Газета «Военно-промышленный курьер». №16 (729) 24-30 апреля 2018 года - page 7

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
07
«ОБОРОНКА»
Людмила
ФОКЕЕВА
17 апреля в зале коллегии ФАС России собрались эксперты.
Повестка заседания – утвердить состав, обсудить план работы со-
вета на 2018 год и обозначить актуальные проблемы. В числе 35
экспертов – представители законодательных и исполнительных ор-
ганов власти, министерств и ведомств, промышленных предприя-
тий, научных и общественных организаций, ведущих вузов, анали-
тических компаний, специалисты в сфере ГОЗ.
«Вы знаете, что на заседании Госсовета 5 апреля (
по вопросу
приоритетных направлений деятельности субъектов Российской
Федерации по содей-
ствию развитию конку-
ренции. –
«ВПК»
) прези-
дент России остановился
на одной из масштабных
задач, стоящих перед
страной, – отметил пред-
седатель Экспертного со-
вета в сфере ГОЗ ФАС
РФ Сергей Маев, – разви-
тии конкуренции как ба-
зового условия для эконо-
мического и технологиче-
ского развития общества.
Анализ
конкурентной
среды и выработка пред-
ложений по развитию конкуренции в сфере ГОЗ являются важней-
шими направлениями деятельности нашего совета».
Экспертный совет в сфере ГОЗ действует уже более трех лет.
Среди успешных проектов, реализованных по его инициативе, –
внедрение прогрессивных государственных контрактов, мотиваци-
онной модели ценообразования, системы внутреннего контроля со-
блюдения законодательства в сфере ГОЗ, антимонопольного зако-
нодательства и законодательства о закупках.
На первом заседании этого года эксперты обсудили возмож-
ность внедрения в «оборонке» модели стимулирующих контрактов,
поскольку сейчас госзаказ в этой сфере предусматривает только
санкционные меры. Как считает руководитель рабочей группы по
совершенствованию законодательства в сфере ГОЗ Татьяна Ка-
менская, внедрение поощрительной системы позволит в целом по-
высить заинтересованность в исполнении ГОЗ. Рабочая группа
предлагает разработать и внедрить меры стимулирования исполни-
телей госзаказа при достижении определенных факторов, напри-
мер таких, как досрочная поставка, снижение издержек и внедре-
ние новых технических решений. Стимулирующие госконтракты
есть в западной практике ОПК, в России они применяются пока
только в энергетической сфере.
«Все, конечно, понимают, что ситуация постоянного давления
на предприятия не способствует решению стоящих перед всеми
задач. Тем более что все сейчас ищут стимулы для развития эконо-
мики, – прокомментировал заместитель руководителя ФАС РФ, со-
председатель Экспертного совета Даниил Фесюк. – Примеры таких
инвестиционных соглашений со стороны государства есть в исто-
рии России, причем еще прошлых веков. Только сейчас их нужно
адаптировать к современным реалиям. Мы ждем положительного
эффекта в ближайшее время. Думаю, что в наших силах проделать
эту работу в течение текущего года».
«Сама идея очень интересная, но я не думаю, что при существу-
ющих механизмах по формированию и финансированию ГОЗ она
жизнеспособна, – высказал свое мнение генеральный директор АО
«АПЗ» Олег Лавричев. – Есть источники, в которых эта бонусная
составляющая может присутствовать, и есть твердая фиксирован-
ная цена, в рамках которой трудно двигаться туда-сюда. Здесь
много аспектов, которые надо дополнительно изучать».
На заседании был также затронут вопрос о взаимодействии про-
мышленности с институтом военных представительств Минобороны
(ВП). Здесь накопилось до-
вольно много проблем.
Наиболее остро сейчас
стоит вопрос распределе-
ния ответственности за
исполнение ГОЗ.
«При возникновении
сложных ситуаций, напри-
мер при недопоставках
комплектующих, предпри-
ятия вынуждены органи-
зовывать сверхурочную
работу. Но не всегда они
находят должный отклик в
организации такой сверх-
урочной работы со сторо-
ны ВП, – отметил генеральный директор АПЗ Олег Лавричев. –
Также считаю, что ответственность за выполнение государственно-
го оборонного заказа должна быть распределена, в том числе и на
работающие на предприятиях ВП, так как мы все участники одного
процесса – исполнения государственного оборонного заказа. Счи-
таю необходимым распределить эту ответственность на всех участ-
ников процесса в равной мере и решить этот вопрос введением за-
конодательных норм».
Вопрос о роли и месте института военных представительств
при исполнении ГОЗ будет детально рассмотрен уже на следующем
заседании Экспертного совета.
Подробнее –
смотрите видео на
БОНУСЫ
И МИНУСЫ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
И ЭКСПЕРТЫ
ИЩУТ СТИМУЛЫ
ДЛЯ «ОБОРОНКИ»
В приоритетах Федеральной антимонопольной
службы – реализация Национального
плана развития конкуренции и создание
системы стимулирующих государственных
контрактов. В заседании Экспертного совета
ФАС службы в сфере ГОЗ России принял
участие генеральный директор Арзамасского
приборостроительного завода, председатель
Комитета по экономике и промышленности
Законодательного собрания Нижегородской
области Олег Лавричев.
О
тветственность
за
выполнение
государственного
оборонного
заказа должна
быть
распределена
и
на
работающие
на
предприятиях
военные
представительства
Александра БАРЫКИНА
директор логистической компании «Глогос
проект» Константин Гриневич и другие экс-
перты, решение этой задачи требует прежде
всего затрат и оптимального распределения
железнодорожно- и трубопроводно-морских
грузопотоков в портовых районах Калинин-
градской и Ленинградской областей, а также
между ними. Но реальное обеспечение спро-
са на эти инвестиции к началу 2018 года не
превышало 70 процентов. Плюс к тому сте-
пень увеличения мощностей во многом зави-
сит от клиентов. Эксперты отмечают и гиб-
кую ценовую политику на транзитных арте-
риях/портах стран Прибалтики и Финляндии,
круглогодичную эксплуатацию и побережное
расположение (непосредственно на Балтике)
в отличие от большинства наших.
РИСКОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Между тем наряду с суперпроектом в При-
морске владельцы терминалов в Ленобласти
планируют вложить в расширение портовых
мощностей в 2018–2025 годах свыше трил-
лиона рублей. Так, крупнейший российский
производитель удобрений – компания «Фос-
Агро» намерена инвестировать шесть мил-
лиардов в расширение терминала в Усть-
Луге. Государственная «Транснефть» соби-
рается потратить минимум 20 миллиардов на
развитие Приморска; компания «Новатэк» –
65 миллиардов рублей на терминал сжижен-
ного газа в Высоцке. Но окупятся ли эти вло-
жения реальными грузопотоками? И как по-
вышать конкурентоспособность?
«Тотального роста грузооборота на рос-
сийской Балтике ждать не стоит, – отмечает
глава аналитического бюро «ДОРН» Андрей
Карпов. – Возможности портовой отрасли ре-
гиона связаны прежде всего с перехватом
российского и евро-азиатского контейнерно-
го потока и транзита из сопредельных стран.
Ибо субъекты этого рынка выбирают чужие
терминалы из-за более привлекательных ус-
ловий, в том числе в сфере хранения. Кроме
того, бизнес нередко говорит о сложностях
работы с российской таможней.
По мнению экспертов, имеется в виду в
первую очередь комплексное развитие кон-
тейнерного евро-азитского коридора через
РФ с имеющимися железнодорожно-порто-
выми выходами на Северо-Западе (в Ле-
нинградской, Мурманской, Псковской, Ка-
лининградской областях и Карелии) в
Скандинавию, страны Прибалтики, Польшу
и Германию. А для повышения конкуренто-
способности наверняка потребуются новые
«каналы» из тех же субъектов Федерации
как в эти, так и в дальневосточные страны.
Тем более что с 2016 года растет спрос по-
следних на транзит именно через РФ, а это
в свою очередь отвечает и развитию восточ-
ного вектора российской внешнеэкономиче-
ской политики.
Пожалуй, вполне можно согласиться с
Карповым и в том, что полностью переориен-
тировать грузы с прибалтийских терминалов
«невозможно еще и потому, что слишком
прочно российский бизнес обосновался в
портах стран Балтии. Перевод же грузопото-
ков оттуда, конечно, зависит от таможенных
процедур, тарифов, мощностей, но в боль-
шей степени – от «карты собственности»:
каким промышленно-финансовым группам
что принадлежит». Предприниматели-совла-
дельцы, крупно инвестировавшие в термина-
лы Эстонии, Латвии и Литвы, «будут и впредь
направлять свои грузопотоки через эти мощ-
ности».
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОВЕТСКИЙ БАРТЕР
Лидер по производству аммиачной сели-
тры – «Уралхим» владеет 51 процентом акций
терминала Riga fertilizer, контролирует пред-
приятие Ventamonjaks по хранению-перевалке
аммиака в Вентспилском порту. Терминал
Vopak в Мууге (Эстония) наполовину принад-
лежит Global Ports – крупнейшему российско-
му оператору контейнерных терминалов.
Один из крупнейших в РФ производите-
лей химудобрений – «Акрон» владеет круп-
ными комплексами в портах Мууга и Силла-
мяэ (Эстония). Половина акций порта Силла-
мяэ у петербургских бизнесменов. Здесь же
имеет собственный терминал другой крупный
продуцент химудобрений – компания «Евро-
Хим», переваливающая там и дизтопливо.
Контейнерный и другие терминалы этого
портового района наполовину принадлежат
российскому бизнесу.
Российские угольные компании «Шахта
Заречная» и «Кузбассразрезуголь» владеют
почти третичными долями в профильных тер-
миналах Латвии и Эстонии. Латвийско-рос-
сийское СП LatRosTrans по прокачке нефти и
продуктов из нее почти на 35 процентов при-
надлежит дочке «Транснефти».
Нелишне в этой связи напомнить, что в
20–30-х Москва вводила минимальные рас-
ценки на грузотранзит прибалтийских стран
через СССР. Им по умеренным ценам по-
ставлялись советское транспортное оборудо-
вание, лесоматериалы, черные и цветные
металлы, нефть. Взамен СССР не только по-
лучал минимальные расценки на свой тран-
зит через те же государства, но и располагал
собственными терминалами в прибалтий-
ских портах. Понятно, что такой бартер наря-
ду с очевидными экономическими выгодами
для обеих сторон укреплял советские геопо-
литические позиции.
Конечно, впрямую в современных усло-
виях эту практику не повторить. Но какая-ли-
бо форма сопричастности Российского госу-
дарства к знаковым позициям нашего бизне-
са в прибалтийской транзитной системе
была бы полезна как в плане геополитики,
так и в контексте уточнения портовой и в
целом транспортной стратегии РФ в Балтий-
ском регионе.
РЕЦЕПТ
ПОРТ УСТЬ-ЛУГА
fb-logistic.ru
ПОРТ ВЫСОЦК
port-vysotsky.ru
pvbglenobl.ru
solarn.ru
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook