12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Станислав Сторожев
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 27 (691) 19–25 июля 2017 года
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Эпохальные события оказались спрессованы
во времени. 24 июля братья Коккинаки поставили
на крыло четырехмоторный Ил-22. Тремя днями
позже экипаж Алексея Перелета поднял в воздух
реактивный бомбардировщик «77», более извест-
ный как Ту-12. А уже через месяц пара туполев-
ских машин пронеслась над зрительскими трибу-
нами во время авиапарада в Тушине. Принято
считать, что именно с появлением Ту-12 в бомбар-
дировочной авиации ВВС СССР началась реактив-
ная эра. Хотя еще 23 мая того же 1947-го под
управлением немецкого пилота Пауля Юльге со-
вершил первый полет построенный в советской
зоне оккупации Германии и перевезенный в СССР
опытный реактивный бомбардировщик EF-131.
Шестимоторный уникум с обратной стреловидно-
стью крыла представлял собой модификацию не-
мецкого Ju 287, облетанного еще в 1944 году. Но
и EF-131, и Ил-22 остались в единственных экзем-
плярах, в то время как Ту-12 был выпущен малой, но
все-таки серией из шести машин. Впрочем, их не
строили заново – все Ту-12 представляли собой пе-
ределанные под английские турбореактивные дви-
гатели Rolls-Royce Nene-1
(«Нин-1») поршневые фрон-
товые
бомбардировщики
Ту-2, справедливо относи-
мые к лучшим в своем клас-
се в годы Второй мировой.
Это облегчало ознакомле-
ние строевых летчиков ВВС
с премудростями реактив-
ной техники.
Конечно, Ту-12 не был
тем же Ту-2, у которого за-
менили на ТРД прежние
двигатели АШ-82ФН. Для
уменьшения аэродинамиче-
ского сопротивления опре-
деленным переделкам под-
вергся фюзеляж, для чего
туполевцы
использовали
так называемое правило
площадей. Кроме того, как и
на Ил-22 (на котором стоя-
ли недостаточно мощные,
но отечественные двигатели
ТР-1), на Ту-12 применили
новую, передовую схему
шасси с носовым колесом,
уже известную нашим летчикам по ленд-
лизовским истребителям Р-39 «Аэрокобра», Р-63
«Кингкобра», бомбардировщикам А-20 «Бостон»
и B-25 «Митчелл».
Ту-12 при максимальном взлетном весе около
16 тонн продемонстрировал характеристики, впол-
не приличные для своего назначения и времени,
рубежа поршневой и реактивной эпох в авиации.
Максимальная скорость – 783 километра в час,
практический потолок – 11 360 метров, дальность
полета – до 2200 километров. Бомбовая нагрузка
Ту-12 не уступала таковой у Ту-2: одна тонна –
нормальная, три тонны – максимальная. Машина,
несмотря на отдельные симптомы «детских бо-
лезней», которые могли быть устранены в ходе
крупносерийного производства, в целом получи-
лась добротной, к тому же на Ту-12 без проблем
могли бы переучиваться экипажи фронтовой
бомбардировочной авиации даже средней квали-
фикации. Пилотировать Ту-12 было не сложнее,
чем привычный Ту-2, хотя взлетно-посадочные
характеристики у реактивной инкарнации послед-
него оказались несколько хуже.
С учетом результатов испытаний было приня-
то решение начать крупносерийный выпуск Ту-12
на авиазаводах в Москве и Иркутске. Однако вско-
ре последовало заключение о нецелесообразно-
сти такого шага – ведь на подходе были куда
более совершенные реактивные бомбардировщи-
ки тактического класса, которые и пошли в серию
(Ил-28 и Ту-14 – последний, впрочем, как морской
торпедоносец Ту-14Т). Тем не менее Ту-12 сыгра-
ли в ВВС СССР важную роль «летающих парт» для
осваивающих реактивную тягу экипажей. Именно
на Ту-12 начали отрабатываться перехват таких
бомбардировщиков первыми советскими реак-
тивными истребителями МиГ-9, Як-15 и соответ-
ственно защита от подобных атак. Ту-12 имел обо-
ронительное вооружение в
составе 23-мм пушки и двух
12,7-мм пулеметов.
