04
Константин СИВКОВ,
член-корреспондент РАРАН,
доктор военных наук
Прогнозирование характера воз-
можной гражданской войны в России
основывается на оценке потенциалов
сторон, предполагаемого хода боевых
действий, способности участников
корректировать политические цели.
Рассмотрим вероятный сценарий на-
чала вооруженного противостояния.
Сопоставляя потенциалы группи-
ровок («И комиссары в пыльных
джипах…», «ВПК», № 32, 2017),
можно сделать выводы относительно
их возможностей в развязывании
гражданской войны и заинтересован-
ности именно в таком развитии си-
туации.
ШАНС «ПЯТОЙ КОЛОННЫ»
Главное преимущество либераль-
ной страты, ядро которой образует
нынешняя ориентированная на Запад
фронда, стремящаяся встроить Рос-
сию колонией, условно говоря, в ев-
ропейскую цивилизацию, – мощная
поддержка иностранных спецслужб и
зарубежного капитала. Слабость со-
циальной базы и полная дискредита-
ция идеологии в глазах большинства
населения не оставляют этой группи-
ровке шансов прийти к власти через
выборы. Поэтому, как в Сирии,
Ливии и других странах, переживших
срежиссированную «весну», един-
ственный возможный путь, если не
удастся договориться с действующи-
ми властными кланами, пролегает
через разрушение существующего го-
сударства. При этом либералы гото-
вы отказаться от суверенитета стра-
ны, поскольку их конечная цель –
полная интеграция с Западом. Объ-
ективно они заинтересованы в
переводе мирного в пределах законо-
дательного поля политического про-
тивоборства в вооруженное противо-
стояние. Это позволит ввести на тер-
риторию РФ иностранные войска.
Сегодня потенциал «пятой колонны»
не позволяет развязать полноценную
гражданскую войну и тем более побе-
дить в ней. Но в перспективе при на-
растающем давлении коллективного
Запада шансы появятся. В дальней-
шем эти деятели могут захватить
власть либо быстрым госпереворо-
том вкупе с «цветной революцией»,
либо в случае перехода к затяжному
вооруженному противостоянию –
при ускоренной интернационализа-
ции конфликта и вводе в РФ ино-
странных войск.
Имперская политическая группи-
ровка – другая сторона вероятного
противоборства, обладая властью, за-
интересована в сохранении статус-
кво. Она, не имея ресурсов для дли-
тельного противостояния в граждан-
ской войне и не рассчитывая на мас-
штабную иностранную поддержку,
сделает все, чтобы не допустить воо-
руженного конфликта, чреватого
крахом. Противник будет подавлять-
ся самыми жесткими мерами, вклю-
чая военно-силовые.
Неосоциалисты, получив как
основу партии и общественные дви-
жения коммунистической, социали-
стической и националистической на-
правленности, реальной патриотиче-
ской оппозиции – главным образом
несистемной, не имеют значимого
потенциала для влияния на развитие
ситуации. И объективно они не заин-
тересованы в смуте, поскольку высок
риск гибели страны. Однако готовы к
ослаблению власти до той степени,
когда ее структуры пойдут на привле-
чение патриотов к реальному сотруд-
ничеству, будут вынуждены согла-
ситься на изменение внутреннего по-
литического и экономического курса
в соответствии с их требованиями.
Анализ условий и тенденций в Рос-
сии, характера гражданских войн на-
чала XXI века в других странах свиде-
тельствует, что кровавая междоусоби-
ца может стать реальностью при непо-
пулярных действиях группировки,
захватившей власть в результате «цвет-
ной революции», или вырасти из на-
чавшегося в ее ходе силового противо-
стояния до формального захвата вла-
сти прозападной оппозицией.
В обоих вариантах ключевым
условием возникновения граждан-
ской войны будет отсутствие надеж-
ного контроля над силовыми струк-
турами, прежде всего ВС, в результа-
те его утраты сегодняшним полити-
кумом и вследствие невозможности
перехватившей власть группировки в
короткие сроки обуздать ситуацию.
Констатируем, что угрожаемого
периода, характерного для «классиче-
ских войн», в гражданской не будет –
она «вырастет» непосредственно из
«цветной революции».
ИМПЕРЦЫ ПРОТИВ ЛИБЕРАЛОВ
Итак, начальным периодом граж-
данской войныбудет вооруженная борь-
ба действующей власти, то есть импер-
ской группировки с либерально-
западнической. Федеральный центр и
его представители подвергнутся беспре-
цедентному давлению политических
элит, заинтересованных в возникнове-
нии хаоса. Личные счета в иностранных
банках и собственность за границей вид-
ных представителей этой страты аресту-
ют. Будут заморожены зарубежные рос-
сийские активы. Прозападная оппози-
ция получит полную иностранную под-
держку оружием и деньгами.
