Газета «Военно-промышленный курьер». №29 (693) 2-8 августа 2017 года - page 9

09
ОРУЖИЕ
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
реклама
Учитывая, что даже снаряженный этот багги не будет
весить более трех тонн, возможна его транспортировка
вертолетом класса Ми-8. У нашей армии еще не было ма-
шины, которую можно выдать бойцам, как пулемет, и
перевозить ее вместе с ними к месту высадки на обычной
«вертушке».
Еще одна особенность «Эскадрона» – низкотемпера-
турная силовая гибридная установка, позволяющая не-
слышно и невидимо для противника совершить послед-
ний рывок и нанести удар внезапно.
СНИМИТЕ «КОРНЕТ»
Между тем от вооруже-
ния для багги требуется не
только гибко изменяться
под конкретные нужды во-
енных, но и быть в принципе
съемным. Бойцы при необ-
ходимости должны забрать
боеприпасы, снять пулеметы
и скрыться, припрятав ма-
шину или попросту бросив,
если другого выхода нет.
В связи с этим идея раз-
работчиков снабдить багги пусковыми установками про-
тивотанкового ракетного комплекса «Корнет» начинает
выглядеть несколько сомнительно. Стоимость одного
ПТРК – около 900 тысяч рублей. Цена багги пока неиз-
вестна, но, сравнивая с аналогами, можно предположить,
что три-четыре «Корнета» намного дороже, чем «Эска-
дрон».
Однако если уж говорить о финансах, только экипи-
ровка «Ратник» каждого из четырех бойцов стоит милли-
он рублей, а их жизни и вовсе бесценны. Так что тактиче-
ская группа, перемещающаяся на «Эскадроне», обязатель-
но должна иметь средства борьбы с бронетехникой про-
тивника. Другое дело, что пусковые установки «Корнета»
необходимо проектировать быстросъемными.
ШТУРМОВИК-РАЗВЕДЧИК
Что касается второй модификации «Эскадрона» – с
бронекапсулой на одного человека, ее использование вы-
глядит менее перспективным. Связано это даже не с фу-
туристическим концептом – оператор-водитель в одно-
местной бронемашине с дистанционно управляемым
вооружением, а с более узкой областью применения в
разведке.
Действительно, съездить в нее быстро и по-тихому, не
боясь стрелкового огня, зафиксировать обстановку датчика-
ми и приборами, напрямую передав ее в штаб, – способность
ценная. Не исключено, что в разведке бронированный багги
ждет славное будущее. А возможно, скажется повышающая-
ся пропорционально использованию дорогостоящей аппара-
туры стоимость «Эскадрона»,
а также сложность одновре-
менного управления и багги,
и вооружением.
ОДНАКО, ТЕНДЕНЦИЯ
Армейский багги – попу-
лярный тренд в армиях мира,
в том числе в нашей, где сек-
тор сверхлегкой машины
пока не занят. Претендентов
на место, кстати, хватает. На-
пример, «Чаборз», создавае-
мый по инициативе Рамзана
Кадырова на его родине, в двух модификациях: трехместный
и шестиместный багги.
Разговоры о том, что армии нужна сверхлегкая маши-
на, идут еще со времен Советского Союза. Конечно, у
критиков этой техники тоже есть аргументы, начиная с
особенностей нашей территории, изобилующей густыми
лесами, болотами да реками, и кончая холодным клима-
том. Однако появление «Эскадрона» вызвано скорее объ-
ективной необходимостью в легкой, маневренной, неза-
метной и недорогой машине, а вовсе не фантазиями раз-
работчиков.
Говоря о багги, нельзя не отметить его экспортный по-
тенциал. Русское оружие традиционно котируется за ру-
бежом как по качественным характеристикам, так и по
цене. Но позволить себе танки и БМП могут не все. Багги
по цене автомобиля бизнес-класса – совсем другое дело. К
тому же, судя по войне на Ближнем Востоке, тачанки пе-
реживают второе рождение и становятся популярными
даже у регулярных частей правительственных войск.
В нашей армии
еще не было машины,
которую можно выдать
бойцам, как пулемет
ЭХ, ТАЧАНКА-
ЕГИПТЯНКА
google.com
Денис ФЕДУТИНОВ
Одной из новых для России систем
БЛА стал китайский разведывательно-
ударный аппарат MALE-класса Wing
Loong I. Внешне он схож с американ-
ским беспилотником MQ-9 Reaper.
Может выполнять полеты продолжи-
тельностью до 20 часов, неся до 200
килограммов целевой нагрузки, в част-
ности
многоканальную
оптико-
электронную систему наблюдения,
РЛС, средства РЭБ, управляемые и не-
управляемые авиабомбы и ракеты. В
линейке семейства Wing Loong это не
самый новый аппарат. В феврале пер-
вый полет совершила более тяжелая
модельWing-Loong II. Несмотря на то,
что ее уже экспонировали в Ле Бурже,
на российский рынок китайцы решили
зайти с проверенным в экспортных по-
ставках вариантом, который, по имею-
щимся данным, уже есть в Казахстане,
Узбекистане, Нигерии, Египте, ОАЭ.
По-видимому, расчет маркетологов
был на то, что в России ниша абсолют-
но свободна. Однако на МАКС-2017
выкатили отечественный БЛА анало-
гичного класса, который сводит на нет
попытки продвижения в нашу страну
китайских беспилотников. Речь об ап-
парате «Орион», экспортная версия ко-
торого с литерой «э» была впервые пре-
зентована компанией «Кронштадт».
Максимальная целевая нагрузка ком-
плекса – 200 килограммов, продолжи-
тельность полета – 24 часа при радиусе
применения машины до 300 киломе-
тров, что ставит ее в один ряд с зару-
бежными аналогами. Появление «Ори-
она» можно рассматривать как прорыв
в развитии БЛА, что открывает дверь в
элитарный клуб стран, способных са-
мостоятельно создавать подобные ап-
параты.
Группа компаний «Беспилотные
системы» впервые показала наМАКС-
2017 разработанный в инициативном
порядке Supercam S450. Масса аппа-
рата – 21 килограмм, включая 4 кило
полезной нагрузки в виде сменных
гиростабилизированных видеокамер
с тепловизорами, системой радио-
трансляции и пеленгации сигналов
радиооборудования. Размах крыла
составляет 4,5 метра, при посадке
предусмотрено интересное решение с
отцепом консолей по команде опера-
тора. Электродвигатель аппарата обе-
спечивает малый уровень шума, а ем-
кость аккумуляторов позволяет ле-
тать до 7 часов. Радиус действия БЛА,
по словам разработчиков, 90–110 ки-
лометров.
Палитра иностранных разработок
систем БЛА, представленных в Жу-
ковском, за последние годы претерпе-
ла серьезные изменения, связанные с
политической и экономической конъ-
юнктурой. Место европейских и изра-
ильских разработок заняли системы из
Китая, Ирана и других стран. Так, Ис-
ламская республика продемонстриро-
вала собственную версию БЛА, соз-
данного на основе американского ап-
парата ScanEagle. Известно, что в 2013
году главнокомандующему ВВС Рос-
сии Виктору Бондареву подарили по-
добный БЛА во время визита в страну,
однако в качестве экспоната в России
его можно было впервые увидеть
именно на МАКС-2017.
БЛА Yasir предназначен для развед-
ки и наблюдения. В отличие от ориги-
нала, иранская версия оснащается хво-
стовым оперением в виде перевернутой
V. По информации разработчиков,
БЛА может выполнять полеты продол-
жительностью до 8 часов. Радиус дей-
ствия – 100 километров. Комплекс
может быть в сухопутном и морском
исполнении для размещения на палубе
корабля. В первом варианте БЛА
может взлетать как с катапульты, так и
с автотранспортного средства.
Вертолеты в ассортименте
Холдинг «Вертолеты России» впер-
вые представил на авиасалоне новый
беспилотный летательный аппарат вер-
тикального взлета-посадки VRT-300.
Комплекс на его основе предназначен
для решения широкого круга задач,
включая мониторинг земли, ледовую
разведку, транспортировку грузов.
По имеющимся данным, вертолет
находится на этапе наземных испыта-
ний. Летные запланированы на 2018–
2019 годы.