Американцы, надо ска-
зать, в то время опережали
нас в создании серийных ре-
активных бомбардировщи-
ков. Их четырехмоторный
В-45 «Торнадо» фирмы North
American был облетан 17
марта 1947 года и относился
не к легким, как Ту-12, а к
средним бомбардировщи-
кам. «Торнадо» существенно
превосходили Ту-12 по
всему комплексу тактико-
технических данных. Выпу-
стили их почти полторы
сотни, а в 50-е годы даже
оснастили ядерными бомба-
ми (кстати, теоретически
поднять появившуюся у нас в
это же время тактическую
РДС-4 мог бы и Ту-12). Одна-
ко уже в 1958-м «Торнадо»
начали списывать в утиль.
Война в Корее показала, что
экипажи этих самолетов (в варианте разведчиков)
крайне остерегались встреч с советскими истреби-
телями МиГ-15. А качественное отставание Союза
от Штатов в области реактивных бомбардировщи-
ков кануло в Лету уже в начале 50-х, и создание
Ту-12 было важной к тому предпосылкой.
Любопытно, что на Западе обозначение Ту-12
долгое время приписывалось опытному палубно-
му турбовинтовому штурмовику-торпедоносцу
Ту-91, испытывавшемуся в середине 50-х годов,
но, к сожалению, не поступившему на вооружение
– хрущевское руководство так и не одобрило идею
обзавестись авианосцами.
Константин ЧУПРИН
70 лет назад поднялись в небо
первые советские реактивные
бомбардировщики
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
17 июля 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 713
Цена свободная
Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
ведущий рубрики, доктор
исторических наук
Условия полетов на Кавказ-
ском фронте отличались исклю-
чительной суровостью. Высота
вершин и хребтов выделяла его
по сравнению с другими горны-
ми ТВД. Даже трехтысячники
для авиации начала XX века были
серьезным препятствием. А еще
хаотический характер земной по-
верхности (напоминавшей океан в
момент девятого вала, свидетель-
ствовали современники), мощные
воздушные течения, глубокие во-
ронки, неожиданные атмосфер-
ные завихрения, внезапно подни-
мавшиеся сильнейшие ветры,
густые, постоянно перемещаю-
щиеся туманы, мизерное число
площадок, годных для взлета-
посадки. На всем ТВД имелось
лишь пять аэродромов и только
один (Трапезундский) был рас-
положен в условиях, близких к
равнинным.
Разумеется, для такого специ-
фического ТВД требовались
аэропланы, обладавшие повы-
шенной скороподъемностью и
устойчивостью. Но ситуация
была обратной – Кавказский
фронт стал своего рода Камчат-
кой, куда отправлялись устарев-
шие типы машин. Вплоть до
конца 1916 года авиация Кавказ-
ского фронта состояла из
«Моран-Парасолей» («летающих
гробов»), сравнительно слабых
«Ронов» и грузных «Вуазенов».
Только в начале 1917-го в кав-
казских авиаотрядах появляются
одно- и двухмоторные «Кодро-
ны», а также два истребителя
«Ньюпор-21».
Боевой опыт приобретался
долго – его сложно наработать,
когда в месяц лишь пять – во-
семь полетных дней. Выручало
преимущество русских войск
над турецкими и слабость вра-
жеской ПВО.
В начале войны неприятель-
ская авиация на Кавказском
фронте почти отсутствовала –
она была сосредоточена на евро-
пейских ТВД Оттоманской им-
перии. И в заметном количестве
появилась только после разгро-
ма под Эрзерумом – зимой-
весной 1916-го.
При эпизодичности действий
оттоманской авиации и значи-
тельной протяженности фронта
встречи в воздухе русских и ту-
рецких летчиков были очень
редки. Состоялось не более пяти
воздушных боев.
В качественном плане лич-
ный состав авиации Кавказской
армии оказался на высоте. На
Кавказском фронте действовало
три-четыре авиаотряда, занимав-
шихся в основном воздушной
разведкой и бомбометанием.
Корректировка артиллерийского
огня, аэрофотосъемка и авиаци-
онная связь стали применяться
здесь гораздо позже, чем на
австро-германском.
Позиционной войны Кавказ-
ский фронт не знал. Огромные
расстояния, скверные дороги
(почти всю войну боевые дей-
ствия протекали на вражеской
территории) и скудость лесной
растительности затрудняли маски-
ровку, поэтому разведка даже не-
значительной авиационной груп-
пировкой давала хорошие ре-
зультаты. И аэрофотосъемка
всегда приносила командованию
ценную информацию.
Серьезный моральный, а за-
частую и материальный эффект
имели бомбометания. Турецкие
войска зачастую разбивали бива-
ки на открытой местности, рас-
полагаясь, как правило, в палат-
ках. Бомбардировка сразу же
вносила во вражеский стан пани-
ку и дезорганизацию. Но чтобы
осуществить успешную бомбеж-
ку, летчикам приходилось сни-
жаться, а в горах это было сопря-
жено с серьезным риском.
На Кавказе и в Турции верши-
ны четыре тысячи метров не ред-
кость, при изменчивом рельефе
много воздушных ям, а безопас-
ное расстояние от земли, предо-
храняющее аэроплан от вин-
товочно-пулеметного огня, – три
тысячи метров. Таким образом,
аэроплану нужно было подни-
маться до семи тысяч метров. Не
каждый самолет для этого при-
годен, не всякий пилот такое вы-
дюжит. Но наши асы были на
высоте.
Летчики
Кавказской армии
открывали
новые
возможности
в боевых машинах
и в самих себе
В начале войны возник
вопрос о применимости
авиации в условиях горного
ТВД в целом и Кавказского
в частности. Сомнения
рассеялись после первых
отважных авиаразведок.
Кавказская армия – оперативно-стратегическое объединение, обла-
давшее давней историей и славными боевыми традициями. Но в авиаци-
онной сфере ситуация к началу Первой мировой войны оставляла желать
лучшего. В составе армии имелся лишь один авиаотряд, вооруженный
слабосильными аэропланами-«старичками» – «Фарманами» и «Парасо-
лями». Скупое материально-техническое обеспечение, отсутствие боево-
го опыта и скептицизм относительно форм и методов применения авиа-
ции, казалось, не предвещали ничего хорошего кавказской авиации…
СПРАВКА «ВПК»
На
безопасной
высоте
БЕЛЫЕ ПЯТНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
Состав авиаотрядов Кавказской армии
(на 11 октября 1917 года)
Авиаотряд
Число и типы самолетов
Число летчиков
1-й
2 – «Ньюпор-21»,
2-моторный «Кодрон»
8
2-й
6 – 2-моторный «Кодрон»,
1-моторный «Кодрон», «Ньюпор-21»
6
4-й
2 – 1-моторный «Кодрон»,
2-моторный «Кодрон»
7
«
Пилотировать Ту-12
было не сложнее,
чем привычные Ту-2,
хотя взлетно-посадочные
характеристики
у реактивной инкарнации
оказались похуже.
Эти самолеты сыграли
в ВВС СССР важную роль
«летающих парт»
для осваивающих
реактивную тягу
экипажей
»
24
июля
Южный Урал находится далеко от всех морей,
и все же именно здесь с размахом отмечают
День воинской славы в память о победе
русского флота в Чесменском сражении
1770 года. Первым делом жители старинной
казачьей станицы, названной по бухте
в Эгейском море, собираются на митинг
у Чесменской колонны.
В этом году к памятной дате из Севастополя в
подарок районной библиотеке привезен
альбом «80 лет Нахимовскому морскому
училищу». На конференции прозвучали докла-
ды о Чесменском сражении, флотской
истории Челябинской области, богатом
прошлом уральского села.
Этого праздника Чесма добивалась долго, и
пять лет назад по инициативе трех тысяч
жителей района, одноименного с
историческим морским сражением, дата
победы в нем была внесена в перечень дней
воинской славы России. Владимир Путин
одобрил поправки в соответствующий закон.
На Южном Урале несколько населенных
пунктов, названных в честь побед русской
армии в сражениях за рубежом: Париж,
Лейпциг, Варна, Фершампенуаз. В этом списке
и Чесма, находящаяся в Челябинской области.
Сергей БЕЛКОВСКИЙ, корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
У СТЕПНОГО СЕЛА БОГАТАЯ МОРСКАЯ ИСТОРИЯ
Игорь ЛЕОНОВ
«Лесные братья», на кровавом счету которых
многие тысячи мирных жителей Эстонии, Лат-
вии, Литвы, Белоруссии, Польши, областей на
северо-западе РСФСР, превозносятся на Западе
с первых послевоенных лет. Истоки такой пози-
ции в резко негативном отношении к вхожде-
нию прибалтийских республик в состав СССР.
Авторы натовского ролика разыскали по-
ныне здравствующих пособников нацистов.
Арвидс Блузманис с гордостью заявляет: «Мы
были группой примерно из 15 тысяч партизан
во всей Латвии… Настоящие защитники, по-
лицейские, бывшие солдаты – все враги совет-
ской России». Действительно, при поддержке
тех самых «братьев» почти до 9 мая 1945 года
ожесточенно сражались с войсками Красной
армии германские группировки в Курляндии
(северо-запад Латвии) и в оккупированной
рейхом с марта 1939-го Клайпеде.
Героизация пособников нацистов на Запа-
де стала трендом с середины 50-х, точнее,
после хрущевского указа о реабилитации со-
ветских граждан, сотрудничавших с оккупан-
тами в годы Великой Отечественной («Плюс
украинизация всей страны», «ВПК», № 25,
2017). А в СССР с того же времени пошли на
убыль публикации о коллаборационизме и
зверствах «братьев». К началу 80-х такие мате-
риалы не только в Прибалтике, но и в СССР
в целом были наперечет. И еще совпадение:
опять-таки с середины 50-х в СССР, а осо-
бенно в Прибалтике, издавалось все меньше
литературы об антифашистском партизан-
ском и подпольном сопротивлении в регио-
не. Притом что до 90 процентов численно-
сти этих отрядов и групп, которых было
свыше 60, составляли латыши, литовцы,
эстонцы, а сражались они и против «лесных
братьев». То есть искусно формировался ин-
формационный вакуум с целью заставить
прибалтийскую молодежь поверить в сугубо
антисоветский характер партизанского дви-
жения. Увы, это удалось...
А западные спецслужбы уже в 1956 году
инициировали попытку антисоветского путча
в Литве с привлечением в том числе «лесных
братьев» («Рассвет антисоветизма», «ВПК»,
№ 48, 2016). Бывшие союзники сразу сообра-
зили, что тот самый указ 1955-го и хрущевская
десталинизация в целом – благодатнейшая
почва для организации публичных антисовет-
ских и одновременно русофобских вылазок.
Демонстрация упомянутого «фильма»
про прибалтийских коллаборационистов –
продолжение политики разжигания ненави-
сти к России, русским, Советскому Союзу.
Суверенную Прибалтику нужно, дескать, за-
щищать от агрессивного и непредсказуемого
соседа. Любопытно, о чем будет новый сюжет
по этой теме в натовском Ютубе. О борцах с
засильем «неграждан» в сегодняшней Лат-
вии? О героических сторонниках сноса Брон-
зового солдата в Таллине? О подвиге осквер-
нителей могилы Лотмана в Тарту? В постсо-
ветской Прибалтике у «лесных братьев» на-
росла достойная смена.
ДВА БЕРЕГА
«Документальный» ролик на Ютуб-канале НАТО о тяжкой участи
прибалтийских «лесных братьев» – подготовка почвы, и без того благодатной,
для большего военного присутствия блока в регионе, то есть вблизи
северо-западных границ России. То, что герои фильма, напомним,
осуждены Нюрнбергским трибуналом за пособничество германскому
фашизму, режиссеров русофобских настроений, естественно, не смущает.
НАТО НАШЛО
БРАТЬЕВ ПО РАЗУМУ
ЗАПАДНЫХ РЕЖИССЕРОВ
ВДОХНОВЛЯЮТ ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ
i.ytimg.com