Газета «Военно-промышленный курьер». №17 (730) 8-14 апреля 2018 года - page 7

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
07
АРМИЯ
НОЙ ПЛОЩАДЬЮ
реклама
Простые и надежные, они ведут родословную от горной
пушки образца 1909 года, основательно доработанной ору-
жейниками Путиловского завода. После окончания Граждан-
ской войны именно ее взяли за основу для создания первой
массовой артиллерийской системы РККА. Задание на разра-
ботку проекта нового полкового орудия было выдано КБ Ору-
жейно-артиллерийского треста, которым руководил Сергей
Шукалов. Проектирование завершилось к концу 1925-го, в
начале следующего года удалось построить первый опытный
образец.
После всех необходимых доработок в начале 1928-го орудие
было принято на вооружение РККА под названием «76-мм полковая
пушка образца 1927 года». Но непрерывно совершенствовалось,
этим занималась АТК – Артиллерийская техническая контора Пути-
ловского завода, на котором начался серийный выпуск. Первые
серийные полковые орудия передали в действующую армию в де-
кабре 1928-го.
Уже к середине 30-х годов пушка, по мнению военных, перешла
в разряд устаревших. Претензии были к небольшим углам верти-
кальной и горизонтальной наводки, к низкой скорострельности (из-
за устаревшего поршневого затвора), к недостаточной мобильно-
сти. Вызывала нарекания относительно слабая баллистика, ограни-
чивавшая максимальную дальность, а главное – бронепробивае-
мость. Уже тогда было принято решение о создании нового орудия,
однако довести эти работы до логического завершения удалось
лишь в 1943 году, да и то не с первой попытки.
В 1942-м в СССР были разработаны и приняты на вооружение
кумулятивные снаряды калибра 76 миллиметров, которые обеспе-
чивали бронепробиваемость около 70 миллиметров практически на
всех дистанциях. И оказалось, что с новыми боеприпасами пушка в
особой модернизации и не нуждается, но процесс уже был запу-
щен. Серийное производство 76-мм полковой пушки старого образ-
ца продолжалось по 1943 год, при этом до 1941-го изготовителем
был Путиловский (Кировский) завод в Ленинграде, а в 1942–1943-м
– 172-й в Молотове. Таких «полковушек» выпустили в общей слож-
ности около 18 тысяч. В 1943 году на заводе № 172 налажен выпуск
76-мм полковой пушки нового образца (индекс ГАУ – 52-П-344).
Лафет для нее и противооткатные механизмы с незначитель-
ными изменениями позаимствовали у противотанковой сорокапят-
ки, прицелы и затворы оставили старые, а ствол спроектировали
заново. По сравнению с предшественницей «полковушка» образца
1943 года значительно выигрывала в подвижности, а также углах
горизонтальной наводки. Это позволяло эффективнее маневриро-
вать огнем и бороться с вражеской бронетехникой. Таких пушек
было собрано 5192 штуки. Огромные тиражи полковых трехдюймо-
вок объясняются тем, что были большие потери, особенно в начале
войны. Их приходилось компенсировать.
Неожиданным достоинством пушки, о котором не думали в 20-х
годах, оказалась ее высокая транспортабельность: в конце 1941-го
в уже блокированном Ленинграде производились пушки, которые
оперативно отправлялись в Москву для усиления обороняющихся
войск. И это были не разовые операции – историки пишут, что воз-
душным мостом было переправлено 457 орудий.
Благодаря сравнительно малой массе и размерам «полковуш-
ки» активно применялись в десантных операциях, при форсирова-
нии рек, в городских боях.
Секрет инженерного коллектива вели-
кого русского пушкаря Федора Петрова за-
ключался в том, что новое орудие пред-
ставляло собой крайне удачный синтез уже
имеющихся заделов: доработанный и осна-
щенный дульным тормозом ствол прежней
152-мм гаубицы М-10 наложили на усилен-
ный лафет тоже без преувеличения шедев-
ральной 122-мм М-30 (обе – образцы 1938
года). В результате получилась облегчен-
ная (почти на тонну меньше походной
массы, нежели М-10) мощная гаубица, в
гораздо большей степени отвечающая за-
дачам наступательного периода войны, чем
ее предшественница и тем более старые
шестидюймовые дореволюционных моде-
лей, несколько модернизированных в 30-е.
К слову, в начале войны Красная армия ли-
шилась немалого количества 152-мм гау-
биц (в том числе М-10), которые оказались
захваченными противником, принявшим их
на снабжение собственной артиллерии, так
что новая гаубица такого калибра была
нужна нам как воздух.
152-мм Д-1 образца 1943 года иногда
именуют тяжелой (а М-30 – легкой). Впро-
чем, Д-1 (масса в походном положении –
3640 кг, в боевом – 3600) оказалась почти
на три тонны легче, чем немецкая круппов-
ско-рейнметалловская гаубица 15cm
s.F.H.18. Последняя, кстати, страдала
ввиду низкой маневренности (перевози-
лась в разобранном виде на двух повоз-
ках) от бездорожья, а еще от лютых зим
Восточного фронта, выводивших из строя
противооткатную гидравлику. Д-1 в этом
плане оказалась «вседолготной», «всеши-
ротной» и «демисезонной» – от Кубы до
Вьетнама и Монголии, от стран Леванта до
Мозамбика.
Буксировалась Д-1 без привычного
передка. Причем если немцы тянули по-
возки 15cm s.F.H.18. как тягачами, так и
лошадьми, то Д-1 предназначалась исклю-
чительно для механизированной тяги – гу-
сеничной или колесной.
В годы Великой Отечественной 152-мм
гаубицами Д-1 оснащались корпусные ар-
тиллерийские бригады и артиллерийские
дивизии прорыва РВГК. Производились
Д-1 до 1949 года. Промышленность дала
армии более 2800 этих замечательных
орудий.
Максимальная дальность стрельбы
Д-1 осколочно-фугасным снарядом дости-
гает 12,4 километра. В боекомплект гауби-
цы входят также выстрелы с осколочным,
бетонобойным и кумулятивным (бронепро-
биваемость – до 200 мм) снарядами.
Кроме того, она могла стрелять дымовыми
и созданными в послевоенный период хи-
мическими снарядами, начиненными от-
равляющими веществами смертельного
действия: вязким люизитом (кожно-нарыв-
ное ОВ) и зарином (нервно-паралитиче-
ское ОВ).
152-мм гаубицы Д-1 образца 1943 года
состояли на вооружении Советской армии
почти до распада СССР. Автор как при-
званный из запаса офицер служил уже на
закате Союза в 51-й гвардейской мото-
стрелковой дивизии Прикарпатского воен-
ного округа (Владимир-Волынский), чей
артиллерийский полк имел 54 такие гауби-
цы в трех дивизионах (четвертый дивизи-
он, реактивный, был вооружен РСЗО
БМ-21 «Град»). Тягачами для орудий были
«Уралы». Артиллерийские же дивизионы
трех мотострелковых полков означенной
дивизии также были оснащены оружием
Победы, но меньшего калибра – 122-мм
гаубицами образца 1938 года, коими «за-
прягали» ЗИЛ-131.
В послевоенном СССР и странах Вар-
шавского договора для повышения скоро-
сти перевозки (с 40 до 60 км/ч по шоссе) и
проходимости у гаубиц Д-1 (как и у М-30)
колеса с «полутвердыми» шинами-гусма-
тиками частенько меняли на широкопро-
фильные пневматики. Поляки, модернизи-
руя таким образом колесный ход у Д-1,
оснащали их еще и осветительно-сигнали-
зационной электропроводкой для удоб-
ства применения ночью. Такие польские
Д-1 известны как образец 1943/85 годов.
Порядка 1500 гаубиц Д-1 после 1945-го
поставлены за рубеж (наиболее крупные
партии – Афганистану, Египту, Ираку и
Сирии). В Китае с советской технической
помощью было налажено собственное
производство Д-1 («Тип 54»). По некото-
рым сведениям, в середине 90-х Армения
получила от России дивизионный (18 еди-
ниц) комплект Д-1. Даже за Российской
армией справочник Military Balance изда-
ния 2018 года все еще числит 700 склади-
рованных гаубиц Д-1. Так что заслуженный
ветеран пребывает скорее в запасе, чем в
отставке.
160-мм миномет МТ-13 начали разра-
батывать в 1940 году для частичной заме-
ны дивизионных гаубиц. Предназначался
он для разрушения укреплений противни-
ка на малой дистанции стрельбы. Спустя
год на испытания поступили два опытных
образца.
Результаты испытаний показали, что
система, созданная в КБ под руковод-
ством Исаака Теверовского, имеет пре-
имущества. Конструкторам удалось со-
вместить достоинства мортиры и мино-
мета. В 1943 году изготовили опытный
образец. Большой калибр породил спец-
ифические проблемы. Дульное заряжа-
ние было попросту невозможно, посколь-
ку мину весом полцентнера требовалось
поднять на трехметровую высоту. Поэто-
му остановились на казнозарядной
схеме. Поворотом рукояти ствол откло-
няли вниз, на полуось клина навешивал-
ся лоток, в который укладывали мину.
Досылали ее вручную, после чего ствол
автоматически вставал в
положение для стрельбы.
Таскать на себе орудие
весом 1170 килограммов ми-
нометный расчет явно не мог,
поэтому конструкторы впер-
вые в мировой практике постави-
ли лафет на неотделяемый в боевом
положении колесный ход. Сохраненная
опорная плита сделала ненужными про-
тивооткатные устройства и гасила
огромную силу отдачи.
На лафете устанавливали подъем-
ный и уравновешивающий механизмы и
прицел. Оперенные осколочно-фугас-
ные мины эффективно разрушали вра-
жеские укрепления, уничтожали живую
силу и огневые средства. Во Вторую ми-
ровую ни в одной армии мира не суще-
ствовало аналогичного по мощи мино-
мета. В Красной армии 160-мм М-13 с
1943 года оснащались тяжелые мино-
метные бригады из состава артиллерий-
ских дивизий РВГК. В каждой – три ди-
визиона по 12 минометов. С января
1944-го по приказу Наркомата вооруже-
ний производство было налажено на
Тульском машиностроительном заводе
(№ 535). До конца года здесь изготови-
ли 350 минометов. Всего же по август
1947-го произведено 1557 МТ-13 трех
основных модификаций. Конструкция,
созданная в 1943-м, оказалась настоль-
ко технологичной и перспективной для
дальнейшей модернизации, что эта
схема стала классической для миноме-
тов большого калибра.
ГАУБИЦЕЙ
Д-1
УСТАНОВЛЕН
РЕКОРД
СКОРОСТРЕЛЬНОСТИ
КОНСТРУКТОРСКОЙ
МЫСЛИ
РУССКАЯ СМЕКАЛКА
ПОМОГЛА РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ
БОЛЬШОГО КАЛИБРА
76-мм полковая пушка образца 1927 года не выиграла
ни одного сражения или битвы, не числится среди
«гениальных» и «прорывных». Зато удостоилась
у солдат собственного имени, а значит, и признания.
За что? За то, что всегда была рядом. За то,
что спасала в смертельных ситуациях.
Принятую на вооружение ровно 75 лет назад –
в мае 1943-го 152-мм гаубицу Д-1 можно
считать одним из шедевров мировой
артиллерии. К тому же она являет собой пример
«сверхскоростной» работы конструкторов: на весь
цикл проектирования, изготовления опытных
образцов и их испытания ушло 18 дней.
Серийное производство МТ-13 началось спустя пять
дней после его принятия на вооружение в 1943 году
и продолжалось вплоть до августа 1947-го.
САМЫЙ МОЩНЫЙ
ВАНЬКА-ВСТАНЬКА
СОЛДАТСКАЯ
ЛЮБОВЬ НОВОГО
ОБРАЗЦА
76-ММ
ПЕРВАЯ ВСЕПОГОДНАЯ
Д-1
МТ-13
«ПОЛКОВУШКА» БЫЛА
НЕЗАМЕНИМА ПРИ БОЯХ В ГОРОДЕ
И В ДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook