Журнал «Воздушно-космическая сфера» №3/4 (88/89) декабрь 2016 - page 54-55

4 500
300
52
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
МЧС – районы техногенных или природных ка-
тастроф. ФСО – районы пребывания охраняемых
лиц.
Такое положение свидетельствует об отсутствии
единого подхода к решению проблем и угроз, ко-
торые ожидают нас в приземной маловысотной
среде.
В 2010 году проблема контроля использования
воздушного пространства на ПМВ была переве-
дена из поля ответственности государства в поле
ответственности самих эксплуатантов воздушных
судов (ВС).
В соответствии с действующими Федеральны-
ми правилами использования воздушного про-
странства, для полетов в воздушном пространстве
класса G (малая авиация) был установлен уведо-
мительный порядок использования воздушного
пространства. С этого времениполеты в этомклас-
се воздушного пространства могут выполняться
без получения диспетчерского разрешения.
Если рассматривать данную проблему сквозь
призму темы появления в воздухе беспилотных
летательных аппаратов, а в недалекой перспек-
тиве и пассажирских «летающих мотоциклов»,
то возникает целый комплекс задач, связанных
с обеспечением безопасности использования воз-
душного пространства на предельно малых вы-
сотах над населенными пунктами, промышлен-
но-опасными районами.
Кто будет контролировать
движение в маловысотном
воздушном пространстве?
Разработками таких доступных маловысотных
средств передвижения занимаются компании
во многих странах мира. Например, российская
компания «Авиатон» планирует к 2020 году со-
здать собственный пассажирский квадрокоптер
для полетов (внимание!) вне аэродромов. То есть
там, где не запрещено.
Реакция на данную проблему уже проявилась
в виде принятия Государственной думой закона
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Рос-
сийской Федерации в части использования беспи-
лотных воздушных судов». В соответствии с этим
законом регистрации подлежат все беспилотные
летательные аппараты (БЛА) весом более 250 г.
Для того чтобы зарегистрировать БЛА, необходи-
мо подать заявление в Росавиацию в произволь-
ной форме с указанием данных дрона и его соб-
ственника. Однако, судя по тому, как обстоят дела
с регистрацией пилотируемой легкой и сверхлег-
кой авиациии, представляется, что с беспилотной
авиацией проблемы будут такие же. Теперь за ре-
гистрацию легких (сверхлегких) пилотируемых
и беспилотных воздушных судов отвечают две
разные организации, а контроль за правилами
их пользования в воздушном пространстве клас-
са G над всей территорией страны не в состоянии
организовать никто. Такая ситуация способству-
ет неконтролируемому росту случаев нарушений
правил использования маловысотного воздушно-
го пространства и, как следствие, возрастанию
угрозы техногенных катастроф и террористиче-
ских атак.
С другой стороны, созданию и поддержаниюши-
рокого поля мониторинга на ПМВ в мирное вре-
мя традиционными средствами маловысотной
радиолокации препятствуют ограничения сани-
тарных требований к электромагнитной нагруз-
ке на население и совместимости РЭС. Сущест-
вующее законодательство жестко регламентирует
режимы излучений РЭС, особенно в населенных
районах. С этим неукоснительно считаются при
проектировании новых РЭС.
Итак, что же в сухом остатке? Потребность в мо-
ниторинге приземного воздушного пространства
на ПМВ объективно сохраняется и будет только
возрастать.
Однако возможность ее воплощения ограничи-
вается высокой затратностью создания и поддер-
жания поля на ПМВ, противоречивостью право-
вой базы, отсутствием единого заинтересованного
вширокомасштабном круглосуточномполе ответ-
ственного органа, а также ограничениями, нала-
гаемыми надзорными организациями.
Необходимо срочно приступить к разработке
превентивных мер организационного, правового
и технического характера, направленных на со-
здание системы сплошного мониторинга воздуш-
ного пространства ПМВ.
Мониторинг:
экономичный, доступный,
экологически чистый
Если подходить непредвзято к средствам со-
здания сплошного мониторинга ПМВ в мирное
время, то решаться данная проблема может до-
ступными, рентабельными и безопасными в са-
нитарномотношении средствами. Строятся такие
средства на принципах полуактивной радиолока-
ции (ПАЛ) с использованием сопутствующего под-
света передатчиков сетей связи и вещания.
Сегодня над проблемой трудятся практически
все известные разработчики средств радиоло-
кации. Исследовательская группа SNS Research
опубликовала доклад «Рынок пассивных радаров
для военной и гражданской авиации: 2013–2023»
(Military & Civil Aviation Passive Radar Market: 2013–
2023) и ожидает, что к 2023 году объемы инвести-
53
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
Максимальная высота границы воздуш-
ного пространства класса G варьируется
до 300 метров в Ростовской области и
до 4,5 тысячи метров в районах Вос-
точной Сибири. В последние годы в
гражданской авиации России наблю-
дается интенсивный рост числа зареги-
стрированных средств и эксплуатантов
авиации общего назначения (АОН).
По состоянию на 2015 год в Государ-
ственном реестре гражданских воз-
душных судов Российской Федерации
зарегистрировано свыше 7 тыс. воз-
душных судов. Следует учесть, что в
целом по России зарегистрировано не
более 20-30% от общего количества
воздушных судов (ВС) юридических лиц,
общественных объединений и частных
владельцев воздушных судов, исполь-
зующих летательные аппараты. Осталь-
ные 70-80% летают без свидетельства
эксплуатанта либо вообще без регистра-
ции воздушных судов.
По оценкам НП «ГЛОНАСС», в России ежегодно продажи малых беспилотных
авиационных систем (БАС) увеличиваются на 5-10%, а к 2025 году их в РФ будет
приобретено 2,5 млн. Ожидается, что рынок России в части потребительских
и коммерческих малых БАС гражданского назначения может составить около 3-5%
от общемирового.
Такие вот пилотируемые квадрокоптеры в обозримом будущем станут
доступнее мотоцикла
1...,34-35,36-37,38-39,40-41,42-43,44-45,46-47,48-49,50-51,52-53 56-57,58-59,60-61,62-63,64-65,66-67,68-69,70-71,72-73,74-75,...166
Powered by FlippingBook