Газета «Военно-промышленный курьер». №35 (699) 13-19 сентября 2017 года - page 8

08
ОРУЖИЕ
500 ЛОШАДЕЙ НА ДЕВЯТЬ ЧЕЛОВЕК
Танк Т-35А – первый тяжелый советский танк, запущенный в серийное производство
в 1933 году на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна. Он разработан
в 1931–1932-м инженерами Опытно-конструкторского машиностроительного отдела (ОКМО)
завода имени Ворошилова под руководством Н. В. Барыкова.
Т-35А СТАЛ САМЫМ МОЩНЫМ ТАНКОМ КРАСНОЙ АРМИИ 30-х ГОДОВ
И ЕДИНСТВЕННЫМ В МИРЕ СЕРИЙНЫМ ПЯТИБАШЕННЫМ
Вера ЗАХАРОВА,
сотрудник Музея бронетанковой техники
До 1939 года был изготовлен 61 танк. В конструкцию
неоднократно вносились изменения.
Т-35А представляет собой пятибашенную боевую ма-
шину с пушечно-пулеметным вооружением, расположен-
ным в два яруса, и противопульным бронированием. Кор-
пус танка клепано-сварной конструкции, ходовая часть
защищена фальшбортами из броневых листов толщиной
10 миллиметров.
Боевая масса – 50 тонн. Танк вооружен 76-мм и двумя
45-мм пушками, шестью пулеметами калибра 7,62 мил-
лиметра. Механизм поворота башни имел электромеха-
нический и ручной приводы. Все машины снабжались
радиостанциями и танковыми переговорными устрой-
ствами. Экипаж – от 9 до 11 человек.
Четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбю-
раторный авиационный двигатель жидкостного охлажде-
ния М-17Т мощностью 500 лошадиных сил позволял раз-
вивать скорость до 30 километров в час. Запас хода по
шоссе достигал 150 километров.
7 ноября 1933 года первый серийный Т-35А участво-
вал в праздновании годовщины Октябрьской революции
в Харькове. В тот же день два опытных образца были по-
казаны на параде в Москве.
Т-35А поступали на вооружение тяжелых танковых
бригад резерва главного командования. Накануне Вели-
кой Отечественной 48 машин входили в составе 8-го ме-
ханизированного корпуса. Остальные находились в раз-
личных военно-учебных заведениях и ремонте. В первые
дни гитлеровской агрессии в ходе боевых действий в рай-
оне Дубно все Т-35А 8-го мехкорпуса были утрачены,
причем большинство по техническим причинам.
До наших дней сохранился единственный экземпляр тя-
желого танка Т-35А 1935 года выпуска. Он и сегодня пора-
жает своим видом. Специалисты Центрального музея бро-
нетанкового вооружения и техники в 2014 году поставили
«ветерана» на ход. Его можно увидеть в нашей экспозиции.
Танк Т-35 изображен на медали «За отвагу», учрежден-
ной в 1938 году.
ПОЛИГОН «ПАТРИОТА»
№ 35 (699) 13–19 сентября 2017 года
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
Владимир НЕМИНОВИЧ
Простая, надежная, универсальная маши-
на в войсках зовется «мотолыгой».
Довольно часто приходится читать и слы-
шать, что МТЛБ давно устарела и ей требует-
ся замена, что в корне неверно. Заменить ее
невозможно, это «машина всех времен и на-
родов».
Некоторые эксперты преемником МТЛБ
называют БТР-3Ф. С моей точки зрения, аб-
солютно бездарное предложение. МТЛБ вы-
пущено около 100 тысяч единиц, между тем
БТР-3Ф создан на базе БМП-3, которой с
1979 года изготовлено всего-то около двух
тысяч. Если сравнивать цену машин, разница
будет в разы. Достаточно напомнить о тира-
же «мотолыги», количестве модификаций и
всевозможных моделей. Тягач – рекордсмен в
своем классе, и это бесспорно. Однако при-
знаем: у МТЛБ слабоваты бронирование и
вооружение – машина не предназначалась для
поля боя. В принципе это устранимо, по-
скольку конструкторы тягача заложили массу
возможностей для модернизации. К примеру,
вполне осуществимо разнесенное легкосъем-
ное бронирование, которое можно разместить
на машине или хранить отдельно. При пере-
броске к месту боевого применения МТЛБ в
зависимости от условий будет комплекто-
ваться различной защитой, включая динами-
ческую. Все зависит от того, на каком ТВД, в
каких рельефе и климате предстоит действо-
вать, что за противник и чем вооружены его
подразделения.
Проведем анализ характеристик МТЛБ по
основнымпоказателям: огневаямощь, защищен-
ность, подвижность, командная управляемость.
Рассмотрим как имеющиеся на вооружении об-
разцы, проходящие через стадии испытаний, так
и вариантымашин, которые реально разработать
на основе старой доброй «мотолыги».
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ «ШТУРМ»
Поскольку тягач создавался для транспор-
тировки артиллерийских орудий, расчетов и
боезапаса, то у МТЛБ огневой мощи, соб-
ственно говоря, нет – штатный пулемет пред-
назначен для самообороны. Однако возможна
установка любого вооружения, начиная с
крупнокалиберных пулеметов, ПТРК, ЗРК и
заканчивая артиллерийскими комплексами
калибра 120 миллиметров. Стоит отметить,
что для этого существует четыре основных ва-
рианта: в башне, вынесенное в необитаемом
модуле либо легкосъемное, буксируемое.
Рассмотрим данные возможности приме-
нительно к организационно-штатной структу-
ре мотострелкового батальона. В пехоте широ-
кий выбор оружия – начиная с калибра 12,7
миллиметра и заканчивая 40 миллиметрами.
Кроме того, вполне возможна установка
башни с вооружением от БМП-1. Хотя на со-
временном этапе она считается устаревшей,
их очень много в арсеналах ВС РФ и армий
других стран. Целесообразен и вариант с
оснащением МТЛБ башней БМД-2 с 30-мм
автоматической пушкой. Как вынесенное во-
оружение приемлемы 23- и 30-мм пушки.
«Мотолыги» с таким «обвесом» давно прошли
испытания и состоят на вооружении многих
иностранных армий.
Кроме того, необходимо оценить установ-
ку на МТЛБ и МТЛБУ башни с вооружением
от БМП-2, тем более что массогабаритные
показатели позволяют провести такое пере-
оснащение. Например, в Болгарии на шасси
МТЛБУ «посадили» двухместную башню с
23- и 30-мм пушками. Не стоит забывать и о
БМП-3. В Российской армии этих машин
сравнительно мало, но в зарубежных ВС их
насчитывается более 700. Если для стандарт-
ной «мотолыги» башня БМП чрезмерно тя-
жела, то для установки на МТЛБУ вполне
подойдет. В итоге реновированный тягач ста-
новится действительно многоцелевым.
Широк выбор оружия для противотанко-
вых подразделений: по большому счету на
МТЛБ возможно установить любой ПТРК
как отечественного производства, так и ино-
странного, например комплекс 9П148 на базе
БРДМ-2. Довольно долго на вооружении ВС
РФ находится ПТРК «Штурм-С» в модуль-
ном исполнении и оснащенный ПТУР со
сверхзвуковой скоростью полета. Машина хо-
рошо себя зарекомендовала. Это яркий при-
мер размещения ПТРК на шасси МТЛБ.
Для экспорта в страны с ограниченным
бюджетом можно укомплектовать тягач с
107-мм безоткатным орудием Б-11 в качестве
легкосъемного, при этом повысится его мо-
бильность. А чтобы установка получила вы-
сокие огневые возможности, имеет смысл
приспособить 100-мм противотанковые раке-
ты «Басня» и аналогичные для запуска из БЗО
Б-11. В этом случае в боекомплекте могут
появиться не только кумулятивные и оско-
лочные выстрелы, но и управляемые ракеты.
Огневые возможности машины приблизятся
к потенциалу БМП-3.
Думается, есть необходимость прорабо-
тать вариант установки на шасси «мотолыги»
башни САУ 2С25 «Спрут» с целью получения
разновидности легкого плавающего танка.
«ЦВЕТЫ» В АССОРТИМЕНТЕ
На вооружении ВС РФ да и многих ино-
странных армий долгое время находится САУ
2С1 «Гвоздика». Она прекрасно себе зареко-
мендовала и еще будет востребована, но сегод-
ня – время ее частичной модернизации. На-
зрела установка современного радиоэлектрон-
ного оборудования. Данная машина – яркий
пример размещения тяжелого вооружения на
базе МТЛБУ.
Не так давно на вооружение принята САУ
2С24 «Хоста», которая входит в состав миномет-
ных батарей мотострелковых бригад. В Россий-
ской армии имеются 100-мм противотанковая
пушка МТ-12 и гаубица Д-30, они буксируются
тягачом, но есть возможность данные орудия
сделать самоходными, установив их на корпус
«мотолыги» в кормовой части, по типу советской
2С5 «Гиацинт». Как известно, иностранные кон-
структоры прорабатывали варианты установки
артиллерийского вооружения на МТЛБУ.
Стоит вспомнить и реактивные системы
залпового огня, в ВС РФ они установлены ис-
ключительно на колесные шасси. Однако ко-
лесный ход ограничивает проходимость. Со-
ответственно имеет смысл установить РСЗО
и на гусеничные шасси, например БМ-14-16
на МТЛБ, а платформой для «Градов» отлич-
но послужит МТЛБУ.
На вооружении артиллерийских подраз-
делений и частей состоит довольно большое
количество буксируемых орудий. Испытан-
ный временем тягач вполне способен транс-
портировать любое из них, вплоть до совре-
менных 120-мм пушек «Нона-Б».
В артиллерийских подразделениях, на во-
оружении которых имеются САУ 2С9 «Нона»,
Бессмертная
«мотолыга»
«Многоцелевой тягач легко
бронированный», армейский
вездеход-труженик принят
на вооружение Советской
армии в 1966 году. Конструкция
получилась настолько удачной,
что МТЛБ остается в строю
до сих пор и, по всей видимости,
еще долго будет служить
в Вооруженных Силах Российской
Федерации и других государств.
Советский легкобронированный тягач
имеет огромный запас прочности
Арсенал
На базе МТЛБ создано
более 80 модификаций
и специальных машин
Станция наземной артиллерийской
разведки СНАР-10 «Леопард»
Установка 120-мм миномета «Айбат»
на шасси МТЛБ, ВС Казахстана
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook