№ 10 (723) 13–19 марта 2018 года
06
«ОБОРОНКА»
ТЕМА
реклама
БЕСПОЛЕТНЫЕ ТЕХ
Современный воздушный транспорт оказался недоступен для миллионов граждан из-за потери
сети малых аэродромов и взлетно-посадочных полос, которые теперь заброшены, не обеспечены
радионавигационной аппаратурой. Это сказывается и на санитарной, почтовой авиации, на работе МЧС.
Олег ФАЛИЧЕВ
По сравнению с наиболее экономически развитыми ре-
гионами – Северной Америкой, ЕС – у нас низка авиацион-
ная подвижность населения, услуги воздушного транспор-
та ограниченны. В огромной по территории стране это осо-
бенно заметно. «Традиционная» авиация, услугами которой
пользуются 80–90 процентов населения США и ЕС, в Рос-
сии доступна 15–20 процентам граждан. Отечественные
пассажиры переключаются с поезда на самолет при доходе
около 55 тысяч рублей в месяц. Такой достаток у нас имеет
лишь один из пяти.
Переход к рыночной экономике привел к деградации
маршрутной сети. Межрегиональные авиаперевозки свер-
нуты. Преобладают осуществляемые через московский и
другие крупнейшие авиаузлы, что приводит к существен-
ному снижению качества обслуживания.
При этом значительная удаленность центров субъектов
Федерации друг от друга требует дальних рейсов регио-
нальной авиации. Во-вторых, на большинстве маршрутов
сравнительно слабые пассажиропотоки. Для обеспечения
приемлемой частоты рейсов
желательна малая вмести-
мость воздушных судов –
30–70 кресел. А качество не
должно уступать маги-
стральным
перевозкам.
В-третьих, большинство ре-
гиональных центров имеют
аэропорты 3-го класса (по
отечественной классифика-
ции) или ниже и соответ-
ствующие ВПП.
Если у лидеров мирового
гражданского авиастроения
– США, ЕС одна из важней-
ших проблем состоит в резко
возросшей интенсивности воздушного движения и исчер-
пании пропускных способностей авиаузлов, у нас все на-
оборот. Около двух третей территории относится к отда-
ленным, труднодоступным и малолюдным регионам. До-
статочно взглянуть на карту плотности населения. На боль-
шей части страны – два – пять человек на квадратный
километр.
Высокие широты и узкие места
«В таких условиях авиация часто является безальтерна-
тивным видом транспорта, – поясняет начальник отдела
методического и нормативного обеспечения Института
им. Жуковского Софья Рождественская. – Более того, не-
редко из одного города в соседний приходится летать через
Москву».
В наследство от СССР нам достались многочисленные
короткие ВПП по всей матушке-России. Многие сейчас за-
брошены. Но их можно быстро восстановить. Необходимы
только соответствующие решения на государственном
уровне и политическая воля.
К сожалению, наши самолеты, даже работающие на
местных воздушных линиях (МВЛ), не приспособлены ни
к грунтовым (необорудованным) площадкам, ни к кругло-
годичной эксплуатации в любых погодных условиях, тем
более в высоких широтах.
Региональные маршруты, особенно в Сибири и на
Дальнем Востоке, обладают значительной протяженностью
– до нескольких сотен километров, соответственно крей-
серская скорость движения на них, другие требования
должны быть соразмерны условиям.
На местных линиях пассажиропоток менее значителен.
Поэтому приемлемая частота рейсов может быть обеспече-
на за счет меньшей вместимости судов (чаще всего рас-
сматриваются концепции двухмоторных ЛА на 9–19 пас-
сажиров). Таким образом, доступность и качество авиа-
транспортного обслуживания малонаселенных регионов
при соблюдении высоких стандартов безопасности и эко-
логической чистоты становятся своеобразным вызовом
для руководства страны.
6 марта 2017 года состоялось первое заседание Авиаци-
онной коллегии при правительстве Российской Федерации.
С тех пор прошло достаточно времени, но серьезных под-
вижек нет. Хотя двигатели, новая авионика, планеры у нас
есть. Достаточно вспомнить представленный на МАКСе-
2017 самолет, который может
прийти на смену Ан-2.
На родине Аннушки
(Новосибирский авиазавод
им. Чкалова) ей дали вторую
жизнь. Специалисты Сибир-
ского научно-исследователь
ского института авиации
им. Чаплыгина решили: со-
временные «Боинги» на 50
процентов состоят из компо-
зитных полимерных материа-
лов, которые по прочности не
уступают металлу, но значи-
тельно легче. И сделали Ан-2
из углепластика. Начальник
опытно-конструкторского бюро СибНИА Вячеслав Писа-
рев сказал: «Конечно, в чистом виде это не Ан-2. У него и
рабочее название другое – ТВС-2ДТС, и характеристики
значительно лучше, чем у «старшего брата». Сравните: у
Ан-2 скорость – 200 километров в час, у этого – до 300.
Новая модель предполагает больший запас топлива, может
летать дальше двух тысяч километров, а старая модель была
рассчитана на 1200». Спрашивается, что мешает запустить
самолет в серию. Как, впрочем, наладить и производство
новых среднемагистральных машин?
У отечественного гражданского авиастроения, мягко
говоря, свои особенности. Несмотря на техническое пере-
вооружение и разработку новых образцов, отрасль не имеет
объемов, обеспечивающих рентабельность. При мелкой се-
рийности ее не достичь. В то же время проникновение рос-
сийской техники на новые рынки или возвращение на ранее
утраченные затруднено. Период эксплуатации коммерче-
ских самолетов составляет 20 и более лет. Нужны развитая
сервисная и логистическая инфраструктура, система под-
готовки персонала и т. п. В связи с этим весьма сильна
инерция заказчиков в выборе поставщиков гражданских
летательных аппаратов.
10 тыс. руб.
20 тыс. руб.
30 тыс. руб.
40 тыс. руб.
50 тыс. руб.
60 тыс. руб.
70 тыс. руб.
80 тыс. руб.
90 тыс. руб.
100 тыс. руб.
100
Самолет
Поезд
Среднедушевой доход
Перцентиль
Дальние поездки не совершаются
0
Расчеты показывают,
какими должны
быть расход топлива
и цена перспективного
узкофюзеляжного самолета
Начало на
стр. 01
ПРЕЦЕДЕНТ
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
Особенность спецтехники ЧТЗ в
том, что в отличие от серийных буль-
дозеров на ней сделано бронирование
кабины, элементов капота, топливно-
го бака и ряда других важных узлов.
На первых промышленных образцах
Б12С был получен ценный опыт рабо-
ты со спецсталью (сварка, резка и фре-
зеровка кромок) и конечной сборки
тракторов. На новых челябинских ма-
шинах впервые установлены камеры
внешнего видеонаблюдения, благода-
ря которым обзор из бронекабины
даже лучше по сравнению с серийной
машиной.
Еще одна конструктивная особен-
ность изделий ЧТЗ: они не имеют бо-
ковых жалюзи для воздухозабора. Па-
нели капота цельные, что повышает их
защиту. Необходимый тепловой
режим двигателя обеспечивается за
счет изменения направления воздуш-
ного потока через заднюю перфориро-
ванную стенку капота.
В задачах Центра по спецтехнике
продолжить дальнейшую модерниза-
цию бульдозеров Б12С: сконструиро-
вать решетки, защищающие от кумуля-
тивных боеприпасов, установить допол-
нительное оборудование, разработать
другие полезные опции.
В числе приоритетов инженеров –
более эффективные решения по тепло-
вому режиму работы моторно-
трансмиссионной установки. Ведь
технике предстоит действовать и в
жарких условиях, а установка спец-
защиты дает дополнительный нагрев
узлов. В планах конструкторов,
кроме бульдозеров, проектирование
других видов защищенной дорож-
но-строительной техники.
Трактором по катаклизму
Челябинские инженеры учат технику
не париться в сложных ситуациях
Центр разработки спецтехники двойного
назначения создан на Челябинском тракторном
заводе. Новое подразделение займется
модернизацией выпускаемых предприятием
машин под выполнение особых задач в условиях
природных катаклизмов и техногенных
катастроф, в зонах боевых действий.
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
Очень слабая экономически и
крайне нестабильная политически
Боливия имеет большие, но слабые
ВС. Основным поставщиком боевой
техники для них традиционно явля-
лись США, в меньшей степени Ев-
ропа и Бразилия. Сейчас происходит
постепенная переориентация на
КНР, и только китайские вооруже-
ния боливийской армии можно счи-
тать относительно современными.
Сухопутные войска делятся на
6 военных округов, в составе которых
имеется 10 пехотных дивизий, коман-
дование ССО, а также 1-й пехотный
и 1-й бронекавалерийский полки.
Танковый парк состоит из 34 ав-
стрийских легких SK-105 «Кирасир».
Имеется 24 бразильские БРМ
ЕЕ-9 и около 200 БТР. Артиллерия
включает более 100 буксируемых
орудий, американские минометы
М224 (100), М29 (250), М30 (25).
Есть 50 китайских ПТРК HJ-8. На-
земная ПВО – это 30 китайских
ПЗРК HN-5 и порядка сотни зенит-
ных орудий.
Армейская авиация включает
2 самолета (голландский F-27 и аме-
риканский «Бич-С90») и 9 вертоле-
тов (6 китайских Н425, 3 американ-
ских R-44).
ВВС состоят из 6 авиабригад.
Полноценных боевых самолетов на
вооружении нет, в качестве легких
штурмовиков используются 4 аме-
риканских AT-33AN, являющихся
вариантом учебного Т-33.
Зато транспортников много и
разных, в основном легких. Учебные
самолеты: 9 американских Т-33АF, 3
Т-34, 2 швейцарских РС-7, 9 ав-
стрийских DA40, 6 новейших китай-
ских К-8, 4 бразильских Т-25, 2 чеш-
ских Z-242L. Вертолеты: до 15 аме-
риканских UH-1Н и 6 R44, 4 евро-
пейских ЕС145, 6 французских
AS332С, 2 AS350B3.
ВМС дислоцированы на озере
Титикака, поскольку выхода к морю
у страны нет. В их составе 43 малых
сторожевых катера, несущих пуле-
метное вооружение, легкий самолет
«Цессна-340», 7 батальонов морской
пехоты (в том числе 1 механизиро-
ванный) и 4 военной полиции.
В 30-е годы боливийская армия,
коей руководили в основном немец-
кие офицеры, потерпела сокруши-
тельное поражение в «войне Чако»
от парагвайской армии, во главе ко-
торой стояли большей частью офи-
церы русские. Сегодня эти две армии
борются между собой разве что за
звание самой антикварной в мире.
Почти все страны Латинской
Америки традиционно представляют
собой свалку устаревшей западной
или реже советской боевой техники.
Однако Парагвай выделяется даже на
этом фоне. Его ВС – музей военной
техники времен Второй и даже Пер-
вой мировых войн. Вооружения 50-х
годов в парагвайской армии считают-
ся почти новейшими.
Сухопутные войска включают
три армейских корпуса, в каждом из
которых по две пехотные и одной ка-
валерийской дивизии. Кроме того,
имеются две артиллерийские груп-
пы, полки президентской гвардии и
инженерный, по батальону спецназа
и связи. В реальности дивизии и
корпуса не соответствуют названиям
– первые в лучшем случае эквива-
ленты полкам, вторые – дивизиям.
Бронетехника представлена при-
мерно 30 американскими танками
времен Второй мировой (до 15
М4А3, до 19 М3А1), 28 бразильски-
ми БРМ ЕЕ-9 и 6 американскими
М8, 41 БТР. Буксируемые орудия:
12 шведских горных «Бофорс»
М1934, 12 немецких FK38, 12 ан-
глийских QF-25, 16 американских
М101. Все эти пушки – 30–40-х
годов изготовления, FK38 состояли
на вооружении вермахта.
Минометы: 42 испанских 60-мм,
118 французских «Брандт», амери-
канские М30 (8 единиц) и М-120
(38). Наземная ПВО включает
9 американских ЗСУ и 46 зенитных
орудий.
ВВС состоят из 1-й авиабригады,
включающей всю авиатехнику. Един-
ственными самолетами ВВС Параг-
вая, которые могут быть использова-
ны в качестве боевых (легких штур-
мовиков), являются 4 бразильских
ЕМВ-312 «Тукано» (АТ-27).
ВМС – это фактически речная
флотилия на реке Парана (посколь-
ку выхода к морю страна не имеет), а
именно: монитор «Парагвай», сторо-
жевые корабли «Капитан Кабрал»,
«Итайпу» и «Фарина», 2 сторожевых
катера типа «Капитан Ортиз»,
2 «Ихайгу», 5 LP7, 8 LP101, 45 малых
катеров без вооружения. Если «Итай-
пу» и катера являются самой совре-
менной техникой в национальных
ВС (построены в 60–90-е), то «Па-
рагвай» вошел в строй в 1931 году.
Сейчас он находится в резерве, но
предполагается вернуть его в строй.
А «Капитан Кабрал» вообще самый
старый действующий боевой ко-
рабль в мире, он построен в 1908-м.
Морская авиация включает 7 само-
летов – 2 «Цессна-150», 4 «Цесс-
на-210», 1 «Цессна-206».
Уругвай с военной точки зрения
– еще одна свалка устаревших аме-
риканских ВВТ. В 90-е годы страна
приобрела в Израиле и Восточной
Европе некоторое количество совет-
ской по происхождению техники,
впрочем, столь же древней. Кроме
того, значительная часть вооруже-
ний приобретается у соседней Бра-
зилии. Подразделения ВС Уругвая
регулярно используются в составе
контингентов ООН, что является
для них важнейшим способом бое-
вой подготовки и дополнительным
источником доходов.
Сухопутные войска делятся на
4 дивизии, которые скорее аналоги
военных округов. Есть резерв в со-
ставе двух бригад (1-й инженерной и
1-й связи), 1-го кавалерийского
полка и ряда мелких подразделений.
В реальности дивизии примерно экви-
валентны бригадам, полки и баталь-
оны – ротам.
Танковый парк включает 15Ti-67
(советские Т-55, захваченные Израи-
лем у арабов и переделанные под за-
падные стандарты), американские
легкие М24 (17 штук) и М41 (47).
Все эти машины очень сильно уста-
рели. Имеется 81 БРМ (бразильские
ЕЕ-9 и ЕЕ-3, 48 российских «Водни-
ков»), 15 советских БМП-1, более
300 БТР. Артиллерия насчитывает
6 советских САУ 2С1, 56 американ-
ских буксируемых орудий, 201 ми-
номет, 4 чешских РСЗО RM-70. На
вооружении 15 французских ПТРК
«Милан». Вся наземная ПВО вклю-
чает 14 зенитных орудий.
ВВС состоят из трех авиабригад.
Единственные боевые самолеты –
легкие противопартизанские штур-
мовики: 3 американских А-37В, 4–5
аргентинских IA-58 «Пукара». Име-
ется 1 бразильский разведчик ЕМВ-
110В и 6 американских ОА-37 на
базе штурмовика А-37. ВМС страны
имеют в своем составе 2 фрегата
«Уругвай» (бывшие португальские
типа «Команданте Жоао Бело»),
6 сторожевых кораблей и катеров,
3 тральщика «Темерарио» (бывшие
«Кондор-2» ВМС ГДР), 4 десантных
катера. Морская авиация включает
2 американских разведывательных
самолета «Бич-200Т». Есть батальон
морской пехоты.
МОРПЕХИ С ТИТИКАКИ
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАН ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
ПОРАЗЯТ ЛЮБОГО ЕВРОПЕЙСКОГО КОЛЛЕКЦИОНЕРА
Армии Боливии, Парагвая и Уругвая представляют собой «музеи вооруженных сил»
и существуют по сути лишь потому, что стране положено иметь ВС. Воевать с кем-либо они
неспособны, но крайне маловероятно, что им придется это делать.
РЕАЛИИ
ursa-tm.ru