Основные события развернутся в
крупных городах –Москве, Петербурге
и там, где у власти оказались предста-
вители либерально-западнических кру-
гов. Периферия, вероятнее всего, оста-
нется относительно нейтральной. Про-
должительность этого этапа и его исход
определится твердостью и
решимостью действующей
власти. Если имперская
группировка при начале воо-
руженного противостояния
окажется устойчивой к давле-
нию, готовой пожертвовать
зарубежными активами и до-
статочно
решительной,
чтобы пойти на физическое
устранение лидеров либе-
ральной оппозиции или как
минимум на их изоляцию,
то главные силы западников
будут разгромлены. Напом-
ним, что их «пехотой» ста-
нут НВФ, создаваемые по
региональному, идеологиче-
скому, этническому или религиозному
признаку как из местных граждан, так
и из иностранных наемников, а также
формирования зарубежныхЧВК, ССО
и спецслужб, действующих на террито-
рии России. Сопротивление в отдель-
ных регионах может по инерции про-
должаться. Но в целом наступит завер-
шающий этап гражданской войны с
переходом к построению послевоенно-
го порядка.
При таком развитии ситуации
установится жесткий авторитарный
режим с конституционным закрепле-
нием господства правящей элиты при
существенном сокращении прав всех
слоев населения и фактически пол-
ным исключением из общественной
жизни реальных альтернативных по-
литических сил. Либеральную фрон-
ду, вероятнее всего, постигнет мягкая
ликвидация. Руководителей и орга-
низаторов арестуют и осудят на гу-
манные сроки или попросту вышлют.
Рядовым участникам светят более су-
ровые наказания. Что касается либе-
ральных олигархов, дело, думается,
ограничится частичной национализа-
цией, захватом имперцами их россий-
ских активов и высылкой финансо-
вых тузов с семьями за рубеж. Одно-
временно будет нанесен удар по ре-
альной патриотической оппозиции с
целью полной ликвидации. Ее лиде-
ров частью физически уничтожат при
задержании (под предлогом оказания
сопротивления), остальных осудят на
солидные сроки.
В случае неудачи действующая
власть будет терять контроль над си-
ловыми структурами и способность к
сопротивлению. При этом в противо-
стояние постепенно втянутся широ-
кие слои населения.
КОТОРЫЕ ТУТ ВРЕМЕННЫЕ
Если судить по нынешней дея-
тельности власти, она неспособна ре-
шительно подавить прозападную оп-
позицию. Поэтому наиболее вероят-
ным исходом начального периода
гражданской войны будет утрата им-
перской группировкой господства в
политике. Следствием станет ее неиз-
бежный распад. Владельцы крупных
состояний, рассчитывая на прощение,
переориентируются на либералов. Не-
которые примкнут к реальной патрио-
тической оппозиции – формирующей-
ся неосоциалистической группиров-
ке. Однако основная часть имперцев,
вероятнее всего, попытается сбежать
из страны или отсидеться.
При деградации власти пойдет ин-
тенсивная самоорганизация патриотов
и наращивание численности их сто-
ронников – неосоциалистическая
группировка постепенно превратится
в реальную силу гражданской войны.
Этот процесс станет в значительной
мере периферийным, там противодей-
ствие как власти (при дефиците сил ей
станет не до локальных структур оп-
позиции), так и либералов, сосредото-
чившихся на столице и крупных горо-
дах, будет незначительным. Именно в
регионах в условиях идеологического
вакуума возникнет наиболее благо-
приятная почва для распространения
неосоциалистических идей среди по-
литически просыпающегося населе-
ния. При этом надо понимать, что
наиболее активная часть патриотов не
останется в стороне от событий в сто-
лице и других крупных городах.
Силовые структуры государства,
прежде всего армия, с утратой поли-
тического руководства со стороны
формальной власти начнут искать
страту, в наибольшей мере отражаю-
щую их интересы и способную стать
во главе страны. Значительная часть
высших военных управленцев, связан-
ных с нынешней российской элитой,
переориентируется главным образом
на либералов как признаваемых Запа-
дом и располагающих зна-
чительным материальным
ресурсом. Но основная
часть среднего и младшего
комсостава, солдат будет
симпатизировать формиру-
ющейся группировке неосо-
циалистов.
Таким образом, наиболее
вероятный итог начального
этапа гражданской войны –
уход из политикума импер-
цев, захват доминирующего
положения либералами. Они
сформируют
«правитель-
ство», которое быстренько
признает Запад. Однако пол-
ной власти не добьются, по-
скольку не достигнут всецелого кон-
троля над ВС РФ и другими силовыми
структурами, даже если поменяют выс-
шее армейское руководство. Не обеспе-
чат они и руководства экономикой. У
них полностью отсутствует идеологи-
ческая основа власти. Население в
массе своей воспримет это «правитель-
ство» как незаконное, захватившее
власть в результате госпереворота.
Начальный период гражданской
войны прогнозируется относительно
коротким – от двух-трех недель до
двух – двух с половиной месяцев.
КОНЦЕПЦИИ
№ 35 (699) 13–19 сентября 2017 года
Либеральную фронду
ждет мягкая ликвидация.
Руководителей
и организаторов арестуют
и осудят на гуманные сроки
или попросту вышлют
Прогнозирование характера возможной гражданской
войны в России основывается на оценке потенциалов
сторон, предполагаемого хода боевых действий, способности
участников корректировать политические цели. Рассмотрим
вероятный сценарий начала вооруженного противостояния.
Гражданская война в России
активизирует патриотическую
оппозицию
АЛЬТЕРНАТИВА
Павел ИВАНОВ
В настоящее время обсуждение возмож-
ности переезда правительства с точки зрения
национальной безопасности сводится к двум
противоположным тезисам. Первый – чем
дальше от границы, тем лучше. Второй – в
Москве создана большая и серьезная инфра-
структура: командные центры, узлы связи,
уникальная система противовоздушной и
противоракетной обороны, потому просто
бросить все это нельзя. Попробуем разобрать-
ся с доводами той и другой стороны.
ЕСТЬ ЛИ ШТУКА ПРОТИВ
ГИПЕРЗВУКА?
Действительно, Москва расположена
достаточно близко к западной границе и
потому находится в радиусе поражения
не только дальнобойных крылатых ракет,
но и стартующей из Прибалтики такти-
ческой авиации. С учетом современной
механизации сухопутных войск и их воз-
росшей аэромобильности в случае втор-
жения с северо-западного направления и
при неблагоприятном стечении обстоя-
тельств противник может быть в Москве
через несколько суток.
Во времена СССР столицу прикрывали Бе-
лорусская и Украинская ССР, Прибалтика. Там
стояли достаточно большие воинские контин-
генты, а главное – были размещены контуры
противовоздушной и противоракетной оборо-
ны. Сейчас Москва лишена такого щита.
Именно уязвимость от возможных массиро-
ванных ракетно-авиационных ударов заставила в
свое время создавать вокруг столицы РФ кольца
противовоздушной и противоракетной обороны.
За 60 лет в Подмосковье созданы десятки, если
не сотни военных объектов, обеспечивающих
такую защиту. Успело смениться несколько по-
колений систем ПРО от А-135 «Амур» до новей-
шей А-235. А полки ПВО уже готовятся полу-
чать уникальную зенитно-ракетную систему
С-500. Несомненно, вокруг столицы РФ создана
не имеющая аналогов в мире комплексная
воздушно-космическая оборона.
Но тезис, что Москва – нервный узел рос-
сийской обороны, достаточно спорен. Даже
если обратиться к открытым источникам, ста-
новится понятно, что в случае войны управ-
лять войсками непосредственно из столицы
никто не намерен. В случае быстротечного
ядерного конфликта существует система запас-
ных командных пунктов. У президента РФ, а
также у руководства Минобороны есть специ-
ализированные воздушные КП. Это «Борт
номер один», Ил-80 и Ил-82, а также не столь
большие, но весьма функциональные Ил-22.
Главная задача военной инфраструктуры Мо-
сквы – обеспечить выживание в первом ударе
и последующую эвакуацию из города высшего
руководства страны, ключевых специалистов
Минобороны и других силовых ведомств.
На случай ядерной войны еще с советских
времен у всех министерств и ведомств есть
свои запасные места работы в других регио-
нах РФ. Адреса их нахождения не разгла-
шаются. Но, к примеру, хорошо извест-
но, что специальные объекты, построен-
ные еще в военные годы, есть в Самаре.
В то же время в Москве создана
сложнейшая система связи, которая обе-
спечивает управление Минобороны,
других силовых ведомств, а также
оборонно-промышленного комплекса в
мирное время. Это сотни коммутацион-
ных узлов, тысячи километров кабель-
ных и оптоволоконных линий, огромные
антенные поля и спутниковые антенны.
Именно они и превращают Москву в
«нервный центр» оборонно-промышленной и
военно-политической систем России.
Но, как и в случае с ВКО, многоуровневая
структура систем связи и управления обуслов-
лена не практической необходимостью. При-
чина имеющейся сложности достаточно про-
ста. Структура соединяет в себе несколько
поколений. Были старые объекты, создава-
лись новые, что-то модернизируется и объе-
диняется. И такой процесс идет непрерывно.
Предшествующие системы не выводятся
из эксплуатации, а используются как резерв-
ные. Скажем, судя по данным из открытых
источников, по всему Подмосковью разбро-
саны вышки связи и городки для их обслужи-
вания. В частности, они используются в си-
стеме военных комиссариатов. В определен-
ное время передают условленные кодогруппы.
При этом существуют более современные
средства обмена и передачи этих команд, но
старые не ликвидируются. На всякий случай.
Надо признать, что Москва действитель-
но уязвима. И с появлением новых систем
воздушно-космического нападения, вроде ги-
перзвуковых летательных аппаратов, высоко-
точных крылатых ракет и «умных бомб»,
угроза возрастает многократно. Ответными
мерами становятся постоянный апгрейд и
расширение систем ПРО и ПВО. Причем по
мере роста мегаполиса некоторые старые объ-
екты ВКО оказываются в черте города.
Одно из главных следствий уязвимости
Москвы – необходимость создания сложной
системы эвакуации первых лиц страны, высо-
копоставленных военных и специалистов за
пределы города в специальные укрытия.
ЕЗДИЛИ, ЗНАЕМ
Как успешный пример можно привести пе-
реезд главкомата ВМФ в Санкт-Петербург. Да,
первое время у военных моряков были серьез-
ные проблемы – приходилось постоянно ездить
в Москву, а мощность имевшихся узлов связи
не обеспечивала прохождение возросшего ин-
формационного трафика. Но по большому
счету все эти проблемы стали лишь следствием
поспешности перевода – морякам дали на него
чуть больше месяца. Сейчас же ситуация стаби-
лизировалась и оказалось, что даже находясь на
приличном расстоянии от Главного узла связи
ВМФ, который расположен в Подмосковье, ра-
бота главкомата идет стабильно. Поэтому при
достаточном времени на подготовку перевести
систему военного управления из Москвы в дру-
гой город вполне реально. Все определят время
и средства, выделенные на переезд.
Но главная проблема потенциальной буду-
щей столицы– ее защита от современных средств
воздушно-космического нападения. И в данном
случае лучшими вариантами станут города, уда-
ленные на расстояние тысяч километров от за-
падных и восточных границ. Также нельзя забы-
вать, что пока на севере России не воссоздано
единое радиолокационное поле, некоторые на-
правления остаются весьма уязвимы.
Выполнив такие условия, можно серьезно
сэкономить время и средства на создание
сложной системы эвакуации, а также на фор-
мирование объектов «второй Москвы». Фак-
тически можно обойтись системой закрытых
командных пунктов вокруг новой столицы.
Если она окажется вне зоны действия так-
тической авиации, не требуется сложная мно-
гоконтурная система противовоздушной обо-
роны. Но в случае с ПРО дешевыми решения-
ми не обойтись – удаленность столицы от гра-
ниц как элемент защиты абсолютно бесполезна.
А быстро создать противоракетный зонтик,
увы, не получится, работы займут не один год.
Сейчас Москва – единственная мировая
столица, которая настолько плотно прикрыта
средствами противоракетной обороны. Ни Ва-
шингтон, ни Лондон, ни Париж противора-
кетного зонтика не имеют. Однако при нали-
чии эффективной системы предупреждения о
ракетном нападении от формирования систе-
мы ПРО, аналогичной уже существующей во-
круг Москвы, можно либо совсем отказаться,
либо ограничиться некоторыми элементами.
Получается, что с военной точки зрения
перевод столицы в другой город – вполне осу-
ществимое решение, более того – еще и доста-
точно обоснованное. Однако и критической
необходимости в срочном переезде пока нет.
Значит, военный аспект станет, может, и весь-
ма важным, но не единственным при приня-
тии решения о создании «Нью-Москвы».
Ни Вашингтон,
ни Лондон, ни Париж
противоракетного зонтика
не имеют
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИИ
В УКРЫТИИ
ТЕМА
Дискуссия о целесообразности переноса столицы ведется в России еще
с начала 2000-х. Обсуждаются политические и возможные экономические
последствия, транспортная доступность, логистика. Но в этих спорах
крайне скудно отражены военные аспекты.
Начало на стр. 01
Mnogopics.ru
Для начала переворот
Коллаж Андрея СЕДЫХ