Газета «Военно-промышленный курьер». №5 (718) 6-12 февраля 2017 года - page 2

Руководитель направления «Восток»
портала Pravda.ru
Саид ГАФУРОВ
Все самое главное, что происходило на конгрессе, было скры-
то от широкой публики. Итоги этой работы проявятся неявно и не
раньше, чем через пару месяцев. Основная цель, которую ставили
перед собой организаторы, была в том, чтобы сделать сирийскую
зарубежную оппозицию более конструктивной. При этом возни-
кала странная ситуация: с каждым конкретным ее представите-
лем можно разговаривать, а с оппозиционной коалицией – нет.
Уже ясно, кто выиграл и кто проиграл в сирийской войне. С са-
мого начала и Башар Асад, и Владимир Путин говорили о том, что
военного решения конфликта нет, армейские операции только соз-
дают условия для политического решения. Всем понятно, что надо
перестать разрушать Сирию. Но в том и кроется серьезная проблема:
до тех пор, пока зарубежная оппозиция не соглашается на мир, она
продолжает получать финансирование и от стран НАТО, и от госу-
дарств Персидского залива. Оно прекратится в тот момент, когда
оппозиционеры согласятся. Поэтому они вынуждены вести себя
крайне неконструктивно именно как организация. Это прекрасно по-
нимает и спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура. И
хотя Сочинская конференция формально была посвящена запуску
процесса изменений в конституции САР, более значимой представ-
лялась попытка так изменить саму структуру объединенной оппози-
ции, чтобы сподвигнуть ее на конструктивное общение. Это поможет
добиваться полного и официального замирения в Женеве.
Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что Конгресс
сирийского национального диалога в Сочи ничего не дал и закон-
чился неудачей. У него есть свои основания так говорить. Дело в
том, что Соединенные Штаты вынужденно меняют стратегию на-
циональной безопасности. Им нужно уделять меньше внимания
Ближнему Востоку и концентрироваться на Дальнем, где американ-
цы получили совершенно новую ситуацию: китайские субмарины
могут нанести ядерный удар возмездия по всей территории США.
Вашингтону предстоит решать колоссальную, чрезвычайно дорого-
стоящую стратегическую задачу. Накладываются и ведомственные
расхождения: концентрация на дальневосточных проблемах будет
означать приток финансирования ВМС и ВВС. Использовать ситуа-
цию в Сирии и Ираке – фактически единственный способ для сухо-
путных войск выбивать деньги на свои нужды.
В нашей политике существу-
ют две линии. Одна, ее поддер-
живают МИД в целом и его
глава, за то, чтобы Россия твер-
до придерживалась позиции
ООН: единственнымфактом, ко-
торый может поставить точку в
сирийском конфликте, является
решение Женевской конферен-
ции, проходящей под эгидой
Объединенных Наций. Есть и
другая, приверженцы которой
считают: в оппозиции собрались
люди, с которыми нельзя дого-
вариваться, и все должно ре-
шаться либо на поле боя, либо
через двусторонние соглашения
«на земле». Тут не очень понятно, что делать с оппозицией, действу-
ющей из-за границы. Потому что договориться с сирийскими поле-
выми командирами, как выяснилось, не очень сложно – те тоже по-
нимают, что нужно прекращать разрушать страну и начинать ее вос-
станавливать. А внешняя оппозиция – проблема. Повторюсь: пока
она не согласна на мир, ей идет финансирование. Сейчас доминиру-
ет линия Лаврова. Сергей Викторович убежден: мероприятия в Сочи,
Астане должны работать на то, чтобы позволить Женеве стать эф-
фективным механизмом, который и поставит окончательную точку.
Вопрос теперь, получится ли у Лаврова переиграть американ-
цев, французов, политиков из других стран в Женеве. Верится,
что глава российского МИДа выйдет победителем.
В любом случае нужно отработать любую возможность для
того, чтобы привести дело к миру. Теперь все будет зависеть от
того, как поведут себя США, Франция и другие страны НАТО. Смо-
гут ли понять, что не им решать, кто будет управлять сирийцами.
Это тоже большая проблема. Потому что там, как и в Москве,
отлично понимают: на честных, свободных и демократических вы-
борах у оппозиции просто нет кандидата, который в состоянии со-
перничать с Асадом. Он одержит победу уже в первом туре. Это не
устраивает ни Вашингтон, ни Париж. Сначала там утверждали: Башар
должен уйти. Потом этот тезис сняли. Стали говорить, что не будут
оказывать финансовую помощь в восстановлении Сирии, пока Асад
остается у дел. Сейчас и это дезавуировали, требуют уменьшить
полномочия сирийского президента. Башару Асаду самому не нужна
сверхцентрализация власти – ответственности больше. Поэтому за-
пускается конституционный процесс, который снимает часть полно-
мочий с президента и увеличивает их у губернаторов, парламента,
правительства, властей на местах. Оптимальное решение, в принци-
пе устраивающее всех. И очень важно, что де Мистура это поддер-
жал, а значит, и Организация Объединенных Наций. Противники си-
рийского президента получили возможность красиво уйти, сказав,
что цели добились, полномочия Башара Асада урезаны.
Как курды могут вписаться в этот политический процесс? С
ними все понятно – их требования децентрализации справедливы
и признаются в Дамаске. На самом деле разговор с курдами будет
идти прежде всего относительно бюджетного процесса, посколь-
ку это главное. Что потребует конституционных изменений.
Противники
сирийского президента
получили возможность
красиво уйти
Переговорная
оппозиция
Конгресс сирийского национального диалога,
прошедший в Сочи, по отзывам многих его
участников, стал медиатором близких к тупику
женевских переговоров и приблизил запуск
политического процесса.
«
На честных
выборах Асад
одержит победу
уже в первом туре.
У оппозиции просто
нет кандидата,
который в состоянии
соперничать
»
02
№ 5 (718) 6–12 февраля 2018 года
Контакты
ГЕОПОЛИТИКА
Раймонд МАКГОВЕРН
Главной целью «разведчиков», как вы-
ясняется, был Картер Пейдж, советник
кандидата Дональда Трампа. А главные
пункты того, что сейчас широко извест-
но как Меморандум Нуньеса, по фами-
лии республиканца от штата Калифор-
ния, председателя Комитета по разведке
палаты представителей, прекрасно сфор-
мулировал один из блоггеров, отметив-
ший, что нынешние и бывшие весьма
высокопоставленные чиновники сейчас
подлежат ответственности по обвинени-
ям в презрении к суду. Вот те сотрудники
ФБР и Министерства юстиции, которые
ставили свои подписи под мошенниче-
скими обращениями в суд по наблюде-
нию за иностранными разведками: тог-
дашний директор ФБР Джеймс Коми,
бывший замдиректора ФБР Энди Мак-
кейб, бывший и. о. министра юстиции
Сэлли Йейтс, и. о. замминистра юстиции
по вопросам национальной безопасности
Дэйна Бентэй и первый замминистра
юстиции Род Розенстайн.
Теперь вкратце о том, что они сдела-
ли. Согласно показаниям бывшего замди-
ректора ФБР Энди Маккейба разрекла-
мированное, но сомнительное досье быв-
шего чиновника британской разведслуж-
бы Стила сыграло критическую роль в
получении от тайного суда по наблюде-
нию за иностранными разведками ордера
на слежку за Картером Пейджем.
Кристофер Стил получал деньги от
Национального комитета Демократиче-
ской партии и от ФБР за одну и ту же
информацию.
Никто в ФБР или в Министерстве
юстиции не сообщил суду о том, что за
досье Стила были уплачены деньги оп-
позицией, проводившей политическую
кампанию.
Из того, что в сентябре 2016 года на-
писал Майкл Изикофф, выходит, что ЦРУ
и директор Службы национальной развед-
ки виновны в распространении дезинфор-
мации о Трампе и России. «По данным от
многочисленных источников, которые
были пробрифингованы по этому делу, чи-
новники американской разведки стремятся
установить, создавал ли некий американ-
ский бизнесмен, означенный одним из его
внешнеполитических советников как До-
нальд Трамп, частные каналы связи со
старшими российскими чиновниками,
включая проведение переговоров о воз-
можном снятии экономических санкций,
если республиканский кандидат станет
президентом». «Как сообщил Yahoo News
хорошо осведомленный источник в одной
из западных разведок, после этого амери-
канские чиновники получили разведсооб-
щения о том, что во время трехдневной
поездки Пейдж встретился с Игорем Се-
чиным, давней связью Путина и бывшим
заместителем премьер-министра России,
который в настоящее время является ис-
полнительным президентом «Роснефти»,
ведущей российской нефтяной компании»,
– пишет далее Изикофф.
Кто же были те «чиновники амери-
канской разведки», которые устраивали
такие брифинги для специально ото-
бранных членов сената и палаты предста-
вителей? Наверное, скоро мы об этом
узнаем, как и то, что бывший директор
ЦРУ Джон Бреннан и бывший директор
Национальной разведки Джим Клэппер
тоже старались посодействовать ФБР в
том, чтобы сшить дело против Трампа.
В самом деле конгрессмен Грег Уол-
ден, республиканец от штата Орегон,
председатель Комитета палаты предста-
вителей по энергетике и торговле, уже
дал понять, что разоблачения Меморан-
дума Нуньеса представляют собой всего
лишь один кусочек, возможно, гораздо
более крупной мозаики того, что проис-
ходило.
А что касается конгрессмена Адама
Шиффа, демократа от штата Калифор-
ния, старшего члена Комитета по раз-
ведке палаты представителей, то совер-
шенно ясно, что он из кожи лез вон, как,
впрочем, и все демократическое руко-
водство в конгрессе, чтобы заблокиро-
вать или поставить под сомнение доклад
Комитета по разведке.
Сегодня СМИ, включая тех, кто
когда-то относился к «прогрессивным»,
полностью поддерживают типов, по-
добных Адаму Шиффу, и «глубинное
государство» ФБР – ЦРУ – АНБ. Они
будут вовсю жать на тормоза, но жре-
бий уже брошен. Ближайшие несколько
месяцев будут весьма интересными.
Публикуется с разрешения издателя
Перевод Сергея Духанова,
специально для «ВПК»
НЕВИДИМЫЙ ФРОНТ
Константин
СТРИГУНОВ
В итоге численность амери-
канского контингента возросла
до 15 тысяч. Отметим, что мак-
симум американского присут-
ствия в стране пришелся на 2010
год – около 140 тысяч человек.
Однако несмотря на ведущуюся
уже 17-й год войну, достичь за-
метного успеха интервенты не
могут. Более того, даже когда
иностранный контингент и мест-
ные военно-полицейские силы,
лояльные Кабулу, насчитывали в
совокупности более 300 тысяч
человек, превосходя «Талибан» в
10–15 раз, и имели тотальное
преимущество в огневой мощи и
разведке, повстанческое движе-
ние местами не только не уступа-
ло контролируемые территории,
но и теснило оккупантов в от-
дельных регионах.
ИГРЫ С «ТАЛИБАНОМ»
Сегодня, по данным Би-би-
си, под полным контролем
«Талибана» – около четырех про-
центов Афганистана, но группи-
ровка открыто действует еще на
66 процентах территории стра-
ны. Журналисты указывают на
наличие параллельной власти в
некоторых районах, формально
находящихся под контролем пра-
вительства. В них талибы соби-
рают налоги за экономическую
деятельность и даже за комму-
нальные услуги. Возникает ре-
зонный вопрос: если междуна-
родные оккупационные силы
вместе с лояльным им прави-
тельством почти за 17 лет войны
не сумели ничего сделать, какие
основания считать, что с силами,
на порядок меньшими по срав-
нению с 2010 годом, можно рас-
считывать на успех? Перенос ак-
цента на афганскую армию с ее
низкой подготовкой заведомо не
даст результата. Это наверняка
понимают и в Вашингтоне, зна-
чит, подлинная цель дальнейше-
го пребывания американского
контингента совсем в другом.
Помимо сказанного, стоит
отметить изменения в военно-
политической и стратегической
обстановке в Афганистане после
2014 года, когда ИГ (запрещен-
ное в России) объявило регион
Афганистана
и
Пакистана
(АфПак) вилайетом. После лик-
видации халифата как квазигосу-
дарства его сторонники рассре-
доточились, и Афганистан – одно
из ключевых мест сбора.
После провокации 11 сентя-
бря 2001 года США получили
карт-бланш на проведение воен-
ной операции в Афганистане под
предлогом борьбы с междуна-
родным терроризмом – явлени-
ем, которого не существовало до
того, как американцы объявили
о нем. Как бы то ни было, но Ва-
шингтон создал casus belli для
реализации своих интересов – от
обеспечения ВПК и связанных с
ним корпораций заказами на
годы вперед до контроля нарко-
трафика.
Однако в наибольшей степе-
ни интерес к Афганистану обу-
словлен стратегической значи-
мостью региона, этого евразий-
ского перекрестка, необходимого
для создания проблем основным
геополитическим противникам
– России, Китаю, Ирану. Смысл
в следующем. Поскольку США
не в состоянии ликвидировать
«Талибан» и другие террористи-
ческие организации, действую-
щие в Афганистане, то стоит соз-
дать в этой стране такие условия,
чтобы никто из конкурентов не
смог усилить влияние в ней.
Кроме того, присутствие ограни-
ченного контингента позволяет
не бороться с «Талибаном», а
влиять на него и направлять в
нужное русло. Разумеется, по-
добный сценарий сложен, но
крайне привлекателен.
КОНФЛИКТЫ В КОРИДОРЕ
Кому контролируемая деста-
билизация Афганистана может
мешать в первую очередь? После
прихода к власти Си Цзиньпина в
Китае активно разрабатывается
стратегический проект «Один
пояс, один путь». Это евразийский
логистическо-инфраструктурный
комплекс, в котором Пекин при-
вяжет к себе рынки десятков стран.
Первоочередная цель – Европа,
обладающая наибольшей покупа-
тельной
способно-
стью. Важный сегмент
«Пути» – Китайско-
пакистанский эконо-
мический
коридор
(КПЭК). Эта гигант-
ская транспортно-ком-
муникационная сеть
берет свое начало в
Синьцзян-Уйгурском
автономном районе
(СУАР) и идет через
весь Пакистан, окан-
чиваясь глубоковод-
ным портом Гвадар.
По оценкам, китай-
ские вложения в КПЭК составят
порядка 62 миллиардов долла-
ров. «Один пояс, один путь», а
точнее – его наземная ветвь берет
начало в центральных регионах
Китая и затем проходит через за-
падные провинции, в том числе
СУАР, а значит, участвует в раз-
витии наиболее отсталых регио-
нов страны. Таким образом,
смысл еще и в ликвидации дис-
пропорций, несущих серьезную
угрозу национальной безопасно-
сти КНР и активизирующих се-
паратистские тенденции.
Геополитические противники
Китая все это знают, и продуци-
рование нестабильности в Афга-
нистане имеет целью если не со-
рвать, то как минимум затруд-
нить создание КПЭК. Проблема
для Китая заключается в том,
что четыре шоссе через Паки-
стан идут по территориям, где в
той или иной степени активны
террористические и сепаратист-
ские организации. Считается,
что основными бенефициарами
КПЭК будут пенджабцы, кото-
рые сконцентрировали власть в
Пакистане, а значит, доход от
проекта станет оседать в Исла-
мабаде, создавая недовольство
бюджетной политикой в среде
региональных этноконфессио-
нальных групп. Растет риск уси-
ления неравномерностью разви-
тия провинций внутри Пакиста-
на, тем самым провоцируя сепа-
ратистские тенденции.
Для противодействия этому
Исламабад создал Специальное
подразделение обеспечения без­
опасности численностью 15
тысяч человек, а Пекин для за-
щиты своего персонала прибег-
нет к использованию ЧВК как
китайских по типу China Security
and Protection Group, так и ино-
странных. В частности, небезыз-
вестный Эрик Принс, основа-
тель
скандальной
ЧВК
Blackwater, вместе с гонконгским
магнатом Гао Чжэньшунь осно-
вал компанию Frontier Services
Group (FSG), нанятую китай-
ским правительством для охра-
ны объектов, строящихся по
проекту «Один пояс, один путь»,
а именно его северной ветки,
включающей Казахстан, Узбеки-
стан, Афганистан и Пакистан, а
также в СУАР КНР. По этой
причине дестабилизация Афга-
нистана неизбежно приведет к
нестабильности в пуштунских
землях и усилит риск атак на ин-
фраструктурные объекты КПЭК
по всей протяженности на тер-
ритории Пакистана. Недаром
Пекин в метафорической форме
заявил о создании «великой
стены», имея в виду комплекс
мер по защите границ. Известно,
что в среду «Исламского движе-
ния Восточного Туркестана» –
уйгурской сепаратистской орга-
низации, действующей в СУАР,
проникают боевики, прошедшие
боевую подготовку в ИГ и дру-
гих террористических структу-
рах. Например, по данным посла
Сирии в КНР Имада Мустафы,
против официального Дамаска в
мае 2017 года воевали около
пяти тысяч уйгуров, хотя неко-
торые аналитики склонны счи-
тать цифру завышенной.
КЛЮЧ ОТ УГРОЗЫ
Для России присутствие амери-
канцев в Афганистане – угроза с
точки зрения как нар-
котрафика, так и про-
воцирования экстре-
мистской активности
в Средней Азии.
Важно понимать, что
ликвидировать нега-
тивные последствия от
пребыванияамерикан-
цев в Афганистане,
равно как от всей де-
стабилизации региона,
через прямое вмеша-
тельство нельзя – эф-
фект окажется обрат-
ным. Для нормализа-
ции обстановки в регионе требуют-
ся коллективные усилия на
международном уровне, что, оче-
видно, чистая утопия. Для эффек-
тивного противодействия радика-
лизму нужно кардинальное изме-
нение экономической ситуации в
России с ликвидацией социальной
базывербовкивтеррористы.Таким
образом, ключ не за пределами
нашей страны, а внутри нее.
Нестабильность
в Афганистане имеет целью
как минимум затруднить
осуществление проекта
«Один пояс, один путь»
ПОЛИТИКА США В АФГАНИСТАНЕ
НАПРАВЛЕНА ПРОТИВ РОССИИ,
КИТАЯ И ИРАНА
В августе прошлого года Дональд Трамп огласил новую
стратегию в отношении Афганистана, дав понять,
что быстрый вывод войск не предвидится.
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА
ХАОС ПО ПОЯС
ФЕЙК-
РАЗВЕДКА
Долгожданный доклад Комитета по разведке палаты
представителей констатирует, что нынешние и бывшие
высшие чиновники ФБР и Министерства юстиции виновны
в правонарушении, выразившемся в предоставлении ложных
данных, необходимых для получения судебного ордера на слежку
за американскими гражданами.
МЕМОРАНДУМ НУНЬЕСА ВСКРЫЛ РАБОТУ
АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦСЛУЖБ ПРОТИВ ТРАМПА
Раймонд Макговерн (Raymond McGovern) – ветеран ЦРУ с 27-летним стажем. Как веду-
щий аналитик на ежедневной основе знакомил президентов США с информацией разведы-
вательного сообщества США. Награжден медалью ЦРУ «За службу в разведке», которую
вернул в 2006 году в знак протеста против применения Соединенными Штатами пыток.
Сооснователь общественной организации «Ветераны разведки за здравомыслие».
СПРАВКА «ВПК»
google.com
republicbuzz.com
советник трампа
Картер Пейдж в москвЕ, 8 декабря 2016 года
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook