Газета «Военно-промышленный курьер». №16 (729) 24-30 апреля 2018 года - page 6

№ 16 (729) 24–30 апреля 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
АРМИЯ
06
Алексей
ЧИЧКИН
,
кандидат экономических наук
Планируется дальнейшее расширение
действующих и создание новых морских тер-
миналов и транспортных коридоров в регио-
не. Но современные внешнеэкономические и
внешнеполитические тенденции да и геогра-
фия российского сектора на Балтике способ-
ны затруднить реализацию этих проектов.
Поэтому эксперты полагают, что полный
«уход» наших грузов из Прибалтики, помимо
технологической и географической проблем-
ности, наверняка повысит и без того высокий
антироссийский градус. Наши грузы заме-
нить нечем. В то же время российский же
бизнес весомо присутствует в портах и тер-
миналах Прибалтики, что позволяет усилить
привязку этой сети к политико-экономиче-
ским интересам России. Параллельно нужно
выверить наши перспективные инфраструк-
турные проекты в регионе.
ЛЕНОБЛАСТЬ В ПРИОРИТЕТЕ
Тем временем «мы приступаем к строи-
тельству крупного терминального комплекса
в порту Приморск. Инфраструктура позволит
обрабатывать там до 100 миллионов тонн
грузов в год, заявил 12 апреля губернатор
Ленобласти Александр Дрозденко после за-
седания правительственной комиссии по им-
портозамещению. Сегодня
с премьер-министром Рос-
сии Дмитрием Медведевым
мы обсудили этот проект.
Он сразу же дал поручение
обеспечить новые портовые
мощности железнодорож-
ными,
автомобильными
подходами и электроэнер-
гией. Также мы проговори-
ли возможность создания
здесь второго в стране и
первого на российской Бал-
тике свободного порта».
Приморск, напомним, с
2013 года – один из крупней-
ших наших нефтеналивных
терминалов. В нем могут об-
рабатывать танкеры дедвей-
том до 150 тысяч тонн. Годо-
вой грузооборот достигает
почти 60 миллионов тонн.
Статус свободного порта
предусматривает, что его
резиденты и постоянные
пользователи обладают на-
логовыми, таможенными,
торговыми и другими пре-
ференциями. Похожие льго-
ты в РФ, напомним, пока
имеет только Владивосток.
Этот и смежные проек-
ты – продолжение курса на
минимизацию
перевалки
грузов через прибалтийские страны. В 90-х
расходы РФ на транзит через них и Финлян-
дию достигали 360–430 миллионов долларов
в год, а к концу 2017-го сократились почти
вдвое. Ибо российское руководство постави-
ло задачу свести к минимуму эти потоки,
отдав преимущество нашим портам и сухо-
путным артериям, в основном в Ленинград-
ской области. В результате государственных,
смешанных и частных инвестиций суммар-
ные мощности потребной для этого инфра-
структуры выросли более чем вдвое. Нала-
дили регулярное паромное сообщение Усть-
Луги с Калининградом, за шесть лет сокра-
тившее почти вдвое грузопоток в эксклав
через Белоруссию, Литву и Польшу.
Что же касается Ленинградской области,
она стала центром транспортных мощностей
Северо-Запада еще в начале 2010-х. Точнее,
на побережье Финского залива – в географи-
ческом суженном районе было достигнуто мак-
симальное сгущение грузопотоков. Как след-
ствие здесь поныне требуются тщательно вы-
веренное рассредоточение перевозочных объ-
емов и расчет мощностей на перспективу. Тем
более что залив отдален минимум на 60 миль
от основных морских маршрутов на Балтике, а
это, по мнению многих экспертов, сдерживает
рост если не внешнеторговых перевозок Рос-
сии, то во всяком случае евро-азиатского тран-
зита через РФ. Неудивительно, что его показа-
тели де-факто стагнируют с 2015 года.
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ НИТЬЮ
Трудно переоценить значение Финского
залива для обороноспособности России.
Стало быть, здесь тем более востребовано
максимально рациональное размещение и
распределение транспортных мощностей и
грузопотоков гражданского, оборонного и
двойного назначения. Такие же задачи были
успешно решены к концу 30-х годов, когда,
напомним, территория советского сухопутно-
морского сектора на Балтике была (до мир-
ного договора 12 марта 1940 года с Финлян-
дией) даже меньше, чем сегодня.
Относительно калининградского экскла-
ва: активное укрупнение портовых мощно-
стей обусловлено транзитным да и геополи-
тическим факторами. Прежде всего это ча-
стые изменения Литвой и Польшей правил
перевозок и транзитных тарифов в сторону
увеличения. Причем такие меры в большин-
стве своем совпадают с обострениями отно-
шений Москвы с Вильнюсом или Варшавой.
Если же смотреть в более широком кон-
тексте, многолетняя зависимость РСФСР,
СССР и постсоветской России от прибалтий-
ского транзита обусловлена еще и тем, что
крупные терминалы для наливных и других
грузов создавались именно в республиках.
Что касается нефтеперерабатывающе-
го-трубопроводного проектов для Калинин-
градской области, их планировали реализо-
вать еще в 70-х годах по инициативе тогдаш-
него председателя союзного Совмина Алек-
сея Косыгина. По его мнению, эксклав
РСФСР на Балтике должен был не только
иметь собственное обеспечение топливом, но
и стать главным балтийским нефтеэкспорт-
ным терминалом СССР. Но победила точка
зрения брежневцев: политически и экономи-
чески целесообразнее отдать транзит совет-
ского черного золота республикам Прибал-
тики. Созданная в те же годы советско-поль-
ская труба «Дружба» тоже обошла Калинин-
градскую
область,
хотя
«братская»
Прибалтика получила ответвления. От строи-
тельства НПЗ в области тогда же отказались
в пользу нефтеперегонного завода в сосед-
нем литовском Мажейкяе – вблизи термина-
ла в Бутинге (введенных в конце 70-х).
В этой связи примечательна оценка, дан-
ная в 2017 году главой аналитического отде-
ла Александровского института Хельсинк-
ского университета Маркко Кангаспуро:
«Расположение Калининграда напоминает
расположение (
не побережное, а бухтовое. –
А. Ч.
) севастопольской военно-морской базы
в Крыму. Севастополь, конечно, значительно
важнее Калининграда, но подобно Крыму Ка-
лининград – одна из немногих военно-мор-
ских баз России. Без него Балтийскому ВМФ
России пришлось бы базироваться только на
небольшом участке Финского залива. Россия
хочет утвердить свои позиции в Калинингра-
де, но это становится труднее и с точки зре-
ния военно-политической стратегии. А из
Балтийского и Черного морей в океан можно
выйти только через узкие проливы».
Порты всех стран Балтийского бассейна
географически и эксплуатационно привязаны
к датско-шведским проливам. Но глубина и
ширина их фарватера не позволяют пропу-
скать, особенно в ежесуточном режиме, круп-
нотоннажные контейнеровозы, сухогрузы,
танкеры. Обход же крупнотоннажными суда-
ми по Кильскому каналу (Северная Германия)
невозможен по «фарватерным» причинам
(этим путем пользуются мало- и среднегаба-
ритные суда «река-море»). А южношведский
балтико-атлантический Гета-канал (Седерче-
пинг – Гетеборг) для грузоперевозок вообще
не используется с конца 70-х годов. Очевид-
но, что эти факторы тоже
следует учитывать при под-
готовке проектов, рассчи-
танных на крупнотоннажный
грузопоток в регионе.
ПОРА МЕНЯТЬ
СТРАТЕГИЮ?
Усиление финансово-
экономического, в том
числе
внешнеторгового
прессинга на Россию усу-
губляют «скученное» рас-
положение портов отдален-
ного Финского залива и
возможности использова-
ния балтийско-атлантиче-
ских проливов. В связи с
чем наверняка потребуется
пересмотр «Стратегии раз-
вития морской портовой ин-
фраструктуры России до
2030 года», утвержденной в
2012-м. В ней указано, что к
2030 году прогнозируется
рост спроса на перевалку
грузов в Балтийском бас-
сейне РФ до 332,4 миллио-
на тонн, причем в консерва-
тивном (энерго-сырьевом)
сценарии, то есть при сдер-
жанном росте спроса. Но
документ утвержден до рос-
сийско-украинского конф-
ликта, обмена санкциями с Западом и объ-
явленного Москвой «разворота на восток».
Востребованность корректировки под-
тверждает и статистика. По данным Росмор-
речфлота, в 2017 году порты Балтийского
бассейна РФ увеличили перевалку грузов
только на 4,6 процента, в том числе порт
Усть-Луга – на 10,6 процента, а Приморск на
столько же упал, «Большой порт Санкт-
Петербург» и Высоцк дали рост на 10,3 и 2,6
процента. Причем основа грузовой работы
Приморска и Высоцка – нефтяные и другие
наливные грузы.
В 2018 году понижательный тренд, похо-
же, ускорится: за январь – март в сравнении
с тем же периодом 2017-го объем перевалки
Приморска снизился на «рекордные» 26 про-
центов, Высоцка – на 3,4, Усть-Луги – на 0,5.
Ростом отметились Калининград – 13,4, Вы-
борг – 11,6 и «Большой порт Санкт-
Петербург» – 9,7 процента. Но в целом грузо-
оборот наших балтийских портов снизился
на 4,7 процента.
Перевод грузов на российские адреса,
очевидно, продолжится. Но как считают ген-
Российские порты на Балтике освоили свыше 60 процентов внешнеторгового грузопотока РФ,
ранее следовавшего через Финляндию, Латвию, Литву и Эстонию. В 60–70-х доля трех
«братских» республик в советском трафике превышала две трети. Геополитическое значение
нынешнего тренда не менее актуально, чем экономическое.
СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ
реклама
Владимир
ПАСЯКИН
,
корреспондент «ВПК»
Опыт показал, что благодаря закрытым для посещения зонам
вроде Опука природа сохраняется наилучшим образом: стрельба
и взрывы – это точечно, а охраняемая территория – тысячи гекта-
ров, где все отлично цветет и размножается. Но цветочки, птички
и тушканчики – приятный бонус, мы-то как раз на стрельбы при-
ехали.
На полигоне проводились плановые мероприятия боевой подго-
товки артиллерийских подразделений, соединений и частей, входя-
щих в состав армейского корпуса Черноморского флота, комкор – ге-
нерал-майор Константин Касторнов. Непосредственное руководство
боевой учебой артиллеристов – зона ответственности начальника
ракетных войск и артиллерии корпуса полковника Игоря Сварковско-
го, опытнейшего офицера-практика.
После обычных для таких учений марша из пункта постоянной
дислокации и оборудования полевого лагеря начались новации:
посты наблюдения и разведки выполнили тренировки по обнаруже-
нию целей и корректировке огня с использованием беспилотных ле-
тательных аппаратов. Но мало цель обнаружить, потому особо отра-
батывалось взаимодействие операторов БЛА с артиллерийскими
расчетами.
Пока разведка летала и засекала цели, артиллеристы сдали
нормативы по приведению своих установок к бою, подготовке к
стрельбе и смене огневых позиций, отработали тактику ведения бо-
евых действий в условиях авиаударов, применения условным про-
тивником диверсионно-разведывательных групп, а также оборону
морского побережья с поражением мишеней. На полигоне были за-
действованы самые разные артсистемы, буксируемые и самоход-
ные, такие как «Мста-Б», «Град», «Гвоздика», «Нона», «Сани»,
«Поднос», «Хризантема».
О том, какие именно тактические элементы отрабатывали ар-
тиллеристы, распространяться не стоит. Скажу лишь, что именно с
использованием беспилотников танковые подразделения сумели с
закрытых огневых позиций поразить все мишени на предельной
дальности.
Успешные учения – праздник, а тут еще одна радость подоспела:
как рассказал Игорь Сварковский, «с материка» – из Буденновска
вернулась минометная батарея капитана Виталия Гончаренко из от-
дельной бригады береговой обороны ЧФ, участвовавшая в соревно-
ваниях Южного военного округа, и вернулась с победой. А батарея
капитана Дмитрия Рождественского из гаубичного самоходного ар-
тиллерийского дивизиона отдельной гвардейской бригады морской
пехоты заняла второе место в округе.
Так что «приручение» беспилотников у артиллеристов идет
успешно, хотя если набрать в поисковике «беспилотник Крым», на
первых строчках будет совсем иная информация, фейковая. На газо-
не в Севастополе нашли БЛА украинского производства, обклеенный
желто-голубыми стикерами «Ми близько!». Да, беспилотник реален,
фейком является то, что он якобы сам прилетел. Но севастопольцы
истеричностью не отличаются, в море со страху топиться никто не
побежал – понятно, нынешняя украинская власть всеми силами сей-
час старается нагадить крымчанам. Но ответ на такие приколы может
оказаться совсем не шуточным – я в этом лично убедился, побывав
на учениях артиллеристов на полигоне Опук.
Прыжки проходят в авиагарнизоне Кача. Но начинается под-
готовка черных беретов с тренировок на территории учебного
комплекса «Казачий», где командует капитан Иван Комаров. При
входе на полигон его подчиненные создали маленький мемори-
альный комплекс, рассказывающий об одной из последних стра-
ниц второй обороны Севастополя 1941–1942 годов. Причем сде-
лали его по своей инициативе, по зову сердца. Морпехи обследо-
вали большую территорию, прилегающую к комплексу, и собрали
материальные свидетельства гремевших тут боев – гильзы,
осколки снарядов, хвостовики мин… Найденные экспонаты ко
Дню Победы представили на специально оборудованной площад-
ке. Теперь каждый, кто приходит на полигон, понимает, что проис-
ходило на этой героической земле. А у воинов особый настрой на
боевую учебу.
За последние годы учебно-материальная база комплекса в
Казачьем заметно преобразилась. В числе прочих новшеств поя-
вились специальные тренажеры для подготовки морских пехотин-
цев к парашютным прыжкам. Теперь у заместителя командира
бригады морской пехоты по воздушно-десантной подготовке под-
полковника Дениса Ермишко и у его специалистов в батальонах и
ротах появилась возможность готовить «крылатую гвардию» на
месте, не выезжая на аэродром, давать морпехам основные на-
выки прыжковой техники, тренировать приземление в разных ус-
ловиях. Помогали в создании тренажеров опытнейшие офицеры-
десантники.
Пройдя полностью тренажерный курс, морпехи ЧФ из отдель-
ной ордена Жукова гвардейской бригады морской пехоты, кото-
рой командует полковник Дмитрий Усков, отправляются на сборы
по воздушно-десантной подготовке в Качу. Руководит сборами
заместитель комбрига по ВДП, кавалер ордена Мужества и меда-
ли «За отвагу» подполковник Денис Ермишко, за плечами которо-
го участие в контртеррористической операции в Чечне, выполне-
ние задач в Сирии.
В парашютной подготовке задействованы около 400 военнослу-
жащих из состава ДШБ под командованием майора Салима Паш-
това, разведбата, других подразделений бригады, в том числе
десантно-штурмовой роты капитана Антона Морозова.
«Военнослужащие выполняют прыжки с парашютом с верто-
лета Ми-8 с высоты 800 метров и выше в полном боевом снаряже-
нии со стабилизацией падения три секунды и ручным раскрытием
парашюта, – рассказывает подполковник Денис Ермишко. – Вна-
чале в дневное время. Помимо морских десантных парашютов
Д-6 и более совершенных Д-10, черные береты используют пара-
шютные системы «Арбалет-2». В этой дисциплине их наставником
выступает опытный инструктор по ВДП, сержант контрактной
службы Виталий Жигалка, на счету которого без малого полторы
тысячи прыжков».
Система «Арбалет-2» предназначена для десантирования
групп специального назначения и парашютистов-спасателей с
комплектом необходимого вооружения и снаряжения в грузовом
контейнере, а также для выполнения учебно-тренировочных
прыжков из самолетов и вертолетов.
Также на сборах по ВДП подразделения проводят учения, на
которых отрабатывают приемы и навыки по высадке тактическо-
го воздушного десанта методом зависания из низколетящего
вертолета с высоты полутора-двух метров в полном боевом сна-
ряжении.
«Полученные в учебном комплексе «Казачий» навыки по ВДП
закрепляются уже во время практических прыжков, – поясняет
Денис Ермишко. – Главное – не отходить от принципа этапности
боевой подготовки, постепенного усложнения задач, начиная от
самых простых. Цепочку эту разрывать нельзя, ведь речь идет о
жизни воинов. А небо халатности не прощает. Отработав прыжки
в дневное время, наиболее подготовленные морские пехотинцы
переходят к ночному десантированию. Это гораздо сложнее, это
уже высшая парашютная квалификация».
БЕСПИЛОТНИКИ
БОЕВЫЕ
И ФЕЙКОВЫЕ
Мыс Опук в восточном Крыму, неподалеку от Керчи –
место знаковое с самых далеких времен. Греки
построили тут город Киммерик, остатки которого
активно изучали советские археологи. А спустя пару
с лишним тысячелетий после греков место облюбовали
военные. Казалось бы – конец природе, раз устроили
тут полигон. Ан нет!
ЧТОБЫ В КАЧЕ
НЕ ПОДКАЧАТЬ
Морских пехотинцев недаром называют
воинами трех стихий. Они действуют
на земле, в море и в небе. Но для грамотных
действий необходимы и соответствующие
умения, а все, что должен уметь делать
морпех, перечислять долго. Разумеется,
отлично стрелять. В совершенстве владеть
навыками рукопашного боя. Но одной
из ключевых военных дисциплин является
парашютно-десантная подготовка.
Владимир ПАСЯКИН
П
олностью
переориентировать
грузы
из
портов
прибалтийских
стран
невозможно
. Р
оссийский
бизнес
уже
прочно
обосновался
там
ГРУЗОПЕРЕПАЛКА
ТЕМА
Начало на стр. 01
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook