40
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Шанс на спасение
Когда самолет становится неуправ-
ляемым и падает, когда кажется, что
гибель неминуема, катапультное крес-
ло может дать пилоту шанс на спасе-
ние. А конструкция кресел серии К-36,
состоящих на вооружении отечествен-
ных Вооруженных сил, не просто спа-
сает летчику жизнь, но и защищает его
от тяжелых травм, позволяя вернуться
в строй после катапультирования.
Отечественные катапультные кресла
разрабатывают, испытывают и про-
изводят на научно-производственном
предприятии «Звезда», расположен-
ном в подмосковном Томилине. Изго-
товление кресел – это в прямом смысле
слова ручная работа, на сборку одного
изделия уходит до трех месяцев. Тем
не менее в год здесь производят
до нескольких сотен спасательных си-
стем. При этом на предприятии при-
стально следят за дальнейшей судьбой
своих изделий:
– По своим характеристикам и по ста-
тистике возвращения летчиков в строй
после катапультирования наши крес-
ла самые лучшие – я говорю о линей-
ке К-36, – комментирует генеральный
директор – главный конструктор ОАО
«НПП «Звезда» Сергей Сергеевич Позд-
няков. – С некоторыми условиями,
которые порой возникают при ката-
пультировании, зарубежные аналоги
не справляются, тогда как наши изде-
лия обеспечивают спасение практиче-
ски во всем летном диапазоне совре-
менных боевых самолетов.
Гай Ильич Северин, до 2008 года
бывший генеральным конструктором
НПП «Звезда», отмечал уникальность
российского подхода к средствам спа-
сения. Он говорил: «Стоимость под-
готовки квалифицированного пилота
оценивается в 10 миллионов долларов.
Это почти половина стоимости самого
самолета. Поэтому мы с самого начала
решилине просто спасать пилота любой
ценой, как это делают на Западе, а спа-
сать без травм, чтобы он в дальнейшем
мог вернуться в строй. После катапуль-
тирования с помощью наших кресел
97% пилотов продолжают летать».
Сторонним наблюдателям это кажет-
ся чудом. «Автор этого чуда, – гово-
рил Гай Северин, – уникальное кресло
К-36ДМ, разработанное в НПП „Звез-
да“. В частях военно-воздушных сил
на кресла серии К-36 фактически мо-
лятся и говорят, что они спасли жизнь
„целой дивизии пилотов“».
Защитить летчика
на всех этапах полета
Основная
задача
разработчиков
средств спасения – защитить летчика
на всех этапах полета. При этом пило-
ту должно быть максимально удобно
в кресле, ведь это не только его под-
страховка, но и рабочее место во время
многочасовых полетов. Для обеспече-
ния комфортной и безопасной работы
заголовник, сиденье и спинка кресла
особым образом профилированы, по-
вторяя форму тела пилота.
Возможность использования кресла
летчиком во время маневренного по-
лета проверяют на НПП «Звезда» в ходе
испытаний на центрифуге, имитируя
пилотажные перегрузки вплоть до де-
вяти единиц. Причем кресло вращают
вместе с испытателем. Именно он дает
оценку комфортности изделия и уров-
ню защиты, которую оно предоставля-
Сергей Сергеевич
Поздняков, генераль-
ный директор – главный
конструктор
ОАО НПП «Звезда»:
– Кресло К‑36Д‑5 на се‑
годняшний день имеет
самые совершен‑
ные характеристики
среди аналогов. Оно
оснащено модерни‑
зированной системой
автоматики, чтобы
обеспечить покида‑
ние самолета на всех
режимах полета, в том
числе и на земле.
И на следующий год мы
тоже планируем выйти
со своими разработка‑
ми на конкурс.
41
Воздушно-космическая сфера №3/4(88/89) декабрь 2016
ет: насколько плотно тело прилегает
к креслу, насколько хорошо зафиксиро-
вана голова, может ли пилот во время
полета прицеливаться и так далее.
Помимо благоприятных условий
эксплуатации, кресло должно защи-
тить летчика и в процессе катапуль-
тирования. Важнейшая задача при
этом – максимально быстро и надежно
зафиксировать летчика. Механизмы
кресла притягивают плечи и пояс лет-
чика к спинке и сиденью – это необхо-
димо при катапультировании, чтобы
не повредить позвоночник под воз-
действием перегрузок, возникающих
под действием пиротехнического
стреляющего механизма, выбрасыва-
ющего кресло с летчиком из кабины.
Не меньшие опасности подстерега-
ют пилота и после отделения кресла
от самолета. При катапультировании
на больших скоростях воздушный по-
ток после выхода из кабины достига-
ет такой силы, что все тело летчика,
и особенно его конечности, испыты-
вает огромные нагрузки. Воздушный
поток может попросту убить человека.
Для защиты летчика в этих условиях
кресла типа К-36 обладают целым ря-
дом защитных устройств. Системы
всех современных кресел предусма-
тривают фиксацию голеней специаль-
ными петлями, но только российское
оснащено еще и системой подъема
ног – кресло как бы «группирует» лет-
чика, снижая воздействие на тело пе-
регрузок и давление воздушного по-
тока. Кроме того, только у российских
кресел есть боковые ограничители
разброса рук, существенно повышаю-
щие безопасность катапультирования.
Помимо этого, К-36 оснащено выдвиж-
ным
дефлектором,
защищающим
грудь и голову от воздушного потока
при катапультировании на высоких
скоростях (до трех Махов!).
– Мы с самого начала решили, что ха-
рактеристикинаших средств аварийно-
го покидания борта должны полностью
соответствовать возможностям самоле-
тов. Если кресло может спасти пилота
на скорости 1400 км/ч, то на скорости
800 км/ч это будет гораздо проще,– го-
ворит главный специалист расчет-
но-теоретического отдела НПП «Звезда»
Александр Лившиц.
Отечественные
катапультные крес‑
ла разрабатывают,
испытывают и про‑
изводят на науч‑
но‑производственном
предприятии «Звезда»,
расположенном
в подмосковном
Томилине. Изготов‑
ление кресел – это
в прямом смысле
слова ручная работа,
на сборку одного
изделия уходит до трех
месяцев.