Газета «Военно-промышленный курьер». №36 (700) 20-26 сентября 2017 года - page 3

ПРЕЗИДЕНТ,
КОТОРОГО
ЖДУТ
Член-корреспондент РАРАН,
доктор военных наук
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Константин СИВКОВ
Отставание может оказаться фатальным – страна навсегда
останется на обочине истории или исчезнет совсем. Поэтому у
руля нашей главной научной организации РАН должен встать
человек, работающий именно в этой сфере, обладающий
огромным научным опытом и авторитетом, а также необходи-
мым организаторским потенциалом.
В Российской академии наук идет подготовка к выборам пре-
зидента. Предшествующие события свидетельствуют, что выбо-
ры эти станут далеко не простыми, каких в истории академии
было достаточно. Сам факт того, что с весны наша «большая ака-
демия» управляется врио президента, а выборы, которые долж-
ны были состояться весной этого года, сорвались в связи с отка-
зом баллотироваться на этот высокий пост всех кандидатов, гово-
рит о многом. Совершенно очевидно, что сегодня должно быть
решено, куда пойдет российская фундаментальная и прикладная
наука и вообще быть ей или не быть. Расчеты некоторых «экс-
пертов», «специалистов» и «ученых» на некое свободное научное
творчество с опорой на меценатов и поддержку бизнеса – полная
глупость, многократно опровергнутая как отечественной, так и
мировой практикой. РАН была и будет организацией, определяю-
щей научный уровень России. И от того, насколько она станет эф-
фективной как научно-организационный центр, будут зависеть пер-
спективы нашей науки вообще и как следствие перспективы страны
в целом. В современном информационном мире, где интеллекту-
альный потенциал нации определяет ее способность к выжива-
нию, успешность РАН уже в среднесрочной перспективе в значи-
тельной мере покажет жизнеспособность России как государства.
В этих условиях выборы президента РАН фактически являются
явлением общенационального значения.
К концу лета после дли-
тельных консультаций в акаде-
мической среде определились
семь претендентов на пост пре-
зидента РАН. Однако двое из
них не прошли согласование в
правительстве России (очевид-
но, правительственные чинов-
ники лучше маститых ученых
знают особенности управления
такой организацией, как РАН, и
степень соответствия кандида-
тов посту президента РАН). В
числе отвергнутых оказался
академик Алексей Хохлов. Это
ученый с мировым именем,
академик РАН с 2000 года,
иностранный член Европей-
ской академии. Работает в об-
ласти физики полимеров.
Основатель нового направле-
ния в мировой науке, связан-
ного с переходами клубок-глобула в макромолекулярных си-
стемах. Создал теорию, ставшую сегодня классической, и под-
ход к созданию полимеров с заранее определенными свой-
ствами. Автор около тысячи научных публикаций.
Вместе с ним в числе кандидатов на пост президента РАН вы-
двинут другой видный российский ученый – академик РАН Алек-
сандр Сергеев, который занимается фундаментальными и при-
кладными исследованиями в области оптики и физики плазмы.
Судя по открытым данным, его основные научные интересы лежат
в области лазерной физики, фемтосекундной оптики, нелинейной
динамики оптических систем и высокочувствительных оптических
измерений. Его работы также цитируются много тысяч раз.
Характер деятельности обоих ученых со всей очевидно-
стью свидетельствует о том, что результаты их работы имеют
огромное не только народно-хозяйственное, но прежде всего
оборонное значение. Поэтому вполне понятно, что, как стало
известно из достоверных источников, оба этих ученых весьма
близки российскому оборонному ведомству. При этом их
предвыборные программы также весьма близки.
«
Характер
деятельности
обоих ученых
свидетельствует
о том,
что результаты
их работы имеют
прежде всего
огромное
оборонное
значение
»
АКАДЕМИКИ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ
И АЛЕКСЕЙ ХОХЛОВ
СОЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ В БОРЬБЕ
ЗА ПОСТ ГЛАВЫ РАН
Сегодня стратегическое противоборство
цивилизаций в значительной мере
переместилось в область завоевания
превосходства в фундаментальной науке.
Первенство в этой области обеспечивает
доминирование и в других сферах
межгосударственного противостояния.
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Ситуация на Ближнем и Среднем Вос-
токе продолжает привлекать внимание
мировых СМИ. Завершающая фаза граж-
данской войны в Сирии сопровождается
переговорами в Астане о зонах деэскала-
ции. Регион ждет референдума о независи-
мости Иракского Курдистана. Президент
Дональд Трамп вырабатывает новую стра-
тегию США в отношении Афганистана и
Ирана. Продолжаются катарский кризис и
гражданская война в Ливии, где Франция
и Италия соперничают между собой. Со-
бытия вокруг эфиопской плотины «Воз-
рождение» на Голубом Ниле заставляют
говорить о приближении первой в Африке
войны за воду. На фоне проектов арабской
и исламской интеграции близок к распаду
Совет сотрудничества арабских государств
Персидского залива. Соперничая с Ира-
ном, Саудовская Аравия завязла в Йемене.
Радикалы осваивают Европу и активны в
Юго-Восточной Азии... Рассмотрим не-
которые из этих сюжетов, опираясь на ма-
териалы экспертов ИБВ Д. А. Карпова и
Ю. Б. Щегловина.
США: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НОВИНКИ
Президент Трамп обдумывает предло-
женную ему стратегию действий против
Ирана, в том числе против его политики в
Ираке, Сирии и Йемене, утверждает «Рей-
тер» со ссылкой на источники в Белом доме.
Ему предлагается жестко реагировать на
влияние Ирана на события в Бахрейне.
США должны активно отвечать на дей-
ствия иранских катеров против американ-
ских ВМС в Персидском заливе и пресекать
поставки оружия для йеменских хоуситов и
палестинских группировок в Газе и на
Синае. Просчитывается введение экономи-
ческих санкций против Ирана, если он на-
рушит условия ядерной сделки 2015 года.
Усиление давления на Тегеран призва-
но справиться с его ракетно-ядерной про-
граммой, противодействовать киберата-
кам и ослабить поддержку шиитских
ополченцев. Инициатива не предполагает
эскалации конфликта в Сирии – там прио-
ритетом для США остается борьба с «Ис-
ламским государством». Политика Трампа
повторяет стратегию Дж. Буша-младшего
и подразумевает опору на старых союзни-
ков в регионе (КСА, АРЕ и Израиль) с ак-
тивным использованием военной силы.
Отличие стратегии Трампа в осторожном
отношении к вводу войск в тот или иной
регион мира. Опора на силу для решения
кризисных ситуаций сохраняется.
Действующая администрация США
при принятии решений не учитывает весь
комплекс внешнеполитических факторов.
Прежняя понимала, что непродуктивно
накладывать эмбарго одновременно на
Россию и Иран. Сделка по иранской ядер-
ной программе дала отдушину европей-
ским компаниям, недовольным сворачи-
ванием под нажимом Вашингтона и Брюс-
селя экономических контактов с Россией.
Трамп этого не учитывает и пытается зате-
ять торговую войну и с КНР. Как следствие
США не поддержали в отношении попы-
ток ревизии условий иранской ядерной
программы ни Брюссель, ни МАГАТЭ.
Возможности американцев сколотить
международный блок ничтожны. То, что
делает Тегеран в рамках ракетой програм-
мы, не подпадает под ограничения, кото-
рые были наложены в свое время Совбе-
зом ООН.
Предложения об агрессивном реагиро-
вании на иранское влияние в Ираке, Сирии
и Йемене не имеют под собой основы в
силу нехватки возможностей США влиять
на этот процесс. В Сирии и Ираке воздей-
ствовать на проиранские шиитские мили-
ции, которые являются основой распро-
странения иранского влияния, невозмож-
но, США там ограничены недостатком
точек опоры «на земле». Это справедливо
и в Йемене, вторжение в который чревато
ввязыванием в долгоиграющий и трудно
предсказуемый локальный конфликт. Так
что «агрессивность» Вашингтона на иран-
ском направлении в настоящее время огра-
ничена дипломатическим и экономиче-
ским давлением, которое лимитировано
китайскими, российскими и европейски-
ми экономическими интересами на иран-
ском рынке.
Что до новой американской стратегии
по Афганистану, ее основой является возрас-
тающая там роль Индии в противовес Паки-
стану. Помимо активизации террористов в
Афганистане против сил США и НАТО, на-
чались консультации региональных игроков.
10 сентября министр иностранных дел Аф-
ганистана Салахутдинн Раббани прибыл в
Нью-Дели для встреч с премьер-министром
Н. Моди и главой МИДа Индии С. Сварад-
жем. В сфере экономики было принято ре-
шение об участии индийского капитала в
116 городских и сельских проектах Афгани-
стана и соглашение об участии индийских
специалистов в ремонте 11 вертолетов
Ми-35 афганских ВВС на общую сумму 50
миллионов долларов.
Индия может принять участие и в дру-
гих программах по ремонту военной тех-
ники в Афганистане. США хотят, чтобы
Индия там заменила Россию, но эксперты
полагают, что формат сотрудничества
между Кабулом и Нью-Дели в области
обороны на этом себя исчерпает. На на-
правление военных советников в Афгани-
стан индийское руководство не пойдет в
силу непредсказуемой реакции Исламаба-
да, в том числе в Кашмире. Пока же глава
МИДа Пакистана Х. Асиф посетил Иран,
где встретился 11 сентября с президентом
Роухани и главой МИДа ИРИ М. Д. За-
рифом.
ЧТО У КАТАРА НА УМЕ
Глава МИДа Катара Мухаммед бен Аб-
дель Рахман Аль Тани высказался за про-
должение поддержки Сирийской свобод-
ной армии (ССА), являющейся одной из
крупнейших боевых оппозиционных воо-
руженных группировок в Сирии, и рас-
критиковал спецпосланника, Генерального
секретаря ООН по Сирии Стаффана де
Мистуру, призвавшего вооруженную оп-
позицию «осознать, что войну она не выи-
грала». Принципиальный пункт програм-
мы Катара и союзной ему Турции в Сирии
– усиление «светской» ССА, которая изна-
чально была протурецкой. Катар в Сирии
поддерживал ИГ, а турки пытались создать
силу, которая могла быть представлена в
международных форматах. Решение об от-
казе от поддержки ССА было ими приня-
то излишне поспешно.
Доха и Анкара посчитали, что в усло-
виях отказа Вашингтона от поддержки
ССА нужно сделать ставку на ИГ и груп-
пы вооруженной оппозиции типа «Ахрар
аш-Шам». Последняя должна была со-
брать воедино исламистов и поглотить
просаудовскую «Джебхат ан-Нусру». Доха
и Анкара, действовавшие в альянсе с Эр-
Риядом, аргументировали это невозмож-
ностью легитимизации «Джебхат ан-
Нусры» из-за ее связи с «Аль-Каидой». Од-
нако эти маневры провалились. Проект
ИГ на фоне успехов антитеррори-
стических коалиций в Мосуле, Ракке
и Дейр эз-Зоре себя исчерпал. От-
сутствуют и перспективы свержения
военным путем Башара Асада. Сау-
довское усиление в Идлибе на фоне
российско-саудовского сближения,
раскол в «Ахрар аш-Шам» и ее по-
глощение «Джебхат ан-Нусрой» бла-
годаря финансовым вливаниям Эр-
Рияда – реальность текущего мо-
мента.
Доха предполагает в ответ резко
увеличить финансирование подконт-
рольным ей группам сирийской оп-
позиции. В качестве основного по-
лучателя такой помощи обозначена
ССА. Катар и Турция решили сде-
лать ставку на «светский сегмент»
оппозиции в противовес просаудов-
ским исламистам. Это означает
войну между прокатарскими и про-
турецкиим группами – с одной сто-
роны и «Джебхат ан-Нусрой» – с
другой. Основной ареной этой борь-
бы станет Идлиб. Москве предстоит на-
пряженный этап деятельности в Сирии на
фоне борьбы этих фронтов для их макси-
мального ослабления. Кризис в отношени-
ях между Катаром и арабской «четверкой»
крайне выгоден в этом контексте. При
этом основная материально-техническая
поддержка просаудовским группам идет
через Турцию, что дает возможность ее
перекрыть.
К минусам турецко-катарского проек-
та относится его стоимость. Катару в
Сирии придется начинать с нуля. При
этом он был вынужден потратить, по дан-
ным Moody’s, 38,5 миллиарда долларов на
поддержку своей экономики с момента на-
чала конфликта с Саудовской Аравией,
ОАЭ, Бахрейном и Египтом. Это около 23
процентов его валового внутреннего про-
дукта. Катар сталкивается с проблемами в
финансово-экономической и социальной
областях ввиду ограничений, введенных
арабскими государствами в туристическом
бизнесе, торговле и банковской сфере. В
результате конфликта только в июне и
июле из банков эмирата за рубеж было вы-
ведено около 30 миллиардов долларов. В
страну не поступало средств от соседних
государств Персидского залива, поддер-
живающих санкции против Дохи.
ГОВОРИТ АСТАНА
Россия, Турция и Иран как гаранты
перемирия в Сирии объявили о создании
четырех зон деэскалации. Об этом 15 сен-
тября сообщил министр иностранных дел
Казахстана Кайрат Абдрахманов на пле-
нарном заседании международной встречи
в Астане по урегулированию ситуации в
Сирии. Отметим в этой связи, что в со-
вместный координационный комитет, ко-
торый фактически заменяет ранее суще-
ствовавшую российско-турецкую монито-
ринговую миссию по перемирию, вошел
Иран, что делает его официальной частью
переговорного процесса между сирийским
режимом и оппозицией. Против этого
ранее выступали все группы вооруженной
оппозиции, поскольку это была консоли-
дированная позиция ее спонсоров в лице
Катара Турции и КСА. Нынешнее положе-
ние дел – официальная уступка Турции и
Катара и неофициальная – КСА, несмотря
на недовольство США, которое было
всеми ими проигнорировано. Признание
Ирана одной из основных сил в сирийском
конфликте – важный итог переговоров.
Следование США для КСА и Турции озна-
чало неконтролируемый роста экспансии
Тегерана, а включение Ирана в координа-
ционный комитет структурирует рамки
присутствия иранцев в Сирии, что дает
спонсорам оппозиции понимание зон
иранской ответственности и границ их
присутствия в Сирии с обязательством
Москвы и Тегерана не нарушать их.
Придание зонам деэскалации официаль-
но признанного статуса сторонами конф-
ликта является фиксацией диспропорции
их сил на сегодня. Существует несколько
местных очагов напряженности в лице во-
оруженных групп ИГ и «Джебхат ан-
Нусры», но основные зоны мирного сосу-
ществования ранее воюющих сторон
определены. Новый этап в сирийском
конфликте – эксперимент в сфере поиска
общего алгоритма выхода из локальных
войн. Он заключается в подмораживании
конфликта путем создания зон присут-
ствия оппозиционных сил с одновремен-
ным запуском механизма неформальной
племенной и экономической дипломатии
между группами населения в этих анкла-
вах и в остальной части страны. Силы
спонсоров в данном случае играют роль
миротворцев и сил разграничения.
Основной упор делается на каналы на-
родной дипломатии и способность обще-
ства восстанавливать нарушенные эконо-
мические и социальные связи. Отсюда
важность создания местных комитетов по
национальному примирению как механиз-
мом такой дипломатии.
От успеха этого процесса напрямую
будет зависеть прогресс в переговорах о
более глобальных вопросах. В Сирии пока
время для этого не пришло, для начала
стороны конфликта и население должны
научиться жить в условиях перемирия и
наладить торговые и экономические связи.
Процесс непростой и чреват он как уда-
чей, так и фиаско. Отсюда и шестимесяч-
ный испытательный срок, установленный
в астанинском соглашении. Однако если
этот механизм сработает, это будет первый
пример реализации на практике принци-
па, о котором говорят американцы, – ре-
шения проблем внутри страны силами
элит самой этой страны. У них самих до
сих пор этого не получалось сделать ни в
одной зоне локальных конфликтов, в ко-
торых США присутствуют. Тем более по-
казательно, что у России, которая, соб-
ственно, и усадила за стол переговоров в
Астане конфликтующие стороны, это, по-
хоже, получается.
ЖДЕМ РЕФЕРЕНДУМА
На фоне международных споров о пред-
стоящемреферендуме онезависимостиИрак-
ского Курдистана продолжается внутрикурд-
ское противостояние. 12 сентября иракский
парламент, не дожидаясь итогов предпола-
гаемых консультаций в Багдаде между пра-
вительством и руководством курдской ав-
тономии,
инициированных
премьер-
министром Х. аль-Абади, выразил несогла-
сие
с
идеей
проведения
такого
волеизъявления в принципе. Эрбиль отреа-
гировал оперативно: президент Иракского
Курдистана Масуд Барзани призвал Совет
представителей (парламент) Ирака пере-
смотреть резолюцию по референдуму о не-
зависимости автономного района. Барзани
подчеркнул, что депутаты парламента
Ирака «не могут сломить волю жителей
Курдистана». Таким образом он отверг ре-
шение, принятое парламентом страны.
Против проведения референдума вы-
ступили ЛАГ и ООН, арабские соседи
Ирака, Турция, Иран, а также РФ и США,
на которые ориентируются Барзани и его
сторонники. Вашингтон предложил отло-
жить проведение референдума, признав его
сейчас нецелесообразным. В Эрбиль долж-
ны прибыть глава турецкой спецслужбы
МИТ Х. Фидан и глава спецподразделения
«Кудс» иранского КСИР генерал К. Сулей-
мани, чтобы убедить Барзани пойти на
компромисс. Кроме того, Фидан намерен
обсудить со своим курдским коллегой Мас-
руром Барзани вопрос о характере его кон-
сультаций с главой военного крыла Рабочей
партии Курдистана (РПК) Кемалем Байю-
ком, который приезжал в Эрбиль для того,
чтобы провести консультации с главой раз-
ведслужбы Иракского Курдистана. Анкара
получила крайне неприятный для Турции
сигнал о том, что между двумя этими сила-
ми намечается альянс.
Не все ясно и с раскладом сил внутри
курдской автономии. В Эрбиле продолжа-
ются очень трудно идущие переговоры
между делегациями Демократической
партии Курдистана (ДПК), Патриотиче-
ского союза Курдистана (ПСК) и «Горран»
по достижению компромисса в отношении
семи пунктов предварительных условий
достижения соглашения о поддержке
этими тремя основными курдскими пар-
тиями самой идеи референдума.
Поддержка эта должна реализовать-
ся в виде созыва парламента Ирак-
ского Курдистана, который уже два
года находится в подвешенном со-
стоянии из-за позиции руководства
«Горран», которое его работу бойко-
тирует. Отсутствие парламентского
одобрения идеи референдума и
главное – одобрение на законода-
тельном уровне его итогов самым
серьезным образом дезавуирует
саму идею его проведения для ми-
рового сообщества.
Отход «Горран» от самой идеи
проведения референдума возможен
в рамках блокирования с позицией
таких политических партий, как Ис-
ламская партия Курдистана. По-
следняя категорически отвергает
идею проведения референдума. Это
может произойти в последний мо-
мент из-за того, что стороны могут
не согласовать окончательные усло-
вия соглашения: тема торговли угле-
водородами и распределение прибыли оста-
ется пока непреодолимым препятствием,
или вследствие работы с «Горран» междуна-
родных игроков, Ирана и Турции. При
этом если референдум состоится, его итоги
останутся на бумаге и он обречен остаться
пропагандистским фактом из-за непризна-
ния его и его итогов международным сооб-
ществом.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Политика Трампа
повторяет стратегию
Дж. Буша-младшего
и подразумевает
опору на старых
союзников в регионе
(КСА, АРЕ и Израиль)
с активным использованием
военной силы
МЕЖДУ ВОЙНОЙ
И ВОЗМОЖНЫМ МИРОМ
Пока можно лишь гадать, что ждет регион после завершения войны
в Сирии и к чему стремятся стороны, в той или иной степени
задействованные в конфликте.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
ПЕРЕД ПЕРЕГОВОРАМИ В АСТАНЕ
И РЕФЕРЕНДУМОМ В ИРАКСКОМ КУРДИСТАНЕ
vladtime.ru
trv-science.ru
Алексей Хохлов (слева)
и Александр Сергеев готовы бороться
за высокий пост совместно
03
ГЕОПОЛИТИКА
ИНТЕРЕСЫ
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook