№ 18 (731) 15–21 мая 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
«ОБОРОНКА»
06
– Андрей Иванович, какими оказались
для вашей компании результаты Eurasia
Airshow 2018 в Анталье?
– Мы подписали дополнение к ранее за-
ключенному контракту на поставку трех
гражданских легких вертолетов Ка-32 для
турецкой частной авиакомпании. Он уже
Олег
ФАЛИЧЕВ
,
Алексей
ПЕСКОВ
У Турции и России есть прекрасная возможность для создания
совместных проектов и ее надо использовать. К этому горячо при-
звали губернатор Антальи Мунир Каралоглу, многие другие государ-
ственные деятели, бизнесмены. Глава секретариата оборонной про-
мышленности, профессор Исмаил Демир сказал, что Анталья – город,
где пересекается много торговых путей и дорог. В истории взаимоот-
ношений двух государств, судя по всему, открыта новая страница.
ПОМИДОРЫ И САМОЛЕТЫ
Речь не только об Анталье. С 2003 года в Турции, рассказал заме-
ститель министра транспорта мореходства и связи Джушкун Юрек, на-
блюдается взрывной (в пять раз) рост авиаперевозок. Принято реше-
ние строить в Стамбуле суперсовременный аэропорт, который превра-
тит его в мировой хаб, и наша страна может внести соответствующий
вклад. А в Анталье только за одну неделю совершается до двух тысяч
авиарейсов, 40 процентов из которых – российскими перевозчиками.
При этом санкции США по отношению к РФ Турцию не пугают.
Советник генерального директора компании Turkish Tehnik Халил То-
кель, например, так отреагировал на наш вопрос: «Санкции США –
это политика. Но мы с Россией должны жить по-соседски».
Мы посетили многие выставочные площадки авиасалона. На
одном из стендов, который демонстрировал достижения турецкой
жандармерии, встретились с командиром эскадрильи Мустафой Те-
киндором, авиаинженером и бортмехаником Сирханом Соннесом.
Они очень тепло отозвались о нашей авиатехнике, в частности о на-
дежности российского вертолета Ми-17, который уже давно служит у
них наряду с «Сикорским-17» и собственным АТАК. А бортмеханик
Хасан Акдемир выразился более чем откровенно: «Очень люблю рос-
сийские вертолеты».
Нигде не встретили отчуждения, равнодушия, скепсиса. Населе-
ние Турции – более 83 миллионов человек, это динамично развиваю-
щаяся страна, которая играет все большую роль на Ближнем Восто-
ке. И она, судя по всему, взяла курс на самостоятельную внешнюю
политику, торговлю и дружбу с Россией. Мы говорим не только о по-
мидорах и туристах, но и о военно-техническом сотрудничестве, ос-
воении космоса, самолетостроении.
ИРАНСКИЙ «СУПЕРДЖЕТ»
Любой авиасалон еще и деловая площадка. Объединенная авиа-
строительная корпорация представила новейшие программы как во-
енной, так и гражданской авиации. В макетах демонстрировались
Су-35 и МиГ-35, учебно-боевой Як-130, пассажирские МС-21 и
Superjet 100, а также самолет-амфибия Бе-200. На статической стоян-
ке красовался Superjet 100 в ВИП-исполнении.
АО «Рособоронэкспорт» внесло свой колорит в работу выставки. Как
сказал генеральный директор Александр Михеев, Рособоронэкспорт с
признательностью принял приглашение участвовать в дебютном авиаса-
лоне. «Сегодня Турция является одним из наиболее стремительно разви-
вающихся рынков продукции военного назначения, особенно в авиацион-
ном сегменте, – подчеркнул он. – Страна представляет своеобразный
бизнес-мост между Востоком и Западом. Этот мост очень важен для нас
с точки зрения расширения географии поставок компании, а также укре-
пления ВТС России со странами Ближнего Востока и Европы».
Опыт применения российской авиации, комплексов и средств
ПВО в антитеррористических операциях на Ближнем Востоке также
сыграл свою роль. В Турции и странах Ближнего Востока вызывают
значительный интерес многоцелевой сверхманевренный истреби-
тель Су-35, многофункциональный Су-30СМЭ, военно-транспортный
Ил-76МД-90А(Э), боевые вертолеты Ми-28НЭ, разведывательно-
ударные Ка-52, транспортно-боевые Ми-35М, тяжелые транспортные
Ми-26Т2, военно-транспортные Ми-171Ш и Ми-17В-5, легкие «Ансат»
и Ка-226Т. Участие России в освобождении Сирии от террористов
сработало на продвижение нашего оружия.
«Мы прекрасно понимаем, какое значение имеет первое прове-
дение авиационного шоу для страны, которая по заданию президента
Реджепа Эрдогана ставит перед собой такие высокие задачи, – зая-
вил заместитель министра промышленности и торговли Российской
Федерации Олег Бочаров. – В 2018 году мы празднуем 100-летие
ЦАГИ. Именно поэтому делегация России включала такие известные
компании, как КБ Яковлева (корпорация «Иркут»), «Гражданские са-
молеты Сухого», «МиГ», «Вертолеты России», Объединенная двига-
телестроительная корпорация, концерн ВКО «Алмаз-Антей».
«Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписали меморандум о
намерениях с иранскими компаниями Iran Air Tour и Iran Aseman
Airlines о поставке 40 Superjet в версии на 75 посадочных мест для
ближнемагистральных линий. Сроки – 2020 год. В связи с этим ком-
пания приступила к разработке новой версии самолета – Superjet
100Р. По словам президента ГСС Александра Рубцова, доля россий-
ских комплектующих в самолете составит 50–60 процентов. В нем
появится новое крыло, модификация получит вспомогательную сило-
вую установку, инерциальную систему, интерьер, гидравлическую
систему, трубопроводы собственного производства.
Как сказал Рубцов, идет работа над тем, чтобы сделать самолет
более дешевым с учетом импортозамещения. Это позволит снизить
КОНТАКТЫ
Владимир
ВЛАДИМИРОВ
На сегодня Индия – один из главных по-
купателей вооружений на мировом рынке.
При напряженных отношениях с ближайши-
ми соседями, коими являются Китай и Паки-
стан, она таковым и останется. Именно для
поддержания боеготовности вооруженных
сил Нью-Дели вынужден делать крупные за-
купки за рубежом. Отсюда повышенный ин-
терес основных мировых производителей
оружия из США, Франции, Израиля и других
стран к индийскому рынку. Объективности
ради надо признать, что они добиваются на
нем успехов. В последние годы были подписа-
ны контракты на поставку из США патруль-
ных самолетов и ударных вертолетов, изра-
ильской электроники, БЛА и средств ПВО,
французских истребителей. Иными слова-
ми, конкурентная борьба на индийском ору-
жейном рынке усиливается, а в ней, как из-
вестно, любые средства хороши.
Одной из информационных атак, сре-
жиссированных мастерами западной пропа-
ганды, стало якобы прозвучавшее в Нью-
Дели заявление об отказе Индии от участия
в совместном с Россией проекте истребите-
ля пятого поколения. Большинство мировых
СМИ сразу интерпретировало данную но-
вость как ультиматум. Будто бы у индийских
военных есть по этому поводу претензии к
России и она им чем-то обязана.
В чем обвиняется новейший Су-57? Во
всем: и двигатель слабоват, и новое воору-
жение не готово, и возможности радара не
те, и стелс-характеристики недотягивают до
желаемых. В общем, явно проигрывает аме-
риканским F-22 и F-35, а в боевой обстанов-
ке не сможет противостоять даже китай-
ским машинам пятого поколения.
Для начала посмотрим, что представ-
ляет собой истребитель Су-57. Это совре-
менный многофункциональный истреби-
тель пятого поколения, спроектированный
в ОКБ им. Сухого по теме «Перспективный
авиационный комплекс фронтовой авиа-
ции». Он включает в себя все новейшие до-
стижения отечественного ОПК в области
авионики, новых материалов, вооружения,
эргономики кабины. Максимальная скорость
– 2600 километров в час, перегрузка – до
11 G, дальность полета – 4300 километров,
практический потолок – 20 километров, бес-
форсажная скорость – 1,47 Маха. Может
нести различные виды вооружения как во
внутренних отсеках, так и под крыльями. В
настоящий момент находится на стадии ис-
пытаний, причем отметился в Сирии, и уже
готовится контракт на поставки в ВКС Рос-
сии первой партии. Летные характеристики
без всяких прикрас выдающиеся, в чем
многократно могли убедиться посетители
МАКСа.
После отработки систем российский ис-
требитель будет превосходить американских
и прочих конкурентов по всем показателям
за исключением, пожалуй, «стелсовости», то
есть малозаметности для радаров. Зато
Су-57 способен показывать воистину потря-
сающий пилотаж и запредельные маневрен-
ные возможности, ни один западный само-
лет здесь и рядом не стоит.
Наивно полагать, что в XXI веке наши
конструкторы неспособны создать самолет
с предельной малозаметностью в форме
утюга по примеру американского F-117.
Такие разработки производились в ЦАГИ
еще в далекие 80-е. Однако упор сознатель-
но сделан на аэродинамические характери-
стики и сверхманевренность, даже в ущерб
малозаметности. Впрочем, всех секретов
Су-57 мы просто не знаем.
РЫНОК ПРОДАВЦА
Заказчик скандальных интервью и ста-
тей давно и хорошо известен – США. Амери-
канцы поставили цель – любыми путями по-
дорвать оружейный экспорт России, потому
и гонят пропагандистскую волну. Между тем
как раз Индия может потерять больше всего,
отказавшись от нашего истребителя.
Напомним: программа ПАК ФА в Рос-
сии самодостаточна, и наша страна на деле
доказывает, что способна развивать ее без
партнеров. Конечно, экспортные контракты
приветствуются, так как облегчают финан-
совую нагрузку на бюджет. Но импортеры
оружия сами принимают решения о закупке
того или иного образца. Индия тоже должна
определиться. Нужно только помнить, что
выбор невелик: либо наш Су-57 со всеми
лицензиями на его производство на своей
территории и по приемлемой цене, либо до-
рогущий американский F-35 и о получении
технологий придется забыть.
А еще Нью-Дели стоит помнить о наме-
рениях Исламабада и Пекина, которые
очень интенсивно развивают свои ВВС и не
только их. Не купит Индия – мы можем пред-
ложить свой товар ее соседям, которые ух-
ватятся за него двумя руками.
Конечно, суверенное государство воль-
но принимать любые решения. Сейчас у ин-
дийцев идея фикс – производить оружие у
себя в стране («Make in India! Мы так и дела-
ем», «ВПК», № 8, 2015). Загвоздка в том,
что пока это плохо получается. Опытные об-
разцы своего оружия создаются десятиле-
тиями, отставая минимум на поколение от
мировых лидеров. И только с лицензионным
производством, надо признать, дела обсто-
ят относительно благополучно.
ЧЕМ ПАХНЕТ ТЕНДЕР
Индийская стратегия закупок ВВТ явля-
ет собой странную эклектику, вооруженные
силы отовариваются в странах с разной ин-
женерной школой. Так поступают и другие
покупатели, но индийцы это делают подчер-
кнуто бессистемно, волюнтаристски расши-
ряя географию приобретений и совершенно
не учитывая современных тенденций в ми-
ровой военной науке. Поэтому часто попа-
даются на крючок ловких лоббистов ору-
жейных корпораций, а потом на долгие годы
создают себе разного рода проблемы.
Абсолютно нелогичным шагом выгля-
дит подписание в 2016 году контракта на
поставку 36 французских истребителей
«Рафаль». Самолет приличный, хоть и не
выдающийся, однако цена одной машины
составляет аж 267 миллионов долларов,
при этом поставки растянутся на долгие че-
тыре года – с 2019 по 2023-й. Даже если
учитывать все включенные в контракт оф-
сетные программы и прилагаемый ком-
плект авиационного оружия, это все равно
чрезвычайно высокая плата за истребитель
четвертого поколения, который априори
проигрывает уже поступающим на воору-
жение Китая более современным маши-
нам. И даже при такой зашкаливающей
цене никакой передачи технологий контракт
не предусматривает. Первое, что приходит
в голову, – «Рафали» для Индии попахива-
ют коррупцией.
В принципе ВТС с Россией – наиболее
удачный вариант для Индии. Только от нас
можно получить, что называется, полный
пакет документов на производство передо-
вых образцов вооружений, к тому же по при-
емлемой цене. Взять хотя бы нишу средних
истребителей, острую нехватку которых ин-
дийские ВВС испытывают по причине массо-
вого списания старой техники (в основном
МиГ-21). Встал вопрос, чем их заменить.
«Рафали» и «Еврофайтеры» поколения
«4++» очень дороги. Следует признать, что
по разумной цене можно купить лишь наш
МиГ-29М или чуть дороже гораздо более со-
вершенный МиГ-35. Этот вариант особенно
хорош тем, что индийская корпорация HAL
имеет многолетний опыт проведения слож-
ного ремонта и модернизации ранних версий
МиГ-29, включая такие ключевые узлы, как
бортовое оборудование и двигатель. Орга-
низовать для них сборку новых МиГов – дело
несложное. А главное – обойдутся самолеты
российской марки в разы дешевле амери-
канских и европейских вариантов. И это на
сегодня самое сбалансированное предложе-
ние из всех имеющихся.
С Су-57, прототипом FGFA, ситуация ана-
логичная. Такого соотношения цены-каче-
ства, как у него, Индия нигде не найдет. Да и
технологиями готова делиться сполна лишь
Россия. И это касается не только авиации.
Недальновидная поддержка наездов на
Су-57 и другие образцы нашего вооружения
– часть гибридной войны, развязанной США
против России и не на пользу прежде всего
самой Индии.
Попытки ряда ее руководителей заку-
пать вооружение исключительно на Западе,
выдаваемые за диверсификацию, имеют
конъюнктурный характер и не несут боль-
шой пользы для обороноспособности госу-
дарства, а в большинстве случаев вредны.
Средств из госбюджета уйдет много, но за-
метного усиления армии и флота не прои-
зойдет.
реклама
САМОЛЕТ-НЕВИДИМКА
В МУТНОЙ ВОДЕ
ИНДИЙСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПОГРЯЗЛО В ДИВЕРСИФИКАЦИИ
Вокруг совместной российско-индийской программы создания
истребителя пятого поколения FGFA в последнее время
переломано столько копий, что пора бы и честь знать. Однако
события заставляют вновь возвращаться к горячей теме.
КОНКУРЕНЦИЯ
ДРУЖБА
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
ВЕРТОЛЕТЫ ОСОБЕННО
ВОСТРЕБОВАНЫ В АЗИИ
И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
В Турции наши новые машины займутся тушением
пожаров, в Китае – перевозкой грузов. Однако
любимым заказчиком «Вертолетов России» остается
Министерство обороны, признался «Военно-
промышленному курьеру» генеральный директор
холдинга Андрей БОГИНСКИЙ.
НА EURASIA AIRSHOW 2018
РОССИЯ СМОТРЕЛАСЬ ФАВОРИТОМ
СПРОС
НА ВЗЛЕТЕ
Авиасалон в Анталье, как и ожидалось, обошелся
без сюрпризов. Но подтвердил главное –
стремление Турции к широкомасштабному
сотрудничеству с Россией. Анкара не реагирует
на окрики из Вашингтона по поводу покупки
зенитных ракетных систем С-400 «Триумф».
СМОТРИНЫ
ТУРЕЦКИЙ ВЕРТОЛЕТ T-129 ATAK
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
OV-10 BRONCO –
АМЕРИКАНСКИЙ ШТУРМОВИК
60-х ГОДОВ
naked-science.ru