смелых и правильных решений!
37
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
1...,18-19,20-21,22-23,24-25,26-27,28-29,30-31,32-33,34-35,36-37 40-41,42-43,44-45,46-47,48-49,50-51,52-53,54-55,56-57,58-59,...166
Powered by FlippingBook