БЛА выполнен по соосной схеме.
Максимальная взлетная масса 300 ки-
лограммов. Двигатель – дизельный.
По информации разработчиков, БЛА
может выполнять полеты продолжи-
тельностью до 5 часов. Радиус действия
– 100–150 километров. Беспилотник-
вертолет способен брать до 70 кило-
граммов полезной нагрузки. В ее состав
входит оптико-электронная система
наблюдения на гиростабилизирован-
ном подвесе. В контейнере под фюзеля-
жем аппарат может нести дополнитель-
ное целевое оборудование.
Интересным проектом БЛА вер-
толетного типа, экспонировавшимся в
Жуковском, представляется много-
функциональный беспилотный верто-
лет БПВ-500 петербургской компании
«Радар ММС». Он выполнен по соо-
сной схеме, с диаметром несущего
винта 6 метров. Способен выполнять
полеты в автоматическом и полуавто-
матическом режимах на высотах до
3500 метров продолжительностью до
8 часов в радиусе 320 километров.
Созданный на основе легкого пи-
лотируемого вертолета разработки
ОКБ «Ротор» из Кумертау БПВ-500
взлетной массой в 500 килограммов
рассчитан на полезную нагрузку в
150–180 килограммов, то есть может
нести как разнообразные датчики,
включая РЛС и радиотехнические
средства, так и набор вооружений.
Автожиры широкого профиля
Небезынтересно было отметить
присутствие по крайней мере двух
моделей беспилотных автожиров.
Интерес к созданию аппаратов такого
типа основывается на том, что по
сравнению с самолетами и вертолета-
ми они конструктивно менее сложны,
дешевле и проще в управлении.
БЛА GY 500 был представлен
ООО «Научно-инженерная компа-
ния». По сообщению разработчиков,
он может применяться для доставки
грузов, например, медикаментов,
общей массой до 200 килограммов на
расстояние до 80 километров от на-
земной станции управления, в
поисково-спасательных операциях,
для картографирования местности и
т. п. Аппарат максимальной взлетной
массой 500 килограммов должен стать
частью линейки, в которую войдут
образцы меньшей размерности. Заяв-
ленная разработчиками дальность
действия комплекса составляет 330
километров, крейсерская скорость
полета – 140 километров в час.
Разработчики из МАИ представили
более компактную модель автожира,
стартующего при помощи катапульты.
Предварительная раскрутка несущего
винта происходит в момент запуска по
монорельсу. БЛА имеет диаметр несу-
щего винта 1,5 метра. Максимальная
взлетная масса – 25 килограммов. Как
сообщалось, аппарат может выполнять
полеты продолжительностью до 3,5
часа, неся до 5 килограммов полезной
нагрузки – различные датчики и аппа-
ратуру аэрофотосъемки.
Далекоидущие
К-планы
«Вертолеты России» впер-
вые привезли в Жуковский
опытный образец беспилот-
ника-конвертоплана RHV-30
с максимальной взлетной мас-
сой 30 килограммов. Аппарат
предназначен для дистанцион-
ного мониторинга и диагно-
стики объектов, перевозки
малых грузов в труднодоступ-
ные места. К-план, способный
нести до 5 килограммов, вы-
полняет полеты в пределах 100
километров. Работы над про-
ектом начались входящим в
состав холдинга конструктор-
ским бюро «ВР-Технологии» в
марте 2016 года. Завершен первый этап
испытаний. К IV кварталу запланирова-
но начало второго, в ходе которого
К-план проверят в различных режимах
полета с конкретными целевыми на-
грузками. Начало серийного производ-
ства ожидается в конце 2018-го.
В павильоне компании «Крон-
штадт» представили действующую мо-
дель беспилотника вертикального взле-
та семейства «Фрегат». Предполагается,
что выполненные по проекту работы
продемонстрировали реализуемость
идеи создания аппарата подобного типа
и готовность к созданию полноразмер-
ного БЛА, который, вероятно, будет
иметь взлетную массу около 7 тонн.
Аппарат предназначен для воздушной
разведки и доставки грузов.
Вертикальный взлет
и произвольная посадка
Интересный сегмент представля-
ют аппараты гибридного типа, выпол-
няющие горизонтальный полет по са-
молетному, но при этом оснащенные
дополнительными устройствами, по-
зволяющими взлетать и садиться вер-
тикально. От конвертопланов их от-
личает простота конструкции, связан-
ная с отсутствием поворачивающихся
движителей и сопутствующих этому
переходных процессов.
К примеру, компания «Крон-
штадт» впервые представила новый
БЛА «Крон-А30» подобного типа. По
ее информации, беспилотник может
использоваться для аэрофотосъемки,
инструментального
мониторинга.
Взлет и посадку БЛА массой 30 кило-
граммов в вертикальном режиме обе-
спечивают электродвигатели, приво-
дящие в движение 4 винта. Горизон-
тальный полет выполняется с исполь-
зованием двигателя внутреннего
сгорания. БЛА в автоматическом и
полуавтоматическом режимах может
находиться в воздухе до 6 часов на
высотах до 3600 метров. Предусмо-
трена возможность корректировки
маршрута во время полета. В зависи-
мости от решаемых задач на борту
может быть установлено различное
целевое оборудование, включая аэро-
фото- и тепловизионную камеры,
ультрафиолетовый пеленгатор и дру-
гие гаджеты.
Похожую беспилотную систему
X-27 FG Avatar показала на МАКСе
отечественная Skat Systems. Аппарат
самолетного типа оснащен четырьмя
электродвигателями для вертикально-
го взлета и посадки. На борту по вы-
бору заказчика можно разместить ши-
рокий спектр систем полезной нагруз-
ки: аппаратуру наблюдения, работаю-
щуюввидимомитепловомдиапазонах,
а также РЛС и определители дально-
сти. Максимальная взлетная масса со-
ставляет от 27 до 72 килограммов в
зависимости от модификации. Разра-
ботчики заявляют максимальную про-
должительность полета в 9 часов в
модификации с электрическим двига-
телем и 27 часов – с двигателем вну-
треннего сгорания, радиус действия –
300 километров. Как видно, некото-
рые технические возможности нового
БЛА выглядят излишне оптимистич-
но и впоследствии, вероятно, будут
скорректированы.
Мишени из Казани
Казанская компания «Эникс», спе-
циализирующаяся на разработке и про-
изводстве беспилотных авиационных
систем, представила на авиасалоне
«МАКС-2017» новую воздушную ми-
шень Е-17. Выполняя полеты на удале-
нии до 70 километров от станции
управления, она способна имитировать
дозвуковые маневрирующие цели типа
«крылатая ракета», планирующая
бомба, БЛА. Аппарат с максимальной
взлетной массой 80 килограммов по-
строен по схеме «утка» с размахом
крыла 3,4 метра. Любопытно, что по-
мимо катапультного старта рассматри-
вается запуск с внешней подвески вер-
толета. Как полезная нагрузка могут
быть использованы линзы Люнеберга,
уголковые отражатели, ИК-трассеры,
ИК-ловушки.
БЛА свое возьмут
Наиболее существенный
прогресс виден в развитии
БЛА самолетного типа, в том
числе и тяжелого класса.
Проекты в области создания
аппаратов вертолетного типа
после ряда неудач стали не-
сколько «оживать» в различ-
ных
компаниях.
По-
видимому, кооперация разра-
ботчиков с лидерами рынка в
данной области способна
ускорить идущие процессы.
Весьма положительно
стало внимание российских
разработчиков к БЛА менее
традиционных типов и схем,
в том числе гибридного типа и кон-
вертопланам. Добавление самолет-
ным аппаратам малого класса воз-
можностей вертикальных взлета и
посадки – один из мировых трендов в
развитии беспилотных систем. И он
был вовремя распознан отечествен-
ными разработчиками. Это обстоя-
тельство вместе с планами как заказ-
чиков, так и создателей БЛА внушает
определенный оптимизм.
При реализации проекта
«Орион» были созданы
десятки новых технологий
и подсистем, обеспечившие
конечному изделию
почти 100-процентную
новизну
НА БЕСПИЛОТНИК
Денис ФЕДУТИНОВ
Китайский БЛА Wing Loong I
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook