11
ИСТОРИЯ
Владимир РОЩУПКИН
После боя с «Сибиряковым», который вряд ли доба-
вит ему почета на флоте и тем более славы в фатерланде,
Меендсен-Болькен решил взять реванш на Диксоне. На
острове – порт, поселок, склады снабжения, а главное –
штаб морских операций в Западном секторе Арктики.
Поэтому немцы, планируя высадить на остров десант из
180 автоматчиков, надеялись получить карты и другую
информацию о ледовой обстановке.
Обеспокоенный тем, что его крейсер уже был ранее
обнаружен, Меендсен-Болькен явно нервничал. Свое со-
стояние на пути к Диксону он описывает в мемуарах
«Схватка среди суровых льдов»: «Я чувствовал: что-то
упустил. Этот лед. Слишком много льда и слишком
много холода. Я ненавижу Арктику!».
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ РЕВАНШ
Получив предупреждение от «Сибирякова», на Диксоне
стали срочно готовиться к бою: вернули на места демонти-
рованные артиллерийские установки, эвакуировали в глубь
острова жителей. Крупных сил здесь не было – портовые
рабочие, группа матросов да артиллеристы. Руководил
обороной Диксона полковой комиссар В. В. Бабинцев.
Были приняты меры по спасению секретных шифров,
ледовых карт, журналов с результатами метео- и гидроло-
гических наблюдений. Сотрудникам штаба – гидрологу
Михаилу Сомову и синоптику Вячеславу Фролову было
поручено унести эти документы в глубь берега и уничто-
жить в случае высадки немецкого десанта.
Сомов, известный полярный гидролог, начал плавать и
летать в Арктике еще до войны. А после нее возглавил коллек-
тив второй в истории советской дрейфующей станции «Север-
ный полюс». Доктор географических наук, Герой Советского
Союза Сомов руководил Первой советской антарк-
тической экспедицией, дважды плавал к берегам ледового
континента. Позднее, когда Михаила Михайловича спра-
шивали о самом памятном в его долгой арктической и ан-
тарктической биографии, он назвал 27 августа 1942 года.
Тогда ему пришлось рисковать жизнью, спасая связки жур-
налов с результатами проведенных им и его товарищами
ежедневных наблюдений за погодой и ледовой обстановкой.
Обойдя Диксон с запада, немецкий крейсер обстрелял
порт и радиостанцию, поджег угольный склад на острове
Конус. Но тут его накрыла береговая батарея 152-мм ору-
дий. Уже после войны в Гер-
мании писали, что в резуль-
тате на «Шеере» были убитые
и раненые. Так что немцам
стало не до высадки десанта.
Крейсеру пришлось повер-
нуть назад. 29 августа он по-
кинул район боя и взял курс
на норвежский порт Нарвик.
После этого вражеские над-
водные корабли у Диксона
не появлялись.
Так бесславно завершил-
ся этот этап операции «Вун-
дерланд». «Адмирал Шеер»
не солоно хлебавши был вы-
нужден уйти из советских арктических вод. В сентябре
покинула их и последняя в том году немецкая подводная
лодка. Разработчикам операции «Вундерланд»» не удалось
сорвать арктическую навигацию.
СУДЬБА КАПИТАНА И КОНЕЦ «АДМИРАЛА ШЕЕРА»
В 1989-м об этих событиях был снят художественный
фильм «Операция «Вундерланд» (режиссер Отар Кобе-
ридзе, киностудия «Грузия-фильм»). В фильме судно и
экипаж в неравном бою погибают. Но время выиграно –
два каравана успели уйти в безопасные воды. В ходе съе-
мок киногруппе пришлось выезжать в Североморск, Ар-
хангельск, Мурманск и на Диксон. «Я лично знал Анато-
лия Качараву, – вспоминал Коберидзе.– Это был краси-
вый человек, статный, с огромными глазами. В фильме он
со всей своей командой погибает».
Подобное утверждается и в некоторых послевоенных
книгах, публикациях о подвиге «Сибирякова». Но это не
так. В ходе многочисленных допросов на борту «Шеера»
никто из товарищей не выдал своего командира – у немцев
в протоколах он проходил как полярник с дальней станции
и под другой фамилией. Он прошел через ад немецких
концлагерей, но выжил. Ранней весной 1945-го капитан ле-
докольного парохода «Сибиряков» старший лейтенант Ка-
чарава был освобожден из лагеря Штутгов бойцами 1-й
гвардейской танковой армии, прижавшей гитлеровцев к
Балтийскому морю в районе Данцига и Гдыни.
Анатолий Качарава, в недавнем прошлом капитан дальне-
го плавания, которого за характерную кавказскую внешность
с симпатией назвали Черкесом, принял под свое начало «Си-
бирякова» в 1941-м. Этот ледокол в то время хорошо знали не
только в Арктике, но и в стране. Корабль был выпущен бри-
танской фирмой «Гендерсон и К°» в 1909 году. В 1915-м, в
разгар Первой мировой его купила Россия – для выполнения
зимних перевозок в Белом море и транспортировки военных
грузов из союзных стран. Свое русское название судно получи-
ло в честь золотопромышленника и исследователя Александра
Сибирякова. Портом приписки стал Архангельск.
После Гражданской войны «Сибиряков» использовал-
ся как промысловое, грузовое и снабженческое судно. А
прославился ледокол в 1932 году, когда впервые в исто-
рии освоения Арктики прошел за одну навигацию без зи-
мовки весь Севморпуть. Начальником той экспедиции
был уже известный исследователь Севера, будущий акаде-
мик Отто Шмидт, а командовал кораблем знаменитый
полярный капитан Владимир Воронин.
К принятию под командование «Сибирякова» Качарава
уже в 31 год считался опытным моряком. Он прошел пре-
красную практическую школу. Работая над этим материа-
лом, я раздобыл некоторые сведения о «Сибирякове» и его
капитане в Музее дальневосточного морского пароходства.
Здесь Качарава получил путевку в северные моря, окончив
техникум, известный позднее как Дальневосточное мореход-
ное училище. После войны много лет водил корабли, в том
числе и в Ледовитом океане. В 1967 году, когда было создано
Грузинское морское пароходство, капитан дальнего плавания
Анатолий Алексеевич Качарава (1910–1982) возглавил его.
Зарубежные военные историки считают, что личное
мужество Качаравы можно сравнить с широко известны-
ми на Западе подвигами капитанов эсминца «Глоууорм» и
вспомогательного крейсера «Джервис Бей» Джерарда Б.
Рупа и Эдварда С. Ф. Фиджена. Офицеры флота Его Ве-
личества Руп и Фиджен были удостоены высшего британ-
ского военного ордена – Креста Виктории (24 награжде-
ния за всю Вторую мировую войну).
Земляк Качаравы – кинорежиссер Отар Коберидзе
считал, что Анатолий Алексеевич – Герой Советского
Союза. Ни тени сомнения в этом не было и у авторов и
редакторов авторитетного профессионального издания –
газеты «Водной транспорт». Еще бы – такой подвиг! Но в
нашей некогда единой стране он был оценен скромно.
Орден Красной Звезды сочли для капитана «Сибирякова»
достаточной наградой. Еще одну Красную Звезду, а также
ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрь-
ской Революции Качарава получил уже в мирное время.
Его именем названы танкер (1984) и улица в Батуми.
Самая же загадочная фигура в этой истории – комиссар
Элимелах, не покинувший свой корабль. О Зелике Абрамо-
виче почти не упоминается в публикациях советского време-
ни. Наверное, из-за фамилии, а точнее – «нетипичной» на-
циональности. Вся официальная информация об Элимелахе
ограничивается справкой Центрального военно-морского
архива: «Родился в 1911 году в городе Гомеле БССР. В 1933
году окончил комвуз им.
Свердлова в Москве. Воен-
ного образования не имеет.
На службе в ВМФ с ноября
1934-го. Проходил службу
военкомом корабля ЛД-6
«Сибиряков» Беломорской
военной флотилии. Погиб
25 августа 1942 года вместе с
ледокольным
пароходом
«Сибиряков», который в
Карском море при встрече с
крейсером противника всту-
пил в бой и, несмотря на ге-
роическое сопротивление,
был потоплен».
Был потоплен… Как будто и не подвиг это, а нечто
будничное. Между тем известный немецкий военный
историк адмирал Фридрих Руге в фундаментальном труде
«Война на море. 1939–1945» отмечал, что ледокол «муже-
ственно и искусно» сопротивлялся…
После сражения у Диксона – самого восточного в хрони-
ке войны на Восточном фронте – германское военное коман-
дование не оставило попыток развернуть боевые действия в
советских территориальных водах Северного Ледовитого
океана. Годом позже немцы предприняли попытку повто-
рить операцию «Вундерланд». Но в 1943 году обстановка в
Заполярье стала совсем иной. Здесь к тому времени были
сконцентрированы значительные силы советских войск, ак-
тивизировали свои действия корабли и авиация Северного
флота. И «Страна чудес-2» не увенчалась успехом. Все это
вынудило гитлеровцев отказаться от массированных ударов
с воздуха и моря по нашим военно-морским базам, аэродро-
мам и другим важным объектам. Хотя подлодки кригсмари-
не все еще продолжали представлять угрозу судоходству в
районе Кольского полуострова и в Карском море.
Что касается «Шеера», то в самом конце войны он по-
лучил по заслугам: 9 апреля 1945-го его потопили в Киле
бомбардировщики британских королевских ВВС, приме-
нившие особо мощные бомбы Tallboy. От их взрывов ко-
рабль опрокинулся. Частично его разобрали, а крупные
фрагменты корпуса «упаковали» в бетон при строитель-
стве новых портовых сооружений. Прогуливаясь по при-
чалам на портовой набережной Киля, мог ли я думать,
что под ногами – останки «Адмирала Шеера»! Того само-
го тяжелого немецкого крейсера, который разбойничал
75 лет назад в наших северных широтах.
Филип ДЖИРАЛДИ
8 июня 1967 года разведыватель-
ный корабль U.S.S. Liberty («Свобо-
да»), находясь в международных
водах (
в Средиземном море у берегов
Египта. –
С. Д.
), вел сбор информа-
ции о ходе боевых действий между
Израилем и его арабскими соседя-
ми. Внезапно на судно преднамерен-
но и целенаправленно напали изра-
ильские самолеты и корабли. Атака
длилась два часа. Израиль преследо-
вал цель потопить корабль, который
был четко обозначен как разведыва-
тельный, и убить всю его команду.
Этот случай стал самым кровопро-
литным нападением, когда-либо со-
вершенным на корабль ВМС США
в мирное время. 34 человека – воен-
ные моряки и гражданские лица –
погибли, 171 был ранен. Опознава-
тельные знаки – звезды Давида – на
своих самолетах израильтяне закра-
сили в расчете на то, что вина за на-
падение ляжет на Египет. Атака шла
в несколько волн. С воздуха удары
наносили самолеты, а с моря – тор-
педные катера. Когда один израиль-
ский самолет замешкался и отказал-
ся расстреливать корабль, который
уверенно определил как американ-
ский, последовал приказ все равно
продолжать атаку.
Самой отвратительной частью
истории является то, что военные са-
молеты США, отправленные на по-
мощь Liberty с палубы одного из авиа-
носцев, находившихся тогда в Среди-
земном море, были отозваны обратно.
Приказ на отзыв отдал министр обо-
роны Роберт Макнамара, действовав-
ший по указанию президента Линдона
Джонсона, который заявил, что он
лучше будет смотреть, как подверг-
шийся атаке корабль пойдет на дно,
чем поставит в неловкое положение
дружественный для него Израиль.
Ирония ситуации заключалась в том,
что первое судно, подоспевшее к раз-
битому Liberty, несло флаг СССР. От
помощи, предложенной советскими
моряками, отказались.
За героическую роль в сохранении
корабля на плаву его командир капи-
тан первого ранга Уильям Макгонадж
был удостоен медали Почета конгрес-
са США. Однако президент Джонсон
нарушил традицию и отказался про-
вести церемонию награждения в
Белом доме, а также лично вручить
награду, поручив министру ВМС сде-
лать это в ходе закрытой для обще-
ственности процедуры на военно-
морской верфи в Вашингтоне.
Операция по сокрытию информа-
ции об инциденте началась, когда он
еще продолжался. C членов команды
Liberty собрали подписки о неразгла-
шении сведений об инци-
денте. Такие же взяли с ра-
бочих верфей на Мальте,
где производился ремонт.
Приказали молчать и ко-
манде корабля U.S.S. Davis,
который помог повреж-
денному Liberty добраться
до порта. Следственная ко-
миссия, наспех собранная
по приказу адмирала
Джона Маккейна, допро-
сила лишь нескольких чле-
нов команды и даже не пы-
талась установить, что же
на самом деле произошло.
Вместо этого, следуя при-
казам из Вашингтона, по-
быстрому провозгласила, что нападе-
ние было «случаем ошибки при опо-
знании». Старший юрисконсульт ко-
миссии капитан первого ранга Уорд
Бостон впоследствии завил, что напа-
дение было «преднамеренной попыт-
кой потопить американский корабль
и убить всю команду». Он признался
также в том, что председатель комис-
сии адмирал Айзек Кидд рассказывал
ему, как «президент Линдон Джон-
сон и министр обороны Роберт Мак-
намара приказали вынести решение,
что нападение было «случаем ошиб-
ки при опознании», несмотря на на-
личие многочисленных доказательств
обратного». Заключение комиссии
переписали, а те его части, в которых
оказались засвидетельствованы воен-
ные преступления израильтян, вклю-
чая расстрел спасательных плотов из
пулеметов, были изъяты.
Следуя по стопам отца-адмирала,
сенатор Джон Маккейн использовал
свое положение в сенатском комите-
те по делам вооруженных сил, чтобы
напрочь заблокировать возможность
воссоздания следственной комиссии
для повторного изучения обстоя-
тельств инцидента. А документы Бе-
лого дома, относящиеся к действиям
Макнамары и Джонсона, если их и
не уничтожили, никогда не были
предъявлены общественности. И это
несмотря на то, что с момента напа-
дения на Liberty минуло 50 лет.
Оглядываясь назад, можно было
бы ожидать большего от таких
людей, как Линдон Джонсон и Ро-
берт Макнамара или адмирал Джон
Маккейн и его сын. Однако сокры-
тие информации продолжается уже
50 лет. В этой операции участвуют
национальные СМИ и политики
обеих партий. И что еще более от-
вратительно – был установлен прин-
цип: если Израиль в качестве целей
выбирает военнослужащих США и
убивает их, то ответственности за
это он никогда не понесет. Такова
мощь израильского лобби в США.
Поведение вашингтонских аппа-
ратчиков особого удивления не вызы-
вает. По крайней мере у выживших
членов команды Liberty была группа
поддержки, на которую всегда можно
положиться, – ветеранские организа-
ции. За одним исключением. Враж-
дебное отношение к любым попыткам
возобновить объективное расследова-
ние и привлечь к ответственности ви-
новных в гибели и увечьях моряков на
протяжении пяти десятилетий прояв-
ляла самая крупная и самая влиятель-
ная ветеранская организация США –
«Американский легион».
Поначалу в августе 1967 года озна-
комившись с безосновательной резо-
люцией следственной комиссии адми-
рала Маккейна, «Легион» осудил напа-
дение Израиля и принял соответствую-
щую резолюцию. В ней подчеркивалось,
что доклад «не предоставил американ-
ской общественности удовлетвори-
тельного ответа относительно причин
нападения», что «Американский леги-
он» осуждает и порицает безответствен-
ную атаку со стороны Израиля», а
также требует «полного и тщательного
расследования инцидента». Однако не-
медленно вслед за этим на ветеранов
было оказано мощнейшее давление со
стороны еврейских групп и отдельных
лиц. Никаких действий во исполнение
своей же резолюции «Легион» так и не
предпринял. А в 1984-м Националь-
ный исполнительный комитет «Легио-
на» отменил резолюцию 1967 года.
Еще 30 лет выжившие члены ко-
манды Liberty пытались бороться за
возобновление расследования, но
все было тщетно из-за непреклонной
позиции Национального исполкома,
который делал все, чтобы спустить
историю U.S.S. Liberty в «черную
дыру памяти». Однажды Джеймсу
Эннесу, одному из офицеров корабля,
который был ранен в результате напа-
дения, было поручено написать ста-
тью для журнала «Легиона», но ее не
допустили к опубликованию, в по-
следний момент заявив, что она
«слишком спорная».
Дело дошло до того, что началь-
ник военно-юридического управле-
ния «Легиона» Фил Ондердонк объ-
явил выживших членов команды
Liberty «антисемитами».
В 2012 году членов «Ассоциации
ветеранов Liberty» силой выдворили
с ежегодного съезда «Легиона». И
это несмотря на то, что ассоциация
оплатила за специальный стенд-
кабину, который должен был рабо-
тать во время съезда. Заявка на опла-
ту аналогичного стенда на съезде
2013 года была отвергнута без
какого-либо объяснения причин. На
следующий год руководство Легио-
на обратилось к «Ветеранам ино-
странных войн» с предложением за-
претить членам команды Liberty
присутствовать на мероприятиях
этой организации. Предложение
было отвергнуто.
Казалось, что попытки выжив-
ших членов экипажа Liberty убедить
«Американский легион» оказать со-
действие в организации расследова-
ния инцидента закончатся ничем, как
вдруг уже в марте этого года сначала
«Пост№40» в Сиэтле (штат Вашинг-
тон), а затем и съезд «Американского
легиона» штата единогласно проголо-
совали в поддержку ветеранов Liberty.
Это дало возможность вновь поста-
вить вопрос на национальном уров-
не. Аналогичное решение было при-
нято на съезде «Легиона» в штате
Айова. И, наконец, 24 августа в Рино
(штат Невада) национальный съезд
«Легиона» вопреки сопротивлению
руководства исполкома принял резо-
люцию, которая обязывает «Амери-
канский легион» призвать конгресс
США 115-го созыва «до конца 2017
года провести публичное, беспри-
страстное и тщательное расследова-
ние нападения на корабль
Liberty и дать оценку послед-
ствиям этого акта».
Остается открытым во-
прос о том, поддастся ли кон-
гресс давлению со стороны
выживших членов команды
корабля и их сторонников. И
уж, конечно, не приходится
расслабляться потому, что
израильское лобби не дрем-
лет и никогда не сдается. Из-
раиль, конечно же, привлечет
все свои ресурсы, а они весь-
ма велики, чтобы конгресс
ни в каком качестве не при-
нялся за рассмотрение вопро-
са о нападении на Liberty.
Американцы же, озабоченные
судьбой Liberty и пятьюдесятью го-
дами лжи и тотального сокрытия
информации об этом инциденте,
должны сказать своим конгрессме-
нам, что время полного расследова-
ния давно наступило и что необхо-
димы действия.
Перевод Сергея ДУХАНОВА
Публикуется
с разрешения издателя
с незначительными сокращениями
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
Свобода в пробоинах
Американцы, возможно, узнают правду о нападении
Израиля на их военный корабль
Большинство американцев по сей день остаются в полном неведении относительно
того, что военный корабль США был преднамеренно избран в качестве мишени
и почти потоплен Израилем – «величайшим другом и союзником». За атакой последовала
всеобъемлющая операция сокрытия информации, которая явно продемонстрировала,
что по крайней мере один президент США еще 50 лет назад ставил отношения
с государством Израиль превыше преданности собственной стране.
Филип Джиралди
– бывший сотрудник военной разведки и ЦРУ США. Экс-
перт по противодействию терроризму. Около 20 лет работал в Турции, Италии,
Германии и Испании (с 1989 по 1992-й – руководитель резидентуры ЦРУ в Бар-
селоне). Владеет испанским, итальянским, немецким и турецким языками. В на-
стоящее время – исполнительный директор Council for the National Interest.
СПРАВКА «ВПК»
Самая загадочная фигура
в этой истории –
комиссар Элимелах,
не покинувший
свой корабль
Ледокол против
крейсера
Подвиг капитана
«Сибирякова» заслуживал
«Золотой Звезды»,
но награждавшие
посчитали,
что достаточно Красной
Переданный с «Сибирякова» сигнал
о появлении вражеского боевого корабля
помог сохранить во льдах пролива
Вилькицкого 14 судов каравана с важными
грузами. Они продолжили путь по северным
морям и успешно дошли в пункты
назначения. Срочное сообщение с ледокола
о немецком линкоре помогло и защитникам
острова Диксон. Они смогли подготовиться
к обороне.
Редчайший снимок гибели
легендарного ледокола
после беспримерного боя
с «Адмиралом Шеером»
сделан 25 августа 1942 года
с борта немецкого крейсера
Если Израиль
в качестве целей выбирает
военнослужащих США
и убивает их,
то ответственности за это
он никогда не понесет
Начало в № 35
ПРЕЦЕДЕНТ
i.ytimg.com