04
№ 25 (689) 5–11 июля 2017 года
СТРАТЕГИЯ
В планах – оснащение соеди-
нений, дислоцированных в се-
верных районах перспективными
военными автомобилями. Но
прежде чем запустить их в серию,
следует провести ряд испытаний,
особенно в условиях низких тем-
ператур.
Вслед за международными
форумами «Арктика – террито-
рия диалога» (2010, 2011, 2013,
2017 годы) Минобороны шаг за
шагом адаптировало разрабаты-
ваемые образцы для использова-
ния на Крайнем Севере. В ноябре
2012-го введен в действие новый
«Типаж военной автомобильной
техники». От предыдущих про-
граммных документов его отли-
чало наличие нескольких прин-
ципиально новых групп машин,
прежде всего для эксплуатации в
Арктике. В частности, признава-
лись перспективными снегоходы,
специальные транспортные сред-
ства, в том числе на шинах сверх-
низкого давления, легкоброниро-
ванные и небронированные двух-
звенные транспортеры всех кате-
горий.
В Главном автобронетанковом
управленииМОРФпонимали, что
оснащение «северных» подразделе-
ний новым снегоболотоходным
транспортом расширит диапазон
тактических приемов, повысит бо-
евой потенциал соединений, позво-
лит улучшить техническое обслу-
живание и ремонт. После утверж-
дения типажа приступили к вопло-
щению этих идей.
«АЛЕУТ» УШЕЛ В ТОРОСЫ
Первым этапом стал комплекс
исследовательских испытаний и
опытной эксплуатации машин,
предназначенных для Севера, в раз-
личных частях Минобороны, в том
числе дислоцируемых в Арктиче-
ском регионе – на острове Котель-
ный. Предыдущий опыт с двух-
звенными гусеничными транспор-
терами ГАЗ-3351 «Лось», ГАЗ-3344
«Алеут», ТТМ-4902, ДТ-3П, сне-
гоходом с отапливаемой кабиной
ТТМ-1901 «Беркут», колесными
вездеходами на шинах низкого и
сверхнизкого давления ТТМ-3930
«Нитра» и «Трэкол-39294» позво-
лил впервые сформулировать
тактико-технические требования к
этим типам военной техники и
приступить к проектированию. Ин-
тересно, что в цикле работ использо-
вался механизм государственно-
частного партнерства.
Одним из первых смотров
прообразов техники и ее возмож-
ностей стала конференция с по-
казом динамических возможно-
стей в НИИЦ АТ 3-го ЦНИИ
Минобороны в апреле 2011 года.
Следующий этап – реализа-
ция требований промышленно-
стью в серии ОКР. Причем каж-
дая стадия проекта сопровожда-
лась исследованиями. Руковод-
ством МО РФ ставилась задача
отработать конструкции машин
и тактику действий подразделе-
ний в ходе натурных испытаний в
районах с экстремальными усло-
виями эксплуатации.
Не секрет, что специалисты и
ученые опирались на опыт пред-
шественников. Экспедиционные
исследования военной автомо-
бильной техники были одной из
особенностей и важнейших со-
ставных частей всей системы ис-
пытаний. Основы этой школы за-
кладывались в самых первых ши-
роко известных автопробегах
эпохи СССР. К концу 80-х годов
система представляла хорошо за-
рекомендовавший себя и методи-
чески отработанный механизм ис-
следований. Колонны перспектив-
ных автомобилей периодически
направлялись в экстремальные
районы для отработки различных
показателей, прежде всего готов-
ности, надежности, подвижности,
проходимости. Организационно
экспедиции были подкреплены
системой опорных воинских ча-
стей. Однако в 90-е все это по оче-
видным причинам было наруше-
но. Главное автобронетанковое
управление Минобороны разра-
ботало план постепенного восста-
новления системы одновременно
с наращиванием усилий по освое-
нию Арктики.
Первым шагом стала декабрь-
ская экспедиция 2013 года на
Кольский полуостров. Задейство-
вали 25 единиц колесной и снего-
болотоходной техники, более 80
человек. Они совершили марш
свыше четырех тысяч километров,
провели лабораторно-дорожные
исследования и автономные про-
беги на полуострове Рыбачий в
Мурманской области. Совместно
с бойцами сил специальных опе-
раций определили возможности
выполнения задач на существую-
щих и проходящих испытания
образцах военной автомобильной
техники (ВАТ).
В итоге сформулировали тре-
бования к колесным образцам в
исполнении «ХЛ» (с возможно-
стью эксплуатации при темпера-
турах до минус 60 градусов),
апробировали новые методы ис-
следований в условиях Заполярья
и получили бесценный опыт вза-
имодействия при выполнении
экспедиционных научно-техни-
ческих задач.
ПРОВЕРКА ПОКАЗАЛА
Вторая зимняя экспедиция
состоялась с 4 по 24 февраля
2016 года. В ней участвовали
представители органов военного
управления и промпредприя-
тий, 18 единиц техники. В част-
ности, «Урал-53099» «Тайфун-У»,
КамАЗ-43502 «Патруль», «Трэ-
кол-39295» с грузовой платфор-
мой, КамАЗ-53501 ХЛ, «Урал-
4320-31» ХЛ, «Урал-
63706» «Торнадо-У» с
бронированной каби-
ной, «Урал-Некст» ко-
лесной формулы 6х6,
«Урал-Мотовоз-М» с
каркасно-панельной ка-
биной, армейские сне-
гоходы А1 с санями и
оборудованные каби-
ной ТТМ 1901-40,
КамАЗ-5350 с брони-
рованным кузовом, ма-
шины
обеспечения.
Экспедиционные ис-
пытания стартовали из
подмосковных Брон-
ниц. Маршрут пролег
до города Нарьян-
Мара и обратно. В
общей сложности тех-
ника прошла более
шести тысяч кило-
метров.
Эти испытания по-
зволили уточнить по-
казатели самых пер-
спективных образцов
при эксплуатации на
Крайнем Севере. По
существу получили пу-
тевку в жизнь автомо-
били в исполнении
«ХЛ», были сформули-
рованы требования к
военным автомобилям
на шинах сверхнизкого
давления и сделано
много чего еще.
В первых экспедициях прове-
ряли в основном колесную техни-
ку, затем пришел черед гусенич-
ных образцов. На координацион-
ном научно-техническом совете
замминистра обороны было при-
нято окончательное решение о
проведении в 2017 году сложней-
шего перехода по маршруту Тикси
– остров Котельный. Достаточно
сказать, что двигаться предстояло
в буран, при ограниченной види-
мости, по льду.
В экспедицию ушли восемь
перспективных образцов: автомо-
били на шинах сверхнизкого дав-
ления «Трэкол-39294» и «Трэ-
кол-39295», тягачи ДТ-10ПМ с
двумя снегоходами во втором
звене, ДТ-30ПМ с прицепом, ДТ-
10ПМ с кузовом-контейнером,
ГАЗ-3344-20. Более 50 исследова-
телей из ГАБТУ, НИИЦ АТ 3-го
ЦНИИ, инженерных войск, 25-го
ГНИИ МО РФ, главного военно-
медицинского управления, сил
специальных операций, береговых
войск ВМФ, представители про-
мышленности участвовали в этом
переходе.
Пробег оказался сложней-
шим. Совершен автономный
марш колонной снегоболотоход-
ной техники по маршруту посе-
лок Тикси – мыс Буор-Хая – Свя-
той Нос – остров Большой Ля-
ховский – остров Малый Ляхов-
ский – остров Котельный и
обратно. Общая протяженность
маршрута составила более двух
тысяч километров. Кроме того,
проведены четыре контрольных
пробега протяженностью около
800 километров.
Температура падала до минус
45 градусов, максимальная ско-
рость ветра при порывах достига-
ла 35 метров в секунду. Посколь-
ку в таком объеме и в подобных
условиях исследования проводи-
лись впервые, важно назвать их.
Это позволит составить полное
представление о положении дел.
Итак, были проверены и оце-
нены:
– пусковые качества и микро-
климат в обитаемых отделениях
при низких температурах;
– достаточность энергозапаса
на борту для автономного (до
трех суток) нахождения в дежур-
ном режиме с размещением
штатного экипажа при поддержа-
нии минутной готовности техни-
ки к началу движения;
– возможность длительного
автономного проживания экипа-
жа в обитаемых отделениях;
– эксплуатационные расходы
ГСМ и спецжидкостей при дви-
жении по чистому, торосному и
смешанному ледовым покрыти-
ям, по снежной целине с различ-
ной плотностью и глубиной;
– средние скорости единич-
ных образцов и снегоболотоход-
ной колонны (смешанной и гусе-
ничной) при движении в различ-
ных ситуациях (с полностью ис-
правной техникой, при буксировке
поврежденной машины, при дви-
жении с установленным ограни-
чением скорости);
– возможности контрольного
осмотра, ежедневного техниче-
ского обслуживания, номерного
техобслуживания и регламентных
работ, приспособленность к вой-
сковому ремонту при низких тем-
пературах и сильном порывистом
ветре до 35 метров в секунду;
– надежность образцов и ком-
плектность запасных частей при
совершении автономных маршей;
– эффективность освещения
местности при движении ночью в
пургу с видимостью один-два
метра и возможность движения с
использованием прибора ночного
видения в нормальных условиях;
– надежность уста-
новленного дополни-
тельного оборудова-
ния (кран-стрелы с
электролебедкой,съем-
ных аппарелей для за-
езда снегохода во вто-
рое звено, электриче-
ских панелей обогрева
кабины и обитаемых
отсеков, грузовых плат-
форм на крыше перво-
го звена).
Попутно тестирова-
лись оборудование для
определения толщины
льда, средства связи,
электрокабельные сети
(на влаго- и снегоза-
щищенность, резкое
изменение темпера-
тур). Проверялась эва-
коспособность. Оцени-
вались достаточность
комплекта арктическо-
го обмундирования и
его удобство для прове-
денияработмехаником-
водителем при низких
температурах и порывах
ветра до 35 метров в се-
кунду, обзорность.
Программа испы-
таний ВАТ и средств
обеспечения в слож-
ных природно-клима-
тических условиях Ар-
ктики выполнена в
полном объеме.
ПО ТУНДРЕ,
БЕЗ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
В ходе последней уникальной
экспедиции оценены возможно-
сти автономного проживания
личного состава и размещения
материально-технического иму-
щества в каркасно-надувных па-
латках, проведения ремонта и
обслуживания техники в каркас-
но-надувном ангаре. Установле-
на эффективность перспектив-
ных малогабаритных переносных
средств разогрева узлов и агрега-
тов, отдельных систем ВАТ (в
частности, тепловых пушек и па-
нелей).
Кроме того, проведено пред-
варительное тестирование спе-
циального снегоболотоходного
транспортного средства на шинах
сверхнизкого давления, прошли
приемочные испытания неактив-
ного прицепного звена к двух-
звенным транспортерам ДТ-
30ПМ. Проверена эффектив-
ность внесенных изменений в
устройство двухзвенного гусенич-
ного транспортера-тягача ГАЗ-
3344-20. В результате он рекомен-
дован к принятию на снабжение
Вооруженных Сил РФ.
В ходе совершения автоном-
ного марша определена рацио-
нальная структура снегоболото-
ходной колонны для перевозки
имущества. Армейские снегоходы
и специальные транспортные
средства (на шинах сверхнизкого
давления) оценены в разведке
маршрутов, устройстве ледовых
переходов и переправ с использо-
ванием специального оборудова-
ния, ориентировании на местно-
сти, охранении колонны. Под-
тверждена возможность перебро-
ски сил и средств существующими
и перспективными образцами сне-
гоболотоходной ВАТ грузоподъ-
емностью до 50 тонн (армейский
снегоход А1, специальное транс-
портное средство «Трэкол», двух-
звенные гусеничные транспортеры
ГАЗ-3344-20, ДТ-10ПМ, ДТ-
30ПМ) с материковой части на
островные территории страны по
льду арктических морей и тун-
дровой зоне в особо тяжелых
природно-климатических и до-
рожно-грунтовых условиях.
Выявлены основные направле-
ния дальнейшего развития снего-
болотоходной ВАТ и специальной
техники в части улучшения пара-
метров автономности, простоты и
надежности, жизнеобеспечения
при низких температурах, ремон-
топригодности и подвижности в
условиях Арктики (в том числе
ледовых).
Результаты экспедиции анали-
зируются. Очевидно, будут вне-
сены изменения в требования к
снегоболотоходам, в методы ис-
пытаний и исследований, уточне-
ны организационные приемы бу-
дущих экспедиций.
Российская Федерация серьез-
но и системно осваивает северные
территории, претендентов на ко-
торые, как известно, хватает. Не
зря эксперты говорят, что войны
ХХI века – за ресурсы и воду –
будут вестись именно в Арктике.
Но мы своей земли не отдадим и
пяди.
Несмотря на то,
что температура падала
до минус 45 градусов,
все запланированные
лабораторные работы
были выполнены
ТЕНДЕНЦИИ
Основными целями и задачами зимней экспедиции являлись подтверж-
дение характеристик перспективных и современных образцов военной авто-
мобильной техники, а также определение основных направлений их даль-
нейшего развития, проверка конструктивных решений, получение опыта
эксплуатации в регионах Крайнего Севера и Арктики. Кроме того, на практи-
ке подтверждена возможность автономного марша подразделениями ВС РФ
в сложных климатических и дорожных условиях.
Именно эти задачи и обусловили как выбор столь сложного маршрута,
так и номенклатуру техники. Также испытывались изделия, оборудование и
материалы, необходимые для организации полного обеспечения воинских
формирований, расположенных на Севере, в отрыве от пунктов постоянной
дислокации. Это и обитаемый модуль, созданный на основе кузова-
контейнера, и перспективные ГСМдля сверхнизких температур, специальное
обмундирование и экипировка, а также инженерные средства, позволяющие
обеспечить выполнение задач в высоких широтах.
Все образцы в основном подтвердили заданные требования. Получен
уникальный опыт эксплуатации техники и организации МТО на Крайнем Се-
вере и в Арктике. Но самое главное – личный состав показал высокий про-
фессионализм при выполнении беспрецедентной задачи. Экспедиция была
автономной. На значительном удалении от мест постоянной дислокации во-
инских частей, в предельно низких температурах (до минус 50 градусов и
скорости ветра свыше 20 метров в секунду), при отсутствии дорожной ин-
фраструктуры преодолевались значительные расстояния по льдам.
Практика таких испытаний техники обязательно будет продолжена.
Планируется проведение экспедиции в пустынно-песчаной (при высоких
температурах и запыленности воздуха) и горной местностях. Причем но-
менклатура техники станет постоянно расширяться, ее состав уточняться
с учетом стоящих перед Вооруженными Силами задач.
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
ДМИТРИЙ БУЛГАКОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ОБОРОНЫ, ГЕНЕРАЛ АРМИИ:
«ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
БУДУТ ПРОДОЛЖЕНЫ»
ИЗ ВЬЮЖНОЙ ПУСТЫНИ –
В ЮЖНУЮ
trecol.ru
АРКТИКА С ПОЛНЫМ
ПРИВОДОМ
Начало на стр. 01
twimg.com
КИТАЙСКАЯ
МОЗОЛЬ
Россия разработала план по решению проблемы Корей-
ского полуострова. Соединенным Штатам предлагается отка-
заться от постоянной эскалации ситуации и сменить курс в
сторону разрядки. МИД Китая приветствовал этот шаг и до-
полнил его идеей «двойного замораживания» – ракетно-
ядерных экспериментов КНДР и американо-южнокорейских
военных учений. На фоне этих заявлений есть смысл подроб-
нее рассмотреть, какие интересы преследует та или иная стра-
на, втянутая в решение проблемы Северной Кореи.
Надо исходить из того, что и Россия, и Китай способны
влиять на Пхеньян и обе страны в состоянии создать систему,
в которой подобные планы могут начать осуществляться. Тут
главными союзниками в достижении перемен станут северо-
корейские чиновники, которым очень хочется конвертировать
свою местечковую власть в некую общемировую возможность
хорошей буржуазной жизни. Но при этом в нормализации си-
туации в КНДР абсолютно не заинтересованы американцы –
Пхеньян можно рассматривать как некую грыжу, которая
сильно тревожит Россию и Китай, но никак не беспокоит США.
Потому удалить или вылечить эту болячку они не позволят –
как минимум для того, чтобы давить на Китай. У Пекина поли-
тика простая: вдоль границ не должно быть очагов военной
угрозы, но именно Северная Корея является главным наруши-
телем этого принципа.
Элита Северной Кореи в первую очередь стремится вы-
жить, тут она полностью похожа на советскую партийно-
хозяйственную номенклатуру в последние годы СССР. «Наши»
тогда смогли решить свои проблемы путем перестройки и ель-
цинского переворота, северокорейская элита рассчитывает на
нечто подобное. Пройдет в Пхеньяне свой 91-й год, и они ста-
нут точно такими же олигархами и «красными директорами»,
которых мы наблюдали у
себя. При этом интерес
Штатов – в любом случае
напряженность на полу-
острове сохранить. И что бы
ни говорили о бедах разде-
ленного корейского народа,
Сеул, будучи американским
сателлитом, тоже никак не
заинтересован в нормали-
зации отношений с север-
ным соседом и уж тем более
– в единой Корее. Пока
рядом существует «комму-
нистический» режим, южане
получают
американские
кредиты, самую разно-
образную помощь, которой
вряд ли захотят лишиться.
К тому же существует пони-
мание того, что одновре-
менно с решением пробле-
мы с Пхеньяном Сеул полу-
чит новые линии напряжения. Вернее, не новые, а исторически
сложившиеся: Япония столкнется не с двумя относительно
слабыми и зависимыми от других стран Кореями, а с одной
сильной. Корея исстари была главной причиной конфликтов
между Японией и Китаем, так было, есть и будет всегда – она
обречена на это своим географическим положением. Страна
восходящего солнца – часть западного блока, но с особым
правом «быть Японией». Объединенная Корея автоматически
станет причиной конфликта между Китаем и блоком западных
держав во главе с США. То есть по большому счету Пекин,
решив проблему северокорейскую, взамен получит японскую,
что вряд ли его обрадует.
Вокруг Северной Кореи идет большая игра, и о людях, ее
населяющих, никто не думает. Последним большим полити-
ком, который пусть и своеобразно, но думал о «счастии на-
родном», был товарищ Сталин. Теперь таких нет. Пхеньян сей-
час – это такой «плохой мальчик» в коллективе, по поводу
которого все родители готовы постоянно собираться, чтобы
выразить свое негодование, попутно попив чайку и обсудив
более насущные проблемы.
Потому полагаю, что проблему КНДР все заинтересован-
ные страны за исключением России будут всячески подогре-
вать, удерживая тем не менее в управляемом режиме. Дойдет
вдруг дело до мирных переговоров – обязательно начнутся
какие-то обстрелы или другие провокации. Но большой войне
тоже разгореться не дадут.
Политолог, телеведущий
Максим ШЕВЧЕНКО
АКЦЕНТ
«
Проблему
КНДР все
заинтересованные
страны
за исключением
России
будут всячески
подогревать,
удерживая
тем не менее
в управляемом
режиме
»
ПХЕНЬЯН – ПЛОХОЙ МАЛЬЧИК,
КОТОРЫЙ НИКОМУ
НЕ НРАВИТСЯ, НО ВСЕМ НУЖЕН
Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Москву
с уверенностью, что Россия и Китай на пороге новых
крупных договоренностей.
Ранее помощник министра иностранных дел КНР Ли
Хуэйлай сообщил на брифинге, что к встрече на высшем
уровне приурочено подписание контрактов на общую
сумму около 10 миллиардов долларов. Это шестой визит
Си Цзиньпина в Россию в качестве главы государства.
На переговорах с Владимиром Путиным обсуждается
весь комплекс вопросов всеобъемлющего партнерства
и стратегического взаимодействия наших стран,
а также актуальные международные и региональные
проблемы.
САММИТУ G20
ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